Древний страх и заблуждения: как сериал «Пикар» рассказывает о проблемах угнетённых

И что у него общего с Mass Effect.


Внимание

в тексте есть критичные спойлеры к сериалу. Однако «Пикар» — из тех произведений, которым спойлеры сильно не вредят.

В конце марта завершился первый сезон «Пикара», ностальгического сериала о новых приключениях знаменитого капитана. В отличие от Discovery, никакого клифхэнгера тут нет: можно даже сказать, что первый сезон — полностью законченное самостоятельное произведение. Да и воспринимается он скорее как один длинный фильм, нежели сериал. В этом и состоит его непохожесть на все остальные сериалы по Star Trek.

Авторы постарались сделать так, чтобы «Пикар» был понятен и новичку — замысел реализовали успешно, но не без оговорок. После просмотра первых эпизодов я уже писал эссе, в котором постарался дать весь необходимый контекст тем, кто не разбирается в этой действительно обширной вселенной и не смотрел The Next Generation. И, как оказывается, этот текст актуален и сейчас.

Древний страх и заблуждения: как сериал «Пикар» рассказывает о проблемах угнетённых

Дело в том, что авторы придумали очень простой сюжет, понятный всем и каждому. Он до боли предсказуем и напоминает Mass Effect, а также другие произведения, рассказывающие о противостоянии синтетиков и органиков. Однако это не делает его плохим.

Некоторые фанаты упрекают Алекса Курцмана, который сейчас занимается всеми сериалами по Star Trek, в измене идеалам Джина Родденберри — создателя этой удивительной вселенной. Тот был пацифистом и верил в светлое будущее. Всё это прямо отражалось в сериале: Объединённая Федерация Планет как идеальная утопия без экономических дрязг, расизма и классовых различий, идеальный Звёздный флот и его капитаны с чёткими моральными устоями.

Однако в том же «Пикаре» мы узнаём шокирующие вещи: когда на родине ромулан, что издревле были врагами Федерации, случилась катастрофа, Федерация не горела желанием их спасать. Самого Жана-Люка Пикара, того самого капитана с идеальной моралью, фактически подставили. Его идеалы рухнули, в Звёздный флот он больше не верит — вся утопия Родденберри накрылась медным тазом.

Но правда в том, что Федерация и до этого представала в негативном свете — это не вполне видение Курцмана. В Deep Space 9 Федерация не очень-то горела желанием помогать оккупированному кардассианцами мирному Баджору — до того момента, как рядом с планетой не обнаружилась червоточина в другой квадрант галактики, через которую можно было торговать. Да и с агрессивной Кардассианской Империей обошлись не очень-то хорошо — её фактически уничтожили.

Идеалы Родденберри начали падение давным давно, и Курцман лишь завершил этот процесс. Я не уверен, что утопия актуальна для современного общества, да и сам Алекс Курцман не раз говорил, что хочет делать злободневный Star Trek.

«Пикар» полностью соответствует этому стремлению — сериал, в первую очередь, о борьбе с угнетением меньшинств. И сам капитан Жан-Люк Пикар встаёт в центр этого сражения, пропагандируя идеалы, которые были у Джина Родденберри.

Одна из важнейших локаций первого сезона — куб Борг, отключённый от Коллектива. Он находится в зоне владения ромулан, и те его активно изучают, а Федерации, кажется, на него плевать. Меж тем, экс-борг, потерявшие связь с коллективным разумом и, по сути, пробывшие множество лет в бессознательном рабстве, не могут найти себя в этом мире. За ними охотятся, их буквально разбирают на запчасти — на чёрном рынке технологии Борг ценятся очень высоко.

Бороться с этой несправедливостью берётся Седьмая-из-Девяти, служившая ранее на «Вояджере» и пробывшая дроном Борг почти всю жизнь. Методы её жестоки, но она просто отвечает тем же, защищая свой народ от угнетения — никто её не осуждает, даже сам Пикар.

Другой, собственно, основной мотив первого сезона — угнетение синтетиков органиками. Выясняется вдруг, что андроид Дейта, служивший с Пикаром в The Next Generation и затем героически пожертвовавший собой ради своего капитана, породил целую новую расу. Синтетики осели на отдалённой планете и никого не трогали, пока тайный ромуланский орден Жат Ваш не вычислил их местонахождение.

Однако здесь сценаристы «Пикара», рассказывая о борьбе за равенство, поступают тоньше, чем, к примеру, Чибнелл в последних сезонах «Доктора Кто». Жат Ваш, уверенные в том, что синты угрожают всей органике во вселенной, устраивают саботаж на верфях Федерации, взламывая андроидов. Тем самым они, по сути, идут против своего народа, которому угрожает превращение звезды в сверхновую, обрекая своих же людей на смерть.

На такие жертвы Жат Ваш идёт из-за древнего страха, который передавался от поколения к поколению. Этот страх перед неизвестной опасностью стал для них движущей силой. Однако, как показывает нам «Пикар», он был оправдан лишь отчасти.

Если верить историям Жат Ваш, раньше органическая жизнь в галактике уже создавала синтов — ещё до того, как у вулканцев случился раскол идеологий, и часть из них покинула родную планету, став в последствии ромуланами. И этот процесс цикличен: органика порождает синтетику себе в помощь, а затем у них случаются противоречия и, вероятно, война.

Однако где-то в другом мире существует некая сила, которая следит за балансом во вселенной и приходит по первому зову синтетиков. Иными словами, те синты, которых создали на заре человечества или и вовсе до него, призвали эту силу — она пришла во Млечный путь и уничтожила биологические виды.

Точные даты не называются, и, более того, это событие преподносится в сериале как догадка — но это всё равно серьёзным образом влияет на наши представления о вселенной Star Trek.

Получается, что существует некий цикл: органические формы жизни создают синтов, затем их угнетают, синты призывают некую силу из глубин космоса, которая уничтожает органику. Да, почти как в Mass Effect или «Боевом крейсере «Галактика».

Ход простой и предсказуемый, особенно после Mass Effect, где Жнецы раз в 50 тысяч лет прилетают и уничтожают всю органику Млечного пути, что освоила межзвёздные перелёты. Однако авторы «Пикара» совсем не уделяют внимания своим «жнецам» — здесь они исполняют роль стихии, которую удаётся усмирить.

Вопросов остаётся много. Что «жнецы» думают о коллективе Борг, который, по сути, смесь органики и синтетики? Связаны ли они как-то с «Виджером» из самого-самого первого полнометражного фильма по Star Trek? Или, быть может, они имеют какое-то отношение к нанотехнологиям Секции 31 из второго сезона «Дискавери»?

Авторы «Пикара» бьют наотмашь, добавляя столь могущественную силу во вселенную Star Trek, но ничего о ней не рассказывая. Всё внимание же они акцентируют на угнетённых синтах, которых после саботажа Федерация поспешила запретить в принципе.

Это классическая история прямиком из нашего мира — когда какую-то социальную группу подвергают остракизму из-за неких традиционных ценностей, и группа эта вынуждена дистанцироваться от остальных и при этом всё равно подвергается нападкам.

«Пикар» показывает, что традиционные ценности в случае с подобной агрессией яйца выеденного не стоят — как это случилось с Жат Ваш, которые даже не стали разбираться в ситуации, а просто принялись истреблять неугодных. В том числе побочно уничтожая свой же народ.

Всё это время они верили, что синты уничтожат органику благодаря некоему посланию-пророчеству, которое передавалось из поколения в поколение. Но на самом деле «пророчество» было вовсе не для них, а для синтов — как своего рода защитный механизм, помощь в случае опасности.

Впрочем, в случае с «Пикаром» нет стопроцентно злых и добрых: Жат Ваш из-за потенциальной древней угрозы, в которую истинно верили, хотели уничтожить синтов, но ведь и синты потенциально эту угрозу излучали.

Что на самом деле преследовали «жнецы» мы не узнали, но посыл очевидный — если кого-то угнетать, то потом эта угнетённая социальная группа может дать серьёзный отпор, что никого до добра не доведёт. Это вновь доказывает история человечества — вспомнить хотя бы даже Стоунволлское восстание. Собственно, в «Пикаре» синты, загнанные в угол и запутавшиеся, едва не уничтожают всю органику пред страхом геноцида.

Но всё-таки идеалы Джина Родденберри, лежащие в основе Star Trek, побеждают. Благодаря исключительной воле и моральным ценностям Жана-Люка Пикара, уничтожение органики Млечного пути удаётся избежать, и даже Звёздный флот в конце концов приходит на помощь — пусть и благодаря одному-единственному другу Пикара, которого тот вообще не хотел впутывать изначально.

И это очень хорошая, как мне кажется, иллюстрация социальной справедливости. Даже один человек может сделать мир лучше, если ему хватит на это воли. Жаль только, что в наше время о таких простых и понятных вещах, которые были заложены в Star Trek изначально, ещё в 60-х, нужно говорить отдельно. Ничего не произойдёт, если ничего не делать. Если кого-то угнетать, то всё в конечном счёте взорвётся, и не выиграет никто.

И как бы подчёркивая эту простую мысль, авторы в конце сезона убивают Пикара неизлечимой болезнью мозга, о которой речь шла ещё в The Next Generation. Они делают это исключительно ради того, чтобы тут же его возродить — в новом, искусственном теле. Жан-Люк Пикар, тот самый родденберриевский «капитан высокой морали», и сам становится меньшинством — искусственным человеком. Всё для того, чтобы он показал миру, что на самом деле разница не должна иметь значения — ради этого ему пришлось умереть, но это того стоило.

Жизнь есть жизнь, и каждый имеет на неё право. Совсем не важно, кто ты биологически. Гораздо важнее то, что ты привносишь в этот мир.

Фактически, мы видим, как сознательный человек с высокими моральными устоями встаёт на сторону угнетённых и тем самым меняет положение дел в галактике. Перерождаясь в искусственном теле, пусть и не синтетическом, а биологическом, Пикар становится иконой — доказательством того, что все равны.

Доказательством того, что Джин Родденберри был прав, и утопии мы все всё-таки однажды можем достичь, если всё будем делать правильно.

 

Источник

Читайте также