Помните сцену в «Парке Юрского периода», где Лора Дерн находит изуродованную руку Сэмюэля Л. Джексона? Представьте себе трилогию фильмов, состоящую на ⅔ из таких вот сцен.
Спилберг в своем фильме восхищался динозаврами, а некий Адам Саймон относится к динозаврам как к гигантским хищным ящерам, жаждущим похавать человечину. Сегодня мы посмотрим на «Карнозавра» — отчаянную попытку пойти на опережение и отгрызть кусок успеха у «Парка Юрского Периода».
О чем этот фильм
Доктор Джейн скрестила ДНК человека и динозавра. Зачем? Да все ради светлого будущего, конечно. В ее инкубаторе вывели динозаврика, откормленного курами. Но тваринка села на массу и растет с первой космической, потому теперь ей нужно кормиться людьми.
Добавьте сюда ветку сюжета о вирусе, который заставляет женщин забеременеть от динозавров, и вы получите странную хаотичную кашу, которая каким-то образом породила два продолжения.
Когда он был снят
Автор одноименного романа Джон Броснан впервые предложил запилить экранизацию в середине 1991 года жене Роджера Кормана Джули, которая оформила сделку на салфетке, будучи в баре. Поскольку фильм должен был конкурировать с Парком юрского периода, Броснан позже знатно прифигел, когда выяснилось, что бюджет фильма составит всего 1 миллион долларов.
Джона заверили, что он может вписать в скрипт все, что захочет, но как только Броснан отправил свой первый проект в Голливуд, он потерял все контакты со съемочной группой. Его сценарий, конечно, с десяток раз переписали и низвели авторство до «оригинальной идеи».
Продюсировал фильм Роджер Корман, без упоминания которого, кажется, не обходится ни один ролик на этом канале. «Карнозавр» дебютировал на большом экране за месяц до премьеры «Парка».
Как он снят
Спецэффекты разработал Джон Бюхлер, режиссер «Пятницы, 13-е VII», и, хотя у него был очень ограниченный бюджет, он постарался выжать из него максимум.
К сожалению, сам фильм слишком визуально тусклый и невыразительный, будь он чуть дороже и сочнее, его минусы отошли бы на второй план, а плюсы стали куда как отчетливее высвечивать.
Динозавры выполнены здесь в технике миниатюр с дистанционным управлением, но кое-где были задействованы полноразмерные роботы. Эффекты пытались скрыть как могли тусклым освещением, но все равно видно, что выглядят они довольно погано, особенно при движении.
Как его выпустили
Роман, на котором основывается «Карнозавр», вышел в 1984 году, за годы до книги Майкла Кричтона «Парк Юрского периода». Казалось бы, почему тогда фильм клон-то? А все просто — экранизация была запущена в производство сразу после анонса «Парка Юрского периода», а вышла фактически за несколько недель до него.
Фильм хотели показать 11 июня 1993 года. Однако дата совпадала с релизом «Парка Юрского периода», что было крайне безрассудно. В итоге в срочном порядке премьеру сдвинули на месяц ранее.
Хотя фильм прошел ограниченным прокатом и больше был рассчитан на распространение на носителях, показал он себя со старта неплохо — собрал практически 2 миллиона долларов при бюджете в один. На кассетах и DVD сумма вышла еще больше, разумеется.
Как его приняли
Разумеется, картину растоптали. Смачно, от души, как зрители, так и критики. На Rotten Tomatoes фильм имеет 11%, а единственная положительная рецензия характеризует его как «очень отстойный и настолько плохой, что это смешной». На IMDb у «Карнозавра» гордые 3.6 балла, на КП — на 0.1 больше.
В целом все сошлись на том, что фильм — это такой антипод «Парка Юрского периода» — более подлый и вызывающий, но невыносимо дешевый.
Джон Броснан лаконично назвал фильм «интересным дерьмом». И тут поспорить трудно — это и правда дерьмо и оно и впрямь интересное. «Карнозавр», снятый всего за две с половиной недели — не то, что достойно внимания, но если задуматься, у него есть довольно интересные идеи и прикольное бестактное чувство юмора — как в сцене, где раптор разбивает в труху джип, заполненный под завязку хиппи.
Что было дальше
По горячим следам «Парка юрского периода» вышли два продолжения. Разумеется, еще больше никчемных. Но знаете ли вы, что у этой франшизы еще был неофициальный сиквел, состоящий из кадров, взятых с самого «Карнозавра»? Это нонсенс, но это так.
Каждый раз, когда динозавр появляется на экране, это кусок сцены из трилогии «Карнозавр». Создатели просто выбрали свои любимые сцены из трилогии, смешали их и сняли новые кадры, чтобы попытаться связать сцены как-то логически.
Это объясняет, почему грузовик припаркован рядом со скалой, но когда шериф сталкивается с транспортным средством, он волшебным образом перенесся в лес. И как бульдозер превращается в погрузчик. И как джип, который был первоначально рядом с утесом, позже найден на обочине дороги. А единственное место, где слово «Раптор» когда-либо появляется в фильме — это название.
Я не знаю, кому нужно это смотреть. Наверное тем, кто хочет увидеть утрамбованную в один фильм трилогию «Карнозавра» и таким образом сэкономить время. Все равно больше сюжетных дыр и более деревянную актерскую игру, чем в оригинале, вы не увидите, так что вполне соразмерная альтернатива выходит.
Нельзя обойти стороной и ряд других клонов «Парка Юрского периода». Например «Динозавр из глубины». Фильм, сделанный на волне успеха «Парка…», выглядит не как что-то из 1993-го, а что-то из 1973. Бюджет крошечный, динозавры были сделаны из пластилина, глины и папье-маше, бэкграунд из картона, а в некоторых сценах использовалась стоп-моушн анимация. Это фильм вне оценок, вне понятий времени и реальности, вне правил съемки кино, вне всего хорошего или плохого.
В 1994 за дело взялся Фред Олен Рэй. Он снял такие фильмы, как «Бикини Франкенштейн», «Девушку с секс-генными глазами», «Девочки в бикини с потерянной планеты» и моего любимца «Биозавра» — кино с самым нечеловечески абсурдным неожиданным сюжетным поворотом в конце.
И вот этого человека в начале 90-х попросили сделать «Остров динозавров». Фред, не будь дураком, согласился. Он понимал, что в оригинальном фильме Спилберга полно недостатков, которые следовало бы ему лично исправить. Например, добавить больше обнаженки.
По факту вышел возврат к унылым фильмам про женщин-амазонок из 50-х годов с множеством плохих, но грудастых актрис в меховых бикини, ставших жертвами нападения кукол-рептилий. Фильм сняли за 12 дней на ранчо Дэвида Кэррадайна, а модель Ти-Рекса сперли из «Карнозавра».
В 1997 вышла «Война будущего» от Дэниела Бернхардта. Дэниел — актёр, мастер боевых искусств, снимался в «Кровавом спорте 2», «Смертельной Битве: Завоевание» и даже в «Матрице: Перезагрузка» в роли лидера модифицированных агентов. А еще он снялся в «Войне будущего». И это единственное светлое пятно картины, ведь он тут вполне сносно дерется.
Исторически сложилось, что увидеть взрывающихся динозавров в кино удается нечасто. «Война будущего» компенсирует нехватку подобных сцен.
Согласно завязке, Даниэл Бернхардт играет сбежавшего раба, который говорит только библейскими стихами. Он терпит крушение на Земле, а его преследуют работорговцы, которые используют динозавров, чтобы его поймать. Беглец объединяется с монахиней и они начинают противостоять бандитам.
Во время съемок продюсер Дэйв Эдди и другие члены съемочной группы отметили, что было бы здорово, если бы фильм когда-нибудь появился в шоу «Таинственный театре 3000 года», что в конечном итоге и произошло. Если что, в этой передаче высмеивали дерьмовые фильмы. Уже что-то, да говорит о чувстве самоиронии у создателей, мое почтение.
Место в культуре
«Парк Юрского периода», как и любой другой влиятельный фильм, собравший бешеную кассу, навлек на себя подражателей. Первым из них и стал «Карнозавр», который дал толчок целому поджанру эксплуатационных лент — диносплотейшну.
Позже формула картин отошла от слепого копирования первоисточника, а с развитием компьютерной графики на телевидение и носители хлынули дешевые картины, где сюжет — предлог для того, чтобы группа людей стреляла из оружия в динозавров и вокруг мелькало много компьютерных спецэффектов.
Местами идеи заходят в совсем уж абсурдные дебри. К примеру, «Атака из Триасового периода» удивляет тем, что тут ожили не сами динозавры, а их скелеты. И этот концепт даже пытаются изобретательно обыграть.
Скелет Ти-Рекса пытается проглотить пацана только для того, чтобы тот выпал из нижней части его черепа. Велоцираптор разбивает кости об джип. Скелетный птеродактиль, который все еще может летать, поражает пару человек своими костлявыми крыльями. Ти-Рекс ударил кого-то своим хвостом, отправив его прямиком на линию электропередач. А Эмили Кларк понимает, что ей до «Игры престолов» осталось совсем недолго и нужно лишь потерпеть.
Или вот «Ранчо хищников», где ужасные CGI-динозавры, с которыми не может по-человечески взаимодействовать ни один из актеров — лишь верхушка айсберга.Ти-Рекс на некоторых вариантах постера — фотка игрушечной модели, слегка подправленная в Photoshop. На другом плакате изображен старый роботизированный Ти-Рекс с добавленными в редакторе шипами на голове.
Итак, что мы имеем. Динозавры в фильмах еще не являются залогом веселья, делающим даже очевидно плохой фильм хотя бы веселым. Но если все же кому-то удается сделать плохороший развлекательный фильм, как создателям «Карнозавра», то поверьте — такой фильм и правда развлечет.
А что думаете вы? Знаете ли вы еще какие-то рип-оффы «Парка Юрского периода», смотрели ли что-то из списка? Если да, пишите в комментариях.
Если подборка понравилась, не забывайте поощрить пост или видос лайком, так вы поддержите жизнь проекта и дадите задел на новые разборы дешевых копий известных лент. А еще у нас есть группа в ВК и канал на YouTube, приглашаю туда.
А пока — продолжаем нести непопулярное кино в массы!
Другие мои статьи из цикла «По дешёвке»: