Стать посредником и духом-наставником.
Считается, что новичкам в видеоиграх лучше начинать с казуалок или хотя бы несложных 2D-платформеров вроде Rayman Legends — 3D путает тех, кто никогда с ним не имел дел. Говорят даже, что лучше всего давать в руки смартфон с гиперказуалками — всё-таки вся индустрия из них выросла, по сути: «Тетрис», «Змейка».
И это вечная проблема человека, увлекающегося видеоиграми. Наверное, у каждого из нас есть любимые игры, которые хочется показать абсолютно всем друзьям — посмотреть на реакцию, потом обсудить. Но начинать с того, что не слишком-то интересно тебе самому — не очень весело, согласитесь. Из всех медиумов у видеоигр, к сожалению, самый высокий порог вхождения, и с этим приходится считаться.
Я тоже долгое время так думал. Маме на планшет поставил пару три-в-ряд и Monument Valley — в первом случае не понравилась базовая механика, во втором — оказалось почему-то слишком сложно. Справедливо рассудив, что на самом деле это всё прикрытие, и плевала мама вообще на видеоигры, я оставил попытки.
Но поговорить сейчас хочется не о пожилых людях — им попросту, как правило, сложно принять саму суть игр и увидеть в этом увлекательный процесс. Ну, если это не три-в-ряд в одноклассниках.
Поговорить хочется о сверстниках, которые о видеоиграх знают, но в них не играют. Время от времени на посиделках я рассказываю сестре о разных играх: о Death Stranding, The Evil Within, Mirror’s Edge. Сестра всегда с большим интересом слушает, но… не играет. Я подарил ей What Remains of Edith Finch — лучший на мой взгляд «симулятор ходьбы», в котором внезапно трогательная история сочетается с различными видами геймплея, а нарратив чётко связан с геймплеем.
Я рассказывал сестре о ней (без спойлеров, конечно) — в красках, используя умные сравнения с кино и книгами, которые ей нравятся. What Remains of Edith Finch ей бы совершенно точно понравился, я в этом уверен. Это вот игра будто специально для неё.
Поиграла ли она в What Remains of Edith Finch? Нет. Каждый раз когда я спрашивал, находились отговорки: то за детьми следить надо, то посуду перемыть, то ещё что-нибудь такое. В общем, я сделал вывод, что не будет она играть в What Remains of Edith Finch, и лучше бы я подарил ей красивое постельное бельё.
Но способ поделиться своим любимым произведением с дорогим тебе человеком всё-таки есть. Причём речь не о стримах — мне кажется, человек всё-таки должен сам нажимать кнопки, чтобы прочувствовать игру в полной мере.
Секрет до банального прост: нужно просто сидеть рядом и постоянно поддерживать интерес в игре. Как я выяснил опытным путём, это очень даже интересное времяпрепровождение для обоих. Главное — всё доходчиво объяснять и в нужный момент дополнительно интриговать, а в случае с хоррорами нагнетать обстановку. В общем, ты должен стать частью игры, органично вплетённым в повествование посредником.
С сестрой пока не вышло — у неё действительно дети, посуда и прочие другие занятия. Но получилось с хорошей подругой Ксюшей. Опыта в играх у неё немного — в основном вечериночные файтинги и какой-нибудь Mario Kart (тоже в рамках вечеринки). И тут мы сели рядом на диван, и я включил ей всю ту же What Remains of Edith Finch. Как посредник, наполовину вплетённый в игру, я старался аккуратно направлять её и пояснять увиденное — с пониманием могут возникать проблемы, всё-таки для неё это непривычная форма повествования.
К моему удивлению, Ксюша очень быстро перестала тыкаться в стены и научилась управляться с камерой. Правда, она всё равно не всегда понимала, с какими предметами можно взаимодействовать, а с какими нет, и почему нельзя просто отодвинуть вон ту груду коробок. Тут вкрадчиво вклинивался я, предлагая обратить внимание на то, что дом Финчей очень причудлив, и люди там жили странные. И вообще, повествование с элементами логики сна, и лучше принимать всё происходящее на веру.
Чтобы фиксировать различные этапы прохождения и дополнительно мотивировать Ксюшу играть дальше, после истории каждого члена семейства Финчей я затевал небольшое обсуждение — подчёркивал интересные наблюдения, которые Ксюша могла упустить, увлёкшись геймплеем, спрашивал, жаль ли ей персонажа. Обычно оказывалось. что жаль: между ней и Финчами постепенно вырабатывалась симпатия, и я старался её всячески поддерживать.
Тем же вечером мы прошли What Remains of Edith Finch и оба остались в восторге. Я — потому что поучаствовал на стороне произведения, а не как обычно, а Ксюша — от игровых механик и странной, грустной истории. Параллельно мы также обсуждали свои семьи и родителей, что лишь способствовало погружению в историю.
Кажется, я нащупал метод, с помощью которого можно если не приобщить не-игрока к играм, то хотя бы показать ему то, что ему точно понравится.
На очереди у нас Silent Hill 2 — в неё мы играем на кухне, на PS2, сидя на полу перед ЭЛТ-телевизором. Как в детстве, — а в детстве играли если не все, то почти все. Даже моя сестра. Мы подкладываем на пол большие подушки с дивана, чтобы было удобнее и конечно отключаем свет.
Silent Hill 2 — не симулятор ходьбы, там достаточно много экшена, обследования локаций, да и управление в силу возраста игры не самое простое. Не простой и понятный What Remains of Edith Finch, а всё-таки глубоко хардкорный проект, тем более старый.
Что удивительно, на графику моей подруге было наплевать. Я замечал это и раньше: неискушённых людей не впечатлить графикой — им она будто бы и не важна. Но важен посредник, человек, который всё объяснит. Например, почему камера такая неудобная, или как стрелять. Или почему стоит обратить внимание на предметы в инвентаре, заговорщически подмигнув, мол, от этого может зависеть концовка.
Или Марию иногда называть Мэри. Или иногда просить вглядеться в туман — вдруг там что-то есть? Или попросить остановиться перед какой-нибудь дверью и прислушаться. Главное — не переборщить и работать на произведение, а не против него (никаких спойлеров, максимум — неясная интрига).
В таком случае посредник превращается во что-то вроде медиума, который, при должном мастерстве (чем-то сродни с гейммастерами в настольных ролевых играм), лишь улучшает произведение и делает его доступнее для игрока, который один бы вряд ли рискнул запустить Silent Hill 2.
Ксюша — девочка достаточно боевая и предпочитает палку с гвоздями, а не пистолет. Причём даже когда я предлагал просто убежать от монстра, она отвечала: «Э, не-е-ет, подожди, я ему врежу». Патроны она предсказуемо берегла для Пирамидхэда, а я специально не сказал ей, что стрелять в него не обязательно. Сообщил уже потом, что лишний раз продемонстрировало необычность игры и её уникальный подход к работе с чувствами игрока.
Мы пока вместе с Марией (Мэри?..) в Брукхэвене. Карта локации с кучей дверей Ксюшу впечатлила, я даже заметил огонёк в глазах. Всё работает и мы наверняка пройдём Silent Hill 2 до конца. И таким образом я познакомлю с величайшим произведением ещё одного дорогого мне человека.