Небольшое предисловие, которое повторяет послесловие
Друзья, если сначала я писал обзор с энтузиазмом и мне нравилось, что я делаю, то теперь я пишу через силу с абсолютной уверенностью, что эту срань никто не прочитает и никому не понравится, так что выложу только то, что написал и посмотрю как зайдёт уважаемым господам…
Сегодня Хэллоуин ! Эм, простите, Хэллоуин был тем днём, когда я подумал, что смогу написать большую статью за один день… мдэ.
Недавно, ну уже в общем то давненько, я посмотрел все фильмы франшизы и сейчас я вам всё… про них… расскажу. Изначально, я выставлю оценки всем фильмам и дам рекомендации по просмотру, а уже потом более подробной расскажу про каждый из фильмов, прочтение подробного обзора предполагает, что вы уже посмотрели фильм или не боитесь спойлеров. В ходе подробного рассмотрения, я не буду пересказывать в деталях весь сюжет фильма, как это делают рецензенты на Кинопоиске, так как считаю это странным — вы либо видели фильм, и пересказывать его вам не надо, либо фильм не видели, и… пересказывать его вам не надо. При подробной рассмотрении буду очень кратко описывать происходящее в фильме и останавливаться на конкретных моментах, которые мне понравились… ну или которые не понравились. Иногда, буду обращаться к рецензиям с Кинопоиска чтобы высказать свой крайнее негодование. Ну ладно, пора начинать.
Моя оценка по каждому фильму франшизы
- Хэллоуин (1978) — 5 из 10, фильм бесспорно культовый, но это не делает его лучше, он имеет значительные минусы, которые портят ощущения от просмотра — стоит посмотреть любителям слэшеров, а так же для того чтобы сразу после посмотреть…
- Хэллоуин 2 (1981) — 7 из 10, моя любимая часть франшизы, лучше предшественника почти во всём, однозначно стоит смотреть всем любителей слэшеров, да и фильмов в целом.
- Хэллоуин 3: Сезон ведьм (1982) — 4 из 10, фильм никак не связан ни с предыдущими фильмами, ни с последующими, что конечно не делает его хуже, но делает хуже его абсолютное уныние во всём остальном — можно посмотреть лишь любителям хорроров 80-х, ну и тем кто хочет посмотреть все фильмы франшизы.
- Хэллоуин 4: Возвращение Майкла Майерса (1988) — 5 из 10, считаю хорошим фильмом на уровне первого, но уже заметно скатывание франшизы в уровень б — в целом, именно на нём можно завершить просмотр оригинальных фильмов, можно назвать это хорошей концовкой в трилогии про старину Майкла.
- Хэллоуин 5: Месть Майкла Майерса (1989) — 3 из 10, это уже откровенный фильм категории б, фильм имеет лишь пару интересных моментов не более того, смотреть лишь любителям откровенно плохих старых фильмов, совсем несмотрибельным его не назвать.
- Хэллоуин 6: Проклятие Майкла Майерса (1995) — 3 из 10, этот фильм местами значительно лучше пятой части, но он страдает от того, что взял на себя слишком много, отчего выглядит очень сумбурным, помимо этого имеет ряд критически нехороших моментов, которые портят общие впечатления от просмотра.
Следующие два фильма берут начала после «Хэллоуин 2», игнорируют его продолжения.
- Хэллоуин: 20 лет спустя (1998) — 5 из 10, является достойным продолжением второй части в альтернативу «Хэллоуин 4», хотя с моей точки зрения он хуже, фильм не совсем понимает чем он хочет быть, но посмотреть его стоит всем любителям слэшеров.
- Хэллоуин: Воскрешение (2002) — 5 из 10, вот этот фильм определённо понимает, чем он хочет быть — это комедия, его определённо стоит смотреть именно как комедию, а не как серьёзное продолжение франшизы.
Следующий два фильма являются отдельной от всей серии дилогией.
- Хэллоуин 2007 (2007) — 6 из 10, это более серьёзный фильм, с большим упором на сюжет и персонажей, что само по себе не делает его лучше остальных, а в совокупности с подражанием первому фильму делает его очень тягучим — его можно посмотреть отдельно от всей франшизы, а так же можно пропустить при просмотре франшизы, несмотря на то, что оценил я его выше ряда других фильмов, однозначно рекомендовать его кому-то я не могу.
- Хэллоуин 2 (2009) — 4 из 10, этот фильм точно сложно кому-то рекомендовать, он вобрал в себя все минусы предыдущей части, и при этом стал ещё более тягомотный и… просто странный.
Следующая трилогия является переосмыслением и сюжетно берёт начало после фильма 1978 года.
- Хэллоуин (2018) — 7 из 10, фильм является очень достойным продолжением первой части, привносит новое, при этом сохраняет её дух — рекомендую к просмотру всем, кто уже посмотрел первую часть, ну и всем любителям слэшеров в целом.
- Хэллоуин убивает (2021) — 6 из 10, фильм всё так же сохраняет уровень, хотя его опять охватывает проблема непонимания того, чем он хочет быть, с моей точки зрения этот фильм в гораздо большей степени меньше «Хэллоуин», чем все провалы франшизы, но несмотря на это фильм всё ещё достойный слэшер, который стоит посмотреть.
- Хэллоуин заканчивается (2022) — 3 из 10, это какая шутка, фильм хорош только начальной сценой, смотреть не рекомендую, переосмысление 2018го лучше оставить дилогией.
Ну что же, пришла пора перейти к обзору каждого фильма в отдельности.
Хэллоуин (1978)
С этой частью серии у меня очень сложные отношения.
Каждый раз смотря её, мне кажется, что она ужасна скучна, ужасно затянута, и имеет лишь ряд крайне незначительных плюсов, которые разбавляют монотонное уныние.
Но каждый раз после просмотра, вспоминая этот фильм, мне всегда кажется, что он был неплох, в длительный срок он оставляет какую-то теплоту внутри…
Открывающая сцена фильма, снятая одним дублем, хороша. В первую очередь это обеспечивается, вы не поверите, действием на экране, всё начиная со сцены, как Майкл смотрит в окно за сестрой…
… и её парнем (который подозрительно быстро потом уйдёт домой), сцена держит в напряжении, и при первом просмотре в неком непонимании происходящего. Дальнейшая сцена убийства, снятая очень дёшево и без необходимых подробностей, задаёт общий настрой приземлённости, общей «сухости» смертоубийств, который станет отличительной фишкой франшизы.
Дальнейшая сцен на улице выглядит отлично…
… больше всего мне нравится то, что на максимальном своём отдалении камера зависает, но сцена не обрывается, происходит некий стоп-кадр в движениях персонажей, но не в съёмке — персонажи замерли, но всё ещё колышутся, заметны небольшие движения, что создаёт просто красивый кадр, а так же показывает полный ступор действующих лиц, их потрясение ситуацией и её полное непонимание, и все их эмоции передаются и зрителю, это пауза работает как внутри фильма, так и для зрителя.
Вообще, огромное достоинство фильма, которое и оставляет то тёплое чувство внутри меня, являются актёры и персонажи — ну или работа режиссёра с актёрами и персонажи, которые им созданы.
Персонажи именно из этого фильма кажутся мне самыми ламповыми и запоминающимися во всей франшизе.
Во первых тут играет всё ещё милая Джейми Ли Кёртис…
… при этом она играет одного из самых приятных персонажей франшизы, который очень быстро раскрывается в диалогах, и лично у меня вызывает симпатию, хотя персонаж «правильная девочка» и не является чем то необычным как для слэшеров, так и для фильмов в целом.
Однако, уже представление нашего агнца, его знакомство с Майклом, а затем и представление наших будущих жертв, вместе с уличными гляделками, превращается в бесконечно растянутую сцену без действия на экране, погружающую в бесконечное уныние.
Да, я знаю, что фильм снимался за 10 рублей и пачку мармеладок, и я понимаю, что сцена растянута для того чтобы забить хронометраж, но смотреть эту сцену не становится интереснее, да и вообще, фильм идёт 90 минут, порезать эти сцены с общим уменьшение хронометража до 80 минут было бы отличным решением, тем более тогда фильмы по 80 минут не считались чем-то особенным и их не относили к фильмам какой-то низкой категории.
Но всё же стоит признать, данные протяжённые сцены и создали то чувство преследования, которое стала отличительной частью серии. Но даже при этом, часть этих сцен абсолютно не нужны, ибо в части их них вообще нет угрозы в лице Майкла Майерса, ах да, взгляд камеры в спину уходящей героини не создаёт эффект того, что мы смотрим от лица Майкла, так как когда мы смотрим от его лица, он кого-то убивает, а конкретно в сцене на улице, в момент его точного присутствия, мы смотрели из-за его спины. Иногда, как сцена с преследованием мальчика, сцена просто лишняя, так как преследуется не главный герой. А сцена с тем, как другая школота донимает этого мальчика… тут вообще без слов, она абсолютная лишняя — весь страх мальчика перед приходом «бугимена» можно создать в другой сцене, или вообще его не создавать, а сделать изначальной частью персонажа.
Далее нас ждёт просто абсолютно отвратительная сцена с гляделками в окно и прятками в белоснежном белье.
Видите проблему ? Да, вы её видите в 3х кадрах.
Майкл испаряется на глазах главной героини, пока зритель «отвернулся». Почему нельзя было сделать так чтобы главная героиня отвернулась вместе со зрителями ? Да, это «дешёвый трюк», но это хотя бы трюк, приём кинематографа, а не очень странный момент.
Понятное дело, что это не сильно влияет на балл фильма, но всё же в глаза бросается — это не просто глупо сделанная сцена, это откровенно халтурно сделанная сцена.
А ну ладно, идём дальше.
А дальше у нас приятные персонажи.
Вот эта сцена отлично смотрится в противовес сценам на улице, когда героини шли домой. Всю сцену с поездкой главных героинь «на работу» приятно смотреть, в ней есть то самое действие на экране, а не просто камера, снимающая уходящую Лори, или идущего мальчика.
В дальнейшем в повествование вводят новых персонажей — детей, которые, о боже, не раздражают. В фильме действительно хорошо сделаны персонажи, этого не отнять, каждый из них дополняет картину и находится на своём месте.
В принципе, тоже самое можно сказать про доктора Лумиса, который является хорошим средством нагнетания жути в фильме до начала непосредственного действа. Но вот только сцена знакомства Лумиса и Бреккета, а так же дальнейшая сцена в дома Майерсов невероятно растянуты. В доме Майерсов Лумис и Бреккет находятся 4 минуты из времени фильма, половину из этого времени они молча и томно ходят по дому и осматривают его, при этом сам зритель знает, что Майкл Майерс находится вне дома, так как это было показано кадром ранее… очевидно, молчаливое и томное хождение по дому достопочтенных мужчин не вызывает никакой тревоги, лишь уныние.
Дальше нас ждёт…
А дальше нас ждёт дополнительное растягивание времени.
Вы не подумайте лишнего, сцена с застреванием в «сарайчике» и появляющийся в окнах Майкл конечно нужны для создания напряжения и так далее, но вот только от момента, когда Энни пачкает вещи, и моментом, когда появляется Майкл создавая жуть, проходит 3 минуты того, как достопочтенная госпожа не торопясь ходит туда-сюда и засыпает порошок в стиральную машинку.
А вот уже затягивание времени перед первым убийством смотрится куда лучше, ибо создание этого самого напряжения приводит к какому-то действию…
Сама сцена обставлена скромно, но не смотря на это убийство выглядит довольно жестоко. В конце сцены, актриса сильно не доиграла, но это не так сильно бросается в глаза.
НУ ВОТ ЖЕ ! ПОЧАЛОСЬ !
Но нет, следующие 3 минуты мы будем смотреть на шутки доктора Лумиса и абсолютно бессмысленный разговор с шериф…
А вот стойте, мы попадаем в лучшую часть фильма.
А знаете почему ? Потому что на начинаются действия на экране, которые перерастают в другие действия.
Действия после лежания на диване перерастают в сцену убийства, которая мне понравилась, по сути это второе убийство ножом в фильме, части этой сцены, в виде пригвождения ножом к стене и предсмертных конвульсий, станут неотъемлемыми частями дальнейших фильмов.
А далее мы имеем пример ещё одной дешёвой, но хорошо поставленной сцене убийства. Достигается это в первую очередь нагнетанием жути на зрителя, ведь именно зритель обладает в данной сцене всей полнотой информации о человеке под покрывалом, а так же в моменте со звонком по телефону. То что изначально Лори воспринимает все предсмертные крики своей подруги как стоны, воспринимает это как шутку, делает это убийство в глазах зрителя более… жестоким что-ли.
Вообще вся следующая погоня за Лори, которая местами пусть и выглядит нелепо, будет состоять из отличных кадров и режиссёрских решений, в частности понравилась сцена с дракой в шкафу, которая отражена на одной из обложек.
Итоги
Как я и говорил, фильм оставляет очень смешанные впечатления. Его можно было бы сократить на минут 10-15 чтобы сделать более динамичным, а можно было бы оставить той же продолжительности, но заменив затянутые кадры сценами из режиссёрской версии, в которой присутствуют 10 минут чуть более осмысленных сцен.
Убийства в фильме выглядят дёшево и даже не стараются быть эффектными, что с одной стороны придаёт им сухость и приземлённость, что стало фишкой серии, а с другой стороны, конкретно в первой части из-за общей дешевизны картины они выглядят совершенно блекло. Я просто напоминаю, что 10 минут готового материала было выкинуто из фильма, может деньги на те сцены следовала потратить на дополнительную бутылку фальшивой крови ?
Скидку на возраст фильму считаю делать неприемлемо, так как в 1974 году вышла «Техасская резня бензопилой», которая, являясь ещё более дешёвым проектом, лучше первой части «Хэллоуин» во всём.
К плюсам фильма я отношу отличных персонажей и, местами, операторскую работу, которая вносит очень важный вклад в нагнетание саспенса в фильме.
На «Кинопоиск» фильм имеет оценку в твёрдые 7 баллов из 10, что для фильмов ужасов/слэшеров является оценкой очень высокой, подобную оценку заслуживают лишь классические фильма жанра или популярные среди нормиксных зрителей современные «рояли в кустах». Очевидно, что наш фильм относится к первой категории. Подобная высокая оценка, по меркам агрегаторов , где оценка ниже 7 — провал, является с моей точки зрения не заслуженной. В положительных рецензиях нет какой-то совсем странной ахинеи, но все рецензенты будто бы не замечают все минусы фильма, или незаслуженно списывают их на возраст, добавляя много плюсов за спорные моменты, или просто за то, что фильм якобы произвёл некую революцию в жанре, или вообще породил жанр слэшера.
Однако, негативные рецензии тоже не блещут оригинальностью и во многом сводятся к «человек невидимка» или «ох, какие тупые герои».
В общем фильм стоит посмотреть любителям слэшеров, да и ужасов в целом, если вы не любите жанр, то смотреть стоит только вместе с непосредственным сиквелом… ах да, переходим к нему .
Хэллоуин 2 (1981)
Действия второго фильма берут начало сразу после концовки первого, и я говорю не только про сюжет…
Вторая часть начинает сразу с динамики, которой так не хватало началу первого фильма. Как только титры заканчиваются, мы вместе с Майклом, в духе первой части, а именно от первого лица, сразу идём убивать.
Убийства в фильме, по тону заданному в первой части, не особо смакуются и сами по себе не отличаются особой жестокостью и изощрённостью, скорее жестокость происходящему задаётся общей атмосферой.
И да, первое убийство происходит не здесь, а…
… наблюдение за пожилой парой, и ожидание их убийства зрителем, плавно переходит в убийство молодой девушки. Само убийство поставлено странно, и я говорю не про его тон, а про некую нелепость резкого появления Майкла рядом с девушкой, но именно вся сцена в целом смотрится отлично — тут интригующе показано тягучее наблюдение за жертвами и ходьба под окнами, момент взятия ножа со стола и ротация Майкла из дома, которая резко переходит в сцену с убийством девушки. Сцена играет с ожиданием зрителя, она не просто разрушает его ожидание, когда Майкл уходит из дома пожилой пары, развеивая тем самым нагнетённую атмосферу, но затем сразу переводит весь тот заряд ожидания убийства в непосредственно убийство, которое зритель не ожидает.
Чтобы вы понимали, следующая сцена «погони» за Майклом Майерсом заканчивается так.
Вот и убили «Майкла Майерса»…
Именно поэтому я считаю, этот фильм отличнейшим продолжением первой части, а первую часть стоит смотреть исключительно только вместе со второй. Медленно разгоняющаяся первая часть, которая даже на своей максимальной скорости в конце фильма едет достаточно медленно, выходит на форсаж в начале второго фильма. То есть стандартная схема «первое убийство — знакомство с главными героями — резня» в слэшерах, в первом фильме полноценно работает только если сразу смотреть продолжение, а сцена с тараном «Майка Майерса» могла бы быть полноценной концовкой первого фильма.
Но сиквел только начинается !
Поэтому нам предстоит то самое «знакомство с главными героями».
Всё введение в «больницу», а именно представление новых персонажей и места действия, мне нравится. Все персонажи разные, что в целом не является какой-то особенностью в слэшере, но сами персонажи представлены хорошо.
Актёры подобраны отлично, у всех есть запоминающаяся внешность, которая неплохо сочетается с их характерами.
Правда тут уже не милая Джейми Ли Кёртис немного, не знаю… олошидела из-за возраста, всё таки между фильмами разница в 3 года.
В любом случае это очень незначительный минус.
Подождите, у нас…
У нас 35 минута фильма, а уже начинается резня ?
Да ! Это мой любимый Хэллоуин.
Несмотря на то, что он динамичнее первой части, он сохраняет ту атмосферу происходящего, тот тон, манеру если хотите, убийств, которая характера именно серии «Хэллоуин».
Первое в больнице убийство, убийство охранника, происходит всё в той же тягучей атмосфере, которая нагнетается с каждым шагом охранника по коридору, с каждым его шагом по складу, с каждым его словом произнесённым в рацию, и всё это обрывается таким сухим, не смакующимся убийством, которое характерно франшизе.
Это мне напоминает моменты поединков самураев из фильмов Акиры Куросавы, где всё созданное напряжение развеивается одним быстрым ударом.
Ах да, эту сцену, как и сцена убийства Линды (блондинки) из первой части, отлично дополняют переговоры жертвы с человеком, который не подозревает, что он говорит… ну… с жертвой.
После этой потрясной сцены до следующего убийства проходит 15 минут, что было бы огромным временем, если бы вторая часть была снята с «действием на экране» на уровне первой части, однако тут всё это действие куда более «действие», нежели в первой части, и между сценами убийств происходят события развивающие сюжет, но о местном сюжетном повороте заикнусь чуть позже.
Лучше давайте перейдём к следующему убийству, и по совместительству к моей любимой сцене в фильме.
Сцена начинается… ну нормально так, если бы мы не знали что это за фильм, мы бы однозначно ожидали приятное времяпрепровождение действующих лиц, но нюанс в том, что действующие лица, в отличии от нас, не знаю, что это за фильм. Может скажем их .
Мне нравится, как эту сцену отдельными кадрами можно разделить на три чётко выраженных акта — уже в первом из них зритель понимает, что ничем хорошим это не закончится, но вот во втором акте, зритель всё же допускает, что женщина может выжить, что создаёт некоторое напряжение. Немое убийство на фоне мирно вытирающейся Карен придаёт дополнительной тревоги происходящему, как и в сцене с убийством охранника, который в это время разговаривал по рации с Джаннет, но только вот в этой сцене угроза в лице Майкла находится не по ту сторону «рации», а буквально за стеклянной дверью.
Уже в начале нашего третьего акта, даже самый оптимистичный зритель всё понимает.
Идеальная сцена.
Небольшой минус разве что в нереалистичных ожогах в ходе экстремальной пропарки головы, но это не столь значительно. Сцена очень жестока и по канону серии, суха (даже учитывая, что мы в парилке).
Ряд убийств в фильме происходит за кадром, что в целом это делало и делает серию отличающимися от других слэшеров, в которых принято в значительно большей степени смаковать убийства.
Перешагивая не самую интересную сцену убийства в кабинете доктора, перейду к финальному акту, если это так можно назвать, а именно — погоней за Лори.
Стоит отметить, что вся это погоня конечно выглядит немного нелепо, как и множество других погонь в слэшерах, но всё же она находится на приемлемом уровне создания напряжения и «в последний момент не догнал» чтобы не казать совершенно абсурдной, помимо этого внутри акта погони Майкла за Лори от рук Майкла гибнут другие персонажи, что даёт ещё бонус в копилку того, что погоня не выглядит как «Том бежит за Джерри».
В частности одно событие внутри этой погоне приводит нас к ещё одной потрясающей сцене фильма, а именно — сцене в машине.
Открывающее эту сцену событие, в виде падения поскользнувшегося на луже крови Джимми, выглядит достаточно нелепо, однако эта нелепица приводит нас к сцене невероятно жуткой.
Всё напряжение в сцене создаётся вообще без участия Майкла Майерса.
Этот фактически уже финал погони, когда Лори удалось спрятаться в машине, но внезапно, как для зрителя, так и для героя фильма, сцена пополняется ещё одним персонажем, действия которого не может предсказать не герой фильма, не человек смотрящий этот фильм.
Сильно ушибленный головой Джимми в неадекватном состоянии сперва вообще не замечает Лори. Все, как персонаж, так и зритель, ставят под сомнения его дееспособность, но он начинает говорить. Ожидания зрителя и Лори относительно него меняются. Напряжение вроде бы спадает. Но ясность мысли утомляет Джимми, и он решает упасть головой на руль и оповестить дорого Майкла о своём местонахождении, что опять взвинчивает напряжённость.
В этой сцене зритель, начинает мыслить как персонаж, его чувство негодования переходит в радость, а чувство радости получает под дых ужасом, который вызывает ревущий, и в ушах зрителя, и в ушах главной героини, гудок. Это сцена работает как внутри фильма, так и для зрителя, в этой сцене зритель максимально «синхронизируется» с главной героиней.
Отдельно хотел бы упомянуть о том, что происходило вне больничной линии сюжета, а там именно развивался сюжет, который не всем пришёлся по вкусу.
Я не считаю сюжет чем-то сильно значимым в фильме, всё таки фильм он про то, что делает фильм фильмом, а не про сюжет. Но хороший сюжет тоже не повредит.
Конкретно в этой части принято ругать сюжетный поворот с тем, что Майкл оказывается братом Лори, и именно поэтому он охотится конкретно за ней. Я абсолютно не понимаю этой претензии, по моего это отличный сюжетный ход, который был перенесён даже в те будущие части франшизы, которые игнорируют второй фильм, который создаёт полноценный законченный образ Майкла Майерса. О своём представлении этого образа, я расскажу в самом финале обзора франшизы.
Итоги
Фильм является отличным продолжением первой части, превзойдя её во всём, вообще её стоит смотреть только при условии дальнейшего просмотра второй части. Фильм сохранил весь тот дух первой части, но стал значительно более захватывающим и динамичным, чего первой части катастрофически не хватало. Для меня именно этот фильм является эталоном франшизы. Большую часть его критики я считаю не заслуженной. Фильм имеет 6.6 баллов на «Кинопоиск», что не сильно меньше первой части, но эти 0.4 балла разницы уже переводят его в «серую зону» оценок.
В целом негативные отзывы к нему я бы разделил на 2 типа:
Тип первый…
Данную рецензию я считаю хорошей, так как её автор, некий vital4ikk, главным образом критикует сцены убийств, которые по традициям серии выглядят сухо, не так эффектно, как убийства в других фильмах этого жанра. При этом он не выгораживает первую часть, напротив, говорит, что в ней тоже с этими самыми «маньячными делами» обстоит не очень.
Рецензенту не пришлась по душе, основная, если это так можно назвать, фишка, или почерк, серии в виде общей приземлённости убийств, их сухости и отсутствия эффектности, изощрённости — это можно понять.
Тип второй…
Данную рецензию я считаю плохой , так как её автор, некий Jake-57, главным образом критикует сценарий фильма, мотивацию условно главного героя в лице Майкла и странно критикует убийства в фильме, не приводя конкретных примеров.
Вопреки написанному в рецензии, убийства в фильме не однообразны, всего в фильме мы имеем: убийство ножом — 3 штука; убийство удушением — 1 штука; убийство утоплением в кипятке -1 штука; убийство машиной при аварии — 1 штука; убийство молотком — 1 штука; убийство шприцом — 1 штука… так же несколько убийств происходят вне кадра. Я не вижу тут однообразия, различаются как сами способы убийства, так и контекст каждого из них.
Помимо этого претензия к тому, что не объясняется мотивация Майкла, с моей точки зрения, является полным абсурдом — она просто не обязана тут объясняться, подобная часть фильма — мотивация главных героев, не является основополагающей частью любого фильма, даже больше скажу, она не обязана быть даже в каком бы то не было отдельном сюжете, некоторые персонажи изначально могут иметь пресуппозицию, которую не надо обосновывать, это часть персонажа, она неотъемлема от него. Считаю, что тут негативная рецензия автора сводится не просто к субъективному неприятию стиля «маньячных дел», как в первой рецензии, а к критике либо не обоснованной, либо не имеющим под собой хоть какого-то базиса, и строящейся не просто на субъективном неприятии какого-то элемента фильма, а на собственном представлении того, как в целом структурно должно выглядеть кино.
Справедливости ради, стоит сказать, что данный рецензент тоже не выгораживает первый фильм по причине его культовости, а критикует его за то же, за что критикует и вторую часть.
С выводом Jake-57 я согласен, именно в этом фильме франшизы окончательно сформировался Майкл Майерс.
Хэллоуин 3: Сезон ведьм (1982)
Третья часть, которая сюжетно является полностью отдельным фильмом от всей франшизы, как вы уже знаете, была мною очень низко оценена.
Не стоит думать, что причиной этому послужил факт отхода от основного сюжета франшизы, в целом я не вижу в этом ничего преступного, особенно учитывая, что большинство из нас посмотрят этот фильм бесплатно, а не заплатят деньги за билет в кинотеатр, по итогу оказавшись обманутыми не увидев продолжения фильма про Майкла Майерса.
Однако главных грех этого фильма, что он не предлагает ничего интересного, это просто фильм категории Б, и сообщает он об этом уже в самом начале, показывая нам по детскому нелепую сцену погони, сопровождающеюся прятками и совершенно нелепо оформленными звуковыми скримерами, которые вообще не свойственны серии.
От предыдущих частей фильм унаследовал манеру подачи персонажей, знакомство с которым обставлено очень хорошо — оно проходит постепенно, каждый из персонажей обладает своей уникальностью, легко запоминается и находится в фильме на своём месте, занимая ровно столько экранного времени, сколько ему нужно.
Помимо этого уже с самого начала фильма в повествование включается «чеховское ружьё» в виде детских масок и музыки, которые очень органично вплетено в повествование, и во второй половине фильма помогают в создании общего напряжении, погружают как зрителя, так и героя, в чувство тревоги.
Акт прибытия в главную локацию выглядит немного дёшево, но с погружением в общую атмосферу загадочности и незримой угрозы справляется. Город в целом выглядит очень неестественно, особенно на общих планах, из этого вытекает «эффект зловещей долины», который является значимым «нагнетателем напряжения».
Вообще весь фильм пропитан страхом «маленькой Америки» пред приходом больших корпораций. Данный социальный комментарий, если его так можно назвать, пропитывает весь фильм, он отражён как в дизайне «монстров», так и в общем тоне повествования. Он работает хорошим дополнением в фильме и смотрится очень органично, отчасти отражая дух эпохи, в которую снято кино.
Однако я отвлёкся, давайте лучше посмотрим на полноценное представление нам «монстров» и второе в фильме, первое в городе, убийство.
Сцена отрывания головы премногоуважаемому бомжу-анархисту выглядит неплохо, однако по тону отличается от других фильмов франшизы, тут сцена в большей степени смакуется режиссёром, проходит медленно, всё показано куда более детально, чем в сценах убийств из предыдущих фильмов.
Как я говорил выше, дизайн «монстров» сделан так чтобы их обезличить, сделать всех одинаковыми, просто шестерни в механизме корпорации — ход довольно тривиальный.
Сцена смерти из-за, так называемой , «осечки» в номере мотеля выглядит очень хорошо.
С одной стороны внутри фильма она смотрится уместно, а её развитие с приездом «скорой помощи» дополняет общую атмосферу загадочности.
Но и вне контекста сцена смотрится отлично. Её плюсом является общая неожиданность в происходящем, и приемлемого качество, достаточно жуткий «грим», хорошо поставленные предсмертные конвульсии жертвы, которые пугают зрителей, изначально не ожидающих от сцены подобного.
С другой стороны это сцена полностью отрезает фильм от франшизы, так как подобное смакование убийства франшизе не свойственно, в целом подобная сцена смерти больше свойственна хоррору, а не слэшеру, как в принципе и большая часть этой половины фильма.
А далее хорошая часть фильма заканчивается…
Следующие 40 минут, нас ждёт абсолютно унылая ходьба, которая сменится ещё более унылыми догонялками.
Фильм будто бы слишком быстро выложил свои козыри на стол — акцентировал внимание на том, что он больше хоррор, чем слэшер, создал напряжённую атмосферу загадочности, выдал нам порцию жутких сцен, но в один момент он решил стать слэшером — биполярочка. От сюда у нас и резко появляются бесконечные сцены погонь, которые поставлены вполне в духе сцены погони из начала фильма — смрад простой беготни и прятки за коробками.
Иногда встречаются интересные находки, как, например, эта сцена с куклой…
Фильм в целом состоит из ряда интересных моментов и задумок, которые разбавлены в каше уныния. Фильм имеет очень странный темп повествования, что, как мне кажется, связанно с неким смешиванием элементов хоррора и слэшера. Именно поэтому отличные напряжённые жестокие сцены смертоубийств прерываются пустой болтовнёй, а затем продолжаются в виде долгих погонь. В слэшере эти погони работают как часть создания напряжения перед жестоким убийством, тогда как тут все жестокие убийства показаны задолго до этих самых погонь, что повышает ожидание зрителя от результата погони, и его ожидания не оправдываются. Да о чём тут говорить, если тут большую часть второстепенных персонажей убивают в первой половине фильма, а оставшихся убивают хоть и необычно, но совершенно не в темп общему повествованию, убивают их нарочито показательно как для персонажа, так и для зрителя, что абсолютно развеивает всё напряжение в фильме.
О чём тут вообще говорить, если сцена сражения с «финальным боссом» выглядит как прятки за коробками, в стиле дешёвых стелс игр, с дальнейшей бомбардировкой фейерверками-спецэффектами, что выглядит нелепо и очень дёшево в плане режиссёрской работы, будто бы в последний момент стало лень снимать не то чтобы хорошо, а снимать вообще.
Дополнительным фактом того, что снимали «спустя рукава» указывает и появление ляпов, например, в момент погони, за главными героями, «механизмы» поднимаются за ним по лестнице, а в дальнейшем просто исчезают, будто бы их и не было — они не могли быть уничтожены, так как на них не попадали «спецэффекты», но даже если и могли быть уничтожены, то факт их уничтожения нам не показали, они просто исчезли из фильма. Понятное дело, что подобный ляп не является проблемой невероятного масштаба, но находясь в и так плохой сцене он только сгущает краски.
Концовка фильма чуть лучше того, что ей предшествует.
Сцена драки поставлена неплохо для фильма 80х, грим выглядит неплохо. Но как сюжетный поворот это выглядит странно, закономерно встаёт вопрос — почему она не напала на него раньше ?
Оставим это на совести автора, в любом случае в общем ворохе проблем минус это очень и очень незначительный.
Финальная сцена фильма выглядит достойно, и в целом её задумка, при всей наивности, хороша. Тут и знакомые локации из первой части фильма, знакомые персонажи, и те самые «чеховские ружья», а так же неплохая игра главного актёра.
Итоги
Как я и говорил, фильм вызывает очень смешанные впечатления.
С одной стороны, в нём есть ряд по-настоящему интересных сцен, но все они разбавлены просто бесконечностью уныния. В один момент, фильм будто бы потерял изначальный ориентир того, чем он хочет стать. Первая половина больше походит на хоррор — вторая резко превращается в слэшер. Первая половина имеет явно более высокобюджетные сцены — вторая выглядит резко дешевле. Первая половина имеет более размеренный, но при этом более насыщенный на события темп повествования — вторая половина старается быть динамичной, но вся динамика сводится к однообразным действиям на экране, которые к тому же приводят к ничему.
При необходимости классифицировать фильм, я бы назвал его типичным хоррор 80х категории Б. Смотреть его я рекомендую лишь ценителям подобных старых фильмов, я знаю такие есть.
Хэллоуин 4: Возвращение Майкла Майерса (1988)
Ну вот мы и вернулись к добряку Майклу, больше из взора он не пропадёт.
Этот фильм можно назвать переломным в оригинальной серии — именно с него её качество начало катиться в пропасть, но к счастью самого фильма это коснулось по минимуму.
В целом, этот фильм мне нравится, даже более того — я считаю его вполне на уровне первой части, с чем фанаты франшизы, я думаю, не согласятся.
Фильм начинается очень приятно, полностью оправдывая название «Возвращение Майкла Майерса». Весь комплекс сцен в психушке и при перевозке «добряка» смотрится неплохо, особенно радует уровень проработки эпизодических персонажей, каждый из которых имеет небольшую изюминку, как раз такую, которую можно выразить в то небольшое время, которое их показывают — такое просто интереснее смотреть.
Дальнейшая сцена со сном девочки, которая так же представляет нам главную героиню, выглядит… ну, странно.
С одной стороны, это такой типичненький ход, который показывает нам связь, с первого взгляда, несвязанных персонажей, тот ход, который раскрывается в конце фильма, тот ход, который будет проходить красной линией через весь фильм, но… мне он кажется просто лишним.
Мне кажется, сцена выбивается из общего тона фильма и серии, создаваемое в сцене напряжение, развеивается фактом того, что это был сон — оно просто уходит в никуда, что само по себе тоже ход повествования, но конкретно в фильме про хладнокровного убийцу, в фильме про преследование, во франшизе, которая балансирует на грани слэшера и триллера, данная сцена портит впечатления от дальнейших преследований в фильме.
Вообще, как персонаж эта девочка прописана неплохо, она в меру милая, вызывает сочувствие, а её действия по ходу фильма вполне обоснованы, но вот сама маленькая актриса явно не доигрывает.
Но если маленькой героине это ещё можно простить, то плохая игра актрисы постарбше, является более значительным минусом, который будет проявляться в фильме на всём его протяжении, да и сам персонаж является более банальным.
А вот доктор Лумис стал только лучше — вырос в образцового шиза.
Видно, что актёр очень вжился в роль, он играл во всех оригинальных фильмах, и прямо скажем является неотъемлемой их частью, даже в последующих отвратительных частях актёр выкладывается на свой максимум.
Вся сцена на заправке выглядит отлично.
Тут нам и быстро показанные несмакующиеся убийства, и более глубокое раскрытие персонажа доктора Лумиса во время встречи двух легенд в стиле «Zoolander», и обоснованно то, откуда Майкл взял свой костюм, и то почему в городе в дальнейшем не будет связи.
Весь этот эпизод смотрится очень органично вплетённым в фильм, все показанные в нём ответы на возможные вопросы зрителя вплетены в повествование очень умело.
Дальнейшее развитие событий идёт довольно бодро, нам вводят новых персонажей, начинают вторичные сюжетные линии, которые может и не имеют большую значимость для общего сюжета, но на фоне создают то действо, которое делает промежуточные сцены между смертоубийствами более интересными, более осмысленными. Хотя вторая сцена с «видениями» девочки выглядит всё так же неуместно.
Прибытие доктора Лумиса в город обставлено тоже хорошо, в общем то главной причиной этому является запоминающийся эпизодический персонаж — это кажется в целом фильме такой мелочью, но именно такие мелочи и создают какую-то общую атмосферу фильма, создают целостность показанного мира, такие моменты оставляют какие-то «контрольные точки» внутри фильма, которые запоминаются и потом вспоминаются с приятной теплотой.
Даже для такой мелкой сцены хорошо подобрали актёра, хорошо написали диалог. Именно такие моменты и создают… а ладно, у нас уже середина фильма.
В эти пять минут середины фильма, режиссёр отлично показывает то, что хихоньки-шуточки кончились, пирожки — началась вторая половина. Все сцены, от прибытия доктора Лумиса в участок, до размолвки главной героини постарбше с её парнем — от отделения маленькой героини от героини постарбше, до момента, когда статные мужчины в баре решают доехать до шерифа — всё это служит завязкой второй половины фильма, этот некий переход выполнен очень красиво, очень аутентично, он показывает зрителю, что почалось… ну и к тому же начинает новые сюжетные линии.
И окончательно этот переход оформляется в сцене убийства электрика, когда переход городка во тьму, уже точно показывает, что подводка закончилась.
Дальнейшая сцена с шутниками «Майклами» работает хорошо, просто учитывая факт того, что моменты с созданием напряжения в фильме и дальнейшем его «испарении» уже были в фильме, эта сцена не сильно сбивает тон повествования, даже более того, она продолжается, пусть и посредственно показанной, резнёй, точнее её последствием, в полицейском участке. В большей степени эта резня конечно влияет на героев фильма, а не на зрителя, так как эта резня не показана сама по себе, зрителю просто сложно оценить масштаб трагедии, но она же переплетает собой линию повествования доктора Лумиса и шерифа с линией повествования статных мужчин из бара, что в дальнейшем так же получит развитие — в общем, эти эпизоды вместе выглядят довольно неплохо.
Дальнейшее развитие сюжетной линии статных мужчин из бара выглядит конечно странновато, как я и писал — эти вторичные сюжетные линии выглядят немного лишними, так как ни к чему не приводят, не приводят к каким-то изменениям основной сюжетной линии, а просто оправдывают некоторые решения персонажей, как, например, решение шерифа уйти из своего дома, что в целом абсолютно ничего не меняет, и от части только сказывается в следующем фильме… но об этом потом. С другой стороны, все эти вторичные сюжетные линии не наполнены сценами бесполезных диалогов или томным преследованием камерой главной героини, как в первой части, а содержат в себе хоть какое-то действо.
Довольно большая часть обзора конкретно этого фильма уже посвящена каким-то «фоновым» событиям, что контрастирует с обзором «Хэллоуин 2», где была очень большая концентрация на рассмотрении убийств, основных сцен — причиной этому является то, что качество этих самых «фоновых» событий в четвёртой части и качества основных сцен поравнялось.
И да, поравнялось это качество не улучшением сцен «фоновых» событий, а ухудшением основных сцен. На данный момент таймера фильм выглядит просто отлично, он вполне приближается к уровню второй части — портят общую картину только сцены с «видениями» Джейми, и тем более он выглядит лучше чем первая часть… но переходим к основному действу.
Место действия основной части фильма мне нравится, тут всё происходит в пределах одного дома, что отличается от первого фильма тем что этот «дом» знает, что он в осаде, а от второй отличается тем, что я, как зритель, могу представить всю локацию в своей голове, от этого становится, не знаю, уютно как-то.
В этом же доме и получает развитие сюжетная линия героини постарбше с её парнем. Да да, мы спустя мгновение снова вернулись к второстепенным сюжетным линиями, они и вправду очень хорошо пронизывают весь основной сюжет, но останавливаться на них сейчас не буду, просто повторю, что они служат хорошим наполнением основной сюжетной линии.
Первое убийство в доме, точнее лучше будет сказать сразу два, с одной стороны обставлены неплохо — момент с тем, что Майкл «добряк» Майерс будет сидеть на кресле с ружьём для меня был неожиданным, а идея того, что этим ружьём он проткнёт свою жертву и пригвоздит её к стене — выглядит интересно. Но…
… что это ?
Эта хорошо задуманная, но безалаберно поставленная сцена является началом того, почему этот фильм остаётся на уровне первой части, а не переходит в высшую лигу богоподобной второй.
Неужели сложно было изменить положение рук актрисы ?
Может быть было сложно попросить её поработать над менее нелепым выражением лица ?
Может быть сложно было добавить хотя бы немного крови ?
Просто вторую половину фильма снимали спустя рукава.
Сцена драки Брейди с Майклом выглядит неплохо, не более.
Её сильно портит посредственная игра актрис, которые вместо хоть каких-то попыток в актёрскую игру просто начинают кричать и кривляться.
Помимо этого финал этой сцены с убийством Брейди выглядит так же дёшево, режиссёр буквально просто взял и перенёс самую первую сцену убийства из фильма — сцену убийства доктора.
Дальнейшая сцена погони окончательно портит фильм.
Да во всех частях ранее Майкл не был образцовым бегуном, он всегда ходил медленно, но никогда не было такого, чтобы он просто стоял и смотрел, как от него убегают, не было того, чтобы догнав кого-то он не мог его убить, буквально махая ножом перед лицом, в которое этот нож нужно воткнуть — это буквально прямой скат во что-то в категории Б. Мы больше не про преследование и убийство, мы про преследование и нелепость.
Убийство Майкла «добряка» Майерса в «робокоп идишн» выглядит хорошим финалом трилогии фильмов, вообще этот фильм всё же неплохо дополняет предыдущие два, он показывает и… стоп, а это ещё не финал.
Вот полная концовочка, прямо очень хороша.
Итоги
Фильм является добротным завершением истории, который, к сожалению, не смог во многие критически важные аспекты слэшера. Вся слэшерная составляющая фильма превратилась в типичный сюр, категории Б. В целом, фильм можно посмотреть как одну из версий продолжения дилогии, фильм даже может подарить приятные эмоции, и в некоторых местах удивить проработкой сюжетных мелочей, но можно было лучше, гораздо лучше…
А теперь, на дно !
Хэллоуин 5: Месть Майкла Майерса (1989)
Вообще, проблемы фильма начинаются уже с его названия «Месть Майкла Майерса» … а кому и за что он собственно собрался мстить ? Девочке, которую не смог убить ? И как он отомстит девочке, которую хотел убить в прошлом фильме ? Попытается её убить ?
Но в целом, начало фильма является наилучшей его частью, так как для него взяты кадры из предыдущего фильма франшизы, а дальше честно отправили Майкла в плавание по сточным водам…
Я думаю, что если Майкл и хотел отомстить Джейми, то отомстить он хотел за ужасную актёрскую игру, которая тонкой нитью пронизывала весь предыдущий фильм, а этот фильм — оплетает канатом.
Ну хотя бы Дональд Плезенс старается…
Вскользь затронув сюжет, просто скажу, что всякие мотивации персонажей и прочие их взаимодействия друг с другом, выглядят в этом фильме совсем глупо. Рейчел, например, эта та что постарше, навещает в больнице свою сводную сестру, которая, на минуточку, убила мать Рейчел в конце предыдущего фильма. А доктор Лумис в этой части превратился из шиза в полноценного шизофреника, который постоянно лезет к маленький девочке и ведёт себя совершенно неадекватно, но на это всем чхать.
Тем временем, уже самая первая сцена преследования выглядит очень дёшево и нелепо, а лучше сказать — халтурно…
Вот, например, этот момент нельзя было поставить по другому ? Почему это выглядит так, будто бы убийца, которого все боятся и ненавидят, просто стоит посреди дня прикрывшись кустом малины в половину своего роста, но при этом его никто не замечает ?
А вы помните, прекрасные решение из 4й части франшизы, в виде видений Джейми, которые были в добавлены в фильм для… для чего ?
Так вот, тут они тоже есть, а … для чего ? Давайте посмотрим.
Вот что мы видим, Майкл зашёл в дом к героине постарбше для того чтобы её убить-убить-убить, в отличии от героини, мы чётко видим в доме Майкла, нам его специально показывают, не случайно же он зашёл в кадр…
Помимо этого, героиня помладше начинает шизить, предвидя смерть своей сестры… а что дальше ? А дальше приезжают полицейские и никто не умирает. Но постойте…
Буквально через 30 секунд, начинает буквально точно такая же сцена с теми же самыми лицами.
Героиня постарбше подозревает, что в доме кто-то есть, нам показывают наличие в доме кого-то, героиню помладше начинает шизить, но только теперь героиню постарбше убивают.
А к чему тут вообще видения ? Как они работают внутри это сцены ?
Они работали бы, например, если бы нам не показали Майкла Майерса, и мы бы не знали, что он изначально был в доме, что заставило бы нас усомниться в достоверности видений Джейми, а потом, после приезда полиции, нам бы показали, что всё же он был там и видение было верное.
Я не хочу сказать, что какие то сцены, арки сюжета, постановка, должна подчиняться каким-то правилам или должны быть сделаны по каким-то чётким стандартам, «чеховское ружьё» в которое нас могут тыкать носом весь фильм, вполне себе может не выстрелить — это тоже приём. Однако, это самое «чеховское ружьё которое не выстрелит» уже работает на зрителя — удивит его, раздосадует и так далее, но выше описанная сцена просто выглядит как набор сюжетных пунктиков, в виде того, что вот нам надо показать убийство, вот нам надо показать видения, а как это сделать чтобы оно хоть как-то работало на зрителя никто ни на секунду не задумался.
А вот теперь нам показывают, что Майкл стоит у окна, а потом персонаж фильма резко разворачивается и смотрит напуганным взглядом в окно, будто бы это показали ей, а не нам…
…очень плохо, просто халтурно.
Второстепенные персонажи в фильме довольно блеклые, персонажи женского пола так вообще все одинаковые, выделяется разве что чел в батиной кожанке, и доктор Лумис, который, как я и говорил, превратился в полноценного шизофреника, который весь фильм достаёт Джейми в больнице и всем на это плевать.
Всё это знакомство с второстепенными персонажами выглядит нудновато, так помимо этого параллельно нам показывают абсолютно унылые сны Джейми, где она абсолютно уныло и безыдейно убегает от Майкла под тревожную музыку.
Первое убийство второстепенного персонажа выглядит так, что больше вопросов к постановке не возникает вовсе — становится понятно, что лень даже монтажёру, не говоря уже о режиссёре и актёрах.
В 15 секундном куске сцены присутствуют 4 склейки, при этом наиболее заметные из них находятся в самых неожиданных местах, где казалось бы их быть не может — в сцене того, как герой лежит — он буквально в лежачем положении два раза дёргается на склейке… халтура.
Если предыдущие моменты можно объяснить ленью вообще всей съёмочной команды, то следующий, центральный, кусок фильма — это злой замысел для того, что бы зритель уснул и не увидел его финальную часть.
Весь этот кусок состоит из бессвязного скучного нечта в виде походов доктора Лумиса по дому Майерсов, видений Джейми, а так же невероятно интересной и без сомнения нужной сюжетной ветки о том, что Джейми не любят одноклассники. Вообще вся сюжетная ветка Джейми будто бы взята из ужастика для детей с рейтингом «PG», настолько неуместно смотрится в этом фильме восьмилетняя девочка с её проблемами, и с её героизмом, побеждающим зло.
Сцена убийства любвеобильной парочки, снята очень дёшево, и безалаберно.
В моменте, когда Майкл берёт на вилы премногоуважаемого господина, мы снова может лицезреть невероятную работу монтажёра, когда камера за секунду скачет с крупного плана лица проткнутого, на лицо девушки под ним — оба лица, понятное дело, показывают невероятные эмоции талантливых актёров. Показать общий план стоило бы на два доллара больше, а это уже непозволительная роскошь, когда нужно нанять огромную массовку для бесполезной детской линии сюжета.
Вся сюжетная линия с детьми, которая занимала большую часть хронометража фильма сводится к тому, что в предфинальной погоне Джейми будет геройствовать не одна, а с верным другом, который нужен тут для… для чего ?
Вся эта погоня, от идеи того, что Майкл на машине не может догнать десятилетку, до постановки «ноже-ударных» сцен с кривляниями актрис и желейными ударами точно заставит человека ценящего своё время выключить это поделие, если конечно он не уснул во второй трети фильма.
Динамика изменения активности на экране напоминает больше какой-то супергеройский фильм, а не слешер, где принято иметь «убийственную» динамическую вторую половину. После основных убийств в фильме, нас снова погружают в уныние — теперь главные герои собираются чтобы наконец то дать отпор злодею и победить… силой дружбы конечно.
Заключительная часть фильма просто никакая, в большей своей части она состоит из усыпляющих диалогов и глупых погонь, которые ни к чему не приводят — даже в первом фильме, не самая прямо скажем динамичная картина, финальная погоня длилась около 6 минут и состояла, как из беготни, так и из борьбы, тут она длится все 10 минут, в которые Джейми просто убегает, а потом приходит доктор Лумис и случается героическая победа. Сплошное уныние.
Итоги
Фильм является полностью безыдейным слэшером своего времени, который к тому же снят с огромным «и так сойдёт», будто бы на судьбу фильма было всем всё равно. Его можно было бы отчасти назвать смотритбельным и поставить 4 балла, но помимо просто плохих сцен в плане уровня съёмки, он имеет ещё и усыпляющую динамику повествования, много бесполезных сюжетных линий, которые просто растягивают хронометраж.
Хэллоуин 6: Проклятие Майкла Майерса (1995)
После шестилетнего перерыва под руководством фанатов серии в лице Фаррандеса и Чаппеля выходит заключающая часть оригинальной линейки, лучше правда сказать похоронная. Этот фильм во истину снят с любовью, он совершенно не выглядит безалаберным поделие, коим выглядит пятая часть — выглядит он, как вполне себе фильм своего времени, который, к сожалению, ушёл на дно под тяжестью ничтожества своего предшественника и неопытностью своих создателей.
Завязка фильма очень затянута, её вполне можно назвать вдоволь наполненной событиями, но всё же отдать первые 20 минут фильма под то чтобы обозначить существование культа, показать немного унылой беготни и свести это всё лишь к начальной точке основного сюжета в виде брошенного ребёнка — странное решение.
Персонажи в фильме очень не очень — они все невыразительные и просто выглядят как типичные жертвы в слэшерах своего времени, а главная женская роль так вообще досталась актрисе, которая больше бы подошла на роль какой-нибудь домохозяйки, а не студентки. Единственная приятная пара в этой трупе — доктор Лумис и возмужавший в шиза герой первой картины Томи Дойл, который в этом фильме берёт на себя часть задач доктора Лумиса, и если бы было продолжение, то вполне мог бы его заменить.
Тут же, при знакомстве с персонажами, нас встречает и «гениальный» приём, который попал в горячие руки молодых режиссёров — внезапный звуковой скример в случайный и совершенно неуместный момент, который визуально сопровождается совершенно спокойным действием. Даже не буду говорить насколько неуместно это смотрится в рамках фильма про Майкла Майерса, просто скажу, что сам звук к скримеру могли бы подобрать и получше…
Главным двигателем сюжета выступает подрастающий шиз Томи Дойл, который вместе с доктором Лумисом, выступающим просто в роли рассказчика сюжета предыдущих фильмов, задаёт хоть какой-то контекст предстоящим убийства, а вмести с этим и тянут весь фильм на балл выше. Весь сюжет фильма построен так, что без них он просто разваливается, если в предыдущих картинах главным двигателем сюжета выступает сам Майкл, который идёт на когоугоднорез, то тут без вышеуказанных лиц вообще не совсем понятно, что происходит и кто все эти люди на экране, и радует то, что столь значимая часть в структуре фильма сделана хорошо, да и в целом является его лучшей частью. А когда сюжет и его развитие является лучшей частью фильм — очень дурной знак.
А тут у нас первое, в основной части фильма, убийство…
Само убийство выглядит вполне на уровне фильма уровня Б, что нельзя назвать сильным минусом, учитывая, что это фильм уровня Б, но для франшизы оно выглядит очень непривычно — до этого промежуточные убийства обходились без излишней беготни, а лишь с небольшой тихой прелюдией, тут же у нас полный набор из типичного слэшера — прелюдия, скример и беготня.
Да и последующее убийство выглядит так, будто бы его дёрнули с «Пятница 13-е», так ещё и спустили на него огромную часть бюджета. Попытки этого фильма быть обычным слэшером своего времени, портят все убийства фильма, ну или почти все.
Убийство приезжего радиоведущего в парке выглядит ещё более нелепо, как и вся его сюжетная ветка, так помимо этого из-за странного монтажа, оно ещё и создаёт прецедент «внезапной телепортации», как Майкла Майерса, так и героев картины, которые со скоростью монтажной склейки перемещаются с праздника жизни в городе к дому Майерсов, а сам Майкл так и вовсе успевает «смонтироваться» целых два раза — туда и обратно.
А самое аутентичное убийство в фильме, которое вот поставлено прямо в духе франшизы, сняли всего за три копейки, которых явно не хватило на лишний пакет искусственной крови…
Ну, а оставшиеся 30 минут фильма будут «радовать» бесконечной беготнёй, а последние убийства фильма испортятся отличнейшим эпилептическим монтажом, вся сюжетная линия секты запестрит внезапными роялями в кустах, а потом закончится ничем, так как же как в целом ничем и не началась. Последний акт данного фильма, это буквально последний гвоздь в крышку гроба оригинальной серии фильмов.
Итоги
Про этот фильм сложно сказать что-то более, чем просто то, что фильм не получился — фильм снимался фанатами франшизы, но простая любовь к старику Майкла не наделяет по волшебству умениями режиссёра. Фильм получился очень рваный, со странным монтажом и неправильным распределением акцентов, со странными сюжетными линиями, которые не дополняются фильм, со странными убийствами и с абсолютно безалаберным финальным актом. Как и сказал вначале, фильм утонул под тяжестью глупых сюжетных решений, принятых в прошлой части, а так же под грузом неопытности своих создателей.
Хэллоуин: 20 лет спустя (1998)
Настало время идти тайными тропами в обход четвёртой части, с её сюжетными линиями и новыми персонажами, прямиком в постхэллоуинскую посттравматическую жизнь Лори Строуд.
Вступление фильма немного затянуто, но в то же время смотрится оно интересно, да и структурированно оно так, что отлично выдаёт сюжетную базу и работает, как хорошее вступительное убийство.
Но уже тут, в самом начале, начинает казаться, что фильм слишком осовременился — он стал менее серьёзен, как и все слэшеры того времени.
Традиционное знакомство с персонажами обставлено очень душевно, вполне сочетает в себе отличную вписанность в контекст происходящего, как во второй части, и при этом справляется с наваливанием сюжета и дальнейшим обоснованием некоторых событий, подобно тому, как это делалось в четвёртой части.
Главные персонажи в фильме просто неплохие.
Сын Лори, как персонаж, существует только в контексте её паранойи и гиперопеки, в остальном он крайне блеклый, где-то на уровне персонажей второго плана. Сама Лори…
…хоть немного и «снова милая» со времён второй части и выглядит неплохо, что в общем то удивительно, учитывая, что она тут на 20! лет старше, всё же как персонаж немного однобока и слишком завязана на страхе перед Майклом — проблема даже не в том, что это само по себе что-то плохое, а в том, что она занимает со своей этой довольно неоригинальной проблемой огромную часть хронометража, не давая раскрыться другим персонажам.
Второстепенные женщины на убой запоминаются исключительно цветом волос, а благородный мужчина на роли жертвы запоминается исключительно своим носом. Персонажи в целом довольно типичные, но тут проблема состоит ещё и в том, что у них очень мало экранного времени, её отнимает паранойя Лори, и учитывая общее количество убийств на фильм, то что единственные кого убили это какая-то массовка — выглядит не очень.
Единственный более менее запоминающийся второстепенный персонаж это достопочтенный охранник их школы для одарённых. И это проблема…
И проблема не потому, что он негр, кстати первый во франшизе, а потому что он рофлонегр. Как я и говорил, фильм с самого начала начинает «благоухать» слэшером 90-х, слэшером — разбавленным шутками и мемитичными персонажами, слэшером — в котором убийства это просто элемент развлечения… но тут это совсем не работает, просто потому, что они выдержали все убийства вполне в духе франшизы — сухими, холодными, без лишних подробностей, порой оставленных за кадром.
Центральная часть фильма полностью занята птср Лори, которое в фильме по итогу сводится к одной единственной сцене и создаёт одну-две глюкоподводки, как например эта…
С другой стороны, прямые отсылки к первой части в виде музыке в машине, или того, как второстепенный персонаж под кодовым именем «блондинка» переглядывается на уроке с Майклом, который стоит за окном, выглядят неплохо и главное уместно.
Школьникорез в фильме мне понравился, но его очень и очень мало.
Убийство «носатого» и «темноволосой» показано очень хорошо, в том плане, что вполне в духе франшизы, без смакование подробностей, очень приземлённо, но от того и более жестоко. Особенно хочу отметить убийство «темноволосой», сцена поставлена просто отлично, от сломанной ноги, до непосредственно «упала на нож три раза» — она выглядит очень жестоко и в целом необычно, конечно ползущий раненный встречается часто в кинематографе, но тут она уползает истекая кровью с крупным ракурсом на рану, от медленно идущего за ней Майкла, который без особых эмоций и монологов максимально практичным способом её добивает… жестоко. Как я и говорил, убийства тут не особенно весёлые, в отличии от того тона фильма, что был до.
Дальнейшая погоня выглядит вполне обычно, ничего уникального, а завершается она кадром ради которого мы так долго смотрели за птср-паранойей Лори…
… встреча лицом к лицу ! Нет, красиво конечно, но я всё ещё считаю, что этому было уделено слишком много внимания.
Дальнейшая погоня с не убийством рофлонегра и странным — с одной стороны с классическими конвульсиями жертвы после насаждения на нож, а с другой стороны плохо поставленным в плане абсолютной нереалистичности и, не знаю, наивности что ли — убийством плавно переходит в настоящий финальный босс файт. Что-то похожее было во второй части, когда доктор Лумис приехал в больницу и спас Лори от Майкла, но тут это смотрится хуже. Да, выбор Лори окончательно решить вопрос Майкла выглядит сюжетно обоснованно, но если смотреть именно по фильму, то у неё было, как минимум два варианта решить этот вопрос до, например, когда она вырубила его ударом огнетушителем, но она просто убежала. В целом, это незначительная огреха, которую можно объяснить миллионом способов, но могло быть и лучше…
Финальный босс файт смотрится в целом неплохо, особенно момент с ножами, но в целом наличие его в фильме в таком виде считаю скорее продолжением всё того же минуса — фильм не понимает, чем хочет быть.
Подобное сражение на ножах смотрится больше как развлекательный момент, в котором все хорошие побеждают, а все плохие проигрывают, что опять таки не синергирует с тем уровнем жестокости, которой был показан до это, как и он не синергирует с тем лёгким фильмом, что был до.
Итоги
Несмотря на то, что многим фанатам франшизы фильм нравится, как продолжение второй части в альтернативу четвертного фильма, к таким я себя не отношу. Фильм конечно хорош, но четвёртая часть как по мне более душевная, более близка к духу оригинала и имеет полноценную концовку истории Майкла Майерса. С другой стороны этот фильм тоже не назвать плохим, он академически хороший, но он именно что хороший, в нём нет откровенно плохих моментов или чего-то невероятно гениального, он максимально соответствует своей оценки 5 из 10 — крепкая середина, которую вполне можно посмотреть вечером и даже когда-нибудь пересмотреть.
Хэллоуин: Воскрешение (2002)
Как я и говорил в обзоре третьей части, если следующий фильм меняет направление развития франшизы, при это привносит в неё что-то новое равноценное старому, ну или хотя бы не портит старое привнося что-то новое, то я не вижу с этим никаких проблем.
Однако большинство, так сказать, ценителей не поняли выбранный Риком Розенталем «пусть самурая» и крайне крайне недооценили данный фильм…
Убийство Лори в самом начале вызывает недоумение, да и обставлено оно в целом комично, как и вся вступительная часть. Как я писал выше, этот фильм абсолютно понимает, что хочет быть пародией в духе «Крик», и в отличии от предшественника, не страдает от осовременивания — тут у нас в самом начале и комичные персонажи, и убийства с отрыванием голов и конечно же персонаж «литерали я»…
В целом персонажи в фильме хороши, не так много запоминающихся надолго, мне запомнился разве что «негрздоровоепитание», тоже кстати «литерали я», но в целом внутри фильма они работают и не сливаются друг с другом, да и каждого своя роль помимо роли жертвы, у некоторых, например, роль жертвы соседствует с ролью «оголиться». Опять таки, это не что-то гениальное, просто что-то что находится на уровне нормы, и минусов в карму фильма точно не добавляет.
Да и просто эпизодические персонажи забавляют, опять таки, фильм отлично понимает, чем он хочет быть и соответствует выбранному направлению на всём своём протяжении.
Смесь мокьюментари и обычной съёмки конечно не нова, но в фильме смотрится неплохо, да и в общем то полноценно используется внутри фильма, как часть сюжетной линии главной героини — переживаю за её дальнейшие отношение с премногоуважаемым школо-перваком.
Фильм конечно пародия, но всё же не на уровне «Очень страшное кино», так что у нас мокруха.
Снова скажу, что режиссёр чётко выдерживает баланс на всей своей протяжённости и при условии, что убийство тут вполне «реально» — без говорящих отрубленных голов и погонь с шутками, фильм всё ещё пытается развеселить создавая убийству забавный контекст.
С самым началом основного действа в фильме все персонажи, с которыми нас ранее ознакомили, начинают соответствовать сами себе — кто-то шутит про приправы, кто так и норовит раздеться, а кто-то спешит умереть. Да и сам режиссёр/сценарист начинает троллить зрителя, добавляя всякие заведомо фальшивые детали лора Майкла Майерса, что выглядит, как отличная отсылка к продолжениям в оригинальной франшизе.
Параллельный показ «других наблюдателей за студенторезом» тоже работает на скашивание жестокости убийств, пожалуй, я точно последний раз повторю, что фильм отлично понимает, чем он хочет быть и в целом выстроен очень грамотно, где каждая часть фильма для чего-то работает и зачем-то нужна.
Основная часть студентореза обставлена как обычные побегушки, что в целом терпимо, особенно учитывая, что персонажи всё ещё продолжают работать и тот же «негрздоровоепитание» в противостоянии с Майклом вооружается кухонными ножами, да и само это противостояние содержит в себе небольшое «чеховское ружьё», которое было заложен ранее, представляющим шутку над персонажами фильма. Тут же, как и говорил, начинает работать мокьюментари внутри фильма, когда персонажи начинают сами пользоваться камерами. А негр-каратист, который до этого смотрел китайские боевики, а теперь с вертухи выносит Майкла, вообще выше всяческих похвал.
Ну вот точно последний раз скажу, что фильм просто отлично выдержан, как умеренная пародия, он хорошо просто структурно сложен, и он работает как полноценная картина, где каждый кусочек на своём месте.
Вот даже продолжение, сцены драки, с повешеньем Майкла сделано забавно, в него вставлены как забавные кадры мотающегося на верёвке манекена, так и кадры-отсылки к первым частям, в виде дёргающихся ног жертвы, только в этот раз жертва сам Майкл. Ну всё что не является комедийной частью, то делает приятные референсы к предыдущим частям — ну отлично же, отлично !
Да даже финальное сражение поставлено с юмором и невероятным пафосом, они будто бы смеются над всеми предыдущими финальными «босс файтами» и делают этот просто невероятно пафосным и клишированным.
Итоги
Фильм хороший, вот он содержит в себе всё то, чего не хватало предыдущей части франшизы — он просто стал последовательным в том, чем он хочет быть. Это хорошая пародия, которая местами получилось очень забавной, да и в целом она смотрится очень легко. Просто как фильм он снят отлично — тут всё находится на своих местах, всё что показано в фильме взаимосвязанно и последовательно.
Это крайне недооценённый фильм.
Давайте в общем то посмотрим, чем так не понравился фильм зрителю ?
Спойлер ! Не понравился тем, что это комедия.
Вот например, в данной рецензии достопочтенный Poltergeist III говорит о нелепом «воскрешении» Майкла после финала предыдущего фильма. И действительно, чисто сюжетно это выглядит странновато и даже глупо, но опять таки в фильме это пусть и странное и глупое «воскрешение» полностью объяснено и чисто структурно данный сюжетный поворот вполне вписывается в фильм, особенно учитывая общий настрой фильма.
Претензия к актёрской игре выглядит ещё более странно, так как предостопочтенный господин даже не удосужился объяснить, что конкретно ему не понравилось. Все персонажи в фильме сделаны нарочито однобокими, тут у нас и не такая как все главная героиня, и её подруга лёгкого поведения, и персонаж пикапер, и персонаж шутник — это типичный набор слэшера, который тут специально гиперболизирован и все актёры отыгрывают гиперболизированных персонажей.
Претензии к режиссуре так вообще кажутся сотрясанием воздуха. Где тут хотя бы один плохой с точки зрения режиссуры момент ? Фильм отлично структурирован и поставлен… может быть поэтому уважаемый Poltergeist III не привёл конкретных примеров.
Многие достопочтенный господа на ресурсе «Кинопоиск» начали что-то подозревать и сравнивать фильм с «Очень страшное кино», начали замечать, что фильм очень гиперболизирован и смеётся сам над собой, но однако к кому-то конкретному выводу так и не пришли, а лишь добавили, что режиссура очень хромает, не знаю, взяли ли они этот тейк у Poltergeist III, но подобно ему они оставили его без пояснений.
В общем, фильм очень недооценён, а все негативные отзывы скатываются к полнейшему непониманию того, что фильм пародия.
Небольшое послесловие, которое повторяет предисловие
Друзья, если сначала я писал обзор с энтузиазмом и мне нравилось, что я делаю, то теперь я пишу через силу с абсолютной уверенностью, что эту срань никто не прочитает и никому не понравится, так как не очень нравится мне, так что выложу только то, что написал и посмотрю как зайдёт уважаемым господам…