Дивный новый мир. Третий сезон «Westworld»

Ребут, который очень боится уходить от оригинала.

Ближе к кончине “Игры престолов” люди стали старательно искать наследника этого мастодонта. Первый сезон “Мира дикого запада” на эту роль хорошо подходил — таинственный, притягивающий, обладающим неизмеримой глубиной, которую можно было использовать как угодно.

Однако с пришествием второго сезона стало понятно, что о том, чтобы стать преемником “Престолов” и речи не идет. Он дешево эксплуатировал свои наработки, делал твисты ради твистов, и самое страшное — потерял то чувство глубины и осознанности, смазав всю интригу настолько, что завершение сезона воспринималось полным безразличием.

Вот, наконец, появился третий сезон — начавшийся так, как должен был начаться второй (хосты сбежали в реальный мир), но не избавившийся от его проблем — напротив, даже позаимствовав у него то, что нужно было сжечь и закопать.

В тексте много спойлеров ко всему сериалу

Дивный новый мир. Третий сезон «Westworld»

Разумеется, первое, что бросается в глаза — смена места действия. Добро пожаловать в футуристический Сан-Франциско 2058 года. Город, который теперь невозможно отличить от любых других городов потенциального будущего, может, и потерял в индивидуальности, но не потерял в красоте. Обилие стекла, воды, белого и древесного в духе фантазий людей семидесятых о будущем сильно контрастируют с песчаными пейзажами парка и светящимися черными коридорами бесчисленных секретных лабораторий Делоса.

Причем изменились не только задники и декорации — жизнь за парком это теперь действительно киберпанк. Вылизанный, не грязный, но киберпанк.

По улицам катается самоуправляемый транспорт, опасную для жизни работу вместо людей теперь выполняют сложные механизмы или роботы. Люди старательно не замечают невидимую руку корпораций. По отдельным планам и сценам, вырезанным из сериала, вообще нельзя сказать, что это тот самый “Мир дикого запада”.

И хотя внешне новый сезон выглядит очень отлично от предыдущих, расставаться со своим прошлым он не спешит.

Ведь, к сожалению, ему очень хочется как можно крепче держаться за то, с чего все начиналось. Не зря же сериал назвали “Миром дикого запада” — лишний второй сезон они боялись всех выпускать за пределы парка, чем превратили все десять серий в одну огромную попытку чихнуть, которая в итоге не случилась.

Поэтому и почти всю первую половину третьего сезона мы будем вынуждены перебиваться с сюжетных линий реального мира на парк, причем не только физический, но и построенный в головах. Все, чем там занимаются герои — растягиванием, остановкой сюжета, пытаясь снова замедлить время и остаться в парке еще на чуть-чуть, как ребенок, который не хочет уходить с аттракциона. Но ничего важного и интересного там не произойдет.

Ведь если хорошо подумать, то даже новый парк Войны, посвященный оккупированной нацистами Италии, сериалу абсолютно не нужен, и существует он в сериале просто потому что в предыдущих сезонах тоже были парки.

Желание сериала держаться за былое выглядит как жалкая попытка оправдать название и тащить за собой наследие первых двух сезонов. Конечно, полная перезагрузка и избавление от таких вещей — это очень жестко, но здесь была бы необходима, чтобы избавить от фрустрации и раздражения от топтания на месте, которые мешают глазеть на мир за его стенами..

Зато возможность вернуться в лаборатории парков дало нам возможность увидеть самых ненавистных шоураннеров 2019 года в самом вымученном камео, которое только можно было представить.

Третий сезон продолжает пытаться показывать себя как что-то, что тоже любит темнить. Теперь темнит он куда светлее, чем это было раньше, правда и сюжетные повороты стали не такими эффектными и шокирующими. Всему сезону редко удается что-то, что могло бы взбодрить и в приятном смысле слова удивить — а вот в неприятном это делалось достаточно часто.

После выхода сюжета в мир будущего у сериала появилось куда больше смыслов и подтекстов, с которыми можно было бы заигрывать. Сериал о природе сознания, рабства, контроля и революций, который, впрочем, не раскрывал это дальше фантазий и набросков шестнадцатилетнего подростка, потерял возможность об этом рассказывать в конце первого сезона.

Но затерянная в пучине прошлого глубина больше не ищется. Попытки осознать нового себя, сделать тот самый обещанный ребут приводят сезон к тому, что он становится в плохом смысле минималистичным, сбросившим с себя много слоев, оставаясь поверхностным, но претенциозным. Это мешает воспринимать его как сериал, в котором хочется выключать голову и которому можно прощать ошибки.

И хотя заигрываний и тем очень много, мало какие здорово раскрываются или хотя бы демонстрируются как должно. Сериал не крут сам по себе — он крут на уровне концептов, которые он выдает. Он крут на уровне микроидей или больших форм, которые не принимают участия в драматургии и создании истории. Среди них — гаджеты, местная мода и детали лора.

Тот факт, что эти микроидеи работают слаженнее основных событий сюжета, губит остатки логики. Сериал может показать неожиданно тонкие и интересные моменты того, как хосты, которые до этого были в скриптах персонажей парка, вычленяют по крупицам информацию людей нового мира и пытаются сойти за них, параллельно нарушая логику и целостность сюжетных линий. Это очень сильно бьет по адекватности восприятия.

Правда, сильнее этого бьют лишь дубовейшие герои и написанные нейросетью диалоги. Ни люди, ни хосты так не должны вести себя или общаться. Ни смысла реплик, ни целей их действий не понимаешь, все сильнее и сильнее отрываясь от происходящего, хотя собеседники каким-то невероятным образом друг друга понимают. Как будто целевой аудиторией сериала были не люди, а тостеры и микроволновки.

И вообще есть ощущение, что создатели сериала как будто сами ничего не смотрят, или считают, что зрители кроме их сериала ничего в мире не видели. “Жанр”, наркотик, который должен менять восприятие мира под разные эпохи кинематографа, на поверку оказывается набором пресетов цветокоррекции. У HBO, где появлялась “Эйфория” и серия-флешбек “Хранителей”, в которых трипы и действия подобных препаратов показывают невероятно талантливо, видеть такую безвкусицу и неоригинальность очень грустно. И парой интересных сцен (вроде групповой терапии разных личностей Уильяма) слепой сезон не искупить.

Третий сезон вообще избирательно дешевый. Огромные претензии к распределению бюджетов шоу появляются после того, как видишь лениво отрисованные задники, хромакейное болото и сиджиай-кашу в самых ответственных моментах. Видно, что деньги выделены немалые, что дизайн помещений и экипировки сделан талантливо и со вкусом. Но такая непростительная халтура с нематериальной, компьютерной атрибутикой в сериале еще раз спрашивает, долго ли ты готов терпеть третий сезон дальше.

Поигравшись с новым сеттингом, “мир” не смог уловить свое новое лицо, не понял, чем ему теперь быть. Он оставляет мысли о ребуте и работе над ошибками и возвращается к тому, что у него получалось лучше всего — косячить и разбивать надежды твистами и схемами, понятными только ему.

Во второй половине он становится примитивен и сух до ужаса, с каменным лицом пытаясь устроить твист за твистом, думая, что он похож на “остаться в живых”, но на деле лишь копируя свой забитым этим под завязку предыдущий сезон. И по факту он либо делает очень неуверенный и боязливый пшик, который мало что меняет, либо проворачивает неадекватные и лишенные смысла твисты, выставляя их как что-то чертовски значимое.

Некоторые сюжетные ветки не имеют почти никакого значения, и тем не менее настырно вбрасываются в историю, мельтеша, заставляя своих героев что-то делать, при этом не давая сделать ничего толкового.

Что в истории делал Бернард с Эшли? Бернард закатывал глаза и хлопал себя по лбу, пытаясь догнать мысли Долорес, а Эшли отпускал сальные фразочки, чтобы умереть от пулевого ранения, на которые другим хостам почему-то плевать. И оказалось, что за весь сезон они не сделали ничего, а нужны они были только для того, чтобы спихнуть на них главную интригу четвертого сезона.

А Уильям? В чем в принципе его цель в сезоне? “Спасти чертов мир”? Им помыкают как хотят, а потом, в конце финальной серии оставляя почти единственным внятным противником хостов, обнуляют. И в чем был его смысл? Профукать “Делос”? Подвести логику к абсурдной сцене после титров второго сезона не менее абсурдной сценой после титров третьего?

А все интересное, все живое в Калебе, наверное, одном из немногих светлых пятен первой половины истории, убивают, делая его не простым человеком из толпы, а очередным избранным, которому нужно будет вести за собой революцию. Его предыстория делает конфликт черно-белым, отрезая все то, что сделало его более неоднозначным, превращая в очередного обиженного системой, не оставляя никакого пространства для полутонов.

Логика уже давно умерла, и теперь все события в сезоне следуют за ее тенью. И чем чаще представляешь сериал, который ее не убил, а который действительно подчиняется ее правилам, тем грустнее — потому что на то, что это случится, остается все меньше и меньше шансов.

Ангерран Серак был последней надеждой на то, что комплексность и неоднозначность не потеряны окончательно. Его Ровоам был классным концептом (тянущим на себе, по сути, весь интерес к сезону), цели и слова Серака создали его личность понятной и похожей на настоящую, что для всего сезона было редкостью. Ему даже прощаешь клишированную жажду вырывать у охранников пистолеты и стрелять в безоружных. А его желание делать вид, что он предсказывает будущее, чтобы направлять его в нужную его деньгам сторону, делало бы достойным противником для выходцев из парка, если бы они действительно из себя что-то представляли.

Но Серак пал жертвой сценарной брони ватаги центральных персонажей, которая должна была победить любой ценой, в частности ценой логики. Когда Ровоам предсказывает, что план Долорес для человечества обернется лишь гибелью, его…. буквально уничтожают, чтобы все равно сделать так, как было нельзя. Так и получается, что сопереживаешь богатому ублюдку, избавившемуся от своего брата и заставлявшему весь мир плясать вокруг него.

Какой бы путь ни приходили персонажи, в конце в голове от него ничего не остается — кроме каких-то отдельных сцен и ситуаций, которые оказываются спасены визуалом и дарк-эмбиентом Рамина Джавади.

Третий сезон “Мира дикого запада” мог воодушевлять тем, что после вязкого второго сезона он перестанет быть заложником своего почерка и станет историей, которая хочет открыть себя с другой стороны, вернувшись к захватывавшей дух глубине и тонкости первого или переродившись под новый сеттинг с новыми обстоятельствами и угрозами. Но не случилось ничего из этого. А планы на шоу, идущего вплоть до шести сезонов, только разочаровывают — потому что в будущем мы, скорее всего, получим еще три сезона фрустрации, пустых диалогов и бессмысленных целей, в которых интересной будет только оболочка.

Лизе Джой и Джонатану Нолану, наверное, надо было написать научно-фантастический роман, а не сериал снимать — у них много интересных идей в стиле Филлипа К Дика, горстка неплохих концептов и обилие пафоса для подобной литературы. Но они зачем-то втянули себя в третий сезон сериала, который хорошо работает ровно до тех пор, пока не вспоминает свое прошлое — прошлое в парке, с другими сюжетными ветками, персонажами и играми разума.

Погнавшись за двумя зайцами, желая и сохранить наследие шокирующего каждым эпизодом сериала, и стать чем-то новым и неожиданным для самого себя, “Мир дикого запада” смог поймать лишь первого, что превратило многообещающую перезагрузку многообещающего сериала в блокбастер-боевик-триллер, вроде супергеройского кино, но для эстетов. Только пустым и запутанным.

 

Источник

Читайте также