Сражения на исполинских кораблях в стратегическом боевике от отечественного разработчика.
2021 год уже можно назвать успешным для российской инди-сцены. В марте свет увидел айдл-рогалик Loop Hero, а несколько дней назад вышла Black Book — ролевая игра, основанная на славянском фольклоре. В июле состоялся релиз ещё одного долгостроя от «наших» разработчиков — HighFleet. Это игра от Константина Кошутина, автора известной в узких кругах аркады Hammerfight.
Как и предыдущий проект Кошутина, отнести HighFleet к конкретному жанру не получится — уж слишком она самобытна. Сеттинг тоже оригинальный: в нём есть немного от классического дизельпанка, немного от культуры Российской империи прошлого века и даже от «Дюны» Фрэнка Герберта.
HighFleet вышла в конце июля и получила на порядок меньше внимания, чем те же Loop Hero и Black Book. Исправляем ситуацию: рассказываем, чем уникальна новая игра Константина Кошутина и чем она может разочаровать неподготовленного игрока.
Наш ответ FTL: Faster Than Light
Изначально HighFleet носила название Hammerfight 2, но получилась она скорее идейным сиквелом, нежели сюжетным. И пусть между играми разница почти в 12 лет, у них неожиданно находишь много общих элементов. И в Hammerfight, и в HighFleet надо сражаться на воздушных кораблях, но во второй паровые двигатели сменились двигателями внутреннего сгорания.
Как уже было сказано, HighFleet — это игра на стыке сразу нескольких жанров: здесь есть и стратегическое планирование, и бои на летающих суднах, и даже ролевой отыгрыш. С новым началом кампании глобальная карта меняется, а это элемент «рогалика». Сам автор называет HighFleet «FTL: Faster Than Light с аркадными воздушными боями», что, в общем-то, недалеко от правды.
Сюжет рассказывает историю Марка Сайади — капитана флота империи Романи и сына правящего князя. Во время разведывательной операции приходит сообщение, что Собрание — группа повстанцев, не признающих власть Романи — захватило столицу и отрезало вас от остальных сил империи. Посовещавшись с командой, вы решаете не капитулировать, а наоборот — отправиться в Хиву, столицу Собрания, и захватить ядерное оружие, вынудив врага пойти на перемирие.
Основную часть кампании занимает то самое путешествие к сердцу повстанческих сил. Передвигаться придётся от одного населённого пункта к другому, попутно пополняя ресурсы и сражаясь с флотилией Собрания.
В каждом городе есть свои бонусы: где-то топливо дешевле, где-то корабли чинятся быстрее, а где-то можно захватить радиовышку и получить сведения о местонахождении врага. На глобальной карте постоянно перемещаются несколько ударных групп повстанцев, и информация об их расположении будет крайне полезной.
Отправляясь в следующий перевалочный пункт, необходимо следить сразу за несколькими вещами. Во-первых, нужно смотреть на радары и отмечать, где могут находиться противники. Если в изначально выбранном городе радар засёк скопление вражеских войск, иногда имеет смысл сменить маршрут.
Во-вторых, сообщения Собрания можно перехватывать с помощью радио. В них, например, могут быть сведения о перемещении флота и грузовых конвоев. В какой-то момент сообщения начнут шифровать, и тогда вам потребуется найти или самому подобрать ключ дешифровки.
В-третьих, в города следует отправлять собственные группы перехвата, чтобы враг не успел поднять тревогу. В противном случае ваше местоположение на карте раскроется для остальных сил Собрания. Впрочем, группа перехвата ещё должна победить в бою — и как раз в воздушных сражениях вам предстоит взять прямой контроль над боевыми машинами.
Воздушные бои выполнены по схеме твин-стик шутера: с помощью WASD передвигаешься, а с помощью мыши стреляешь из орудий. Но простыми сражения не назовёшь: каждый корабль — это многотонное судно, у которого есть инерция. Первые несколько боёв придётся привыкать к «кисельному» управлению и учиться попадать по врагу.
Всё осложняет то, что видов кораблей много, и у разных моделей могут быть самонаводящиеся ракеты или другие вспомогательные орудия. За каждое отвечает своя клавиша, а уследить за всем в пылу сражения бывает непросто.
Перед каждой схваткой нужно выбрать порядок, в котором корабли будут выходить на арену. В этом кроется, пожалуй, главная проблема битв в HighFleet: игрок за раз может управлять только одним кораблём, а компьютер контролирует сразу несколько. На первых этапах кампании сражаться приходится против 2–3 противников, но вскоре их количество возрастает. Из-за этого ваш корабль, отправленный в битву первым, могут разрушить уже спустя пару секунд.
При этом часто менять корабли в битве тоже невыгодно: чем больше времени экипаж проводит на арене и чем больше урона наносит, тем больше очков опыта он получает. С новым уровнем можно увеличить маневренность корабля или скорость зарядки орудий, что сильно влияет на боеспособность. Шанс получить серьёзные повреждения тоже повышается, поэтому приходится выбирать между рискованной и более безопасной тактикой боя.
После победы на поле боя остаются обломки вражеских кораблей. Можно демонтировать пушки для последующей продажи или обыскать каюты экипажа. Всё собрать не получится, так как пожар постепенно уничтожает ценные детали. Иногда время стоит потратить на защиту собственного состава, так что выбирать последовательность сбора ресурсов тоже приходится с умом.
Когда враг наконец повержен, можно временно остановиться в поселении. Повреждённые корабли следует отправить на ремонт, а главный крейсер — на дозаправку. Если вручную посадить судно в доке, можно существенно ускорить процесс ремонта.
В городе происходит одно из множества случайных событий, в которых нужно сделать выбор. Например, встретив работорговцев, вы можете потребовать либо освободить людей, либо отдать часть рабов вам. Экипаж корабля по-разному реагирует на исходы событий, поэтому не стоит совершать необдуманных поступков.
Ещё в городах вам могут встретиться вольные пилоты тарханы. Если получится договориться, их можно будет взять в команду.
Кто-то испытывает к Романи симпатию и сразу желает присоединиться, а кому-то нужно будет предложить что-то кроме боевой славы и возможности побороться с террором Собрания. Чаще второе, поскольку тарханами нередко оказываются наёмники.
Если вам удалось переманить такого пилота на свою сторону, вы сможете использовать его корабль в бою. Но если тархану не понравятся ваши решения, он может и покинуть команду. Перепалки между членами экипажа неизбежны, и рано или поздно придётся встать на чью-то сторону.
К концу игры очень важно сохранить как можно больше союзников. На финальном этапе вы вступите в масштабную битву с силами Собрания, поэтому поддержка тарханов окажется как нельзя кстати.
Пророк с ядерными ракетами
Короче всего сеттинг HighFleet можно описать так: что, если бы Российская империя в XX веке не развалилась и начала строить летающие боевые корабли. Создатели явно вдохновлялись российской историей — взять хотя бы само название империи Романи.
Впрочем, культура Среднего Востока на сеттинг тоже повлияла. Здесь есть наёмники в тюрбанах и с ятаганами наперевес, глинобитные дома и кочующие караваны. В музыкальных темах тоже улавливаются восточные мотивы. А ещё в мире HighFleet есть религия, которая играет не последнюю роль в сюжете.
Такой микс вкупе с красочными иллюстрациями создаёт невероятную атмосферу. Повествование ведётся в основном с помощью слайдов с артами и текстовыми диалогами, но HighFleet всё равно прекрасно погружает в происходящее. Обеспечивает это уникальный подход к внутриигровому интерфейсу и звуку.
Каждый тумблер, каждый переключатель на экране отвечает за определённую функцию. Все эти щелчки, сигналы радаров и переговоры экипажа создают впечатление, будто ты и правда сидишь в радиорубке боевого крейсера. Каждый корабль в сражении ощущается таким громоздким и опасным преимущественно благодаря звучанию. Выстрелы пушек и перегревы двигателей, взрывы и аварийные сирены звучат настолько реалистично, что порой становится некомфортно и даже жутко.
Тяжело и в учении, и в бою
А вот кривую сложности в HighFleet не похвалишь.
Новую кампанию можно начать с пролога, в котором и показывают завязку сюжета, и обучают главным механикам. В целом он неплохо знакомит с основным геймплейным циклом, но как только вас пускают на глобальную карту, обнаруживается ещё дюжина дополнительных элементов управления флотом. С этими механиками даже ознакомиться нормально не успеваешь, как игра бросает в новую геймплейную ситуацию.
Из-за этого первые несколько часов в HighFleet вызывают исключительно фрустрацию. Забег может закончиться уже спустя пару миссий, и не всегда очевидно, сделал ты ошибку сам или это игра повысила сложность слишком быстро. Признаюсь, HighFleet первой за долгое время заставила меня совершить «рейджквит», причём не раз.
Расстраивают и баги. Они встречаются редко, но всё равно могут усложнить прохождение. Тревогу иногда поднимают, даже если ты успел отправить ударную группу, а корабли порой пропадают из списка доступных, как будто их уничтожили в битве.
Прогресс в HighFleet сохраняется автоматически, а способов переиграть неудачный момент всего два. Можно перезапустить сражение — тогда единственным штрафом будет снижение морали у команды. Но злоупотреблять этим способом не получится: если мораль упадёт слишком низко, экипаж откажется вступать в бой. Восстановить мораль можно во время отдыха в поселении, но это небыстрый процесс.
Второй способ — добраться до специального пункта на карте и сделать для кампании контрольную точку. Так игру можно будет загружать с нужного момента, а не начинать сначала. Этот способ не раз спасёт ваш забег, но есть два «но». Во-первых, таких пунктов на всей карте наберётся не больше 4–5. Во-вторых, прежде чем добраться хотя бы до первого из них, вы всё равно несколько раз проиграете.