Добрые мультики на глубокие темы – особенность Pixar. «Душа» продолжает эту традицию, рассказывая историю души умершего музыканта, которая пытается вернуться к земной жизни и знакомит с ней новую душу, не желающую жить на Земле. Режиссерская работа главы Pixar, автора «Вверх», «Головоломки» и «Корпорации монстров».
Мы уже давно знаем, что все произведения студии Pixar связаны. Помимо отсылок друг на друга, события мультфильмов происходят в одной вселенной. Эту фанатскую теорию, отчасти подтвердила и сама студия. Но главное, что объединяет все мультфильмы Pixar – сложные темы: утрата («Вверх»), поиск себя («Рататуй»), одиночество («ВАЛЛ-И»), расставание с детством и взросление («История игрушек»), эгоизм («Тачки»), пропорции эмоций («Корпорация монстров», «Головоломка»), воспитание («В поисках Немо») и т.д. В каждой истории существует комплекс мотивов, характерный скорее для авторского кино, при этом они сохраняют обаяние и оптимизм детской анимации. В 2020 году Pixar выпустила два мультфильма. Оба номинированы на «Оскар-2021», и оба затрагивают вопросы смерти. «Вперед» рассматривает ее через призму утраты, как, например, «Вверх», а вот «Душа» близка «Тайне Коко» и теме загробной жизни.
Школьный учитель музыки Джо Гарднер получает работу мечты в джаз-бэнде. И тут же умирает. Но его душа сопротивляется смерти и вместо «Великого Запределья» (Great Beyond, загробная жизнь), где заканчивается путь, попадает в «Великое До» или «Семинар «Ты» (Great Before) – место, где новые души обретают свои наклонности, прежде чем отправится на Землю и соединиться с телом. Там Джо оказывается в группе менторов, отвечающих за искру (изюминку характера), и ему достается самая капризная Душа 22 (это ее имя). Она не хочет земной жизни и уже успела свести с ума души Ганди, Линкольна и Матери Терезы, которые были ее наставниками.
«Душа» начинается как история борьбы за мечту, затем перерастает в мотив поиска себя (искры) и продолжения жизни в другом человеке (душе), а в итоге доходит до понимания ценности жизни и принятия смерти. Главный герой проходит эти стадии минимум дважды. Он начинает, как наставник (школьный учитель), затем находит себя (его зовут в джаз-бэнд), после чего умирает. И уже душа Джо становится наставником и находит себя, но уже на новом уровне. А вот Душа-22 хочет оставаться внутри своей коробки, разгадывая судоку и коллекционируя бейджи бывших менторов. Она даже готова «пропустить жизнь», передав свой пропуск в мир чувств и ощущений. Ее развитие начинается в момент выхода из зоны комфорта.
До «Души» Pixar создавал физических героев: людей, антропоморфные игрушки и машины, животных, мифических существ и монстров. Здесь же пришлось делать анимацию эфемерного, вроде эмоций в «Головоломке», только там их внешность базируется на стереотипных моделях поведения. «Душа», объединяя разные культурные и религиозные представления о душах, создает новый мир и расширяет грани вселенной Pixar (если она все-таки существует и функционирует по единым законам).