Doom. Эпизод 5. Не только Doom. Готика, мрачные города, тёмное фэнтези. 2 модификации и 12 вадов для Heretic / Hexen

Хотя работы Raven Software всегда выгодно отличались своим собственным, уникальным стилем и виденьем, на протяжении практически всего существования компании они оставались в тени проектов «старшего брата» в лице id Software. Подобный расклад неявно был спроецирован и на интерес к созданию различного рода модификаций и уровней со стороны игроков. Если число различных работ в случае Doom в принципе не поддаётся исчислению, то в случае Heretic / Hexen при желании можно пройти все публично доступные к данному моменту проекты, а созданных одиночных карт не хватит, чтобы собрать из них более-менее однородный, в качественном контексте, сборник из 50 единиц — в среднем рамки скорее ограничатся не более чем 30.

Тем не менее, не смотря на сложившуюся ситуацию, за минувшие годы было выпущено достаточное число знаковых проектов. О некоторых из них, на мой взгляд наиболее интересных, в сегодняшнем материале.

Как обычно детальный анализ плюсов и минусов был урезан до ключевых пунктов, вместе с определённой спецификой и разбором нахождения секретных уровней, дабы не перегружать ретроспективный материал информацией.


1. Heretical Doom (2017).

Впервые вышедший в 2017 году и изредка обновляемый проект, что можно назвать аналогией Complex Doom для Doom. Совместим с Heretic, Doom и Hexen, но наиболее вписывается в антураж первого.

Особенности:

* У оружия появились новые эффекты, есть альтернативные режимы стрельбы.

* Используя ману можно выполнять некоторое количество заклинаний — усиление оружия, дополнительное освещение, остановка времени, что позволяет зайти в локацию, сделать ряд выстрелов, выйти, отключить способность и посмотреть на результат.

* 3 вида взрывоопасных склянок для использования — взрывные, в духе гранат, замедляющие, что «вяжут» противников и через какое-то время взрываются и ядовитый туман.

* 2 режима модификации. Во втором отключены заклинания и перезарядка оружия, то есть он больше близок к классическому геймплею.

* Монстры остались прежними по виду, но их повадки были изменены.

* Имеются RPG механики. Повышение уровня добавляет здоровье, можно быстрее перезаряжать оружие, таскать больше патронов и т.п.

* Новые предметы. Можно отметить флакон с адреналином, что повышает скорость стрельбы и золотое яйцо, временно превращающее главного ероя в мощную курицу.

* Нахождение всех секретов на уровне даёт бонусы.

Настройки:

1. Очередь загрузки.

[Global.Autoload] path=E:\Games\Old\Doom\apostate.wad (WAD на котором некогда вёл тесты).

path=E:\Games\Old\Doom\HereticalDoom_1.5.pk3

path=E:\Games\Old\Doom\HereticalDoomMonsters_0.4.pk3 (если хотите увидеть новых монстров, то в настройках потребуется отключить настройку vanilla+, т.е. можно выбрать только что-то одно; или улучшенные оригинальные монстры, либо стандартные монстры + новые).

path=E:\Games\Old\Doom\HDMonstersCompatPatch.pk3 (не требуется в версии в 0.4a и старше).

2. Настройка клавиш.

prepare mythyself -> Customize Controls -> Modern Magister Bindings -> здесь можно задать как выбирать и применять заклинания. Поскольку [] по умолчанию заняты, я выбрал на NUMPAD цифры «7» и «9» для переключения, а «8» для применения. Чтобы остановить заклинание нажмите ту же кнопку. Иначе есть риск истратить всю ману.

prepare mythyself -> Customize Controls -> Heretical Doom Controls -> Toss/Place/Break склянок -> «Z», «X», «C».

prepare mythyself -> Heretical Doom Options -> Display Spell Costs. Пригодиться, чтобы видеть сколько маны нужно для того или иного заклинания. Для тома силы, например, нужно 30 единиц.

prepare mythyself -> Customize Controls -> Action -> Weapon Reload -> R. Например если дважды подобрать лук, то во втором случае будет получен апгрейд оружия. Кнопкой R можно будет переключать режим стрельбы.

enter the void -> выбор режима, я выбрал modern magister -> сложность magister (не рекомендую ставить выше) -> игра стартует.

recall thy quest -> загрузка сохранения, arcane inquiries — подсказки о новых возможностях.

Новые предметы.

Несколько пояснений по новым предметам в Heretical, суть которых может быть не очевидна. Часть старых также местами поменяли свои свойства.

* Коричневая бутылка — адреналин. Ускоряет скорость атаки орудием.

* Невидимость или теневая сфера (в виде некоего лица) — предотвращает атаки ближнего боя, при использовании в Doom делает невосприимчивым к хитсканам / трассировке пуль.

* Золотое яйцо — временно превращает игрока в ультимативную курицу. При наличии маны может стрелять яйцами.

* Грааль — теперь при полной потере здоровья восстанавливает таковое с перемещением в начало локации. То есть выступает как эдакая вторая жизнь.

* Песочные часы (требует маны) — останавливает время.

* Зелёный амулет (spell of protection) — даёт неуязвимость от лавы и взрывов.

* У одного нового орудия есть возможность призывать дружественного малотавра если расклад сложится таким образом, что достаточно выпущенных душ прицепится за противника. Как правило это работает только на крупных врагах или, реже, на большом скоплении таковых. В качестве примера см. minotaur.webm.

* Как было сказано ранее у «обычного» оружия есть альтернативный способ стрельбы, потребляющий больше ресурсов. Сама же разновидность этого способа становится доступной по мере накопления персонажем опыта.


1. Faithless Trilogy (2019-2021 / …).

Doom. Эпизод 5. Не только Doom. Готика, мрачные города, тёмное фэнтези. 2 модификации и 12 вадов для Heretic / Hexen

Данный вад — ответ на вопрос чем мог бы стать Hexen, сочетай он свои нововведения с тем, что было заложено в Heretic, но история сложилась иначе. Изначально первый эпизод был выпущен в качестве отдельного вада, но в последующем концепция была расширена до трёх эпизодов, пока застрявших в стадии beta-версии. Из примечательных добавок конкретно в трилогии можно отметить три новых вида оружия, два возможных финала, несколько новых предметов, вроде возможности призыва дружественного малотавра. Присутствуют сюжет, по своему развивающий события оригинальной игры.

Что касается антуража, то вад примечателен атмосферными локациями. У каждой свой стиль. Болота и пещеры, вулканы и огонь, секретный ледяной мир, где идёт снег (в который можно попасть решив головоломку со статуями в огненном), полу затерянный город, сад, где ветер разгоняет осеннюю, опавшую листву.

Особенности:

* Из-за обилия кастомного контента вад не совместим с «Heretical Doom».

* Наличествует хабовая система уровней, по аналогии с Hexen.

* 9 уровней в первом эпизоде.

* Умеренное, в среднем в пределах 150 на локацию, количество монстров.

* Новые предметы.

* Вместо 3 ключей используется 4 — зелёный, синий, жёлтый, красный.

* При возвращении в старые локации будет появляться 4-7 новых противников. Как следствие полностью зачистить таковые на 100% нет возможности. В этом плане явная отсылка к Hexen.

Новых предметы:

* Эликсир жизни: мерцающее изумрудное зельё, которое восстанавливает 50% здоровья в течение 10 секунд.

* Ядовитая спора: бросьте эти газообразные семена на землю, дабы создать горючий стручок, который затем взорвётся перед лицом врага.

* Изумрудный амулет: защищает от яда, включая слизь и облака на 120 секунд.

* Северные ботинки: защищают от холода и добавляют 75% сопротивления к урону от льда.

* Пламенный щит: 200 очков брони + 75% сопротивление всему урону от огня, помимо 50% общей защиты.

* Гранитная икона: таинственное каменное лицо, кто знает, что за секреты оно хранит…

Новые виды противников:

Изначально 12 видов, 6 переехало напрямую из Hexen. Другие 6 — новые с использованием старых спрайтов.

* Африт (Hexen): гаргулья, использующая мистический огонь. Передвигается хаотично и закидывает своих противников огненными сгустками. HP: 80.

* Вендиго (Hexen): существо, питаемое жалящим холодом и ещё более ледяным презрением. HP: 120.

* Сталкер (Hexen): обитающий в болоте, получеловек-полуамфибия. Может швыряться ядовитыми шарами. HP: 90.

* Тёмный эпископ (Hexen): менее опасная форма Адепта. Оперирует потоками вращающихся снарядов. HP: 200.

* Зелёный змей хаоса (Hexen; в Heretic использовался в качестве своего рода замены лошади финальным боссом): высокая рептилия, атакующая огненным дыханием. HP: 250.

* Коричневый змей хаоса (Hexen): немного более сильный вариант змеи с ядовитым дыханием. HP: 300 очков.

* Красный змей хаоса: очень стойкий и смертоносный вариант змея, выпускающий три огненных шара одновременно. HP: 350.

* Гул: блуждающий мумифицированный труп, обладающий атакой ядовитыми снарядами. HP: 150.

* Ледяной сталкер: болотная сущность, атакующая осколками льда.

* Ледяной лич: более «холодный» вариант железного лича. Обладает двумя атаками — ледяным дыханием на ближней дистанции и ледяным шаром на дальней. HP: 700.

* Железный часовой: охраняет ворота железной крепости. Обладает рядом мощных атак, включая возможность генерации кубов-стражей. HP: 3000.

* Куб-страж: слабые, но стойкие парящие кубы, которые атакуют потоками огня. HP: 80..


2. Walpurgis (2020 / 2024).

Модификация в чём-то близкая по духу к Heretical Doom, но делающая ставку на классовую систему по типу Hexen.

Основные особенности:

* 4 новых, аутентичных класса. Автор планирует расширять ростер.
* Множество новых расходуемых предметов.
* У каждого оружия, уникального для того или иного класса, имеется по два-три вида атаки.
* Заявлена совместимость с другими модификациями, не конфликтует с большинством кастомных вадов.

Коротко о настройках, на примере класса друида:

Настройка клавиш. Предметы, уникальные для отдельных классов.

Например коричневые склянки в случае друида порождают союзные цветы по типу тех, что встречались в Shadowcaster. В остальном — прыжок я изначально ставил на «E», использование предметов на «Enter».

Настройки интерфейса. Были сделаны так, чтобы можно было видеть оставшееся количество врагов, оригинальный статус бар не замещал экран и прочее. Также, если планируете играть за класс друида, рекомендую переключит вид в случае использования перка оборотня на обычный.


2. The Wayfarer (2019-2020).

Вад для Heretic из 9 уровней, 1 из них секретный, созданный моддером Not Jabba, что хорошо известен в кругах форума Doomworld. Среди прочего отличается встроенной геймплейной модификацией, что вносит множество мелких правок. Сильно не вчитываясь в тонкости можно выделить следующие нововведения:

1. Что-то вроде амулета, что даёт кратковременно действующий том силы.

2. Молот, порождающий эффект аналогичный берсерку из Doom.

3. 2 новых вид противников — рыцарь с молотом и ящер, 1 новое орудие, четвёртый, красный ключ.

В остальном можно отметить большое количество противников на уровнях, а также их размах, не страдающий при этом потерей деталей. Эта особенность в частности в отдельности выделяет некоторые вады как таковые, когда речь заходит о Heretic / Hexen в целом. Масштаб, без потери качества.


3. Tower of Chaos. Special Edition (2013 / 2021).

Добротный вад для Hexen, пожалуй одно из лучших творений для такового, события которого сюжетно происходят после Hexen II, хотя в целом трактовка сюжета носит достаточно вольный характер. В целом совместим как с геймплейными, так и текстурными модификациями.

Состоит из трёх хабов и 16 уровней. В первом предстоит собрать 6 ключей, во втором 3 предмета, в третьем череп, 3 шестирёнки и маску. Является первой частью долгоиграющей, на данный момент, квадрологии (у автора были планы на продолжение, но в последние пару-тройку лет наблюдается затишье) куда также входит:

2. Сиквел, ZDoom • View topic — Heretic: Sitnalta (2013 / 2021), но для Heretic (в разработке также находится продолжение),

3. Продолжение, ZDoom • View topic — HeXen: A New World (ANW) (2014 / 2021),

4. И приквел, предвещающий события всей серии, ZDoom • View topic — HeXen: Descent Into the Abyss (2020 / 2021).

Из нового оружия имеется один новый посох (что после при использовании Walpurgis становится недоступным если переключиться с него на другое оружие, впрочем запас энергии у него всё равно не густ). Также добавилось несколько видоизменённых монстров.

Приквел примечателен тем, что добавляет три новых класса — Necromancer, Elementalist и Invoker. Все три — маги. Существует отдельный .pk3, что позволяет добавить таковых в оригинальный Hexen или другой пользовательский WAD.

Основные особенности:

* Наличествует сюжет, что подаётся в виде кат-сцен и размышлений главного героя, а поздних билдах также можно найти заметки.

* Лава убивает моментально.

* Относительно линейная и понятная структура уровней, что, как правило, не характерно для Hexen.

* Имеется 6 промежуточных боссов. Не считая порядка 5 малотавров разной степени задиристости.

* Из 3 хаба без предмета для телепорта назад вернуться нельзя. Из башни хаоса, путь к которой откроется после применения маски, обратного пути нет совсем.

* Мрачная меланхоличная атмосфера, саундтрек со средневеково-фэнтезийными мотивами. Отдельно также удались звуковые эффекты вроде ветра и подобного, а также органные мелодии в финальной локации.


4. Sold Soul (2021).

Вад для Heretic, состоящий из 9 уровней. Предусмотрено несколько новых типов врагов и одно свежее орудие. Создавался при участии нескольких известных (в узких кругах) моддеров, специализирующихся на Heretic. Здесь же нашли применение текстуры сразу из нескольких обширных паков. Совокупность упомянутых элементов на выходе предоставило публике возможность сыграть в один из пожалуй наиболее интересных по структуре и красоте дизайна тематических вадов.


5. Realms of Dr. Chaos (2017).

Вад для Heretic, состоящий из 3 уровней каждый из которых в свою очередь представляет собой небольшой хаб из основной локации и нескольких, обычно трёх, дополнительных. Делает ставку на атмосферу сюрреалистичного хоррора в духе Alone in the Dark (1992), а также прямо заимствует из такового заставки, отдельные сюжетные ходы и пазлы. Предусмотрен один новый вид оружия, Colt M1911 (не применим против призрачных противников), что местами не уступает арбалету, а также один новый опасный вид монстров. Наличествует здесь и сюжет (представленный в приложенном .pdf-файле), на свой лад вольно пересказывающий события старой игры для NES — Dr. Chaos (1988).

Автор не рекомендует выставлять местный аналог сложности UV, хотя противников немного, в пределах 200 на хаб. Грамотный менеджмент предметов, а где-то игнорирование части противников, вроде группы малотавров, позволяют осмотреть достопримечательности без особых проблем со стороны местных жителей.

У вада есть сиквел из 4 уровней, Dr. Chaos — Shadows of Mars, примечательный в свою очередь двумя моментами — том силы превращает Colt M1911 в пистолет-пулемёт Томпсона (в оригинальном ваде нет никакого эффекта), а на уровнях можно встретить динозавров.


6. Shadows of Cronos (2012 / 2014).

Вад для Hexen. Состоит из 1 хаба и 5 уровней. Разработан Kaiser, известным в сообществе строителей карт в основном благодаря своему весомому и разноплановому вкладу в развитие ветки Doom 64, а также рядом классических высококачественных вадов. SoC же, в свою очередь, оказался своеобразной пробой пера в новой для автора нише вадов для Hexen. Каких-то специфических или уникальных элементов здесь нет, но вад достаточно качественный.


7. Master Levels for Heretic (2019).

Довольно спорный, но при этом полуофициальный и по сей день обсуждаемый сборник карт под названием Master Levels for Doom II, вышел немногим более чем через два года после оригинальной игры — 26.12.95 против 10.12.93. В случае же Heretic ничего подобного многие годы не наблюдалось, в том числе в контексте проектов сообщества.

Товарищ под ником NightFright решил исправить фатальный недостаток подобное положение вещей, создав подобный сборник, при этом походу введя два дополнительных критерия:

1. Действительно отобрать только лучшие работы из лучших. Общее количество было решено ограничить планкой в 50 штук.

2. Провести аудит их технического состояния и внести ряд иных корректировок.

Оформление было сделано простым списком, как следствие аутентичного меню в стиле MS-DOS или хаба с выбором карт, в духе некоторых вадов, здесь ожидать не стоит.

Не вдаваясь в детальный разбор каждого в отдельности можно констатировать, что конечное впечатление от сборника остаётся двояким. С одной стороны в качественном плане он по всем параметрам превосходит Master Levels for Doom II и здесь представлен ряд интересных карт, наткнуться на которые в ином случае сегодня не просто, но с другой стороны промежуток между выходом Doom II и Master Levels составил менее 1,5 лет, в то время как в случае рассматриваемого сборника речь идёт о разнице ~ в 24 года. Не сопоставимые цифры.

Исключив довольно посредственные карты список можно было бы сократить до 39 позиций, а если убрать ещё и относительно типовые, то и до 19. Итого, с поправкой на субъективное мнение, объективно список мог бы быть в двое меньше.


8. Gulag (1997).

Ныне полностью забытый широкой публикой, но довольно необычный старый вад для Heretic, лишний раз доказывающий, что оригинальная концепция часто оказывается превыше и интереснее масштаба, детализации или большого количества противников как типовых элементов картостроения вместе взятых и которыми могут похвастаться усреднённые современные вады.

Состоит из 5 уровней, занимающих слот первого эпизода. Присутствуют кастомные текстуры. Подборка соответствует своему названию — в течении первых трёх уровней герой путешествует по небольшим суровым, скалистым островам с минимум растительности, где ему предстоит исследовать сеть разветвлённых и запутанных пещер, решая не простые головоломки, действие четвёртого уровня будет происходить на корабле, а пятого в обширной крепости, чем-то по своему антуражу напоминающей смесь древнего колизея и крепости в духе знаменитого «Форта Боярд». Курсировать между островами предстоит на лодках. В текстурах преобладают минимализм и коричневые тона.

Некоторые особенности:

* На полное прохождение потребуется ~ 2,5-3 часа (с учётом блужданий туда / сюда).

* На M5 сражения с четырьмя малотаврами в конце уровня можно избежать за счёт совмещения ускорения с временной бомбой. Достаточно грамотно разместить её позади героя и данного подобие ракетного прыжка приведёт прямо к переключателю, завершающему уровень.

* Местами крайняя запутанность прохождения и нажатия переключателей на M3, расположенных на пяти этажах, далеко не всем может прийтись по вкусу. Впрочем это же можно сказать в определённой степени и про вад в целом — если вам не по душе сложные пазлы и вы сторонник чистого экшена, то лучше пройти мимо. В противном случае это один из уникальных вадов, особенно с учётом его года выхода.


9. Heretic Amplified (2011).

Вад для Heretic. Состоит из 9 уровней (1 секретный). Весь арсенал вооружений был полностью пересмотрен и заменён новым, что за рамками геймплейных модификаций в контексте Heretic можно назвать крайне редким явлением. Помимо этого было добавлено несколько новых видов предметов и противников. Так, например, временная бомба теперь не взрывается через какое-то время, а останавливает время. В контексте оружия наиболее необычными разновидностями можно назвать своеобразное жало, которое стреляет костями, а также кинжал, восьмое орудие, убивающее любого противника, например малотавра, за одно применение. Подборка местами вышла несколько неоднозначной, что впрочем нисколько не умоляет как концепцию в целом, так и незаурядно построенные уровни в отдельности. Саундтрек также вышел вполне сносным.

Основные особенности:

* На полное прохождение нужно ~ 3,5 часа.

* Возможность прыжка должна быть включена.

* Чтобы свести сражение с D’Sparil’ом в конце M8 до нескольких секунд имеет смысл сохранить в запасе порядка 10 зарядов кинжала.


10. Korax Must Die Again (2020).

Вад для Hexen. Состоит из 9 уровней (с учётом того, что хаб занимает 1 из 9 слотов и 1 уровень секретный). Основной акцент был сделан на относительно масштабные карты, большое число противников, затяжные стычки с таковыми и многочисленные, сложные пазлы, что местами спокойно могут дать фору оригинальному Hexen. Новых разновидностей врагов, уникальных текстур (за исключением одной), или ещё каких-то схожих элементов не предусмотрено — используется сугубо «ванильный», дефолтный набор.

Основные особенности:

* На полное прохождение потребуется ~ 9 часов.

* Секретов много и найти ряд из них не просто.

* Основная задача сводится к нахождению четырёх красных кристаллов для открытия двери в хабе, ведущей на финальный уровень. Есть слоты под ещё 2 кристалла, один из которых можно найти на «Spire of Frost», а второй на «Forsaken Catacomb», доступ к которому исходно можно получить через ледяной уровень.


11. Wolfen (2004).

Вад для Hexen, примечательный своим кастомным контентом. Состоит из 5 компактных, но детализированных уровней, варьирующихся тематически. Предусмотрено несколько новых, уникальных для Wolfen разновидностей врагов, несколько боссов, пара новых орудий — мушкет (штучные заряды) и арбалет (потребляет новую ману), текстуры, почерпанные, среди прочего, из Hereti и Blood, звуки. Имеется третий вид маны, являющийся своеобразным оружием самим по себе — для применения необходимо назначить отдельную кнопку. Расходуется довольно быстро, поэтому использовать её стоит с умом.

Основные особенности:

* На полное прохождение нужно ~ 2-2,5 часа.

* Основная задача сводится к активации четырёх округлых символов. На болотах предварительно нужно нажать переключатель за домом — выстроится лестница из деревянных платформ.

* Двери в заброшенном городе откроются, когда часы показывают 12:00 и в этот же момент будут произведены удары в два колокола. Чтобы выполнить эту задачу нужно выставить часовую стрелку на 11:00, дождаться когда минутная будет проходить рядом, ровно в 12:00 ударить в один колокол и сразу бежать, здесь рекомендую применить сапоги для ускорения ко второму. Если минутная стрелка успеет сдвинуться активации не произойдёт.

* В этой же локации есть пасхалка с секретным боссом, представляющим собой альтер эго разработчицы вада. Для прохода к таковому нужно найти две книги и вставить их в стеллаж в подвале замка. Первую можно найти на болотном уровне, поломав скелета в разрушенной хижине, недалеко от старта, а вторую в кувшине в хабе, в месте, где расположен сундук.


12. Veil of Darkness (2023).

Вад для Hexen, примечательный целым рядом особенностей. В частности имеются:

* Новые расходуемые предметы.

* Обычный ростер монстров был дополнен уникальными разновидностями

* Несколько колоритных боссов, в частности эттины, управляющие колесницами и танком в стиле Warhammer.

* Сундуки двух типов с различными полезностями, для их открытия нужно находить ключи.

* 5 троллей, первого из которых можно найти за одном из стеллажей в первой локации. Нахождение всех пяти даст доступ к четвёртому орудию, собрать которое в ином случае будет довольно не просто (первая часть скрыта в подвале замка, вторая под мельницей, в вентиляции, куда забраться можно только с помощью прыжковой панели, наконец третья спрятана в пирамиде, доступ к которой откроется при спасении персонажа в стартовой локации)

* Кастомные текстуры.

По совокупности этих факторов вад сопоставим с ранее упомянутым Wolfen. По сюжету выбранному герою предстоит противостоять демонессе по имени Nox (отсылка к соответствующему тайтлу достаточно прямая) и исследовать серию локаций, от болота и леса до замка, ледяной пещеры и огромных, механических подвалов мельницы (привет Hexen II). Сбалансированный геймплей, интересные пазлы и патч для совместимости с геймплейной модификацией Walpurgis прилагаются.

Основные особенности:

* На полное прохождение потребуется ~ 6,5 часов.

* Цветные светильники не имеют особой функциональной нагрузки и могут использоваться для дополнительной подсветки в той или иной локации.

* Финал носит открытый характер.


 

Источник

Читайте также