DualSense. Неочевидный обзор, доработка и ремонт

DualSense. Неочевидный обзор, доработка и ремонт

Новый геймпад для PlayStation 5 был представлен больше года назад. Сейчас, после нескольких месяцев использования, я бы хотел рассказать, о том, какие плюсы и минусы у обновлённого геймпада, и о том, что я в нём поменял.

Признаюсь честно, первые его изображения вызвали у меня противоречивые чувства, т.к. уже на фотографиях было видно, что в Sony решили довольно сильно изменить эргономику геймпада. Возможно я просто слишком стар для того чтобы легко изменить свои привычки, но в отношении DualSense я изначально был настроен довольно скептически.

Внешний вид, общие впечатления.

Еще сравнивая новый и старый геймпад на фотографиях я отметил, что расположение и размер функциональных элементов не изменились. Вообще. Размеры кнопок, стиков и расстояние между ними не изменилось ни на миллиметр. Видно, что в Sony старались сделать переход на новый геймпад максимально безболезненным.

Взяв геймпад в руки сразу замечаешь, что изменился хват. Контроллер стал толще и шире в боках. По началу это кажется непривычным, но некоторое время попользовавшись геймпадом, я больше склоняюсь к тому, что хват стал удобнее. Я параллельно пользуюсь и DualShock 4 и DualSense и я не испытываю никакого дискомфорта возвращаясь к DS4 (в чём то он нравится даже больше, но это, пожалуй, сугубо мои личные вкусовые предпочтения).

Белый цвет нового геймпада сказывается на том, как быстро он пачкается. Щель по периметру геймпада очень быстро становится грязной, а на текстурированной задней поверхности появляются тёмные пятна от рук. Я не считаю это большой проблемой, т.к. любой геймпад со временем будет нуждаться в полной чистке с разборкой. А DualSense разбирается даже проще чем DS4 и на нём по прежнему нет никаких пломб, так что аккуратная разборка не повлияет на его гарантию.

Мне очень понравилось, что в Sony отказались от использования бумажных наклеек на нижней стороне геймпада. Все эти наклейки, не смотря на то, что они закрыты специальной плёнкой, со временем изнашивались, начинали отклеиваться и геймпад терял свой первоначальный вид.

На DualSense вся служебная информация нанесена непосредственно на корпус геймпада. Я не знаю какая именно технология для этого применяется, но выглядит это как лазерная гравировка и сомнений в её долговечности не возникает.

Техническая часть.

Я уже несколько раз успел разобрать свой DualSense и не не могу не отметить, что разборка геймпада стала проще. В геймпаде по прежнему, помимо винтов, применяются защёлки, но доступ к ним значительно упрощён и сломать их (как в случае с DS4) почти нереально. Доступ к ним открывается после снятия чёрных «штанишек».

Нижняя половинка корпуса теперь не содержит никаких устройств (в DualShock 4 на ней были порт зарядки и подсветка). Теперь это просто кусок пластика, который и снимать проще (нет соединительного шлейфа, т.к. нечего соединять), и помыть можно без дополнительных ухищрений.
По разборке у меня будет только одно замечание. После того, как все защёлки разошлись и половинки геймпада разъединились, может показаться, что нижнюю половинку еще что-то держит. Но можно не беспокоится, это хаптик-вибромоторы упираются своими корпусами и нужно просто стянуть с небольшим усилием с них нижнюю часть корпуса.

У кнопок «круг», «квадрат», «треугольник» и «крест» появилась дополнительная резиновая прокладка. Она предназначена для того, чтобы устранить пластмассовый щелчок при резком отпускании кнопки. Теперь основание кнопок находится в «бутерброде» между этой прокладкой и резиновой контактной подложкой. Разница с DualShock действительно есть, кнопки стали заметно тише.

В конструкции геймпада теперь используется больше шлейфов. Это немного затягивает разборку, но, повторюсь, не делает её сложнее. Немного смущает, что Sony до сих пор припаивает вибромоторы и при разборке это, как и раньше, создаёт небольшие неудобства. Но т.к. провода достаточной длины, выпаивать их при разборке не нужно.
Изменился аккумулятор. Т.е. понятно, что он новый и большей ёмкости, но главное – изменился его тип. Раньше (в DS4-DS3) это был «тупой» аккумулятор на двух проводах (+/-), который, в случае износа или выхода из строя, менялся на самый простой (и дешёвый) литиевый аккумулятор, подходящего размера из ближайшего магазина радиодеталей. В DualSense используется аккумулятор с контроллером. Для его подключения, помимо стандартных «+» и «-», используется дополнительный третий провод для обмена информацией с встроенным контроллером (вероятно 1-wire протокол).

Теперь, для «дешёвой» замены аккумулятора, его придётся перепаковать, т.е. вскрыть корпус старого аккумулятора, отпаятьотрезать от контроллера старую «банку» и припаять к контроллеру новый аккумулятор. Судя по тому, что на Алиэкспресс пока не видно готовых аккумуляторов для замены, этот контроллер может быть очень непростым (хотя может просто пока спроса нет).

Отличия от DualShock 4

В начале отмечу, что не понравилось в сравнении с DS4, здесь будет только один пункт и это:

Форма кнопок X и O

Дело в том, что на протяжении всей истории геймпадов PlayStation, и D-Pad и основные кнопки всегда располагались в одной плоскости.

Более того, под этими кнопками всегда была ровная площадка. Но в DualSense они мало того что отказались от ровных площадок под кнопками, они еще и поменяли форму кнопок. Теперь верхняя грань кнопок «O» и «X» сильно скошена и повторяет изгиб геймпада под ней.

Это показалось мне подозрительным еще на фотографиях, а когда я взял геймпад в руки, мои худшие опасения подтвердились – нажимать эти кнопки стало не так удобно как раньше. Из-за скошенной грани, физически эти кнопки находятся ниже и пальцу приходится смещаться дальше, чтобы их нажать. При этом кнопки «X» и «O» сами по себе стали короче остальных. Мне это показалось очень неудобным еще и из-за того, что нажимая на кнопку перпендикулярно её поверхности нажатие происходит как бы не строго в её центр. Из-за этого я просто тактильно ощущал, что кнопка иногда нажималась чуть-чуть по другому.

Наверное я бы к этому просто привык, но я всё ещё часто играю на DualShock 4 и когда я беру его в руки, сразу отмечаю, что вот на нём все эти кнопки сделаны просто отлично и нажимаются гораздо лучше. На самом деле небольшой скос был и на кнопках «дуалшока», но там он был минимальный (от общей середины кнопок наружу), одинаковый на всех четырёх кнопках (да и кнопки были одинаковой высоты) и никак не ощущался во время игры.
На этом отрицательные различия заканчиваются. Переходим к тому, что стало лучше.

Кнопки Options и Share (Create)

В новом геймпаде эти кнопки немного выступают из корпуса. Находить их на ощупь и нажимать стало гораздо удобнее. Странно, но когда я пользовался только дуалшоком, я даже не задумывался о том, что они сделаны как-то неудобно. Но когда берешь старый геймпад после DualSense это сразу замечаешь – маленькие кнопки сделанные вровень с поверхностью геймпада сложнее находить на ощупь. Немного спасает, то что пользуешься этими кнопками обычно реже чем остальными, но в любом случае, хорошо, что они догадались исправить это в новом геймпаде.

Кнопка Mute

Еще одно нововведение – дополнительная кнопка отключения микрофона. Добавление этой кнопки было продиктовано (в том числе) тем, что микрофон теперь встроен в сам геймпад, но она работает и для любой подключенной гарнитуры. Важность этого нововведения сложно переоценить. Одним движением пальца, не убирая рук с геймпада, можно отключится от голосового чата, чтобы поговорить с домашними, отвлечься на телефонный звонок или просто высморкаться, и так-же просто (и быстро!) включить микрофон обратно. Сама кнопка mute с подсветкой и даже мимолётного взгляда достаточно, чтобы понять включен сейчас микрофон или нет и для этого теперь не нужно вызывать «быстрое меню». Подсветка кнопки не яркая, не отвлекает ночью, но и днём индикацию отлично видно. Просто удобно.
В настройках консоли можно задать начальное состояние (вкл/выкл) микрофона при включении консоли. У меня, например, он изначально отключен и я включаю его только при необходимости.

Поддержка EarPods

Я отношусь к тем людям, которым очень нравится EarPods. И по форме и по звуку. Единственное что мне не нравилось в этой гарнитуре, это то, что её микрофон не работает при подключении к DualShock 4. В своё время я долго пытался подружить эту гарнитуру и DS4. Я перепробовал кучу переходников, но даже с переходниками, заставить работать микрофон EarPods не получилось. Я находил информацию о том, что микрофон EarPods работает с «китайскими» DualShock 4, но проверить это не выдалось случая.

Первый раз включив PlayStation 5, после стартовой настройки, я сразу подключил эту гарнитуру к DualSense в надежде, что в Sony нашёлся человек, который решил это исправить. Моей радости не было предела – микрофон EarPods работает с новым геймпадом без каких либо проблем, качество передачи голоса очень хорошее.

Длина и форма стиков

На грибках стиков DualSense нанесён новый, более сложный узор. Я не берусь утверждать, стало ли ими от этого удобней пользоваться, возможно это больше имиджевое решение. Но отличаются они не только этим. Во время разборки геймпада, когда я поставил старый и новый стики рядом, оказалось, что новый стик чуть-чуть выше. Разница минимальная, но в любом случае, более высокие стики дают лучший контроль за движением персонажа и камеры, так что это различие (хоть и небольшое) тоже смело записываю в достоинства.

Прочее

Мелких различий еще много, но все они не оказывают никакого практического влияния на использование геймпада. Изменилась форма тачпада, но в тех играх где он используется это совершенно не заметно. Убрали световую панель и изменили индикацию “номера” геймпада, но это тоже абсолютно не замечаешь во время игры. Довольно сильно изменились кнопки R1/L1, при этом пропали разделители между R1R2 и L1L2. До того, как я взял геймпад в руки, я очень переживал за удобство этого решения, но на практике оказалось, что эти кнопки по прежнему удобные и во время игры даже не задумываешься о том, что они поменялись. Появился встроенный микрофон, но я лично ни разу им не воспользовался за всё время, когда тебе нужен микрофон, тебе обычно нужно и хорошее позиционирование звука, а добиться этого играя без гарнитуры почти нереально. Хотя, для кого-то это будет значительное изменение.

Первый ремонт

К сожалению, уже через пару месяцев я столкнулся поломкой. Внешне она проявлялась в том, что триггер R2 стал свободно болтаться на первых миллиметрах своего хода. Он по сути оставался полностью работоспособным, но вот просто положить на него палец, не нажав кнопку, уже не получалось. По началу даже не понятно было, что что-то случилось – просто, бегая в Apex`е, я стал совершать случайные выстрелы (когда палец просто лежит на триггере).

Печально. Уже настроившись на звонок в техподдержку и (минимум) недельное ожидание замены геймпада, я всё-же решил сначала посмотреть сам, что именно в нём сломалось. Интуитивно поломка казалась чисто механической. В первую очередь подозрение упало на небольшую пружинку, которая стоит на L2/R2 кнопках еще со времён PlayStation 3. Упругого усилия нажатия кнопки она почти не даёт (его создаёт резиновая контактная подложка), но она как раз удерживает сам триггер в его верхней точке.

Вскрытие геймпада подтвердило первоначальный диагноз. При этом пружина именно что «сломалась». По началу я даже не мог её найти, но оказалось, что её останки примагнитилась к ближайшему «вибромотору».

Так как у меня был под рукой полуразобранный DualShock 4, я первым делом сравнил старые и новые пружины. Внешних различий я не обнаружил и благополучно установил пружину от DualShock 4 в DualSense.

После замены прошёл уже не один месяц и «новая старая» пружина по прежнему исправно работает (хотя возможно она чуть-чуть мягче).

Доработка DualSense

Несмотря на все достоинства DualSense, разная форма и высота кнопок «Х» и «О» не давали мне покоя. Каждый раз, когда я брал геймпад в руки, я просто физически ощущал, что форма кнопок изменилась в худшую сторону. Для меня, это был единственный недостаток в новом геймпаде и спустя некоторое время я решил попробовать его исправить. Т.к. размер (диаметр) кнопок у DualSense не изменился, я решил установить в него кнопки из DualShock 4.

После неспешных поисков, я приобрёл за символическую сумму неисправный DualShock 4 (он же, кстати, послужил донором пружинки для триггера).

Разобрав оба геймпада, я с сожалением обнаружил, что немного изменились выступы в основании кнопок.

Лишние выступы пришлось аккуратно удалить. Эти выступы нужны для того, чтобы кнопки не выпали из корпуса геймпада. У кнопок доноров они удаляются лишь частично и оставшихся достаточно для надёжной фиксации кнопок.

При детальном сравнении разобранных геймпадов оказалось, что отличаются не только основные кнопки но и форма крестовины – пропало углубление в центральной части и кнопка «вниз» стала короче(ниже) остальных. Еще раз сравнив тактильно оба варианта, я решил, что старый мне нравится больше и поменял за одним и крестовину.

Получился вот такой «франкенштейн»:

Собрав геймпад и включив консоль, я с удивлением обнаружил, что старые (из DS4) кнопки «квадрат» и «треугольник» совершенно не подходят к форме нового геймпада. Они слишком низкие (короткие), почти не выступают над корпусом геймпада и нажимать их просто неудобно (зря обрезал выступы в основании кнопок, достаточно было обрезать его только у «О»). А вот основные виновники – «Х» и «О» получились просто отличными. Хорошо нажимаются любой частью подушечки большого пальца и их форма не вызывает никакого дискомфорта.
Еще раз разобрав геймпад, я вернул на место «квадрат» с «треугольником». В результате у меня получился этакий «Белый Бим чёрное ухо».

Удлинитель на стик.

Раз уж пошла речь о доработке геймпада, расскажу и о своём опыте использования удлинителя на стик.

Этот комплект насадок я приобрёл в МВидео. Отзывы у него были противоречивые, но взвесив все за и против, я решил, что смогу нивелировать основной его недостаток. Собственно с этого недостатка и начну.
Крепление самой длинной (а только её есть смысл использовать для удлинения) насадки очень жёсткое. Она держится на трёх защёлках. Защёлки эти грубые и они легко рвут резину на стиках, даже при очень осторожном надевании. И даже если у вас получится их надеть не повредив стик, они оставят на нём после себя заметные следы.

Издеваться таким образом над новенькими стиками «Дуалсенса» у меня не было никакого желания. По этому я просто переставил стик из донорского DualShock 4 (да, из того, что для кнопок и пружинки) и уже не особенно церемонился при надевании насадки.

После «апгрейда» я первым делом запустил Apex Legends. Первые впечатления – непонятно. Ни хорошо ни плохо, непривычно да, но какого-то качественного скачка не ощущается. Привыкаешь к насадке быстро и уже через час перестаёшь её замечать.

Всю (большУю, на самом деле) разницу замечаешь когда берёшь в руки геймпад с обычным (теперь уже коротким) стиком. Первая мысль: “да как я вообще раньше играл таким «обрубком»!? Невозможно же целиться!”. И сейчас, после нескольких месяцев использования я с уверенностью заявляю, что насадка-удлинитель на стик это просто «мастхев» приспособление для тех кто играет в шутеры на геймпаде. Сама за вас попадать она конечно не станет, но прицеливание стиком станет заметно легче. При этом, даже физически легче, т.к. за счёт большего рычага стик легче и плавнее страгивается с места.

Но вот советовать именно эту модель насадки я бы конечно не стал. Даже при наличии «лишнего» стика, для его замены, придётся почти полностью разобрать геймпад.

Чистка

В завершении обзора пару слов скажу о чистке. У меня двое детей, которые активно используют геймпад. Кроме того, к старшей дочери часто приходят подружки “поиграть в Майнкрафт”. В общем геймпад используется на всю катушку. Не удивительно, что щель по периметру быстро забилась, а на сложной текстуре на нижней стороне геймпада появились тёмные пятна.

Как я уже писал, нижняя (текстурированная) часть геймпада в DualSense не содержит на себе никаких электронных компонентов. Пропала и бумажная наклейка со служебной информацией. Это делает её снятие и мойку максимально простым. Для того, чтобы отмыть её я использовал зубную щётку с самым мелким (мягким) ворсом из тех что у меня есть и обычное мыло.

Пара минут и геймпад как новый.

Я, в этот раз, не разбирал полностью геймпад для прочистки, т.к. за пол года он еще не испачкался настолько, чтобы в этом появилась необходимость. Простого снятия нижней половинки оказалось более чем достаточно.

Вместо заключения

После полугода пользования DualSense можно уверенно сказать, что это безусловно большой шаг вперёд.

Сделав геймпад более функциональным, инженерам Sony удалось при этом упростить его конструктив и уменьшить сложность разборки. Кроме того удалось избавится от откровенно неудачных решений, таких как бумажная наклейка с нижней стороны и «скрытые» кнопки Share и Options.

Хват геймпада стал более удобным. Встроенный микрофон (хоть среднего качества) сможет выручить при отсутствии гарнитуры. А кнопка Mute оказалась для меня одним из самых полезных и часто используемых нововведений (я уверено, что Microsoft в дальнейшем добавит такую-же кнопку на свой геймпад).

Не обошлось и без ложки дёгтя. Кнопки разной высоты и формы оказались для меня «слишком смелым» решением, к которому я так и не смог (не захотел) привыкнуть. Поломка пружины до сих пор вызывает у меня вопросы, что это было? Дети как-то «неправильно играли», заводской брак или инженерный просчёт?

В целом, даже с учётом того, что я очень консервативен в выборе основного игрового устройства, которым является для меня геймпад, у меня уже нет никакого желания возвращаться к DualShock 4. И если в первое время играя вдвоём с дочерью, из двух геймпадов я выбирал «Дуалшок», то сейчас (уже давно, на самом деле) играю только на DualSense.

P.S.

Ну и простыня получилась, думаю есть смысл сказать спасибо тем кто смог дочитать. Спасибки. Надеюсь всё это более-менее читабельно.

Этот и другие материалы на тему консолей, игорей и всего вот этого я выкладываю в своём канальчике Консольные войны. Мне будет очень приятно если после публикации этого материала добавится пара подписчиков (а не отвалится, как обычно, лол).

 

Источник

Читайте также