Два хоррора Netflix: свежий «Никто не уйдёт живым» против «Ритуала»

Не так-то просто найти локацию для хоррора более заезженную, чем старый дом с призраками. И даже как-то сложно сказать, в чём именно причина засилья кино о старых домах: то ли из-за дешевизны производства, то ли из-за того, что люди инстинктивно боятся чертовщины, проникающей в их жилище.

«Никто не уйдёт живым» (No One Gets Out Alive) — один из таких. Он рассказывает о девушке из Мексики, которая незаконно мигрирует в США и пытается выжить. Сначала она страдает от безденежья, но затем появляется нечто похуже.

Но фильмы про старые дома мы видим едва ли не каждый месяц. На этом фоне очень выгодно выделялся нетфликсовский «Ритуал» — редкий сейчас хоррор, где действие происходит не в замкнутых пространствах, а в лесу. Что-то между «Ведьмой из Блэр» и, может быть, «Таинственным лесом» Шьямалана. Причём в главных ролях — мужчины, казалось бы, стойкие и не пугливые, а на деле обоссавшиеся в заброшенной хижине от ночных кошмаров.

Хоррор «Никто не уйдёт живым» предваряет строчка «От создателей “Ритуала”», хотя общие у них пара продюсеров, оператор и писатель. Однако похожего между этими фильмами больше, чем может показаться на первый взгляд.

И там, и там во главе — ритуал. Есть некий монстр, которому приносят жертвы. Только если в «Ритуале» речь идёт о скандинавской мифологии, то в «Никто не уйдёт живым» — об ацтекской. Причём, сами монстры по дизайну одинаково изобретательные, хоть у фильмов и разные художники.

Однако история об обоссавшихся в шведском лесу мужиках кажется гораздо интереснее, чем о девушке, которая попадает в очередной проклятый дом.

Разумеется, «Ритуал» не идеален. Он прекрасно нагнетает обстановку в первой половине фильма, включая в видеоряд к тому же чуть ли не сайлент-хилловский сюрреализм.

Однако авторы не используют выбранный сеттинг на полную катушку: лишь однажды они прячут за деревьями монстра, но тут же его выдают. А ведь вглядываться в бесконечный лес чертовски страшно — кто знает, что там может прятаться? Тот же Ари Астер в «Солнцестоянии» использовал антураж гораздо интереснее.

Однако фильм спасает не только сам сеттинг, но и необычные для жанра герои — вроде бы типично сильные мужчины, которые, однако, быстро проявляют свои слабости. В то же время «Никто не уйдёт живым» использует приевшийся паттерн о девушках, которые страдают из-за безумных мужчин.

К сожалению, хорроры всё ещё эксплуатируют физическую слабость женщины по сравнению с мужчиной. Со времён «Психо», а то и раньше, женщины выразительнее кричат в душе, сильнее пугаются криков из подвала и эффектнее запинаются об предметы, убегая от чего-то жуткого и иррационального.

В то же время, авторы «Никто не уйдёт живым» поднимают интересную, казалось бы, тему — девушки, оказавшиеся в доме, где происходят жертвоприношения, нелегальные мигранты, а значит они не могут просто позвонить в полицию. Но в остальном, к сожалению, никаких экспериментов для жанра в фильме нет. Есть подвал, есть оцарапанные косяки, есть сцена в душе, есть и призраки убитых, конечно же, которые должны пугать.

Но во всём этом нет изобретательности, какая была, к примеру, в сериале Флэнегана «Призраки дома на холме». Это не революция в жанре, как первое «Паранормальное явление». И не «Репортаж», который берёт приёмы из «Ведьмы из Блэр» и использует их в зомби-апокалипсисе.

И, если уж продолжать сравнения с «Ритуалом», здесь совсем нет эффекта неожиданности. Едва завидев призраков, ты понимаешь, что они не злые. У них горят глаза, но они точно не причинят никому вреда. А вот мужчины — наверняка причинят.

«Ритуал» интересен в первую очередь тем, что нехарактерного для хорроров пола люди попадают в страшную ситуацию, ругаются между собой и пытаются выжить. Их, казалось бы, прочные дружеские отношения дают слабину, когда появляется нечто паранормальное, что отсылает к изначальной травме главного героя. И бояться они могут ничуть не хуже.

Ну а «Никто не уйдёт живым» собирает все возможные клише, но, слава богу, добавляет что-то хоть как-то необычное — тот самый ритуал. Это уже лучше, чем ничего.

Однако всё-таки хочется, чтобы авторы хорроров в массе своей отошли наконец от схемы «женщина в проклятом доме» и чаще обращались к более необычным темам. В конце-концов, и женщина может за себя постоять, и мужчина может громко закричать от страха.

Понравилось

  • Хоррор основан на мифологии ацтеков, что не так часто появляются в жанре.
  • Пара изобретательных и вполне страшных моментов.
  • Классный монстр, не хуже того, что в «Ритуале».

Не понравилось

  • Опять клише «женщина в проклятом доме».
  • Ни одного необычного сюжетного хода.
  • Сколько ж можно-то снимать одно и то же.

#никтонеуйдётживым #netflix #ритуал #мнения

 

Источник

Читайте также