Досье Дрездена (Джим Батчер)

Сюжет: в городе Чикаго живет единственный профессиональный чародей (у него даже реклама есть в справочнике города) по имени Гарри Дрезден, который зарабатывает на жизнь расследованиями всяких загадочных и не очень дел. При этом он — действительно чародей и может кидаться огнем и перевернуть машину телекинезом, но вот в чем беда: у него очень плохо с контролем магии и поэтому Дрезден предпочитает боевой магии ритуальную. Его специализация — поиск неважно чего, будь то пропавшие щенки магической собаки или же простое обручальное кольцо. Самое интересное, что для клиентов Гарри выступает последней надеждой, когда другие оказываются бессильны.

У него есть друг — начальник отдела специальных расследований Кэррин Мерфи, отличный боец и стрелок, которая иногда нанимает его для профессиональной консультации, если преступления выглядят очень уж необычно. Вот так начинается повествование и судьба тут же подкидывает нашему герою странное дело — кто-то убивает людей, проклиная их на расстоянии, тем самым вызывая взрыв грудной клетки. Гарри берется за расследование и понимает, что все куда сложнее, чем кажется.

Досье Дрездена (Джим Батчер)

Первый плюс цикла заключается в разнообразии сюжетных линий. Конечно же, есть какое-то дело на одну книгу, однако постепенно Гарри (да и читатели) начинает замечать какую-то смутную связь между событиями. Вот так шаг за шагом перед нами вырисовывается вторая глобальная линия — кто-то целенаправленно расшатывает магический мир, и лавина всяких необычных преступлений далеко не случайна. В какой-то момент Дрезден осознает, что даже Совет Чародеев (в котором он на момент первой книги еще не состоит, поскольку находится под проклятием Дамоклова Меча) не избежал печальной участи: кто-то изнутри препятствует работе чародеев и развязывает войну между ними и вампирами.

От книги к книге становится ясно, что и это еще не все: по всему миру начинается какая-то эпидемия магического заболевания, которому подвержены даже боги и бессмертные существа типа Королевы Фейре. В общем, клубок противоречий спутался знатный, и как с этим справится наш герой и справится ли вообще — неясно. При этом клиенты не особо-то стремятся посвящать его в детали дел, потому маг-детектив постоянно огребает от разных магических и не очень тварей.

Да еще постоянно всплывает имя его исчезнувшей матери, водившей дружбу с фейре. В целом сюжетных линий очень много и следить за всеми невероятно трудно, но от этого не менее интересно, ведь такое обилие заставляет постоянно думать и строить различные гипотезы. Хорошая зарядка для мозга.

Второй плюс заключается в самих персонажах: они получились действительно качественные. Главный герой далеко не супермен и не боевой маг, способный испепелить противника походя. Он в общем-то обычный человек, которого можно легко убить пулей или ножом (правда, потом начинают всплывать интересные подробности относительно анатомии чародеев), правда жить он будет раза в четыре дольше простого человека, да магией владеет. Даже несмотря на свой кожаный заговоренный от пуль и клыков плащ, чародейский посох и защитный браслет, живет Гарри в каком-то полуподвале, ездит на старом Фольксвагене-Жуке (потому что электроника в новых автомобилях дохнет моментально) и вместо холодильника у него старомодный ледник, а душ только холодный.

Ну и кто сказал, что быть чародеем круто? Его напарница Кэррин заведует отделом полиции, но отдел этот вроде как каторга для провинившихся копов (и то потом её пидорнут, а отделу урежут финансирование). Конечно, у Гарри есть друзья: интеллектус Боб, крестоносец Майкл (у него Эскалибур, тот самый), патологоанатом Баттерс, группа оборотней из университета, священник из церкви (который тихо охреневает от просьб вида освятите мне бочку воды, святой отец), снежный человек; но врагов у него еще больше: вампиры, древние существа, фейре в лице обоих династий, гангстеры и их крестный отец Джонни Марконе и многие другие. Плюс еще невидимый враг, дергающий за разные ниточки и постоянно мешающий.

Тут стоит заметить, что однозначных персонажей в цикле нет. Тот же крестный отец — суровый мужик, готовый замочить любого, не моргнув глазом. Но внезапно он пытается приобрести плащаницу (ту самую) для какой-то девочки в коме. Кто она и почему он так делает? А ответ прост: преступления преступлениями, а люди, по правилам Марконе, тем более, дети, страдать от них должны по минимуму. По молодости Джонни шальной пулей зацепил эту девочку, а теперь не может жить спокойно.

Чуете, как мастерски автор описывает разных персонажей? Или вот взять, к примеру, Баттерса: патологический трус, который цепенеет от одного вида зомби, оказывается самым психологически устойчивым в момент конца света и делает свою работу, наплевав на трех суровых некромантов и поднятого из могилы тирранозавра. Дочь крестоносца Молли, неформалка и латентный маг разума, у которой не хватает сил даже на один полноценный фаербол, внезапно целый год в одиночку отбивает атаки магов на улицах. Вот именно это разнообразие и делает честь писателю. Каждый герой в течение всего цикла как-то развивается, на месте никто не стоит, хотя итог очень часто довольно неожиданный.

Третий плюс — атмосферность. Стиль — нечто вроде полицейского нуара со всеми присущими чертами: одинокий герой в плаще, женщины, как символ лжи, стирание грани между героем и антигероем, город и его криминальная обочина. Даже полиция чародеев — Стражи — и та носит серые плащи, к которым не пристает кровь (и его однажды даже Дрезден наденет, хотя и будет ненавидеть). При этом действие происходит не только в традиционных для нуара местах, но и на фестивале ужасов, съемочной площадке порнофильмов или же вообще в Мексике.

Сам по себе город Чикаго — не настоящий, а выдуманный (по словам автора он его придумал с нуля, ничего реального в нем нет), к тому же обладающий двумя слоями реальности: первый — наш обычный мир, второй — Небывальщина (здравствуй, Сумрак, Лабиринты Эхо или Темная Сторона Лондона, а также Тайный Город и Гиблое Место), слой, где правят Королевы Фейре и им подобные. Оттуда в наш слой могут лезть всякие сильные злобные духи и прочая нечисть (слабые в нашем мире распадаются на эктоплазму), а вот для человека, даже чародея, там опасно.

Тем не менее, Чикаго, благодаря такому литературному приему, смотрится как еще один полноценный участник событий, а такое в фантастике встречается нечасто (да просто потому, что немногим мастерства хватает так изобразить Город). При этом расстояние в Небывальщине — совсем не то же самое, что в реальности. Если знать, где искать и как идти, то из Америки в Мексику можно добраться за пятнадцать минут, а путь в соседний квартал может занять целый день. К сожалению, Батчер, вводя концепцию искажения пространства и времени, никак не комментирует эти моменты, хотя такое пояснение, несомненно, требуется.

Еще один плюс — то, что не магия ставится во главу угла, а именно детектив. Конечно, есть и сражения, и крутые боевые маги противника, есть даже орден Падших Ангелов, во главе которого стоит псих и маньяк Никодимус. Но все-таки именно расследование играет важную роль в развитии сюжета (хотя сцена нападения на Арктис-Тор прекрасна), даром что очень часто пропажи или клиенты — не люди. Так, Королева Фейре спокойно приходит к Дрездену в контору и просит отыскать Мантию Летнего Рыцаря (хотя Гарри её до усрачки боится, и правильно делает), священник из Ватикана умоляет найти Плащаницу, а вампиры — защитить собственную порностудию.

Да и Дрезден — очень молодой чародей, хотя есть целый Совет, в котором боевиков хватает и без него. Правда, ему постоянно приходится сталкиваться с более сильными существами, однако побеждает он их всегда больше разумом, чем грубой силой. Но магическую систему данного цикла мы разберем в отдельной статье, пока же ограничимся общими соображениями.

Последний плюс — неоднозначность происходящего. События невозможно трактовать однобоко. Вот Гарри убивает дочь Королевы Летних фейре. Казалось бы, она преступница и все такое. Однако, через некоторое время он узнает, что новая дочь Королевы станет точно такой же, пусть и пройдет сколько-то времени. Ну и стоило ли так напрягаться? Или вот еще момент: как-то поселился у нашего героя в голове отпечаток духа Падшего Ангела. Хреново, скажете вы. А вот ничего подобного! Ничто не может оставаться неизменным, вот и Падший Ангел приобретает некоторые положительные черты, а её смерть спустя несколько книг заставляет переживать. Где та грань, что отделяет хорошее от плохого? Кто может сказать, как обернется в будущем наш выбор? Концепция «Меньшего Зла» (как в «Ведьмаке») здесь выглядит как нельзя более подходящей и к жанру, и к сюжету. И далеко не всегда последствия понятны сразу.

Что мы получаем в итоге? Крепкий фантастический детектив с элементами нуара и хорошей атмосферностью. Несомненно, пытливый читатель найдет то, над чем стоит подумать, но насильно автор ни к чему не принуждает, что, при обязательности наличия сегодня охуенно богатого внутреннего мира (кто вообще это тенденцию и термин придумал, что всегда должна быть мораль или еще какая-то подобная хрень? почему нельзя просто почитать и расслабиться?), выглядит очень свежо и необычно. Читать несомненно стоит, хотя бы потому, что качественной фантастики сегодня и так немного, а уж детективной — так и тем более.

 

Источник

Читайте также