Продвигаю в массы нишевый пример качественной экранизации японских комиксов
История франшизы Crows за авторством Хироси Такахаси берёт своё начало в далеком 1990 году. В свою очередь фильмы, через которые я познакомился с «Воронами», являются приквелами к оригинальному комиксу. Поэтому и говорить пока что будем об ответвлении Zero.
Оба фильма связаны общим сюжетом, у них практически один и тот же актёрский состав и примерно одинаковый уровень качества. Так что и разносить их в два раздела не вижу смысла. Понравится первый — понравится и второй.
Вороны: Начало / Kurosu Zero (2007) и Вороны: Продолжение / Kurosu Zero II (2009)
Японская школа «Судзуран» живёт по законам джунглей — стены исписаны граффити, учителей давно уже никто не видел, а школьники разделились на группировки и борются за место повыше в местной иерархии. Хотя «борются» слово не подходящее — лица здесь разбиваются в кашу в войнах банд под началом «генералов».
Именно в такое место переводится Гэндзи Такия — сын босса одного из кланов якудза. Он заключил спор с отцом: если сможет подмять под себя «Судзуран» — станет новым главой клана. Гэндзи пышет злостью и рвением, готовый добиваться власти любыми способами. В целом, весь сюжет и повествует о противостоянии героя с нынешним королём школы, поэтому и говорить о нём много не буду.
После таких вводных можно подумать, что «Вороны» — крайне жестокие и узколобые фильмы. Это правда только отчасти. Весь хронометраж будет наполнен бесконечным мордобоем и кровью. Но в то же время это рассказ о преданности, дружбе, самопожертвовании и людях. Ведь даже у гопников есть чувства.
«Вороны», для простоты понимания — это экранизация старого аниме о школьных хулиганах, возведённая в абсолют. Пацанские понятия, пафос и даже некоторая «биззарность»: вот что из себя представляют эти фильмы. Поначалу может казаться, что у происходящего напрочь отсутствует логика — где учителя, почему школьники всё равно получают дипломы при выпуске, и куда смотрит правительство.
Но тут следует обратить внимание на время действия в фильмах — 90-е годы прошлого века, то самое «потерянное десятилетие» Японии. В стране процветает безработица и остро стоит проблема подростков-беспризорников. В таком сеттинге школа на «самоуправлении» хоть и остаётся преувеличением, но может стать с натяжкой объяснимым явлением.
Другой отличительной чертой этого времени станет постоянно растущее влияние американской культуры на японскую молодёжь. Перенимание западных ценностей и их адаптация японцами в свой быт привела к появлению совершенно новых движений. В фильме будет играть панковский J-Rock вперемешку с поп-композициями местного айдола. Это, а так же колоритные модные причёски персонажей создают замечательную олдскульную атмосферу.
Говоря о персонажах — фильмы обошла стороной проблема западного зрителя, заключающаяся в плохой запоминаемости героев азиатских произведений. У каждого значимого действующего лица есть своя отличительная черта, будь то красная подкладка пиджака, декоративная цепь на брюках или цветастая рубашка. Да и актёры подобраны чудовищно харизматичные, чего уж тут. Благодаря этому к ним быстро притираешься и начинаешь сопереживать. А сопереживать здесь есть кому.
Если смотреть объективно — фильмы повествуют о законченном быдло. Но, как и в случае с, например, «Пиратами Карибского моря», нелицеприятные слои общества здесь романтизированы, у персонажей прописаны тонкие чувства и эмоции. Гэндзи постепенно поймёт, что не каждого человека можно покорить кулаками и что ко всем нужен свой подход. Кто-то давно закончил школу, но так и не смог повзрослеть, кто-то при видимой брутальности в душе боится общаться с девушками — у каждого из главных героев есть своя целостная и законченная арка.
Я уже говорил о том, что центральным действом будут драки. Они здесь на любой вкус — дуэльные, небольшие или массовые. Сняты все, особенно последнего типа, очень качественно и зрелищно; при просмотре действительно веришь, что это уличная драка с единственным правилом — не забивать врага до смерти. Отдельно хочется упомянуть работу с гримом: ссадины и шрамы на героях остаются надолго и не пропадают восвояси.
Я тут всё нахваливаю, но недостатки у «Воронов» таки нашлись. Самым субъективным может оказаться «анимешность» и гиперболизация происходящего, иногда прорывающаяся сквозь заслон брутальности. Я-то виабу, мне не привыкать. С другой стороны, китайский «Убойный футбол» людям запомнился как раз такими несерьёзными сценами.
После увиденного в дилогии я находился под большим впечатлением: фильмы многократно превзошли мои невысокие ожидания. Порадовало то, как гармонично режиссёр обыгрывал знакомые, «анимешные» клише. Они узнаются, но не вызывают того чувства преувеличения, которого я опасался. Подобная искусная работа сподвигла меня ознакомиться с мангой-первоисточником, чтобы сравнить и понять качество и количество допущений в экранизации.
Но, перейдя к манге, я понял, что никакая это не экранизация. Манга Kurosu: Zero начала выходить в 2008 году, спустя год после первого фильма-приквела. Хироси Такахаси сперва написал сценарий для кинолент, а затем провёл «манганизацию». Явление для индустрии не уникальное, но очень редкое и интересное. Из популярных примеров вспоминаются аниме «Ковбой Бибоп», «Евангелион» и «Код Гиас».
Но хоть фильмы и вышли раньше манги, снимались они явно как адаптация комиксов. Постоянно замечаешь кадры, которые легко перенесутся в чёрно-белый фрейм с подписями в кружочках.
Тем не менее, пусть и не в том порядке, но сравнить отличия всё же стоило. Начать следует с того, что манга рисовалась по сценарию Такахаси, но не им самим, а подмастерьями. Оттого стиль рисовки довольно специфичен.
С другой стороны — комикс расширяет историю и лучше раскрывает некоторые события и персонажей. Потому к прочтению рекомендуется заинтересованным после фильмов лицам, которым не хватило контента. Как это обычно бывает, повествование в кино оказалось на треть, если не вполовину короче.
Подытоживая, могу сказать что замечательно провёл время, заодно расширив свой кругозор, чего и вам советую. В казалось бы незатейливо построенном мире с простеньким центральным сюжетом, сконцентрированном на драках и жестокости, нашлось место и юмору и драме и достойно проработанным харизматичным персонажам.
Два неплохо снятых целостных фильма пробудили интерес ознакомиться и с другими работами Такаси Миике, режиссёра дилогии. Ведь как минимум свои 7.5 баллов на агрегаторах Crows точно заслуживают. А вот количество оценок удручающее, но поэтому я здесь и распинаюсь.
У «Воронов» существует и третий фильм 2014 года. Насколько я понимаю, это экранизация самого первого комикса, но с ним я ещё не ознакомился и ничего сказать о качестве не могу. Так что в будущем мне ещё будет о чём поведать.
А пока что — «на созвоне».
Содержание скрыто
Показать