«Другой я». Рецензия на фильм «Селфи» с Хабенским

У меня его лицо, его имя, свитер такой же синий, никто не заметил подмены…

«Селфи» — экранизация книги Сергея Минаева «Духless 21 века. Селфи». Можете почитать, если есть желание, а я буду рассматривать фильм как самостоятельное произведение.

Картина рассказывает о популярном писателе и телеведущем Владимире Богданове [Константин Хабенский]. Лет восемь назад он написал хитовую книгу «Кости», и стал в буквальном смысле «голосом поколения» — его боготворили все, и хипстеры и депутаты. С тех пор он выпустил пару дрянных опусов, бездарных и пошлых, они никому не понравились, но Богданов всё ещё на коне: ведёт передачу на гос.канале, много пьёт, употребляет вещества, тусуется по клубам, встречается с читателями и так далее. Типичные будни модного писателя. Как обычно бывает в таких историях, своей семье [бывшей жене и дочери] он практически не уделяет внимания, о близком друге вспоминает только если нужна помощь, а с окружающей массовкой резок и груб. В один прекрасный алкогольный день Богданову звонит издатель, и, угрожая страшными карами, требует написать давно проавансированный роман, и обязательно качественный, а не «то дерьмо, которое ты в последнее время пишешь». Срок – неделя. С этого момента и начинается всё веселье.

Внезапно, ни с того, ни с сего, с героем нашего времени связывается некий человек, с таким же голосом и похожей манерой общения. Он троллит подвыпившего Богданова, и тот начинает подозревать, что за ним следят. Но оказывается, что это не просто преследователь, а самый настоящий двойник писателя – человек, как две капли воды похожий на него, но только лучше, умнее, добрее и заботливей. Постепенно он вытесняет и подменяет главного героя – ведёт за него эфир, спит с его любовницей, навещает его семью, в общем, живёт его жизнью. Богданов рассказывает всё своему другу Максу [Фёдор Бондарчук], но тот ему не верит и сплавляет в дурдом. Действительно, зная о пристрастии героя к «наркоте и алкате» [цитата из фильма], невольно начинаешь задумываться «а был ли мальчик?». Но нет, копия действительно существует, вот только никто из знакомых Богданова не замечает разницы. Разве что другой, новый Владимир нравится им гораздо больше – им кажется, что человек встал на путь исправления и осознал свои ошибки. В то время как настоящий Богданов сидит перед психиатром и не знает как ответить на вопрос «А с чего ты взял, что ты настоящий Богданов?». Он просит у доктора ручку, и в бешеном ритме начинает строчить рукопись нового романа…

Даже если вы любите фильмы про двойников и подмены – не факт, что вам понравится и «Селфи». Фильм нельзя назвать откровенно провальным – у него неплохой визуальный стиль и шикарный саундрек, он держит в напряжении, изредка подкидывает неожиданные сюжетные повороты, а финальный кадр заставляет переосмыслить всё увиденное заново. Но слишком уж сильно он выпячивает свою основную идею – никому нет дела до нас настоящих, потому что настоящие мы – зачастую не самые приятные люди. Нам плевать на всех, и всем плевать на нас. А если кого-то из наших знакомых заменят на двойника – мы даже не почувствуем разницы, настолько нам плевать. А то и вовсе обрадуемся, если двойник будет более обходительным. Проблема в том, что эту идею проговаривают, но почти никак не раскрывают. Не считать же раскрытием короткий монолог Богданова о том, что фильтры и фотошоп хоронят под собой нашу истинную сущность.

Немного о протагонисте. Не знаю, почему все боготворят Хабенского, по мне так – он всегда одинаковый, чем бы ни занимался: пропивает ли глобус, расследует ли преступление, совокупляется ли с кем попало в туалете. Да, в фильме есть постельные сцены, и пусть там нет мужской обнажёнки, лицо Хабенского показывают редко, а если и показывают, то оно ничего не выражает. Персонаж плохо раскрыт: да, его телекарьеру показали более-менее сносно, но вот как писателя совершенно не раскрыли, а только разрекламировали. Он позиционируется как «голос поколения» с соответствующем образом жизни, но цитат из его крутой и всеми любимой книги вы не услышите, на сходку фанатов придёт маленькая группка людей, а променады по злачным местам покажут лишь мельком. Недостаточно просто сказать «Он топовый писатель» чтобы зритель поверил. Единственная черта героя, которую продемонстрировали очень детально, это алкоголизм – продакт-плейсмент [водка «Мягков»] льётся рекой и является одним из ключевых действующих лиц. В синопсисе сказано: «Публичный и успешный, остроумный и циничный, Богданов лишился всего, чего добивался годами, выстраивая свою карьеру и жизнь. И теперь он отчетливо понимал: копия лучше и честнее его самого, битва за себя проиграна. И только дочь хочет вернуть истинного Богданова…». Настолько публичный, что не узнают на улице, настолько остроумный, что ни разу смешно не пошутил, настолько всеми любимый, что круг общения состоит из трёх человек. [Кстати, «только дочь хочет вернуть» – слишком громко сказано. Ничего она не хочет. Так… подозревает немного].

Другие актёры также не впечатляют. Анна Михалкова во всех фильмах одинаковая, и этот фильм – не исключение. Не роженица из «Утомлённых солнцем-2», конечно, но всё же. Она играет на редкость пустого и глупого персонажа – Вику, бывшую жену Богданова, которая всё ждёт, что Богданов одумается и вернётся к ней после семи лет развода. Совершенно неясно, что в этой женщине такого особенного, и с какой радости ему к ней возвращаться. Бондарчук ничем не примечателен, его персонаж плохо прописан и посредственно сыгран. Местная «пеппер потс» по имени Жанна [Юлия Хлынина] как персонаж довольно занятна, но сыграна из рук вон плохо. Вот она монотонно бубнит о многолетней несчастной любви, вот на высокой скорости уходит от погони, вот напивается вдрызг – и всегда с каменным лицом. Есть ещё пара важных персонажей – странные супруги с непонятной мотивацией [Северия Янушаускайте и Михаил Мухтасипов], но без спойлеров не получится объяснить на их роль в сюжете. «Мягков» сыграл хорошо, выполнил свою основную задачу – прорекламироваться.

Чем же всё-таки плох фильм «Селфи»? Во-первых, много вопросов, на которые нет ответа. Главный из них – «почему этот двойник такой крутой?!». Как он делает то, как он делает это, когда он всё успевает? Где он научился вот этому, зачем он сделал это? Открытый финал либо отвечает на все вопросы, либо добавляет новые, в зависимости от трактовки. Нам практически ничего не покажут из прошлой жизни двойника, не объяснят как он всё провернул, просто примите все его действия как данность. Ничего удивительного, что фильм легко выделывает неожиданные сюжетные твисты, ведь логически обосновывать их никто не собирается. Интриги и развития в «Селфи» практически нет – вот Богданову никто не верил, а вот через 5 сек уже поверили. Двойник чрезвычайно хитёр, но прокололся на мелочи, на которой, согласно здравому смыслу, никак не мог проколоться. Действия всех участников вакханалии остаются без последствий. Подменили, а потом вернули обратно? Ну и ладно. Убили кого-то близкого? Ничего страшного, это ни на что не повлияет, никто об этом не заговорит и не вспомнит. За предфинальными конвульсиями было бы интереснее наблюдать, если бы не проклятое «как? как?». Лейтмотив «самое главное в жизни – семья» слишком сильно выпячивается – дескать, одумайся, зритель, хватит бухать, наркоманить и извращаться, удели внимание ребёнку! Ничего принципиально нового и свежего фильм не несёт, нечто похожее вы уже видели, и не раз. Но на фоне различного шлака от отечественных киноделов «Селфи» выглядит пригоже, и даже не пробивает на кровавую слезу. Больше всего мне понравился саундтрек – тягучая, тревожная, яркая и запоминающаяся электронная музыка. Чем-то напоминает синвейв, но звучит более современно. Идти или не идти в кинотеатр – каждый решит для себя сам, мне же фильм показался весьма средним, 5 из 10. Ладно, за концовку накину ещё балл, 6 из 10. Что-то водки захотелось. Не иначе как реклама подействовала…

Некоторые эпизоды могут похвастаться стильным визуалом
 
Источник: DTF

Читайте также