Видиадхар С. Найпол – один самых известных авторов Карибского бассейна, выходец из Тринидада, путешественник и лауреат множества премий, в том числе Букеровской и Нобелевской.
«Дом для господина Бисваса» — квинтэссения раннего творчества Сэра Видиа (как его ещё называли друзья). Роман охватывает промежуток между двумя мировыми войнами и захватывает послевоенное время в Тринидаде. Многонациональное островное общество, раздираемое расовыми, религиозными и межэтническими противоречиями дало богатый материал крупному художнику, ставшему очевидцем изменений и летописцем своей Родины.
Начало повествованию положило «неправильное» рождение и шестипалость Мохуна Бисваса, главного героя. Представитель второго поколения индийских иммигрантов, он столкнулся со всеми противоречиями и предрассудками отцов, в итоге сделавшие его «бунтарем». Всю жизнь господин Бисвас искал свое место в мире, пытаясь примирить индийскую и тринидадскую идентичности. Он критиковал традиции и семейный уклад, не без основания, ведь богатый дом Тулси, в который ему предстояло войти будучи взрослым, женившись на одной из дочерей, Шаме, пытался поддерживать как традиции оставленной Родины: ритуалы освещения, куклы по углам, пандиты — так и католичества, уже на новом месте.
Уже много позже Овад, сын миссис Тулси, главной в семействе, приехав из Англии, расскажет, как ему пришлось общаться с современными индийцами, высокомерными и не придерживающимися никаких традиций и каст. Поколение его мамы, последний оплот уходящей культуры оставленной Родины. Хотя по факту сверстники Овада не так уж сильно отличались от современных индийцев. Они также могли жениться на женщинах другой расы, быть католиками, придерживаться левых, коммунистических взглядов или правых, националистических, консервативных.
Бисвасу, будучи бедным, но из семьи брахманов, повезло жениться по кастовому признаку, хоть он и критиковал часто и жену, и саму женитьбу. Перепробовав множество занятий, он пришел к написанию статей в Сентинел. Начав с критико-сатирических рассказов и очерков, впоследствии стал певцом обездоленных. И здесь мы видим описание трудных межвоенного и военного периодов в Тринидаде, с большим количеством бедняков, по большей части выходцев из Африки и Индии. Общество словно сошло со страниц Диккенса, с его пропастью между бедными и богатыми. Да и сам Мохун Бисвас с его критикой и бунтарством напоминает нам персонажей полотен британского классика, приправленный толикой Флобера времен «Бувара и Пекюше». Роман Найпола богат сатирическим юмором, но и лиризмом, сочувствием к герою, трикстерам и обездоленным.
Главной идеей Бисваса был дом, его американская мечта о благополучии, и которого не было со времен смерти отца. Иметь свой угол, ещё и метафора об обретении новой Родины потомками выходцев из Индии. Прискорбно лишь, что по Сэру Видиа, это поиск может занять всю жизнь.