Решил недавно перепройти Duke Nukem 3D и думаю дай-ка я заодно ради интереса заценю более ранние игры этой франшизы. Кто не знает, до легендарного Duke Nukem 3D 1996-ого года было ещё две игры в жанре 2D-платформеров, собственно Duke Nukem I 1991-ого и Duke Nukem II 1993-его года. Вообще я не очень люблю платформеры и играл в них только в детстве. Так что думал просто для общего развития пройти несколько уровней и дропнуть.
Но! В итоге я прошёл все три эпизода Duke Nukem I, все тридцать уровней. И удовольствия получил даже не меньше чем от трёхмерного шутера. Сюжет игры нарочито банален: сошедший с ума от облучения радиацией профессор создаёт армию роботов и грозится завоевать весь мир. ЦРУ забрасывает супергероя Дюка Нюкема в захваченный злым гением мегаполис, чтобы остановить злодея. Дюк надеется справиться быстро и успеть к ток-шоу Опры.
Забавный факт, в последней 2.0 версии игры название пишется как Duke NukUm. Это не опечатка, дело связано с тем, что в мультсериале того времени «Команда спасателей Капитана Планеты» уже оказался герой (вернее злодей) с таким именем. Но его имя не было официально зарегистрировано как интеллектуальная собственность, так что фамилию NukEm снова вернули во второй части игры в 93-ем.
По геймплею игра представляет собой платформер с возможностью движения в четыре стороны. Игра очень динамична и не даёт скучать. За что я не люблю многие платформеры, так это за тяжёлые места, где только с сотой попытки удаётся, например, допрыгнуть до нужного места. Здесь такого нет. Не смотря на это, прыжков и различной довольно сложной акробатики в игре очень много. Но это всё, за исключением нескольких нудноватых уровней, выглядит очень весело и без нервотрёпки.
Кстати, сохраняться в игре можно только между уровнями и при этом «здоровье» не восстанавливается полностью с каждым новым уровнем. Так что, имея меньше четырёх полосок «жизни», переходить на новый уровень довольно неосмотрительно. Но оказавшись почти с нулём хелсов в середине уровня не расстраивайтесь, здоровье можно пополнить при помощи бонусов в виде колы, индейки и ядерного заряда, который дарует максимальное здоровье. Так что редкие сейвы совсем не отнимают фана.
Оружие у Ядерного Дюка только одно — бластер. Но его можно проапгрейдить, если найти скрытые бонусы. Помимо ящиков с бонусами (или ловушками) также можно разрушать некоторые объекты: определённые стены, ракеты, видеокамеры, генераторы силового поля. Нельзя сказать, что противников в игре прямо уйма, но они довольно разнообразны, от простейших ботов до вертолётов и зайчиков-убийц. Сражаться с ними интересно. Есть также всякие падающие, движущиеся и взрывающиеся ловушки. А через систему видеослежения злой гений следит за попыткой Дюка Нюкема его остановить, периодически оставляя ему едкие сообщения. Это добавляет игре некоторой интерактивности, а мачистские комментарии Дюка формируют его, позже прославившуюся, манеру себя вести.
Помимо обычного бега и прыжков в игре присутствуют вертикальные игоризонтальные транспортёры, которые создают дополнительные(не)удобства. Герой при помощи найденного инвентаря также можеткарабкаться по некоторым потолкам.
Мне очень понравился левел-дизайн. Уровни не похожи друг на друга и вкаждом есть своя изюминка. Для прохождения уровней требуется находитьразноцветные ключи и другой инвентарь. Игру нельзя пройти просто «слеванаправо». Уровни довольно большие, несколько раз я думал, что мне весьмапригодилась бы карта. Некоторые уровни, если я вдруг не ошибаюсь, можнопройти альтернативными путями. Есть «секретные» локации, где можнонайти апгрейды и новый инвентарь или просто места с дополнительнымибонусами. Бонусы сами по себе ничего не дают, хотя, если игра прям оченьпонравилась, то можно пробовать её пройти с максимально доступнымибонусами. Например, дополнительные бонусы даются за уничтожения всехвидеокамер на уровне и т. п. и т.д.. Это, думаю, в духе игр конца 80-ых иначала 90-ых.
Графика, как по мне, для 1991-ого года, вполне себе неплохая (наверное).Классненькая EGA графика. Уровни выглядят по-разному. От мрачных лунныхпейзажей до светлого футуристического города. Есть даже зеркальныеповерхности и, что мне особенно понравилось — меняющаяся в реальномвремени при движении фоновая картинка. Красиво. Хотя я вообще люблювсякий «пиксель-арт». Отмечу для знатоков. Википедия пишет, что «в частиоформления можно отметить значительные заимствования из других игр,например, из Turrican и MS-DOS-версии игры Mega Man».
Игра создана и выпущена компанией Apogee (позднее известна как 3DRealms), которая позже и создаст Duke Nukem 3D. Кстати, если верить тойже Википедии, то, как говорит Тодд Реплогл, один из программистов игры, внаписании отдельных низкоуровневых частей кода ему оказывал помощь ДжонКармак, главный создатель Wolfenstein 3D, Doom и Quake.
Изначально игра была выпущена под MS-DOS и значительно позже переиздана для современных операционных систем. Раньше игру можно было купить на GOG, но потом из-за юридических перипетий и проблем с авторскими правами её оттуда убрали. Сейчас игра доступна на ZOOM-PLATFORM (https://www.zoom-platform.com/product/duke-nukem-1)
Дополнительная информация:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Duke_Nukem
https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/454112/
https://3drealms.com/catalog/duke-nukem-1_24/
Трейлер – https://youtu.be/lz6cnwZi0Go