Долиною смертной тени: обзор ремейка Shadow of the Colossus

Лучшая версия шедевра.

Блёклые цвета, узнаваемые геометрические узоры, меланхоличность — почерк Team Ico узнаётся всегда, но нравится не всем. Игры компании аудитория любила, приводила в пример, но плохо покупала. Это действительно не массовый продукт, а игра как искусство — без преувеличений.

Очень странно, что Sony решила перевыпустить Shadow of the Colossus ещё раз: поводов этого не делать с каждым годом как будто становилось всё больше. Сам Уэда ушёл и компании и открыл собственную студию. Ни оригинал, ни перевыпуск для PS3 не разошлись большим тиражом. Совсем недавно вышла многострадальная и многими не понятая The Last Guardian.

Но с наставления Sony студия Bluepoint Games всё же решила переделать игру — не содержательно, а чисто технически. Сам Уэда, судя по титрам, за процессом лишь наблюдал и немного корректировал.

Неизвестная классика

Концепция Shadow of the Colossus должна быть знакома даже тем, кто в неё не играл: два предшествующих выпуска почти не оставили шансов не узнать хотя бы завязку. Хрупкий юноша привозит свою погибшую возлюбленную в Запретные Земли, чтобы верховное божество Дормин вернуло назад её душу.

В обмен на это странник должен убить шестнадцать обитающих неподалёку колоссов. Поможет ему в этом особый меч, направляющий солнечный свет к логову великана и подсвечивающий слабые точки врагов. В общем-то, это всё.

Большие ролики в начале и в конце игры, крохотные, похожие друг на друга катсцены после каждого убитого босса, и ещё две небольших врезки на разных этапах прохождения — вся история Shadow of the Colossus уместится и на крохотном листке. Подобно ей, лаконичен и сам геймплей.

Каждый из шестнадцати — загадка, которую не так просто раскусить. Ни один из гигантов не повторяет другого поведением — разве что частично. Ко всем надо найти подход, обнаружить слабое место, понять, как к нему добраться. Рассчитать здоровье и выносливость, чтобы достичь успеха.

Кроме пустого мира и колоссов в игре… ничего нет. Все дополнительные открытия, радость от которых я не хочу портить, будут маленькими, точечными, не влияющими на общий темп и настрой. Подобно сюжету, весь игровой процесс Shadow of the Colossus умещается в паре фраз. Что же гениального в этой игре, что на словах звучит настолько примитивной?

Игровая поэзия

Ощущение недосказанности может быть в двух случаях. Либо произведение впопыхах недоделано, либо продумано настолько тщательно, что всё лишнее намеренно убрано.

Shadow of the Colossus совершенна в своей лаконичности. Она рассказывает достаточно, чтобы история была понятна, но при этом оставляет простор для трактовок. Игра даёт насладиться собой в полной мере, но заканчивается тогда, когда рискует наскучить. Она не переусложнена: каждый бой с великаном запоминается, но для победы скорее важна смекалка, нежели реакция.

На PS4 я прошёл игру в шестой раз, но только сейчас понял очевидную, казалось бы, истину. Shadow of the Colossus — это стихотворение. У него есть своя строфа: темп прохождения — каждого нового колосса нужно найти и убить. Есть своеобразная рифма: одинаковый для всех великанов способ расправы, но разный подход к каждому. Тональность тоже считывается однозначно: грустное и пронзительное произведение о доблести и самопожертвовании, которое, кажется, просто не может закончиться хорошо.

Но стихотворения нравятся далеко не всем, так что и Shadow of the Colossus может не прийтись по вкусу. В 2005 году я и сам раскусил её не сразу, а только с третьей попытки.

Современное «железо» легко справляется с гигантоманией разработчиков, а вот PlayStation 2 открытый мир и огромные боссы давались с огромным трудом. Сама приставка шумела, а игра шла чуть ли не на двадцати кадрах в секунду. Но даже в таком виде она могла впечатлять: настолько игра была эпичной. Наверное, именно техническая неказистость оставалась последним рубежом, отделяющим игру от статуса абсолютной классики.

Стараниями Bluepoint Shadow of the Colossus на PS4 выглядит, наверное, даже лучше, чем мог вообразить Уэда.

Чтобы понять это, достаточно посмотреть на сравнительные видео или скриншоты. С технической точки зрения проделана колоссальная работа: оригинал и ремейк — это просто разные игры. Детализация абсолютно всего, от внешности героя до локаций, в сотни раз выше: до нитки прорисованная накидка главного героя, густая шерсть на самих колоссах, листва и трещины в скалах. Такого внешнего вида и заслуживает современная классика.

Когда-то саундтрек Shadow of the Colossus заставил меня вернуться за фортепиано после пятилетнего перерыва. Один из лучших, который только можно услышать в играх

Игра выглядит и работает не только лучше большинства игр нынешнего поколения. Это однозначно один из лучших ремейков из когда-либо созданных.

Выпускать такую технически впечатляющую игру без фоторежима было бы странно: само собой, он тут есть. Можно менять ракурсы камеры, играть с фильтрами, настраивать контрастность, яркость и угол обзора камеры. Скриншоты в этой статье — из него.

Второй серьёзной претензией всегда было управление. В Shadow of the Colossus даже простейшие действия требовали зажатия сразу нескольких кнопок — причём как на PS2, так и на PS3. Если при этом нужно было вращать камеру или прицеливаться, ситуация становилась невыносимой.

В свою очередь, сложная физическая модель, по-своему просчитывающая столкновения с объектами, порой превращала перемещение героя на колоссе или на лошади в непростое испытание. Контролировать происходящее на экране бывало проблематично даже на поздних этапах игры, когда казалось, что уже давным-давно приноровился.

Русская локализация появилась в игре впервые, и она так себе. Наименования в фоторедакторе переведены так, что понять их назначение можно только методом тыка. Подсказки в самой игре возмутительно неточные. Например, на данном скриншоте игроку советуют сделать невозможное

В версии для PS4 управление и физику поменяли, но не радикально. Время отклика уменьшилось, комбинации кнопок слегка изменились, выносливость расходуется медленнее, камера стала более вменяемой. Наконец, появилось ощущение, что герой действительно следует командам, всегда находится в кадре, не запинается на каждой кочке. Из-за этого Shadow of the Colossus может показаться легче, чем её помнят фанаты: просто в неё играть теперь намного комфортней.

Если хочется аутентичного опыта, то классическую раскладку можно включить в опциях, но делать этого я не советую. Если хочется вызова, то лучше включить сложный режим, в котором у колоссов на теле появляется больше уязвимых меток.

Содержательно отличий от оригинала нет. Не рассчитывайте на новые земли, колоссов или даже награды за испытания. Есть парочка пасхалок, но на этом всё.

Shadow of the Colossus для PS4 — объективно лучшая версия игры. Теперь это не только комплексное, изящное, авторское произведение, но и блестящее техническое достижение, одна из самых красивых и стабильно работающих консольных игр.

К сожалению, рекомендовать всем её нельзя: если вы уже не раз проходили игру раньше, то ничего нового не увидите. Графика же, как бы хороша ни была, сама по себе рекомендацией к перепрохождению служить не может. Ну а тем, кто играет впервые, можно только позавидовать: это потрясающая игра в долгожданном идеальном исполнении.

Возможно, она станет для вас одной из самых-самых любимых. Все шансы у неё для этого есть.

 
Источник: DTF

Читайте также