Смена эпохи, отсылки к классике и просто трогательное расставание.
Рождественские серии «Доктора Кто» — всегда что-то особенное. Иногда в них происходят наиболее значимые события для будущего сериала. Иногда это просто заряд праздничной атмосферы и необычная история, основанная на классике литературы. Но эпизод «Дважды во времени», всё-таки, нечто большее. Это как раз тот случай, о котором можно сказать «Конец эпохи». Со зрителями прощается не только двенадцатый Доктор в исполнении Питера Капальди. Уходит и автор сериала Стивен Моффат, возглавлявший его последние семь лет.
Перемены подобного масштаба последний раз произошли в 2010 году. Тогда сериал покидал десятый Доктор — Дэвид Теннант — а также Рассел Т. Дэвис, возглавлявший работу над «Доктором Кто» с момента перезапуска, и почти вся съёмочная группа. Дэвис уходил шумно и пафосно: в серии «Конец Времени» Доктор противостоит не только своему вечному врагу Мастеру, но и могущественному повелителю времени Рассилону, который решил превратить землю в новый Галлифрей. Доктор спасает землю, долго прощается со всеми бывшими спутниками и регенерирует.
Но дело в том, что прощание Моффата, по сути, уже состоялось раньше — в финале десятого сезона. Завершилась история и Мисси, и Билл. И Доктор даже успел произнести пафосную, но очень трогательную речь, объясняя, почему столько лет сражается на стороне добра. Можно сказать, что Стивен Моффат уже «прибрал за собой». Необходимых действий уже не осталось, Доктору нужно лишь регенерировать, и новый шоураннер Крис Чибнелл может начинать историю с чистого листа.
И именно поэтому «Дважды во времени» — как бы эпизод «в себе». На первый взгляд он не несёт глубокой смысловой нагрузки для вселенной «Доктора Кто». Мало того, в нём практически ничего не происходит. С момента прихода Стивена Моффата на пост шоураннера сериала рождественские эпизоды «Доктора Кто» обрели неизменную и узнаваемую атмосферу. Иногда более мрачную и грустную, иногда светлую, но что-то от традиционного «рождественского чуда» оставалось всегда.
Но в нынешнем эпизоде это, фактически, монолог самого Доктора о пройденном пути. Причём сделано это совершенно осознанно. И даже запустив поначалу намёк на типичный для «Доктора Кто» сюжет, Моффат сам же его прерывает с отличной самоиронией. Ведь не все странные существа, которых встречает Доктор, должны вынашивать злодейские замыслы. А если нет злодейского замысла, Доктор просто не знает что делать. И потому ему просто приходится разбираться в себе.
Но этот монолог идёт от лица сразу двух Докторов. Ведь когда-то первый Доктор точно так же отказался регенерировать и был готов умереть ещё в самом начале своего пути. И тут Моффат запускает линию, которая порадует всех тех, кто знаком не только с «возобновлённым Доктором Кто», но и с классическими сериями. Антураж первой ТАРДИС, костюм Доктора, его поведение — всё скопировано очень точно и с большой любовью. Грим и эмоции Дэвида Брэдли делают его практически неотличимым от Уильяма Хартнелла, исполнявшего роль первого Доктора в оригинале. Ну а все различия объясняются буквально парой простых фраз.
Через образы первого и двенадцатого Докторов в серии показаны перемены и в самом персонаже, и в сериале, и в жизни нашего мира. Первый Доктор неоднократно позволяет себе сексистские высказывания, двенадцатый его постоянно одёргивает. Первый всё ещё называет ТАРДИС кораблём и считает новый дизайн слишком вычурным и нелепым. Но наиболее интересно выглядит сцена, где нового Доктора называют «воином». Для первого перечисления его побед выглядят шокирующе, а в это же время Билл приходит в искренний восторг.
За годы выпуска «Доктор Кто» сильно изменился. Даже если считать с того момента, как сериалом стал командовать Стивен Моффат. В лучшую или худшую сторону — судить уже бесполезно, в любом случае дальше будет что-то новое. Приятно, что у автора хватает самоиронии, чтобы пошутить над своими же недоработками. И да, эта серия снята только для того, чтобы красиво попрощаться и напомнить — всё происходящее с нами мимолётно. Доктор прощается со своими спутниками, обещая их не забывать, а зрители прощаются с Доктором и его авторами. И скоро от них останутся только воспоминания.
А что касается рождественского чуда — напоследок Стивен Моффат напоминает о том, что чудеса могут случаться не только в фантастическом сериале, но и в нашей жизни. Даже в самые жестокие времена люди могут хоть ненадолго забыть о разногласиях. Например, как это было в декабре 1914 года, когда почти сто тысяч солдат отложили оружие и просто поздравили друг друга с Рождеством. Упомянув ещё об одном персонаже, который приведёт в восторг знатоков классики, Моффат уступает место Чибнеллу, а Питера Капальди сменяет Джоди Уиттакер. И все поклонники ждут чего-то нового, но неизменно волшебного.
Источник: DTF