Добро пожаловать в Античный..

Добро пожаловать в Античный..

…Египет — мир величественных пирамид, бурных вод Нила и одной из самых теплых и ламповых 2D-стратегий из 1999 года! Здесь вы станете архитектором и правителем, строя города, заботясь о благополучии жителей и возводя памятники, достойные фараонов. А вы знали, что у Фараона была полноценная демка? Хотя это нормально для индустрии того периода, вот о различиях с retail версией и пойдет речь. (Много картинок)

…но помните, что в 2025-м всё это великолепие может не завестись и потребует доработки напильником, для работы на современных системах. Самый надежный способ насладиться стареньким, но не потерявшим свою магию, ситибилдером без глюков — это установить виртуалку с WinXP, но и это не всегда работает. Виртуалка поможет избавиться от большинства проблем, к сожалению на всех ОС после XP игра работает все хуже и хуже.


На моей системе например версия из стима выглядела так, что я только не пробовал.

Если вы все-же решились поставить этот чудосим без виртуалки, будьте готовы к танцам с бубном и вылетам, а еще вас могут ждать.

  • зависания на первом экране

  • зависания в главном меню (звук есть, картинка не меняется)

  • долгий запуск до пары минут (выглядит как зависание)

  • регулярные краши через 30–60 минут (требует перезапуск, иногда утаскивает с собой и ноут)

  • смещение интерфейса, когда клики мыши не совпадают с отображением, отсутствие звука из-за того что в системе нет старого DX API, иногда помогает установка MS Visual Studio 6/7 c требухой что идет в комплекте, или старого DirectX 9.0c (2010), который еще содержал нужные dll’ки.

Эффективность доработки напильником варьируется в зависимости от вашей системы и настроек, диаметра бубна и положения луны. Большая часть багов известна, и местами есть рецепты для исправления, но луну никто не отменял. Если ностальгия уж очень сильно заела и хочется поиграть в нативку на современной десятке (на 11-й версии 90% работать не будет, даже GOG-версия, даже с патчами и фиксами от комьюнити), то ознакомьтесь для начала с возможными решениями тут: https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=2625065788. Сейчас ещё немного расскажу про самые забавные ошибки и их возможные причины, а дальше будет про демку и отличия.

Слишком хорошая видеокарта или баг 640х480

При первом запуске игра всегда стартует в полноэкранном режиме с разрешением 640×480. Для современных видеокарт это стало проблемой, и многие считают переключение в такой режим ошибкой, а то и вовсе минимально поддерживаемое разрешение составляет 800×600 или 1024×768. В результате вы видите вот что-то такое, или похожее, или вообще чёрный экран, или игра вообще повисает. Настройки графики можно изменить из меню во время миссии, но до него ещё надо добраться, как вы понимаете.

Слишком хороший экран или баг 125%

Если вы используете ноутбук или 2К+ монитор, то, скорее всего, у вас установлено масштабирование 125% и более. Это делает элементы интерфейса крупнее, а текст более читабельным. Но не для старых игр! В «Фараоне» такие фокусы с масштабированием приводят к проблемам вроде смещения изображения или элементов интерфейса, когда они отображаются не на своих местах. Но это ещё полбеды — тут хотя бы можно играть. А вот если мыша не попадает по кнопкам, это делает игру практически неиграбельной. На скрине ниже — играбельный вариант: рендер UI идёт в абсолютных координатах, т.е. это 1024×768 разрешение, как о нём думает игра, больше-то нельзя было поставить в настройках. Хуже, когда в системах с масштабированием ОС начинает присылать позицию мышки в чёрной области, а игра продолжает обрабатывать кнопки там, где их нарендерила..

Мне все мешают или баг с оверлеями

Я не знаю как, но, возможно, оверлеи других приложений что-то ломают в рендере игры. Попытка открыть некоторые программы, вроде Discord’а, которые имеют возможность встраивать свой оверлей поверх запущенного приложения, заканчивается плачевно в большинстве случаев. Пришло нам сообщение от друзей — и включили Discord..

Добро пожаловать на перезапуск игры, вместо рендера будет черный экран. Но не всегда и не все, Сhrome например, таким не страдает от слова совсем.

Комьюнити выяснило, какой софт с большой долей вероятности повесит рендер игры.

  • AMD tools

  • NVidia tools и «GeForce Experience.

  • AfterBurner, RivaTuner, Origin (99% вешают)

  • Discord, Skype, Windows Xbox (90% вешают)

  • Steam (не мешает, но может скрашить игру при открытии чата).

Куда же ты стучишься, воин?

Steam-версия может не запускаться или запускаться с существенной задержкой 2–3 минуты по одной странной причине. Игра пытается соединиться с 40.113.76.66:443 — почившим в бозе сервисом от маек Windows Game Explorer. Ему там, естественно, никто не отвечает, и он так и висит в ожидании, раз в 5 секунд посылая запрос на коннект..

https://www.findip-address.com/40.113.76.66

ISP: Microsoft Corporation
Organization: Microsoft Azure
User type: hosting
Autonomous system number (ASN): 8075
Autonomous system organization: MICROSOFT-CORP-MSN-AS-BLOCK

Anonymous proxy? No
Satellite provider? No

Вот так: сервиса уже нет, а игры к нему есть. Проблему можно решить, кикнув gameux.dll или покопавшись в реестре. Такое поведение известно для 10/11 систем, а вот на виртуалке запросы прекращаются через несколько неудачных попыток, и игра стартует нормально. GOG-версия в подобном стукачестве замечена не была. Иногда игра повисает, если имя исполняемого файла отличается от Pharaoh.exe. Например, так делали модеры, когда баловались с ванильной версией и похаченной на ресурсы или настройки..

[HKEY_CLASSES_ROOT\Local Settings\Software\Microsoft\Windows\GameUX\ServiceLocation]
"Games"=""

Нет звука

Если в игре нет звуков, то можно играть и так. То, что игра запустилась и работает — уже большой успех, но со звуками, конечно, атмосфера становится совсем как двадцать лет назад. Но не все паки с игрой содержат необходимые файлы (.mp3, .wav) для музыки и звуков, и хотя они могут быть в ресурсах — это обманки. Такой фигнёй страдала, например, версия от Фаргуса, когда озвученная профессиональными актёрами игра банально не влезала на диск, и часть файлов просто удалили..

Была и другая проблема, когда часть звуков города, голосов жителей и комментатора имела неправильный WAV-заголовок, который сообщал движку, что он длиной 0 секунд. Видимо, была ошибка при конвертации. Иногда проблемой становятся неподходящие (старые или новые, тут уже не важно) версии библиотек (MSS32.DLL, MP3DEC.ASI, BNKADEC.ASI), которые могут не работать правильно на конкретной системе. Обсуждение можно тут посмотреть. Не спасает даже режим совместимости и виртуалка. Тогда нужно просто взять эти файлы из других игр, например, из Zeus+Poseidon или Caesar III — какой-нибудь комплект точно заведётся. В играх серии Caesar, Pharaoh, Zeus проблемы со звуком часто были связаны с устаревшей уже на тот момент системой DirectMusic. Caesar 3 и Pharaoh используют MSS (Miles Sound System) версии 5, что вызывает проблемы с воспроизведением звуков на современных системах. Zeus и Emperor используют MSS версии 6, которая более адекватно работает с DirectX 6+, поэтому у них подобных проблем меньше..

В патче Pharaoh 1.1 добавили поддержку звука через DirectSound и исправили работу на новых ОС Windows 2000. Что забавно в Зевсе был забавный баг под названием «Slow Gods Animation», из-за которого анимация богов замедляется, если включен звук. После Windows XP поддержка DirectMusic была и вовсе удалена, а воспроизведение звука осуществляется через эмуляцию DirectMusic средствами ОС, что и стало причиной множества проблем со звуком не только в этой линейке, но и во многих старых играх.

Различия

Ну конечно, надо вспомнить шикарный ролик в хорошем разрешении, который даже получил какую-то премию.Помню долго был под впечатлением, и ожидал чего-то нового в самой игре.

Если я правильно помню историю развития Фараона, то на момент выхода демки в игре не была полностью реализована механика строительства монументов. Т.е. сама логика может и была, но вот текстуры — нет. И если начать строить монумент, то вместо этого там будут рисоваться жёлтые точки..

Различия начинались уже с загрузочного экрана (слева, то что было в демке), а позже уже знакомое всем игрокам изображение с пирамидой и логотипом Impressions Games.

Еще одно отличие было в главном меню, которое в разных версиях имело разный набор кнопок. Ниже скриншоты от демки к полной версии и дополнению.

Вообще, если интересно, можно погулять по ресурсам игры и посмотреть, как оно там разложено. Но для этого вам понадобится либо SGReader, который умеет распаковывать sg3-архивы, но эта тулза статичная и не умеет показывать анимации в динамике, либо можно на GitHub найти мой проект Akhenaten (https://github.com/dalerank/Akhenaten), в свободное время я восстанавливаю движок оригинала, и там уже можно посмотреть анимации в динамике.

Если погулять по ресурсам игры, можно заметить, что много чего не добавили даже в дополнении. Как вам, например, зарезервированное место под ещё пять божеств? Тут распакованные ресурсы с основным текстом в игре.

Что, в принципе, неудивительно для цивилизации, где боги занимали центральное место в культуре и мировоззрении, воплощали силы природы, общественные устои. Пантеон египетских богов очень обширен и включал сотни божеств — если я правильно помню, за три сотни богов, божеств и божественных существ, каждое из которых играло свою роль в поддержании гармонии, общественной и духовной жизни. Боги могли принимать антропоморфные формы, выглядеть как животные или сочетать черты человека и зверя. Среди наиболее почитаемых божеств были Ра, бог солнца, который каждое утро «воскресал», принося свет и жизнь, и Осирис, бог загробного мира и возрождения, символизирующий вечный цикл жизни и смерти. Исида, супруга Осириса, считалась покровительницей магии и материнства, а их сын Гор был защитником фараонов и воплощением царской власти. Также важное место занимал Анубис, бог с головой шакала, который сопровождал души умерших в загробный мир. Каждый из богов имел свои храмы, культы и обряды.

Похоже, что разработчики собирались расширить пантеон богов до 10, но в итоге оставили старую систему из Цезаря с пятью божествами: Осирис, Ра, Птах, Сет, Баст. Связано это скорее с недостатком времени на разработку и балансировку — боги в Цезаре не всегда работали корректно, что уж говорить про добавление новых.

Если вы внимательно присмотритесь к текстурам из демки, то окажется — они вообще из Цезаря, слева в демке трава это один в один такая же из предыдущей игры. Справа уже текстуры перерисованы под Фараона.

Эволюцию основного интерфейса тоже несложно проследить, слева направо текстура из Цезаря (мраморный фон заменен на желтый, можно найти в ресурсах демки), затем с мраморным фоном и без некоторых кнопок, эта версия была в некоторых демках для Европы, затем уже более привычная текстура из более поздней демки, и наконец текстура в финалальной версии пустая и как в игре.

Текстуры для плодородных земель тоже изменились, не сильно, но стали больше в стиле игры. В общем, сама механика уничтожения части карты была довольно интересной для ситибилдеров, поскольку позволяла относительно дешево сделать динамичное поведение. Фактически, никакого разлива на карте не было — с некоторой частотой мы просто меняем текстуру плодородной земли на воду и потом восстанавливаем обратно как есть. Но в динамике на момент выхода это выглядело потрясно, потому что конкуренты такого предложить не могли..

Он, вроде бы, простой. Не знаю сколько времени ушло у авторов на разработку этого механизма с разливами, но мне, даже зная как он работает и имея частично разреверченные исходики понадобилось больше трех месяцев, чтобы заставить его работать нормально.

Ещё из видимых различий — появление каналов для орошения и соответствующей механики для них. Если в демке это здание посылало работника с водой, который потом стал пожарным, то в релизе уже были каналы орошения, которые заполнялись из специального здания. Занятная механика, выросшая из системы акведуков, которая фактически была бы забыта в ином случае. Судя по оставшимся участкам кода и логики, каналы — это бывшие акведуки, а водяные помпы — это резервуары из предыдущей части..

Также в игре стали ненужными часть зданий и жителей, которые не вписывались в сеттинг игры, но для которых были ресурсы, вроде: Mud Tower, Mud Gatehouse, Brick Tower, Brick Gatehouse, Military Academy 2, Military Academy 3, и еще часть других.
Детальное описание чего не досчитались можно посмотреть тут (https://tcrf.net/Proto:Pharaoh_(Windows))

В свободное время

Если интересно, как это все работает изнутри приходите на гитхаб или на сайт, мне тут сочувствующие сайт организовали, буду заполнять по возможности контентом и вести devblog, из последних новостей: играбельно до 8 миссии и можно запускать на маках, пирамид еще нет, только мастабы. Игра полностью на плюсах, и самопиской js vm для конфигов и кучей всяких приколюх, вроде вытаскивания имени класса в компайл-тайм с помощью черной магии и шаблонов. Телеграма, сорян, не будет, не дружу я как-то с ним.

UPD: попросили добавить ссылку https://akhenatengame.squarespace.com/

 

Источник

Читайте также