«Дракула» от Netflix и BBC: впечатления после первой серии

Сумбурно и по возможности без спойлеров.

Вчера, четвёртого января 2020 года, на Нетфликсе стал доступен мини-сериал «Дракула», как вы, наверное, уже много раз слышали. Я посмотрел первую серию из трёх и решил с кем-то это обсудить, потому что держать все впечатления в себе нет ну никакой возможности.

Начнём с самого важного: можно ли смотреть сериал?
Можно.
Нужно ли смотреть сериал?
А вот это уже интересный вопрос.

Дело в том, что среди создателей значится небезызвестный Стивен Моффат. Я даже не стал смотреть, кто он — шоураннер, сценарист, режиссёр, продюсер — это всё равно не важно. Я бы узнал его почерк где угодно, даже если бы он попытался от меня скрыться. Я чую его запах. Я знаю, как он мыслит. Я вижу его персонажей насквозь.
Потому что у него один персонаж — Доктор Кто. И я. Смотрел. Его. Сезоны.
Все, кроме последнего, потому что у меня честно не хватило сил.
И «Шерлока» я тоже смотрел, всего. И рождественский спешл.

Поэтому если вам интересно, что же из себя представляет «Дракула», то вот вам короткий ответ: это любопытный, трогательно (и весьма наивно) уверенный в себе особый выпуск «Доктора Кто», который сняли в декорациях «Безобразной Невесты» (потому что, ну камон, не выбрасывать же их было), и в котором почему-то играют не те актёры, хотя так стараются, что разница между настоящим кастом почти и не чувствуется.

Ладно, теперь минутка серьёзности. «Дракула» Брэма Стокера — это роман ужасов или готический роман (я на Википедии проверил). «Дракула» Моффата позиционируется как экранизация (или адаптация), а значит, я ожидаю, что жанры будут совпадать.
Это ожидание подкрепляется и трейлером:

Да и сам сериал временами откровенно пытается делать вид, что он страшный. Хотя бы пугающий. Ну хоть unsettling. И в то же время, то, что происходит минимум половину первого же эпизода мною воспринимается исключительно как фарс и немножко сатира. Умышленно ли? Авторы так и планировали или это проблема с тоном? Если этот сериал — современное переосмысление, с небольшой долей деконструкции образов и иронией над штампами, то он имеет право таким быть, но, наверное, стоит как-то дать это понять зрителю? И стоит полноценно вложиться в это, сделав упор, заточить диалоги, игру актеров, операторскую работу и вообще всё на то, чтобы подчеркнуть это? Но так не происходит. И это всё, что я могу сказать без спойлеров, поэтому если вы всё-таки решили попробовать посмотреть или ещё сомневаетесь, то мы с вами увидимся в конце заметки.

СПОЙЛЕРЫ СПОЙЛЕРЫ СПОЙЛЕРЫ


Прошу прощения за кривое предупреждение, я так и не нашёл отдельную желтую плашку «Спойлеры», которую вижу иногда в чужих материалах. Ну да ладно.

Итак, проблемы «Дракулы» как хоррор-сериала начинаются именно с прибытия главного героя в замок графа.

  1. Очень субъективная придирка, но всё снято и сыграно весьма банально, неубедительно. Всё, что мы видим, мы и так ожидаем или уже где-то видели: испуганные жители, трясущееся распятие, «дальше мы не поедем» — полный набор. На руку атмосфере эти сцены точно не играют.
  2. Встреча Джона с графом — это просто comedy gold. Сам Дракула (в своем старческом обличии) звучит как Влад из фильма Тайки Вайтити «Реальные упыри», поэтому воспринимать его всерьез не получается — это раз. Диалог между персонажами полон прозрачных намеков (и иногда двусмысленных), к тому же предсказуемых — это два. Посудите сами: главный герой предлагает Дракуле вина (в его же замке, что странно), на что тот отвечает: «Я не пью», выдерживает паузу и добавляет: «Вино».
    А? А-а-а? Поняли? Поняли, да? Типа он не пьет… Вино? А?! А-А-А?!
    Или еще:
    — У местных жителей нет… вкуса.
    — Возможно, Вы хотели сказать… характера?
    — Возможно… *смеётся*
    Ну вы поняли, да? Типа местные жители безвкусные? Типа у них нет… Вкуса? Потому что Дракула вампир, ну вы поняли, да? А? Каково?
    Ну или так мог думать сценарист, когда это писал.
    Проблема не в том, что это предсказуемо, проблема в том, что это трудно воспринимать всерьез, и в какой-то момент я просто начал смеяться, и на этом сериал как хоррор для меня умер. И это очень грустно, потому что временами сериалу удаётся заставить тебя вздрогунть, в основном, да, с помощью jump-scares, но удаётся на секунду, чуть ли не буквально в следующей сцене.

И ладно бы на этом всё законилось. К сожалению, следующая проблема, то, что мешает сериалу работать как хоррору — это его центральные персонажи.
Их у сериала (пока что) два: это сам граф Дракула в исполнении Класа Банга и, сюрприз-сюрприз, Ван Хельсинг. Агата Ван Хельсинг, в исполнении Дороти Уэллс. Оба отлично смотрятся в своих образах, но в них-то, этих образах, и проблема.
Дело в том, что в этот раз Ван Хельсинг — это Доктор. В смысле, Доктор Кто. По ощущениям ближе к Тринадцатому, но я смотрел только пилот, поправьте меня, если что.
Я не преувеличиваю и не шучу. К сожалению, в последнее время Моффат пишет ТОЛЬКО таких персонажей (сравните Шерлока из 4 сезона с ранним или даже с 12 Доктором), и в данном сеттинге, да еще на месте такого персонажа, этот образ смотрится НЕВЕРОЯТНО не к месту. К счастью, по сюжету Агата — не гений, а просто очень образованная женщина с интересными пристрастиями, поэтому не возникает такого же ощущения, как при просмотре Шерлока. Но повадки, манера сыпать язвительными замечаниями и иногда давать мета-комментарий, суетливость, даже то, как именно она говорит все свои реплики, — всё это родное, знакомое, докторское. Из-за этого все сцены с её участием выглядят и ощущаются как в «Докторе Кто» последних лет: ставки обозначены, но ты в них не веришь, и вообще никто не верит, все второстепенные персонажи стоят и недоумевают, и всем своим видом показывают, как им неловко здесь находиться, а всё это время Доктор и Мастер… ой, простите, Агата Ван Хельсинг и Дракула сыпят искрами от странного взаимного притяжения и перебрасываются панчами. Оригинально? Да не то слово, но… Неуместно. Для меня не работает. Не верю. Не сопереживаю. Мне вообще нет до них никакого дела, я смотрю и только хочу понять: до чего дойдёт эта сцена? И какие еще ТВИСТЫЫЫЫ приготовил Моффат? А я знаю. Он приготовил.

Время подвести итоги. Смотреть «Дракулу» можно, технически это очень хорошо сделанный сериал, костюмы выглдят убедительно, актёры играют порядочно, музыка в общем-то звучит, одним словом, хороший уровень производства. Да и как хоррор для вас сериал может сработать! Если вы впечатлительны и легко пугаетесь, или не очень придирчивы и готовы прощать какие-то мелкие недочёты сериалу, или если вы любитель вампирской тематики, или вы жаждете увидеть хоть какую-то экранизацию «Дракулы», или вы фанат стиля Моффата и будете наслаждаться этой смесью хоррора с комедией, или, наконец, будете смотреть ради этой странной атмосферы, чтобы вдоволь посмеяться, — причины посмотреть первую серию есть. А после вы уже сами для себя решите, стоит ли отдать ему еще три часа вашего досуга.
Но для меня сериал, к моему величайшему сожалению, не работает. Как хоррор он меня не пугает, а как комедия или спешл «Доктора Кто» — не устраивает, потому что я этого, скажем так, не заказывал. Да и не смешно уже, если честно. И всё это мы уже видели. И про то, как это смотрится в других сериалах Моффата, я могу говорить часами, но не буду. Очень жаль.
И спасибо вам за внимание.

P.S. Надеюсь, вам понравились все англицизмы в этой статье/заметке, я всё-таки инглиш спикер или где.

 

Источник

Читайте также