Редакция DTF рекомендует, на что можно потратить внезапные «каникулы».
В связи с пандемией Covid-19, неделя с 30 марта по 5 апреля в России объявлена нерабочей. Гулять на внеочередных «каникулах», однако, не рекомендуется, да и кинотеатры, бары и прочие заведения в этот период работать практически не будут.
В такие долгие выходные остаётся только сидеть дома, играть в видеоигры, читать книги и смотреть кино. Редакция DTF советует, на какие фильмы и сериалы можно потратить это время. Делитесь в комментариях своими рекомендациями.
«Лоуренс Аравийский» (Lawrence of Arabia, 1962)
Егор Аргунов
Долгие выходные — отличная возможность наверстать классические фильмы. Прелесть эпических картин в это время раскрывается на полную, и «Лоуренс Аравийский», пожалуй, один из лучших вариантов.
Впервые я посмотрел «Лоуренса» четыре года назад, и с тех пор пересматриваю его каждый год. Дэвиду Лину удалось создать по-настоящему вечное произведение с восхитительным визуальным рядом (словно фильм был снят вчера) и сюжетом, достойным классических книг. В своё время им вдохновлялись многие великие режиссёры, в том числе Стивен Спилберг, Джордж Лукас и Ридли Скотт. А сейчас «Лоуренс Аравийский» — главный источник вдохновения «Дюны» Дени Вильнёва.
За три с лишним часа Лин раскрывает все аспекты становления Лоуренса в качестве предводителя арабского восстания. В реальности он внёс немалый вклад в победу над Османской империей в ходе Первой Мировой. Но фильм прежде всего концентрируется не на героизме его фигуры, а на его человечности. Лоуренс, блестяще сыгранный Питером О’Тулом, десятилетиями вдохновлял миллионы зрителей. И если в вашей жизни не хватает эпических фильмов, то предлагаю пройти этот тернистый путь вместе с ним. Возможно, что это путешествие изменит ваш взгляд на кино.
«Ублюдок» (Creep, 2014)
Ефим Гунин
Видеограф-любитель Аарон находит объявление в интернете: некоему таинственному человеку нужен оператор, оплата неплохая, требования – туманные. По приезде он выясняет, что заказчик – эксцентричный тип, который хочет записать прощальное видео для своих детей, ведь сам он скоро умрёт. Аарон остаётся ночевать у работодателя и вскоре выясняет, что эксцентрикой его странности не заканчиваются.
«Ублюдок» — как бы мокьюментари-хоррор, который скорее тяготеет к неловкой разговорной комедии, построенной целиком на импровизации. Фильм не особо и пытается скрывать, что тот самый заказчик по имени Джозеф — человек, мягко говоря, неадекватный и опасный, и не утомляет зрителями пустыми интригами. Это в первую очередь интересное исследование отношений маньяка и жертвы, снятое почти что от первого лица.
Самого маньяка здесь играет Марк Дюпласс, один из столпов современного американского инди-кино, — и это один из самых харизматичных ублюдков в кино последних лет. Наблюдать за его хаотичными и жуткими попытками сблизиться с жертвой не надоедает за все те 77 минут, что идёт — а больше в нём ничего особо и не происходит.
Это отличное кино для всех, кто считает, что в жанре современного хоррора не может выйти ничего оригинального. И, кстати, у «Ублюдка» ещё есть сиквел — ничуть не хуже первой части, а в чём-то даже интереснее.
«Новобранец» (The Rookie, 2018)
Джамиль Махмутов
Сколько длится сериал: два сезона по 20 эпизодов (финал выйдет 5 апреля).
С «Новобранцем» я познакомился только прошлой весной, хотя стартовал он на ABC ещё в октябре 2018. Тогда сериал меня затянул так сильно, что я чуть ли не залпом посмотрел все 20 серий за пару дней. Вторая часть нового сезона началась в конце февраля 2020-го, однако о «Новобранце» всё равно говорят не так много — и это обидно. Потому что шоу явно заслуживает большего внимания — как минимум за счёт своей лёгкости в духе классических комедийных боевиков и атмосферы вечной летней суеты.
В центре сюжета сериала оказывается 45-летний строительный бизнесмен Джон Нолан, которого сыграл Натан Филлион. Герой переживает тяжёлый бракоразводный процесс и вдобавок к этому становится жертвой ограбления в банке, в ходе которого чуть не погибает.
Для полной смены обстановки и своеобразной борьбы с кризисом среднего возраста, Нолан переезжает из Пенсильвании в Лос-Анджелес, чтобы начать карьеру полицейского. Он проходит обучение и становится самым старшим выпускником академии — с этого момента начинается его путь новобранца в полицейском отделе крупнейшего города Калифорнии.
«Новобранец» во многом типичный полицейский процедурал с редкими исключениями, когда в центр сюжета нескольких эпизодов выходит одно дело. Однако отличается сериал от других представителей жанра своим личностным подходом к персонажам. К каждому герою быстро привыкаешь и находишь в нём что-то притягательное, а истории из их жизни удачно гармонируют с полицейскими буднями. Помимо этого «Новобранец» очень легко смотрится — несмотря на то, что герои постоянно находятся на грани жизни и смерти.
В этом, пожалуй, немалая заслуга актёра Натана Филлиона. Он, к слову, по своему характеру больше напоминает здесь Дрейка из Uncharted, чем, скажем, Рейнолдса из «Светлячков» — такой же карикатурный и любящий высмеивать опасные ситуации, в которых сам же оказывается. А шутки про позднюю карьеру полицейского и кризис среднего возраста почти сразу становятся неотъемлемой частью и без того отличного сериала.
Впрочем, «украсть шоу» Филлиону удаётся не всегда — остальной каст временами и вовсе запоминается лучше. И, что не менее важно, — среди основного состава почти нет больших звёзд, от которых многим, возможно, захочется отдохнуть.
«Новобранец» — это лёгкий комедийный боевик с хорошо поставленным экшеном, который лишь в нужные моменты поднимает непростые темы морали и человеческих жизней. Но даже в этих случаях сериалу удаётся не растерять ровный повествования и не удариться по излишней драме.
Возможно, сейчас самое лучшее время, чтобы на время изолироваться от глобальных проблем и оказаться в жарком Лос-Анджелесе в компании амбициозных и харизматичных блюстителей порядка.
«Голый режиссёр» (The Naked Director, 2019)
Алексей Хромов
Сколько длится сериал: один сезон на 8 эпизодов
Я редко смотрю азиатские сериалы. И тем более удивительно было, что мне со всех сторон советовали посмотреть биографический проект о японском режиссёре порно. Но «Голый режиссёр» действительно оказался очень весёлым сериалом, от которого не оторваться.
Действие начинается в восьмидесятые годы. В центре сюжета Тору Мураниси, который продаёт учебники английского. После того, как он теряет работу, а потом и жену, герой решает, что ему нужно новое занятие. И тогда он начинает продавать аудиозаписи секса. Постепенно герой переходит к порнографическим журналам, а потом открывает свою студию фильмов для взрослых.
«Голый режиссёр» цепляет сразу по нескольким причинам. Во-первых, это неплохой экскурс в другую культуру. Причём Япония здесь не «парадная», показаны разные слои общества и проблемы, с которыми сталкиваются люди. Во-вторых, в сериале смогли показать актуальные и сегодня серьёзные темы. Например, право женщин на откровенные высказывания о сексе или необходимость цензуры.
Ну а в-третьих, это просто очень весёлый сериал. Особенно ярко комедийная составляющая здесь раскрывается в сценах съёмок порно: страсть Мураниси придумывать безумные сюжеты сочетается с ненатуральностью процесса, о которой не догадываются многие зрители.
Нужно ли говорить, что сериал строго 18+.
Старые комедии и пародии
Даниил Кортез
В стрессовых ситуациях отлично помогает смех. И когда вокруг бардак — почему бы не успокоить себя чем-нибудь забавным? Со мной кто-то может не согласиться, но я считал и всё ещё считаю, что старые комедии — эталон, до которых новые фильмы почти не дотягиваются. Практически умер прекрасный жанр пародии: тонкое высмеивание отдельных хитов или жанров превратилось в бесконечный парад отсылок и кривляний.
Из золотой классики именно пародий нельзя не вспомнить «Голый Пистолет» с Лесли Нильсоном — замечательный стёб над популярными фильмами про нуар и тяжёлые будни полиции. Забавно пнуть кино про копов успела и замечательная комедия «Смертельное Оружие», где снялись ещё молодой Сэмюэль Джексон и бесподобный Тим Карри.
Отдельно хочу отметить, по моему мнению, лучшую работу Вуди Аллена — «Любовь и Смерть». Фильм — одна большая сатира на тему русской литературы, от «Войны и мира» до «Отцов и детей». Если вы хотя бы немного читали школьную программу — вы будете разрываться от хохота.
Причём суть даже не в каких-то острых шутках или подколках в сторону великих писателей: фильм сам выполнен в этом непередаваемом настроении чисто русской литературы, где выдержан хрупкий баланс между чёрным, местами абсурдным юмором и какой-то меланхолической грустью по всему на свете. Визуальная комедия, текстовый юмор, сатира и местами даже мораль — в этом фильме есть практически всё. Чего стоит только монолог о любви — именно он мне продал это кино.
Ну а если русская литература — совсем не ваша тема, есть «Космические Яйца». После бума «Звёздных Войн» пародии на них сняли, кажется, вообще все. И этот фильм — пожалуй, одна из самых забавных пародий на тогда ещё трилогию Джорджа Лукаса.
«Мистер Робот» (Mr. Robot, 2015)
Андрей Королёв
Сколько длится сериал: четыре сезона (45 эпизодов).
Парадоксально, но я не советую вам смотреть «Мистера Робота» залпом на этих неожиданных каникулах. Скорее всего, вы с восторгом проглотите первый сезон. Но на втором всегда происходит отсев зрителей: кто-то скажет «что за нудятина» и никогда к нему не вернётся, а пережившие «нудятину» будут называть его лучшим из четырёх.
На следующей неделе я предлагаю лишь попробовать одну из главных потаённых жемчужин современного ТВ. Сериал не будет держать вас в зоне комфорта. Его не получится смотреть под еду или, упаси боже, играя во что-то параллельно. Он требует всего вашего внимания и вознаграждает за это сполна.
Настоящий киноязык редко встретишь в сериалах, но в «Мистере Роботе» возникает ощущение, что проработан абсолютно каждый кадр: вся геометрия расчерчена как у заправского конструктора с 25-летним стажем, а расположение объектов и персонажей всегда продиктовано задумкой режиссёра и оператора. Да и вообще каждый элемент проработан с маниакальной любовью и вниманием к деталям.
В комментариях по-любому появятся люди, бросившие сериал из-за «нудятины». Но я надеюсь на тех пользователей, которые объяснят их неправоту, потому что они досмотрели до конца. Я ещё не встречал людей, которых разочаровала бы концовка. Ну а постоянным нагоном «сарафана» мы добьёмся культового статуса для «Мистера Робота».
Третий сезон Castlevania от Netflix
Владимир Семыкин
Сколько длится: 10 серий по 22-28 минут
Спойлеры ко второму сезону!
После победы над Дракулой главные герои лишаются единой цели и миссии — теперь каждый из них должен найти что-то новое для себя. Такой сюжетный ход определил структуру третьего сезона — теперь повествование разделено на несколько сюжетных линий, которые никак не пересекаются друг с другом.
Из-за отсутствия общего сюжета возникает ощущение, что этот сезон промежуточный — никаких по-настоящему значимых изменений в мире не произошло. Но они заметны в героях — несмотря на то, что Дракула побеждён, зло всё ещё есть в этом мире. Оно кроется в сердцах обычных людей, которые иногда могут вести себя как настоящие монстры. И финал показывает, что главные герои готовы применят более жёсткие меры, чтобы противостоять этому.
Но такой вывод становится очевидным лишь после кульминации — на протяжении большинства серий почти не происходит ничего интересного. Даже может показаться, что за весь сезон ничего не произошло — все ключевые события происходят только в финальной серии, а в остальное время герои что-то обсуждают, кого-то подозревают, строят догадки, добиваются доверия и так далее. А все активные действия они оставили на финал — из-за этого темп повествования очень неровный.
Несмотря на все недостатки, это всё та же Castlevania, в которой интересно наблюдать даже за обычными диалогами между персонажами, а редкие экшен-сцены поражают постановкой и изобретательностью.
Отдельно хочу отметить линию адского кузнеца Айзека, которая выгодно отличается от остальных. Его история — это короткий road-movie, в котором герой из раза в раз сталкивается с новыми персонажами и постепенно меняется. Именно благодаря собеседникам Айзек учится иначе смотреть на своё место в мире и постепенно меняется, обретая новую мотивацию. Возможно, линия Айзека — это эталонный пример того, как можно сделать второстепенного героя одним из самых интересных и глубоких героев.
«Отель Мумбаи: Противостояние» (Hotel Mumbai, 2018)
Дмитрий Козловский
«Отель Мумбаи» основан на реальных событиях — серии терактов, которые сотрясли индийский город Мумбаи в 2008 году. Несколько групп террористов, связанных с Аль-Каидой и Пакистаном, в ночь на 27 ноября расстреливали людей по всему городу. Одной из целей был роскошный отель «Тадж-Махал», где они устроили настоящую бойню, длившуюся до самого утра. Всего тогда погибло 166 мирных жителей и ещё более 600 были ранены.
Фильм снят максимально реалистично, хоть и не лишён некоторых художественных допущений. Но он довольно точно показывает размах и жестокость этого теракта глазами нескольких героев из числа обслуги и постояльцев, оказавшихся в «Тадже». Нападение на вокзал, кафе, а затем отель показано в чём-то даже механистично, но авторам здесь и придумывать ничего не нужно было. Ловкое вплетение в сюжет кадров хроники и реальных выпусков новостей только усиливает убедительность всего происходящего.
Исламские фанатики изображены настоящим воплощением смерти, которая не будет никого делить на белых и индусов, бедных и богатых. Лучше всего режиссёр справился с демонстрацией всей обыденности смерти от рук террористов. Расхаживая от номера к номеру и расстреливая людей, боевики шутят, обсуждают качество местной еды. Внешне это обычные люди, которых охрана сама пускает в отель. Но всякий противник их концепции мира должен быть уничтожен и человеком просто не является.
На экране и в реальности устроенное побоище оказалось для властей настоящим шоком, а ближайший отряд спецназа находился тогда в 1200 километрах, и на этом авторы сделали особый акцент. Герои здесь бессильны как-то противостоять своим убийцам и тем не менее, превозмогая страх и ужас, рискуют, спасая чужих, в общем-то, людей.
Режиссёр не стесняется демонстрировать кровь и смерть, но не ради дешёвого развлечения. Хотя в конце он всё же не смог удержаться от голливудских штампов, но никакого хэппи-энда ждать не стоит. «Отель Мумбаи» — это один из тех фильмов, которые показывают реальное лицо терроризма, когда никакой Джон Макклейн на помощь не придёт.
«Чёрный Динамит» (Black Dynamite, 2009)
Антон Самитов
Об этом кино я узнал давно, и пожалел о каждом дне, в который у меня не доходили до него руки. Чуть ли не случайно услышанное упоминание о «сумасшедшем фильме в стиле би-муви семидесятых» привело меня к комедии, которая наверняка станет одной из любимых.
История Чёрного Динамита, борца за справедливость в родном гетто — это идиотизм чистой воды. В фильме есть и «Чёрные пантеры», и шлюхи-каратистки, и совет сутенёров, и заговоры государственного масштаба. Актёры несут чушь с непроницаемыми лицами, а авторы намеренно доводят каждую деталь до абсурда. Главный герой — не просто бывший ЦРУшник, а ветеран Вьетнамской войны и мастер кунг-фу, способный ублажить трёх женщин одновременно. Каждый раз, когда мне казалось, что безумнее этот сюжет не станет, он удивлял меня очередным поворотом.
«Динамит» сделан с искренним обожанием к так называемому blaxploitation — фильмам, снимавшимся афроамериканцами для афроамериканцев чуть ли не за гроши. Множество шуток тут связано именно с атмосферой дешёвого кино — то и дело в кадр попадёт микрофон, а герой «случайно» зачитает ремарки из сценария вместе со своими репликами. Даже снималось всё на 16-миллиметровую плёнку — чтобы эффект погружения был сильнее. Если вы в курсе, что из себя представляют фильмы вроде «Шафта» и «Коффи» или знакомы с творчеством Руди Рэя Мура (хотя бы по прошлогоднему «Долемайту» с Эдди Мёрфи) — сразу почувствуете себя как дома.
Но чтобы получить удовольствие от просмотра, вовсе не обязательно быть знатоком кино на уровне Квентина Тарантино и считывать каждую отсылку. Можно просто наслаждаться сексом, насилием и юмором, благо, этого в фильме предостаточно.
«Чёрный клановец» (BlacKkKlansman, 2018)
Андрей Верещагин
«Чёрный клановец», как и «Чёрный Динамит» — это такое любовное послание жанру blaxploitation, но не безумное кино со всеми штампами фильмов семидесятых, а картина, основанная на реальных событиях. В центре сюжета — полицейский Рон Сталворт (Джон Дэвид Вашингтон), в 1979 году внедривший в Ку-клукс-клан вместе со своим коллегой-евреем (Адам Драйвер).
Разумеется, столь дикая история не могла стать очередным сопливым байопиком, да и Спайк Ли, вроде, таких не снимает. Поэтому «Чёрный клановец», в первую очередь, попросту стильное и смешное кино. Оно, конечно, поднимает вопросы расизма и дискриминации (тут даже есть парочка весьма крутых и сильных сцен, чтобы проиллюстрировать проблему), но акцент режиссёр делает всё-таки на абсурдности происходящего. Недаром фильм начинается с огромной надписи «This joint is based on some fo’ real, fo’ real shit».
Но если говорить об «угаре», то «Чёрный клановец», пожалуй, немного недотянул. Тут есть классные моменты вроде диалога, в котором персонажи обсуждают чернокожих актёров, а на экране всплывают постеры blaxploitation-фильмов 70-х (включая великий Super Fly). Да и финальная сцена заставляет вспомнить каких-нибудь «Шафта» или «Трака Тёрнера». Однако всё остальное время — это весьма медленный фильм, который старается балансировать на грани драмы и комедии. И, в общем-то, зря.
Вообще, мне кажется, что «Чёрный клановец» — это в каком-то роде даже «кино о кино». Иначе зачем столько отсылок к blaxploitation? Иначе зачем столько времени уделено просмотру «Рождения нации» членами Ку-клукс-клана? Спайк Ли попытался показать силу кинематографа, а заодно и использовал тропы blaxploitation — жанра, который использовал стереотипы о чернокожих — чтобы поговорить о дискриминации. А это уже круто и достойно внимания.
«Противостояние» (1985)
Александр Омолоев (Сэм Спейд)
Весна 1980 года, северный советский город Нардын. Возле дороги случайно нашли два мешка: один с разрубленным туловищем, другой — с руками; головы нет. Расследовать убийство поручили полковнику Костенко, следователю из Москвы, который методично разбирает похожие случаи, не раскрытые ещё с Великой Отечественной, допрашивает всех причастных и вообще всё делает правильно — но не может найти ни маньяка, ни новые пропавшие головы.
«Противостояние» сегодня мало кто помнит, и зря — этот мини-сериал, как принято говорить в таких случаях, опередил своё время. Съёмки ручной камерой, контровый свет, документалистика встык с художественной частью — в советском милицейском детективе все эти приёмы совместили ещё в 1985 году, за десятки лет до «Догмы-95» и «Настоящего детектива». Есть ещё вот кадры, будто вырезанные из линчевской киноплёнки — и их показали на телевидении за пять лет до «Твин Пикса».
Масса удовольствия, в общем, в том числе чисто зрительского — Басилашвили и Болтнев грандиозно сыграли следователя и убийцу, на вторых ролях появилась, кажется, вся национальная актёрская сборная СССР, а от вставок с фашистской хроникой просто очень страшно.
Изъяны тоже есть — повествование проседает иногда за шесть часов — но вообще это глыба. «Противостояние» полностью доступно на YouTube, так что посмотрите обязательно, если кости выдержат.