Когда я запускал Doki Doki Literature Club! (DDLC для краткости), то я уже знал, что игра, так скажем, со странностями. И даже при том, что я знал, что в дальнейшем будет явно происходить какая-то чертовщина, игра всё равно смогла меня удивить и увлечь. Тут надо сказать, что говорить о визуальной новелле без спойлеров бессмысленно, поэтому особо боязливым советую для начала пройти игру, а затем возвращаться сюда.
Что вообще такое Doki Doki Literature Club!? На первый взгляд, это самая типичная визуальная новелла про школьниц, каких существует сотни, если не тысячи. Однако затем всё резко меняется, и игра превращается чуть ли не в хоррор, чего ты никак не ожидаешь. А начинается всё довольно мило. Мы управляем старшеклассником, имя которому можем выбрать. У него есть подруга Сайори, вместе с которой он ходит в школу. (Ещё один дисклеймер: я здесь описываю только своё прохождение. В этой игре довольно-таки большая вариативность прохождения, поэтому ваш опыт может серьёзно отличаться от моего.) Она, заманив нас кексами, приводит в Литературный Клуб, в котором, помимо Сайори, состоят Моника, президент клуба, Юри, вице-президент, и Нацуки, которая явно младше остальных участниц, и из-за этого она более критичная и нервная, что ли. В клубе мы будем сочинять поэмы и потом зачитывать их, а идёт всё к фестивалю, где нужно будет читать свои поэмы перед действительно большой публикой.
И мы здесь действительно будем сочинять поэмы, подбирая определённые слова. Какие-то слова больше подходят стилю одной девушке, каике-то – стилю другой. Поначалу я действительно хотел подбирать слова осмысленно, стараясь подбирать всё под Сайори, так как хотел с ней сблизиться. Но потом я настолько устал от этого занудного процесса, что просто подбирал слова наугад: мне просто было интересно, что произойдёт дальше по сюжету. Так вот, я решил сблизиться с Сайори: я с ней был знаком больше всего, а значит, у меня есть больше шансов на развитие отношений. И всё было прекрасно и замечательно: я и Сайори прекрасно заботимся друг о друге и в принципе являемся крепкими друзьями. Однако в какой-то момент всё изменилось: Сайори стала замкнутой и перестала общаться с нами, поэтому я решил заглянуть к ней домой. Там она мне поведала, что всё время находится в жуткой депрессии, и наша забота заставляет её грустить ещё больше и брать вину за это на себя. После весьма чувственной сцены признания друг другу в любви начинается самое жуткое, что я когда-либо видел в видеоиграх. Настаёт день фестиваля, Сайори не отвечает, поэтому приходится идти в школу одному. Мы приходим в класс, где всегда собирается клуб и обращаем внимание на поэму Сайори. Она явно является жирной отсылкой на «Сияние» Стэнли Кубрика (Ну и на оригинальное произведение Стивена Кинга, конечно же): вся поэма состоит из повторяющейся строчки: выйди из моей головы. Всё уже становится понятно, и мы со всех ног бежим к дому Сайори, где обнаруживаем её, совершившую самоубийство через повешение.
Знаете, почему это так страшно? Потому что мы уже привыкли к Сайори, она стала нам как родная, и тут самоубийство. Вернёмся к «Сиянию». Страшные события там происходят? Конечно, страшные. А теперь страх можно умножить на 2, если представить, что вместо мальчика Дэнни мы. Мы становимся не наблюдателями, а непосредственными участниками этой истории, из-за чего и создаётся дополнительное напряжение в DDLC. И вот с этого момента начинается самое интересное: нам показывают надпись «Конец», и игра начинается заново.
Только вот из событий полностью исчезает Сайори, а поэтому и события частично меняются. Теперь мы сближаемся с другой девушкой, Юри. Только вот диалоги и события тоже изменились. У некоторых девушек даже меняется характер, а в какие-то моменты шрифт изменяется на пугающий чёрный, а на экране происходят непонятные глитчи. И вот эта часть – самая страшная, потому что может произойти что угодно, и ты никогда не знаешь, когда это произойдёт. Скримеры могу появиться даже в тот момент, когда, казалось, всё спокойно. Наши отношения с Юри закрепляются, и она начинает вести себя странно: в итоге она зарезает себя ножом. Мы проводим в классе все выходные. Когда в понедельник в школу приходят Моника с Нацуки, первая девушка даже как-то иронизирует над произошедшим, а затем стирает Нацуки с помощью консольной команды.
Моника признаётся нам, что она в курсе того, что всё это игра и что она – всего лишь персонаж. В этот отрезок она ведёт диалог не столько с персонажем, сколько с игроком, с нами. Моника сообщает нам, что она просто-напросто удалила файлы других персонажей: мы заходим в проводник и убеждаемся, что это действительно так: остался лишь файл Моники. Ну и остаётся лишь одно: удалить файл Моники. Поначалу она рассыпается на пиксели, очень злится на нас… А потом смиряется и позволяет нам прожить эти дни без неё. И игра начинается снова.
Теперь игра начинается снова, но без участия Моники: и, о чудо, файлы остальных девушек восстановились (Как? Как это вообще реализовали?). Всё вроде бы идёт хорошо, но в какой-то момент к нам обращается Сайори и благодарит за расправу с Моникой. На этом игра заканчивается, и начинаются титры: по их окончании удаляется основной скрипт игры, и её больше запустить невозможно.
Главный вопрос, который у меня возник в голове после прохождения, звучал так: что это вообще было? Это как раз одна из тех игр, после завершения которых ты продолжаешь думать о сюжете и персонажах. Самая, наверное, главная особенность этой игры – умелый взлом четвёртой стены, из-за которого некоторые люди могут действительно перепугаться: всё же не все будут готовы к тому, что какая-то игра может взаимодействовать с файлами на жёстком диске их компьютера.
Но сейчас нужно ещё рассказать и о переиздании этой игры, которое вышло в 2021 году. Дело в том, что в этом переиздании, кроме обновлённого саундтрека и артов по игре, авторы добавили ещё сюжета. В целом это переиздание служит в основном только лишь для одного – оптимизировать игру в том числе и для консолей. В саму игру был интегрирован рабочий стол, что позволило поиграть в неё на консолях. Казалось бы, здорово! Но из-за этого момента играть на ПК стало не так атмосферно – ты же не открываешь свой собственный проводник, которым пользуешься каждый день.
Теперь о дополнительных историях, которые были добавлены. В них нет никакой чертовщины, и вообще в них повествуется о том, что было до основных событий игры. Очень жаль, что их нельзя пройти сразу, для этого приходится проходить основную игру. В целом, эти истории очень даже драматичные, и в них действительно раскрываются характеры девушек. Но меня смутил один момент. Сейчас приготовьтесь, будет сложно.
Для начала нужно пояснить, что происходит в основном сюжете. Сайори приглашает нас в литературный кружок, и всё идёт хорошо, пока Моника не сходит с ума от ревности, а потому она каким-то образом залезает в файлы игры и меняет характеры девушек, из-за чего они совершают самоубийство. В дополнительных историях мы видим, что Сайори жалуется Монике на свою депрессию. Но как это возможно? Ведь в то время Моника была обычной девушкой и ещё не стала чистым злом во плоти. До действий Моники Сайори ведь была очень даже приветливой девушкой без намёка на депрессию: она появилась у девушки в результате ревностных действий Моники. То есть, можно сделать выводы, что у Сайори такой характер был изначально. Но подождите, Моника же говорила, что изменила характеры девушек. Тут я нашёл только одно более-менее логичное объяснение всему этому – параллельная вселенная. Все эти четыре сайд-истории происходит во вселенной, где нашего главного героя просто не существует, а Моника как была обычной девушкой, так ей и осталась, ведь без нас у неё нет никаких причин для ревности. В чём смысл тогда этих сайд-историй, если они рассказывают не о тех девушках, с которыми мы прошли практически всю игру, а о совершенно других, которые с нами никогда не виделись? Если размышлять так, то сайд истории вообще нужно воспринимать отдельно, просто как отдельные истории про чувства и переживания совсем других персонажей.
Но, я думаю, большинству игроков всё равно на вот такие несостыковки. «Это же просто игра, она доставляет мне удовольствие». Мало кто захочет копать так глубоко, ведь зачем искать несостыковки в этой игре? Тем более, здесь есть взлом четвёртой стены, и даже не один, о каком серьёзном сюжете вообще может идти речь?
Так или иначе, я всё равно получил огромное удовольствие от игры. Это действительно интересная история, и она в любом случае подарит вам множество эмоций (как положительных, так и отрицательных). И, несмотря на то что эта игра кажется очень жизнерадостной, она способна нехило так напугать даже тех, кто к хоррорам уже привык (в большинстве своём из-за эффекта неожиданности). Я смело рекомендую вам эту игру и даже 10 баллов из 10 ей поставлю. Если надумаете брать, берите именно версию со словом Plus: несмотря на не очень атмосферный вмонтированный в саму игру рабочий стол, в этой игре больше контента, чем в оригинале. На этом у меня всё: надеюсь, было интересно. Приятного дня!