Достойная замена «Наруто»: почему все без ума от манги и аниме «Моя геройская академия»

Достойная замена «Наруто»: почему все без ума от манги и аниме «Моя геройская академия»

В период с 2000-го по 2010 год главенствующим жанром в аниме и манге оставался сёнэн. Людям бесконечно нравились многосерийные истории о постоянных тренировках и сражениях огромного количества персонажей с перерывами на пафосные речи и глупый юмор. Но в последнее время ситуация начала меняться, сердца зрителей и читателей теперь захватывают более смелые и экспериментальные сюжеты. Однако это не помешало чистокровному сёнэну Boku no Hero Academia («Моя геройская академия») стать одной из самых популярных историй современности. В этом материале мы рассмотрим факторы ее успеха и постараемся выяснить, заслуживает ли она всеобщей любви.

Первая глава манги за авторством Кохэя Хирокоси вышла 7 июля 2014 года в журнале Weekly Shоnen Jump. Это вовсе не первая работа мангаки, но до этого он занимался преимущественно ваншотами, а также небольшими сериями Oumagadoki Zoo (про зоопарк с человекоподобными животными) и Barrage (пересказанный на новый лад «Принц и нищий»). Но только «Моя геройская академия» принесла ему мировую известность.

Однако история его главной работы началась еще в 2008 году, когда вышел ваншот My Hero. Как не трудно догадаться по названию, он стал прототипом будущей истории о сверхспособностях. В ней главным героем был торговец Джек Мидория, работающий на компанию по продаже супергеройских устройств. Но на самом деле, пускай он и старался обеспечить высокие продажи изо всех сил, его настоящей целью было получить доступ к вооружению и самому попытаться стать героем. Основная мысль ваншота заключалось в том, что героизм — это не костюмы, прозвища и мировые триумфы, а помощь тем, кто оказался в беде. Они перекочевала и в полноценную мангу «Моя геройская академия».

Ее сюжет разворачивается вокруг старшеклассника Идзуку Мидории. Во вселенной манги у 80% населения есть хоть какая-нибудь суперспособность, которая называется «причуда» или «квирк». Увы, Мидория родился совершенно обычным человеком, но это не помешало ему с детства грезить о судьбе героя. На это его вдохновил самый сильный герой в мире — Всемогущий, спасающий мир с улыбкой на лице. Однажды судьба сталкивает парня со своим кумиром, когда в огромной толпе людей только Идзуку решился помочь ребенку. Всемогущий замечает его и решает сделать своим преемником, наделив его своим уникальным квирком Один За Всех, который заключается в накоплении силы и передаче способностей новому владельцу. Таким образом Мидория получает шанс поступить в Академию U.A., в которой обучают будущих героев.

Чтобы понять, что из себя представляет манга, лучше всего начать с источников вдохновения автора.

Хирокоси и не скрывает, что очень много почерпнул из «Наруто» Масаси Кисимото. Об этом он заявил после выхода ее заключительной главы. Также мангака упоминал всем известные One Piece и Akira, а также менее распространенные вещи — Tekkonkinkreet (про двух сирот с улицы, которые пытаются захватить власть в городе) и Boys on the Run (про торговца, который становится боксером, чтобы завоевать сердце девушки).

С другой стороны, большое влияние на автора оказали классические западные комиксы, в особенности от издательства Marvel. В одном интервью он признавался, что иногда при создании глав даже использует комиксы для создания визуальных отсылок или поиска вдохновения. Это, кстати, заметно в некоторых моментах или обложках, которые переиначивают культовые развороты, к примеру, историй о Человеке-пауке.

Говоря проще, Хирокоси взял самые популярные истории Запада и Востока со всеми их тропами и удачными находками, чтобы совместить в своей «Геройской академии». Возникает закономерный вопрос: а что же он привнес такого оригинального, чтобы пробить скепсис и недоверие читателей?

Ведь почти каждый аниме-сериал, каждая манга сейчас старается чем-то поразить или даже шокировать (из последнего — якудза, превращенные в девушек-идолов в Back Street Girls, и клетки тела человека, сами представленные в виде людей в Hataraku Saibou). Что в этом плане может предложить «Геройская академия»?

А ответ прост — почти ничего. Если брать каждый элемент истории по отдельности, то сразу же становится ясно, откуда автор мог его взять. Противостояние Идзуку и его одноклассника Бакугоу — это аналогия конфликта Наруто и Саскэ. Деление героев по уровню и их организованную деятельность мы наблюдали еще в One-Punch Man. Отношение к второстепенным персонажам, которые появляются между арками и развиваются с ходом истории, словно напрямую перекочевало из One Piece. Примеров предостаточно, доходит до того, что можно проследить происхождение практически каждой суперспособности.

Но мангу все равно невероятно интересно читать, ведь Хирокоси выбрал другой, простой на словах, но невероятно сложный в реализации подход.

И я говорю даже не про исполнение уже придуманных идей на максимально качественном уровне, хотя и без этого, конечно же, никуда. Мангака взял знакомые штампы, приемы и мотивы, а затем придал им настолько достоверное обоснование, что в голове уже не возникает мысль «хм, так ведь это уже было сто раз!». Ведь именно привычные ходы оказываются как нельзя уместными для повествования.

Проще всего понять это на примерах. В стандартных сёнэнах регулярно встречаются ситуации, когда герои перед сражением с очередным противником вынуждены тренироваться, чтобы увеличить свою силу и получить шанс на победу. Более того, иногда новая способность у персонажей открывается прямо во время битвы, именно она позволяет им выйти победителями. В Boku no Hero Academia основной сюжет разворачивается вокруг школьников, которые поступили в Академию U.A. как раз для того, чтобы научиться контролировать свои квирки. Вместо стандартных тренировок — полноценные уроки, на которых преподаватели объясняют нюансы геройской профессии, ищут подход к квирку каждого подопечного и стараются помочь советом. Объясняется даже такая деталь, как пафосные названия спецприемов. Логично выглядит и «прокачка» главного героя, ведь если бы он сразу использовал свою силу на максимум, то его попросту убило бы переизбытком энергии в теле.

Еще пример — вражда между центральными персонажами. Тема дружбы и противостояния — частый гость в японских историях, но «Моя геройская академия» и тут сумела показать себя превосходно. Конфликт Идзуку и Мидории строится не на столкновении кардинально противоположных представлений об устройстве мира — его суть кроется в личных обидах и несостыковках характеров. Он вполне напоминает обычное подростковое соперничество, выведенное на новый уровень из-за квирков. Потому конфликт и может оказаться близок многим читателям.

В этом огромный и, пожалуй, самый главный плюс манги. Она понятна всем, причем не только умом, но и сердцем.

Темы, поднимаемые Хирокоси, в той или иной мере можно отнести к каждому из нас. Потому даже в масштабных сражениях главными остаются их моральный и этический контекст, а не открытие новых путей применениях своих причуд. Суперспособности стали лишь одним из нескольких художественных инструментов, которые позволяют мангаке раскрыть человеческую сущность.

Основная ставка делается на личностные переживания героев, их тревоги, цели, мечты, страхи и предпосылки, из-за которых они решили стать героями. В классе Идзуку объединились самые непохожие личности, которым для выживания нужно научиться работать вместе, преодолевая неприязнь и недоверие друг к другу. Даже самый обычный диалог может перерасти в некое откровение или важную деталь характера персонажа. Из-за этого в манге нет слабых глав. Даже не относящиеся к основной истории моменты все-таки играют свою роль, дополняют общую картину мира небольшими, но важными деталями.

Очень много времени уделяется теме семьи, ведь герои все-таки подростки. В то время, как остальные мангаки без лишних забот часто забывают об этом факте, доверяют в руки своих юных героев судьбы миров, Хирокоси виртуозно обыгрывает их возраст. За героев переживают их родители, которые в некоторых случаях почти готовы запретить им дальше заниматься в Академии U.A. из-за нависшей опасности. Другие относятся к своим потомкам с точностью до наоборот и хотят заслать их в самое пекло, лишь бы они стали самыми выдающимися героями.

Конфликт поколений автор рассматривает со всевозможных сторон, стараясь не упустить никаких деталей, но и однозначный выход из положения не обозначает, предоставляя читателям самим решать, кто же прав.

Неопытным главным героям противостоят вполне себе состоявшиеся и жуткие злодеи. С ними все тоже довольно интересно. Антагонисты конкретных арок несут в себе конкретную идею, которая позволяет персонажам осознать чуть больше о своей будущей судьбе. Потому местные противники — это не череда безусловных «плохишей», которым плевать на все вокруг. У них есть своя мотивация, уникальные убеждения и мощная экстравагантность, которая школьникам Академии и не снилась.

И все же в них усматриваются параллели с положительными персонажами. Это подводит нас к следующей главной мысли манги, раскрывающей вопросы двойственности. Некоторые действующие лица — словно зеркальные копии друг друга, предпочтения которых сформировались в приблизительно одинаковых условиях, но все же отличаются до крайностей. Хирокоси в своей манге пытается помочь читателю понять, что же формирует мировоззрения человека, какие факторы способны сломить его или же придать сил для новых свершений.

Из тем семьи и двойственности также вытекает еще одна важная составляющая манги — преемственность и наследственность. Во вселенной «Моей геройской академии» сменилось уже не одно поколение героев, а на подходе уже готовится несколько новых. Как изменятся их взгляды на мирных жителей? Способны ли они вынести груз предшественников или будут вынуждены пойти своей дорогой? Не все вопросы, конечно же, закрыты, ведь манга еще выходит, но некоторые интересные тезисы все равно уже можно прочитать на ее страницах.

Само собой, все компоненты манги сшиты красной нитью героизма, который Хирокоси обрисовывает со всех углов. Мы вместе с персонажами пытаемся понять, что вообще значить быть героем и злодеем, какие поступки считаются правильными, а какие — нет, и что за последствия ожидают тебя после опрометчивой попытки сделать мир лучше. Переживая битву за битвой, ученики Академии U.A. растут скорее в моральном плане. Не только как будущие защитники слабых, но и как люди в принципе.

Кстати, говоря о геройстве в манге, обязательно стоит упомянуть ее спин-офф Vigilante — My Hero Academia: Illegals, в котором, исходя из названия, речь идет о виджиланте, то есть «неофициальных» героях, которые не прошли обучение, не состоят в организациях и просто делают свое дело, порой игнорируют закон. Занимается им другой автор (Хидэюки Фурухаси), да и с сюжетом первоисточника он почти не связан, зато манга позволяет узнать, что в и геройском обществе далеко не все так гладко, как хотелось бы. Потому некоторым людям, которых посчитали недостойными звания героя, приходится переступать закон и делать все своими силами.

Положительные впечатления оставляет и характерный рисунок Хирокоси. У его персонажей достаточно простые черты лица и лаконичные, почти лишенные деталей костюмы. Зато они яркие и моментально врезающиеся в память. Автор при их создании многое почерпнул из комиксов Marvel, потому некоторые элементы узнаются безошибочно.

Простая картинка позволяют манге создавать многочисленные комичные сцены с визуальным юмором, который смешит без лишних скидок. Но когда дело доходит до экшена, то Кохэй не скупится на прорисовку мелочей. В особенности удались спецэффекты от ударов. В целом рисунок не представляет собой что-то выдающееся, но и отторжения не вызывает. Хирокоси подкупает дизайном и проработкой окружения, а не техникой исполнения.

Очевидно, что столь популярная и интересная манга идеально подходила для создания аниме-адаптации. Ее первая серия вышла 3 апреля 2016 года, а отвечает за нее студия Bones, известная своими стильными и проработанными экшен-аниме вроде Mob Psycho 100 и Soul Eater. Результат превзошел все ожидания: вселенную, созданную Хирокоси, полюбило еще больше народу, причем на Западе к ней относятся с особым трепетом и даже считают достойной заменой «Наруто».

Проникся к ней любовью и наш строгий кинокритик Александр Трофимов, который считает, что «Моя геройская академия» — отличный способ начать смотреть аниме.

Приведенный ниже отрывок взят из списка фильмов и аниме для майских праздников

«Моя геройская академия» стала новым мейнстримовым хитом в мире аниме, который смотрели все — как «Наруто» или «One Piece» до этого. Обычно я обходил подобные (сверхпопулярные, массовые) проекты стороной, мне они казались чем-то слишком простым и неглубоким в сравнении с менее известным, но более серьезным и оригинальным аниме, но в случае «Академии» я сделал исключение, попробовал и не пожалел.

«Академия» — это японская версия школы Ксавьера, супергеройского Хогвартса. В этом мире мутации имеет большинство населения, правда далеко не все из них полезны и применимы в бою. Герои здесь — это профессия, узаконенная официально, они нанимаются в агентства и получают неплохую зарплату, поэтому стать супергероями пытаются многие, но для этого нужно получить диплом той самой Академии, учится в которой очень тяжело на всех этапах.

Естественно, история полна как знакомых штампов супергеройского жанра, так и типичных для большинства аниме «школьных будней» с проблемами подростков, но обращается «Академия» с ними довольно умело и преподносит немало сюрпризов.

Что стало для меня решающим плюсом, ощущающимся как глоток свежего воздуха после американского супергеройского кино, так это проработка боев. Американцы давно забили на то, чтобы пытаться как-то интересно и разнообразно обставлять потасовки своих полубогов. У Супермена и Зода, например, есть способность летать, стрелять лазером из глаз, двигаться с огромной скоростью, но Зод еще не до конца освоился с новыми силами, а Супс боится навредить простым людям — как бы нам интересно описать их поединок? Возможно, мы увидим их бой на супер-скорости, ведь криптонцы успевают за секунду обработать кучу информации, и их тактика должна соответствовать высокому уровню интеллекта. Мы видим множество атак и контр-атак в слоу-мо, пока остальной мир практически замирает, Супермен успевает нанести удар и выжечь взглядом обломки, которые могли упасть вниз и повредить кому-то, Зод же…

Не, чуваки, давайте они просто будут хреначить друг другу по морде? Ну, как алкаши в баре? Или может возьмет он балку и ка-а-ак зарядит второму по башке, не?

В «Академии» каждый бой — это сложный план, где противники стараются придумать новые способы использования своей способности, подходящие конкретно к этому противнику, учитывая суперсилы оппонента. Это сделано просто потрясающе. Во втором сезоне на чемпионате приобретает просто шокирующий размах. Не забывают авторы и об эмоциональном контексте боев, накручивая драму до предела, и о теме дружбы и сочувствия. Короче, проект, несмотря на свою подозрительную сверхпопулярность, действительно заслуживает уважения. Смотрится легко и приятно.

С такого сериала начинать смотреть аниме, на мой взгляд, довольно комфортно, впрочем, это не значит, что олдфагам стоит его игнорировать. Это мейнстрим, но мейнстрим на удивление качественный и воплощающий архетипы жанра на редкость удачно.

Что посмотреть на майских праздниках?

Перейдем же наконец-то к главному вопросу — заслуживает ли история Идзуку Мидории в мире супергероев столь поголовного обожания? Уж точно не за оригинальность. Если вы ищете что-то уникальное и необычное, чтобы оно заставило вас удивиться, то лучше пройти мимо «Геройской академии». Как ни крути, в ней все достаточно обыденно, что бои, что герои, что мораль.

Потому хотелось бы сказать некоторым западным изданиям вроде Polygon, что нет, «Геройская академия» — это вовсе никакая не революция ни в сёнэнах, ни в аниме, ни где бы то ни было. Все те моменты, которые так впечатлили отдельных авторов, уже встречались в других мангах и аниме, причем иногда в дословном или даже лучшем виде. Не стоит зазря разбрасываться терминами вроде «революция» и «прорыв».

Но если же вы жаждете чего-то легко и расслабляющего, да и от сёнэнов вас еще не выворачивает наизнанку, то Boku no Hero Academia вас приятно удивит. Все ее элементы выполнены на запредельном уровне качества, в ней пока совершенно нет проседаний или слабых эпизодов. Несмотря на большое количество персонажей (среди которых даже есть супергеройская касатка), история не теряет целостности, все элементы в ней работают слаженно. А еще манга может стать отличным билетом в мир «японских комиксов» для тех, кто уже пресытился бесконечными сериями Marvel и DC.

В будущем «Геройская академия» может получить историческое значение, ведь у нее есть все шансы стать лебединой песней всех приключенческих историй о многочисленных поединках журнала Weekly Shonen Jump. Современные манги вроде Dr. Stone и The Promised Neverland берут более умными вещами, на их фоне становление молодых героев выглядит несколько устаревшим. Но в нем есть все для людей, который выросли и никак не могут разлюбить «большую тройку» из Naruto, Bleach и One Piece.

Да, манге и аниме не хватает уникальности, но выполнены они с такой любовью к своему дело, что не проникнуться почти невозможно. Boku no Hero Academia первоклассно смешивает традиции историй о супергероях Востока и Запада, получая в результате выдающееся произведение. Если вас не отпугивают простые морали вроде «героем может быть каждый», вы хотите ярких персонажей с развивающимися характерами и красочные битвы с активным применением суперспособностей, то обязательно дайте этой истории шанс. Быть может, тогда и вы поймете для себя, за что же всем так нравится мир Идзуку Мидории.

Больше о манге

 
Источник

Кино и сериалы, Книги и комиксы

Читайте также