DTF смотрит: НЛО, шпионы и птицы

Две драмы, а также очень смешная и милая документалка.

DTF смотрит: НЛО, шпионы и птицы

«Наездница» (Horse Girl)

История об одинокой и нелюдимой девушке Саре (Элисон Бри), которая медленно сходит с ума и начинает верить, что она — клон своей бабушки, созданный инопланетянами.

Картину Джеффа Бейны («Малые часы») очень тяжело описывать и тем более оценивать. С одной стороны, мы имеем весьма дотошное и серьёзное исследование параной — её предпосылок, развития и восприятия окружающими. С другой — очень тяжело не засмеяться, когда главную героиню вдруг «озаряет» и она приходит к очередному нелепому выводу об устройстве мира и собственной жизни.

С одной стороны, Элисон Бри, Джон Рейнольдс и другие актёры прекрасно справляются со своими ролями, а наблюдать за ними — одно удовольствие. С другой — реплики, которые те вынуждены проговаривать, порой звучат невероятно глупо и наивно. С одной стороны, у «Наездницы» отличная драматургия, а её авторы проявляют какое-то невероятное внимание к деталям. С другой — последняя треть фильма выглядит как череда пошлых образов и метафор.

Эта картина создана из противоречий. Бейна продолжает тему человека, оказавшегося в незнакомой среде, но если «Малые часы» раскрывали её буквально, то «Наездница» будто бы пытается замахнуться на нечто большее, не просто помещая главного героя во враждебную (или не очень) обстановку, а меняя саму обстановку. Да, существует много фильмов о том, как люди сходят с ума, но «Наездница» отличает от них как в визуальном плане, так и режиссёрскими и сценарными находками — и не всегда в лучшую сторону.

«Офицер и шпион» (J’accuse)

Фильм Романа Полански, поставленный по книге Роберта Харриса и рассказывающий о деле Дрейфуса — французского капитана, которого оклеветали, обвинив в шпионаже в пользу Германии. Впрочем, самого Альфреда Дрейфуса в картине почти нет, а её главный герой — полковник Мари-Жорж Пикар, раскрывший заговор и доказавший невиновность осуждённого.

Полански уже не впервой экранизировать Харриса. В прошлом они вместе работали над несостоявшимися «Помпеями», а в 2010 году вышел «Призрак» с Юэном Макгрегором. Последнего с «Офицером и шпионом» роднит не только детективная составляющая и сюжет о «заговоре», но и то, как режиссёр её рассказывает.

И «Призрак», и, в особенности, «Офицер и шпион» — это во многом истории вещей, всевозможных записок, документов, телеграмм и досье. Полански уделяет им огромное внимание. Каждая бумажка на экране невероятно фактурна, их шелест неестественно громок, чернила чрезвычайно ярки. Авторы картины будто одержимы объектами в кадре, не упуская случая лишний раз показать, как герои взаимодействуют с ними — открывают ящики столов, трогают сукно, листают книги и так далее.

Из-за этого картинка в «Офицере и шпионе» становится почти что осязаемой. Авторы не делают из зрителя пассивного наблюдателя, но будто бы дают прикоснуться к истории. Это очень интересный и необычный опыт и именно поэтому я рекомендовал бы смотреть «Офицера и шпиона» на большом экране и с хорошим звуком, даже несмотря на отсутствие в фильме какого-либо экшена.

Одержимость вещами, однако, работает и на основную идею картины. Одной из предпосылок к обвинению Дрейфуса стали антисемитские настроения во Франции конца XIX века. Объективируя реальность фильма, не пытаясь вызвать у зрителя каких-либо эмоций и без излишнего пафоса Полански всё равно высказывается на тему антисемитизма, и, отбрасывая моральную сторону вопроса, демонстрирует всю отвратительность этого явления.

«Танцы с птицами» (Dancing With The Birds)

Невероятно красивая и уморительная документалка о брачных ритуалах райских птиц. В отличии от Our Planet от тех же авторов, «Танцы с птицами» не пытаются «предостеречь» зрителя об опасности глобального потепления, а просто показывают шикарных пернатых и их дикие повадки.

Одна птичка, например, строит из веточек рамку и заставляет самку наблюдать за своими танцами через неё. Другая — сооружает что-то невообразимое, а потом украшает это как новогоднюю ёлку. А ещё есть птички, которые выступают перед самками исключительно дуэтом и одна, танец которой состоит из нескольких сложных движений выстроенных их в строго определённой последовательности.

На протяжении всего фильма не перестаёшь удивляться изобретательности природы и задаваться вопросом «а зачем всё это?». Очаровательные и безумно красивые танцы птиц приправлены остроумными и подчас несколько циничными комментариями Стивена Фрая, что только подчёркивает абсурдность всего происходящего на экране.

«Танцы с птицами» оставляют после себя такое приятное ощущение, которое призваны дарить иные «вдохновляющие» фильмы. Я однозначно могу рекомендовать их даже тем, кто на дух не переносит документалки о природе. Вы не только узнаете чуть больше о райских птицах (хотя вряд ли эти знания кому-либо пригодятся), но и попросту отлично проведёте время.

 

Источник

Читайте также