Нелинейность, метасюжет и проработанные герои.
Спустя семь лет после выхода Until Dawn всё ещё остаётся лучшим интерактивным фильмом. Сам Дэвид Кейдж со своей пафосной философией и огромными бюджетами не в состоянии победить это идеальное жанровое произведение. Until Dawn — эталонный хоррор про «подростков», которых кто-то или что-то начинает рвать на части во время их отдыха в лесной глуши. Даже если посмотреть на него именно как на кино и сравнить с другими похожими фильмами — Until Dawn всё равно будет в числе лучших. Многие кинослешеры, скажем прямо, и выглядят-то хуже, чем Until Dawn.
В общем, разработчики из Supermassive Games планку задрали так высоко, что, кажется, их судьба — всю жизнь к ней тянуться без шансов на успех. Это они в последние годы и делали, выпуская не плохую, но и не особо хорошую антологию хорроров The Dark Pictures — уже без поддержки Sony. И я эту антологию искренне полюбил, хоть и смирился с тем, что авторы Until Dawn теперь делают откровенные би-муви. Но тут вышла The Quarry.
The Quarry — это «обособленная» игра, не входящая в «Антологию»
И дело тут не только в том, что у The Quarry другой издатель и она длится 9-10 часов вместо 4-5 в Dark Pictures. Сами разработчики видят в ней идейного наследника Until Dawn — а потому и подсвечивают отдельно. В интервью они особенно подчёркивают, что The Quarry — это игра от создателей «Дожить до рассвета» для фанатов «Дожить до рассвета».
И это чистая правда. Местами The Quarry кажется не новой игрой, а вольным переосмыслением Until Dawn — в лучшем смысле.
История рассказывает о семи вожатых в летнем лагере «Хэккетс Куори» (есть ещё двое, но о них не будем). Свою вахту они уже отработали и собираются по домам — поступать в университеты и строить взрослую жизнь. Но из-за стечения обстоятельств, уехать в запланированное время им не удаётся. Теперь они вынуждены ждать до утра в абсолютно пустом лагере — его хозяин мистер Хэ велит всем запереться в домиках и никуда не выходить, а сам подозрительно быстро сруливает в закат, обещая вернуться утром.
Само собой, вожатые шлют указания мистера Хэ подальше и закатывают вечеринку у костра, в ходе которой и начинает твориться чертовщина. Что ж, теперь героям нужно дожить до рассвета!
С первых же минут становится ясно, что написана The Quarry на порядок лучше любой из частей «Антологии»
Хочется сказать, что это шаг вперёд, но правильнее будет — шаг назад, в сторону Until Dawn. Герои арехтипичны в рамках слешерного жанра, но они не односложные — у каждого есть две яркие черты, которые можно усиливать своими решениями, и несколько мелких качеств, которые могут внезапно выпрыгнуть в стрессовых ситуациях или под влиянием других героев.
Но что ещё важнее — отношения между вожатыми понятны с первых же кадров. Игра буквально парой сцен успешно обрисовывает расклад и даёт все нужные бэки. Ага, вот эти двое влюбились, но морозятся признаться друг другу. Эти всё лето кувыркались вместе, но решили расстаться — теперь между ними искрящее напряжение. Эти двое одиночки с какими-то комплексами, а эта мадам — сильная и независимая, заводила и душа компании.
Всё просто, но укладывается в рамки совершенной слешерной драматургии. За этими разборками интересно следить, а их логика не ускользает, как в кринжовых скандалах на ровном месте из Little Hope. В чём секрет успеха — можно только гадать. То ли звезды на небе сошлись, толи деньги 2К помогли, то ли (и это наиболее вероятно) дело в том, что за сценарий отвечали Грэхем Резник и Уилл Байлз, ранее работавшие над Until Dawn. Резник, кстати, написал и поставил целый сезон неплохого хоррор-сериала «Убийственный винил» — стоит заценить вдогонку.
Однако ещё интереснее следить за историей той самой самой чертовщины, творящейся в «Хэккетс Куори»
И хотя во многом история The Quarry повторяет ходы из Until Dawn — у неё получается захватывать внимание и приятно запутывать события. Игра не стесняется периодически вводить дополнительных героев и дразнить сериальными клиффхэнгерами, переводя фокус с одной сцены на другую в самый интересный момент. Сценарий в то же время забавно заигрывает с игроком — он кажется предсказуемым, и когда дело доходит до очередной развязки, всё получается именно так, как ты предугадал! Но не совсем, мелкие детали отличаются, а потом из них вырастает что-то, что переворачивает всё с ног на голову.
The Quarry и здесь идёт по следам Until Dawn — она накручивает одну интригу на другую, убеждает игрока что он в одном хорроре, а на самом деле помещает его совсем в другой. И хотя в основе игры лежит «Пятница 13-е» и другие подростковые слешеры 80-х, в атмосфере и сценарии The Quarry намешано много чего ещё. Местами она склоняется в сторону мистического детектива, местами уходит в откровенный слешерный треш, а иногда вообще напоминает последние выпуски Resident Evil, что удивительным образом оказывается к месту.
С интерактивностью разработчики в этот раз тоже поэкспериментировали
Что-то конечно, осталось неизменным. Так, нередко нас отправляют побродить по локациям, чтобы осмотреться и поискать «секретные» ружья на стенах, которые позже могут выстрелить. С этим всё привычно по предыдущим играм студии.
А вот систему QTE, на которую интерактивное кино традиционно опирается куда сильнее, разработчики заметно переделали — она стала проще, но осмысленнее. QTE в The Quarry — это больше не игра на реакцию. Времени на нажатие кнопки дают достаточно, чтобы всё успеть, даже если ты отвлёкся на телефон. Поэтому чаще всего (хоть и не всегда) суть вовсе не в скорости, а в самом решении — нажимать кнопку или нет. Порой именно успешное выполнение QTE приводит к мрачным последствиям и стоит героям жизни. И это отличное решение, освежающее QTE как механику, и в то же время делающее игру более доступной. Вот уж где и вправду шаг вперёд, даже в сравнении с Until Dawn.
К тому же именно на втором «прохождении» можно заценить новый «режим кино» — в нём играть в The Quarry вообще не нужно, она пройдёт сама себя по заданным параметрам. Это занятная и даже работающая идея, учитывая, что большую часть времени игра выглядит восхитительно, а местами её и вправду можно спутать с кино (особенно с чёрно-белым фильтром) — тут спасибо даже не столько графике, сколько режиссуре Уилла Байлза, который также ставил Until Dawn.
Да и каст в The Quarry её киношности здорово помогает — среди прочих в игре засветился Дэвид Аркетт, хорошо известны по франшизе «Крик», Грейс Забриски, игравшая Сару Палмер в «Твин Пиксе» и Лин Шэй из «Астрала».
Вот только в режиме кино, с «вырезанными» геймплейными эпизодами теряется контекст и история размывается — с первого раза будет просто нифига непонятно. Как при прохождении выпусков «Антологии» с другом по сети. В The Quarry такая возможность, кстати, тоже будет, но позже.
The Quarry — это в меру страшный, в меру забавный, и отнюдь не тупой ужастик. Где-то он работает по правилам подростковых хорроров из 80-х, а где-то препарирует их и разрешает героям язвительно шутить о происходящем. Штампов и архетипов тут хватает, но скучной или предсказуемый The Quarry точно не назовёшь. Supermassive Games наконец-то выпустили интерактивный фильм, который не уступает Until Dawn.
Что понравилось
- Захватывающий слешерный сценарий, не уступающий по сюжету Until Dawn.
- Ни одного дешёвого скримера.
- Ровная динамика происходящего — «экшен» начинается рано и не теряет концентрацию до самого конца.
- Архетипичные, но цепляющие герои, которые ведут себя как живые люди.
- Отличная, местами фотореалистичная графика.
- Сильный каст, достойный хорошего фильма или хотя бы сериала.
- Русский дубляж с живым, уместным матом.
Что не понравилось
- Качество лицевой анимации разнится от сцене к сцене — иногда она выглядит жутко.
- Обычные движения героев частенько кажутся «кукольными».
- Местами рваный монтаж.
- «Режим кино» проглатывает контекст и делает историю малопонятной.
- Далеко не все решения влияют на судьбы персонажей и концовку.