Провел в игре более 100 часов и хочу поделиться впечатлениями, чтобы вы могли решить, стоит ли в нее поиграть. В тексте будет рассказано об игре в целом с упором на детали, которые могут показаться интересными: любопытные механики, системы боя и развития персонажа, советы для новичков.
Что ожидать от игры?
Dragons Dogma — экшн-RPG в открытом мире в стилистике темного фэнтези со всеми присущими жанру особенностями:
- Мрачный мир в декорациях средневековья: замки, темные подземелья, густые леса. Дизайн местами впечатляет.
- Жанровые повествовательные тропы. Убить дракона? Зачистить склеп от восставших мертвецов? Выследить и победить грифона, разоряющего крестьянские поля? Пожертвовать друзьями или спасти мир? Классические истории, которые можно ожидать от жанра, есть в игре.
- Классовая ролевая система и соответствующий дизайн: если вы играете волшебником, будете носить большую шляпу и посох архимага. Если вы — рыцарь с двуручным мечом, то надеть щит или использовать лук вы не сможете, но будете самым выносливым в команде. Разбойник носит два кинжала и полагается на ловкое маневрирование и т.д. В игре есть необычные классы: магический лучник и мистический рыцарь, подробнее о классах я расскажу далее.
- Слабый сюжет и безликие дополнительные квесты — к сожалению, это так. Сюжет в игре есть, ровно как и раскрывающиеся в ходе повествования второстепенные персонажи, но он является лишь декорацией к геймплею и исследованию мира. Вы захотите пойти в пещеру и уничтожить зомби не потому, что вас об этом просит обеспокоенный стражник — об том вы даже не подумаете. Это не та игра, в которой сюжет является двигателем прогресса, не рассчитывайте на то.
- Интереснейшие битвы с боссами. Наряду с общим дизайном мира и развитием персонажа, битвы с боссами — сильнейшая сторона игры.
- Необычная система создания партии — вы создаете основного персонажа, за которого можете играть, а также «пешку» — второго главного персонажа, которому можете выбирать класс и снаряжение, однако играть за него не получится. Всего в партии может быть 4 персонажа — оставшаяся пара являются «пешками», созданными другими игроками, которых можно выбрать и призвать в специальных местах. Требуется онлайн-подключение.
Теперь расскажу подробнее.
Создание персонажа
Игра дает возможность создать своего персонажа в редакторе — здесь впервые замечаешь, с какой любовью разработчики подошли к дизайну.
В отличие от большинства ролевых игр, где на выбор дается несколько рас и предсозданных вариантов лиц, а также небольшой выбор телосложения, редактор здесь предлагает создать героев, чья история читается уже в их внешнем виде.
В игре можно создать как хрупкую лоли-девочку, так и горбатого старика. Редактор позволяет выбирать рост и вес, пропорции тела, глубокие настройки лиц и причесок.
Кстати, параметры внешности влияют на игровой процесс: тяжелого и крупного персонажа тяжелее сбить с ног, но он не может пролезать в узкие проходы и получать доступ к секретным местам.
Редактор настолько полюбился игрокам, что появилось много креатива. Предлагаю пролистать галерею и убедиться самостоятельно.
Классовая система
Классы в игре называются «профессиями» по аналогии с множеством JRPG и поменять их можно в любой момент — строгой привязки персонажа к выбранной профессии нет.
Всего профессий в игре 9 и их условно можно разделить по типу геймплея:
Бойцы ближнего боя в тяжелых доспехах:
- Файтер — одноручное оружие и щит
- Воин — двуручное оружие
Ловкие бойцы, сочетающие ближний и дальний бой:
- Страйдер — кинжалы и лук
- Рейнджер — кинжалы и большой лук
Бойцы дальнего боя, полагающиеся на магию:
- Маг — посох, ему доступны заклинания лечения
- Волшебник — посох архимага
Гибридные профессии, сочетающие типы геймплея:
- Мистический рыцарь — одноручное оружие, булава, посох, уникальный магический щит
- Магический лучник — кинжалы, посох и магический лук
- Ассасин — кинжалы, меч и щит
После выбора внешности персонажа игроку доступны три базовых профессии — файтер, страйдер и маг. Оставшиеся профессии открываются спустя примерно час игры по мере развития персонажа.
У каждой профессии есть базовые атаки, пассивные умения и активные навыки. Часть навыков повторяются, но большинство являются уникальными. На применение навыков тратится выносливость — у всех профессий одинаковый ресурс, который постепенно восполняется.
Некоторые навыки поражают дизайном — к примеру, выстрелы магического лучника эффектно отражаются от стен и очень полезны в узких пространствах, а волшебник может создавать ураган, который наносит колоссальный урон и выводит противников из боя. К слову, попасть в такой ураган, созданный противником — однозначная смерть всей партии.
Плохих профессий в игре однозначно нет — у каждой есть свои особенности и уникальные навыки, которые полезны в различных ситуациях и эффективны против разных врагов. В игре нет никаких штрафов для смены профессии и ошибиться с выбором невозможно — стоит попробовать все и выбрать для себя наиболее подходящий вариант. Исключение — воин, слишком медлительный и разочаровывающий лично для меня.
К примеру, поначалу я думал, что базовые профессии уступают продвинутым — страйдер хуже ассасина, файтер хуже воина, а гибридные классы — извращение и неиграбельно. Я никогда так не ошибался: умения страйдера позволяют быстро карабкаться по большим врагам и наносить множество ударов в уязвимые точки, а магический лучник вообще стал моим любимым — рекомендую попробовать его каждому.
Особенность классовой системы в том, что пассивные навыки, прокачанные в определенных профессиях по мере ее развития, могут быть использованы в других профессиях при выборе навыков. К примеру, у волшебника есть пассивный навык на увеличение магического урона — есть смысл прокачать волшебника и изучить его, даже если вы играете магическим лучником. В целом, полезно прокачать хотя бы на половину практически каждую профессию.
О магическом лучнике — пример геймплея
Рекомендую всем попробовать эту профессию. Лучник, который стреляет магическими самонаводящимися стрелами, которые всегда летят в цель. Умеет стрелять рикошетом, который просто разрывает противников в узких помещениях (половина пространств в игре). В ближнем бою полагается на кинжалы, которые также могут быть заряжены магическим уроном. Основная проблема класса — враги, слабо восприимчивые к магическому урону — некоторые драконы и, к примеру, финальный босс DLC. Однако при должной сноровке за каждый класс можно подобрать тактику, позволяющую справиться с любым противником.
Боевая система: противники и боссы
Игра рассчитана на применение различных способностей, которые наиболее подходят для битвы с разными противниками.
Выбрать одну любимую тактику сражения и пройти так всю игру скорее всего не получится: все противники уязвимы к определенному типу урона (физический, магический, огненный, темный и т.д.), но также имеют сильные сопротивления. К примеру, все зомби в игре уязвимы к огню, но слабо уязвимы к физическому урону. Чтобы не ковырять каждого зомби по полчаса в ближнем бою, полезно иметь в составе партии мага, который автоматически наложит на партию баф на огненный урон — сопартийцы в игре всегда подсказывают об уязвимых местах противников, а также стараются использовать наиболее эффективные способности.
Отдельная история — боссы игры, которых немало и они постоянно повторяются, тем не мене битвы с ними крайне интересные. Каждый босс имеет несколько полосок здоровья, обозначенных точками под хелсбаром — битвы достаточно долгие, особенно если не знать тактик.
Каждый босс очень требователен к подбору правильной тактики. К примеру гидра, которая появляется почти в самом начале игры, однако окончательно убить ее можно лишь в самом конце. Она слабо уязвима к любому урону и поначалу игрок не может понять, как с ней воевать.
На голову гидре можно залезть (лучше всего с этим справятся Страйдер или Ассасин) и отрубить ее за серию атак. Голова отлетает достаточно быстро, нанося гидре большой урон и вводя ее в станлок. Тем не менее, эта голова отрастает со временем. Чтобы этого не произошло, шею нужно «прижечь» — с этим справится любой класс, наносящий урон огнем, например маг. Достаточно иметь такой класс в партии, и он сделает это автоматически при соблюдении ряда условий.
Еще один интересный босс — настоящий гигант, скованный цепями циклоп. При первой встрече думаешь только об одном: как я буду это убивать? Ситуация осложняется тем, что у него броня на ногах — невозможно просто уклоняться от атак и пытаться снимать здоровье, атакуя пятки. На босса также тяжело карабкаться — он покрыт шипами, которые наносят урон, к тому же босс регулярно скидывает персонажа с себя. Как с ним воевать? Предлагаю самим разобраться при первой встрече.
В целом, боевая система — то, что удерживает игрока до финала. Всегда интересно встретить нового противника и попробовать подобрать для него нужную тактику.
Создание партии и онлайн-составляющая
Наш персонаж по сюжету уникален тем, что может призывать союзников из другого мира — в игре они называются «пешки». Одну пешку вы создаете сами в редакторе персонажа, выбираете для нее профессии и прокачиваете их, подбираете подходящую экипировку — она будет сопровождать вас до конца игры и в случае смерти может быть призвана заново. Управлять пешкой нельзя, но при помощи специальной механики «разговора» ей можно назначить определенные паттерны поведения: поддержка, атака врагов, лечение команды, защита союзников и так далее.
При своем прохождении я создал пешку-мага, которая бафала партию на элементальный урон и лечила всю команду. Она была полезной, но все же я рекомендую создавать пешек для нанесения урона — будете проходить локации быстрее.
Еще двух пешек можно призвать у специальных камней, заранее выбрав для них желаемую профессию. Все эти пешки созданы другими игроками. Таким образом в игре раскрывается онлайн-составляющая.
Вашу пешку также могут призвать и если она понравится другим игрокам, ей могут оставить в качестве подарка любой предмет, который вы получите в инвентарь. Один раз мне «подарили» топовый набор экипировки для мага из DLC.
Собирать партию из пешек необязательно: чем меньше в вашей команде персонажей, тем больше опыта вы получаете. В конце игры я ходил в одиночку — персонаж уже был достаточно сильным, чтобы расправляться с противниками самостоятельно.
Эффективность пешек в бою достаточно противоречивая. Иногда пешка может забраться на огра и нанести тому урон на половину здоровья, но чаще всего они либо бесполезны, либо их приходится постоянно спасать от смерти — особенно в бою сбоссами.
Кроме того, пешки постоянно болтают — сообщают об уязвимостях врагов, комментируют некоторые локации, а также могут самостоятельно собирать лут. Это может раздражать. Не волнуйтесь, все что они соберут останется у вас.
Сюжет игры и другие слабости
Как я уже упоминал, сюжет в игре — самая слабая часть, что сильно разочаровывает. На королевство нападает дракон (которого внезапно зовут Григорий) и убивает главного героя, забирая его сердце из груди. Чудесным образом герой остается в живых и мистически оказывается связан судьбой с драконом, теперь его задача — убить крылатого монстра и предотвратить разрушение мира. В финале оказывается, что процесс появления дракона и героя — повторяющийся цикл, где каждый убивший дракона герой становится в итоге этим драконом.
Собственно, это… весь сюжет. Он представлен в виде двух роликов в начале игры и в финале. В игре полно дополнительных квестов, которые не несут серьезного смысла и не мотивируют к прохождению — часть из них вообще оформлены в виде заданий у доски и являются повторяющимися. Квесты стоит выполнять только ради опыта и денег. В итоге легко запутаться и вообще отличить основной квест от дополнительных — настолько они неинтересны.
Кроме сюжета, хочется перечислить основные недостатки игры:
- Повторяющиеся враги и боссы
- Лута в игре немного и все лучшие вещи находятся в DLC
- Огромное количество микроменеджмента и очень неудобный инвентарь
- Некоторые квесты будут провалены, если не выполнить их сразу — игра об этом не предупреждает
- Легко запутаться в квестах — не всегда понятно, как продвинуться по сюжету
- Поиск тактик для убийства врагов может разочаровать — некоторых по незнанию приходится очень долго ковырять
Но в итоге я советую дать игре шанс: если разобраться в системе профессий и приступить к изучению мира, научиться эффективно убивать противников и начать выполнять квесты, игра может затянуть надолго. Ради дизайна, отличных анимаций и эпичных битв с боссами игре можно многое простить.