В этой статье я попытаюсь рассказать о более-менее актуальных дьяблоидах, которые есть на рынке. И, так уж совпало, почти все герои этих игр носят шляпы.
Diablo2 как наше всё
Недавняя возня вокруг Diablo 4, с криками “мы вернём мрачную графику и всё былое вам взад”, разговоры про сотни городов и прочее и прочее, сделали свое темное дело — захотелось чего-то эдакого. Чтобы было мрачно, шел дождик, тоскливая музычка дрынь-дрынь, а ты такой с шашкой наголо врываешься в темный данжен, как бравый росгвардеец в толпу митинга, и сочно всех в труху (главное, чтобы у кого-то не оказалось пластикового стаканчика!). Старушка Diablo 2 для таких опытов уже морально устарела (да, как ни хвали классику и не накатывай патчи). Плюшевую Diablo 3 рассматривать вообще смысла нет — ее было трудно пропустить. А поскольку Diablo 4 вообще неизвестно когда, ваш непокорный решил лично посмотреть, что есть еще на рынке.Обнюхать волосатой ноздрей каждую актуальную дьяблоподобную игру, ощупать узловатыми пальцами всё, что хоть на что-то претендует.
Требования у меня простые — меня не интересует топовый графен, какие-то изыски сюжета или ррреволюционность. В дьяблоиде (он же — ARPG) для меня главное — это игропроцесс, которому ничего не должно мешать и от которого не оттянуть за уши. Он либо есть, либо его нет (да, кэп!). Если что-то мешает ему, сбивает темп, это сразу приведет к понижению оценки. Бить монстряков должно быть приятно, азартно и сочно. Также, для дьяблоида нужен шмот и вся возня с ним, интересные фишки со скиллами, классами — дабы был смысл в этой всей резне. И, мы чего-то забыли…Да! — Атмосфера мира! Темная фэнтези и прочая безысходность не обязательна, но очень желательна. Этож Дьялоиды все-таки.
В итоге в фокус попало аж пять претендентов — The incredible adventures of Van Helsing, Victor Vran, Lost Ark, Path of Exilе и Grim Dawn (забегая вперед, мой личный любимец). По какой-то неведомой мне причине, почти все команды, которые пилят “дьяблоиды”, имеют странную слабость к мужикам в шляпах. Посмотрите на картинку выше — сходу назвать, где Витя Воронов, где Грим, а где Ван Хельсинг, довольно непросто.
Все проекты рассматривались на период начала декабря 2019 г. И это важно! — Игры появились не вчера, и даже если вы могли играть в тот же PoE или Grim Dawn в 2016 году, c тех пор многое могло поменяться, так как авторы постоянно улучшают и доводят до ума свои творения. В список не попали такие проекты как Torchlight 1-2, а также заслуженная классика в виде Sacred, Titan Quest и Divine Divinity 1-2. Проекты эти не новые, а с ними наш лонгрид вырос бы до совсем неприличных размеров.
Первым у нас в списке идет
The incredible adventures of Van Helsing
И… сразу все становится понятно, когда вы заходите в игру. Неуклюжий ГГ с подружкой-призраком неспешно передвигается по карте, медленно и размашисто шинкуя всяких волчков-лесовичков. Радует нарратив — болтливая напарница и главный герой за первые полчаса игры выдали диалогов больше, чем целиком в каком нибудь дьяблоиде, причем дамочка-призрак остроумно комментирует всё и всех, но… это не наше дьябло.
И даже дело не в графоне, который аккуратный, но геометрией уровней при этом чем-то неуловимо напоминает хит прошлой эпохи — “Проклятые земли”, а в темпе игры и всяких мелочах. Возможно, игра и интересная, но. .это скорее какие-то приключения с элементами RPG в виде инвентаря и скиллов, с “дьяблоидом” его роднит только вид-проекция. Я не хочу унизить игру, и там вышло несколько частей — а значит, многим проект понравился. Но это не наш дьяблоид, это немного другое.
Проект получает 2 шляпы Ван Хельсинга из 5-ти. Игру могу рекомендовать тем, кто хочет поиграть в неспешную сюжетную RPG с изометрической боевкой.
Victor Vran
Не будем углублятся в элементах сходства игры с проектом выше — хотя мужичка в шляпе отличить от Ван Хельсинга смогут только самые внимательные.
Сначала о плюсах: в игре довольно любопытная боевка, причем с комфортом играть можно даже на паде. Наш герой умеет прыгать (!), и даже паркурить от стен. Оружие делится на архетипы, и каждый архетип обладает своими суперударами. В игре есть типичные для дьяблоида опции, где вы сможете заточить героя под свой стиль игры, криты, урон и прочее.
В целом, бить мобов комфортно и динамично.
Но сразу же вылазят минусы, которые (лично для меня) весьма значительны.
Первое — весь мир бесстыдно поделен на инстансы. При входе в каждый вам выводят дополнительные условия для выполнения всяких ачивок. Причем инстансы не замаскированны переходами — вся игра грубо “нарублена” чуть ли не на комнаты. Это как-то не очень.
Второе — проект крайне бюджетен в плохом смысле этого слова. Пусть боевка куда интереснее того же Ван Хельсинга, но, ребята — это уровень мобильных игрулек. А инстансы, с достаточно бедным дизайном, лишь добавляют ощущения, что вы сидите в какую-то телефонную сессионочку. Поэтому, пусть игра и неплохая, и там явно работали над боевкой, мне она не зашла.
Витя Воронцов получает 2 инстанса из 5.
Lost Ark
Новая ММО, которая сейчас активно пиарится, предлагает вам качественный графон и интересные механики. Корейцы очень старались, поэтому здесь и разнообразие, и куча контента. Бить мобов сочно — наша фигурка долбит вражин просто адско, в стиле скорее какого-то кровожадного DmC, с поправкой на изометрию. Все управление сразу перенесено на скилловые спецудары, которые находятся на клаве (QWER-ASDF), и все это получает герой сразу после прохождения обучалки. Со стороны обычных дьяблоидов это выглядит так, как будто у вас не стоковый герой, а прокаченный многокнопочный боец 50-го уровня с кучей активных прыгательных скиллов, и вы с первого уровня можете крутить неплохие комбы в стиле “подскочил в врагу, подбросил ударом вверх, фиганул размашистым ударом с АОЕ, а потом добавил силовой волной”. Скиллов этих немало, и новые открываются со временем роста уровня, сами скиллы можно комбинировать, выводя нужные на кнопки (сразу скажу, что все не выведешь), усилять и модифицировать, открывая их подствойства (на крит, дамаг и прочие фишки), и в целом формировать стиль боя, который вам нравится. Есть много данжей, которые скорее похожи на аттракционы, и все могло быть хорошо, если бы несколько жирных “НО”.
Первое — это ММО. Структура открытого мира означает, что привычные для “дьяблоидов” забеги, с накатывающимися волнами врагов, вы увидите только в специальных данжах. В открытом мире это будут только небольшие пачки врагов, да редкие ворлдбоссы.
Второе — стиль игры. Он привычен для азиатов, но не привычен для нас. Корейцы так и не решили, делают они игру для внутреннего рынка, или для внешнего. В итоге в игре типичная для таких проектов адская стилистическая солянка. Если вступление за воина еще более-менее европейское, то начав за подкласс файтера, вы можете вхлебнуть такого заряда “азиатности”, свойственный какой нибудь генерик-китайской игре, что вам станет плохо. Да и в целом по игре, это честная корейская ММО, поэтому будущие петы-кошечки, всякие пестрые костюмы и прочая яркая и экспрессивная стилистика всегда будет с вами.
Третье — лор и квесты в игре сделаны настолько наивно и бездарно, что погрузится в эту вселенную у вас не получится. А вникать всё же придется — здесь часть прокачки основана на этом. И вы, если захотите прокачать топового персонажа, просто будете обязаны всех их пройти, занимаясь откровенной ерундой, играя NPC песенки и даря им подарки — ведь именно они будут давать вам поушены, дополнительно улучшающие ваши статы. И это становится настоящей проблемой! Во время игры я стал серьезно волноваться за кнопку G на клавиатуре — ведь именно она назначена скипать болтовню персонажей и сценки на движке. Клавиша жалобно скрипела после каждого визита к NPC, потому что я нажимал на нее изо всех сил, стараясь пропустить потоки пафосного бреда. Кажется, что сюжеты писал первоклассник, обсмотревшийся всех последних сериалов — тут и свой Лотрориен (Рохендель), и свой Каэр Морхен, и пираты, даже Королевская гавань (так и называется). Это даже не пародия, это настоящий кошмар!
Хуже плохой вселенной игры может быть только плохая вселенная игры, в который вам надо будет разбираться.
В целом же, “Арка”, это невероятной старательности проект. Но — для азиатов. Локации красочны, разнообразны, мобов много, и все они разные. Но — подводит традиционный стиль, и, как я уже отметил, совершенно никакой лор.
В то же время, есть и плюсы — та же ММОшность позволяет весело ходить в данжи со случайной компанией, боевка веселая и эффектная, графика на высоте, есть крафт и мирные профессии. Ближе к топу по уровням, который вы сможете взять за пару вечеров, вам выдадут корабль для путешествий по миру, что добавляет интереса. К тому же, проект F2P — посмотреть может каждый, как и решить, нужно ли это.
Но — это все-таки больше ММО с видом как в “дьябло”, нежели дьяблоид. Атмосферка в игре типично весело-ММошная. Поэтому получает от нас всего 3 корейских пета из 5.
Path of Exilе
Игра, которая вызывает у меня только положительные эмоции. С одной стороны — прогресс авторов настолько очевиден, что разработчиков стоит уважать уже только за то, что они развивают проект без доната (есть лишь добровольно-косметический) и прочих вещей, от которых сегодня разработчикам удержаться крайне трудно. Мы помним тот же World of Tanks, который как игра, де факто, был значительно подпорчен после какого-то патча, когда разработчики “подкроили” экономику и ввели сербоголду, попутно уничтожив лоу-и мид гейм, где эстетвующие голдострелы с двух выстрелов лопали ваш любимый тяж бронебойным фугасом. А тут у нас не только бесплатный проект, так еще и динамично развивающийся. Планов громадье, и не так давно была заявлена вторая часть.
В игре подкупает гибкая и совершенно безграничная система развития персонажа, когда можно собрать что угодно — было бы время разобраться и желание посидеть-подумать над билдом. Игру на полном серьезе изучают, игроки экспериментируют и колдуют над над убер-билдами. В игре очень четкая и детальная графика с хорошей светотенью. Мир игры мрачный, тут нет корейской пестроты “Арки”, то есть еще и атмосфера имеется. Стоит отметить интерфейс — он приятный, а реализация бутыльков самая приятная в истории дьяблоидов вообще. Также про игру — тут не стесняются КРОВИЩИ. Когда на моего героя со скиллами некромантии вылетают 15-20 каких нибудь дикарей, и твои зомбаки начинают их крушить, то тут детей надо убирать подальше от экрана. На фоне той же плюшевой Diablo 3 это очень радует. Все-таки дьяблоиды должны быть именно такими.
С другой стороны, у проекта все еще торчат “лапти” из крайне бюджетного старта в самом начале. У персонажей все еще посредственная анимация, нет “мягкости” и той приятности в управлении, которое ожидаешь от первоклассного проекта. И это расстраивает. Также, с непривычки кажется, что камера расположена слишком близко к земле — на мониторах с большой диагональю выглядит крупно, мне захотелось чуть ее отдалить.
Но, в любом случае, PoE, это настоящая находка для любителя «дьяблоидов». Надеюсь, вторую часть авторы сделают более богато (и, судя по роликам, надежды есть). Реализуют качественные анимации, всякие приятности, которые свойственны более дорогим проектам. Потому что прочее в игре уже есть и весьма хорошо работает. Саму игру я смотрел еще в 2013 году, с тех пор игра сильно изменилось. Было очень приятно туда вернуться.
Игра получает от меня 5 бутыльков из 5 с небольшим таким минусом. Почему с минусом? — Потому что следующим идет
Grim Dawn
И перед тем, как писать про нее, обязательно хочу сказать про совершенно дурацкую журналистику, которая сопровождала обзоры этой игры. Видимо так бывает, что к той же продукции Blizzard журналисты и сочувствующие привыкли относиться с придыханием, а прочие проекты отдают в работу горе-обзорщикам, которые соответственно и относятся к своей работе.
Приведу просто красноречивый пример: В “обзоре” с оверклокерсов, есть милая особенность — Название игры Grim Dawn мега-обзорщик перевел как “Зловещий Закат”. Ну как — Dawn явно напоминает слово Down, а там уж сыграло суровое комбо русской языковой импровизации, ошибиться каждый же может, да?
В итоге игра как-то затерялась за прочими “шляпными” конкурентами, и даже больше — в некоторых рейтингах дьяблоидов отсутствует вообще. Это крайняя и бесстыдная несправедливость! К тому же, у игры неплохой онлайн (для не нового проекта) — в стиме сегодня вечером в нее играло около 7к человек. Для сравнения, в PoE, который всё же более на слуху — 10к.
В итоге игру я посмотрел совсем недавно и меня очень порадовала. Сразу скажу, что я не ожидал от совсем небольшого коллектива с десяток человек (в лице Crate Entertainment) такой игровой реализации. Его Величество процесс шинкования монстров! — Он здесь стремительный, он не отпускает. Отлипнуть от игры практически невозможно.
В глаза чуть позже сразу бросаются десятки мелких мелочей, которые делают игру. Удобнейшая настройка отображения лута, когда можно просто убрать отображение ненужных “белых” вещей, настроив все что душе угодно. Удобнейшие полосы здоровья/маны — да, они чем-то похожи на пипетки, но до чего удобнее классических каноничных “кружочков”! Они сохранили дьябло-фишку с неоднократным прохождением игры, с повышением сложности — но даже тут умудрились сломать традицию, когда при первом прохождении всё дохнет просто от гневного взгляда героя, а значит, делает всё скучным — присутствующая в игре настройка “ветеран” позволит вам даже первое прохождение превратить в увлекательный челлендж, когда и монстры похожи на монстров, а босс может легко ваншотнуть, просто потому, что у него скверный характер.
Игра настроена удивительно гладко и рукасто, зачищать локации моему некроманту — кабаллисту одно удовольствие. Из всех представленных дьяблоидов, здесь самый приятный (фанаты PoE будут спорить — и это нормально, ибо вкусовщина) геймплей. Нет ни одного фактора, который бы чему-то мешал или заставлял сказать “это не то”.
В обзорах кивали на “устаревший инжин игры” — я подозреваю, потому, что он в самом деле не новый. Но какая разница, если уровни грузит мгновенно, а картинка исключительно приятная, с кучей отличных эффектов, и все работает так, как надо? Инжин получил несколько хороших бустов, и в DX11 на ультра-настройках может похвастаться приличной картинкой.
Кроме всего прочего, в “Рассвете” вполне себе оригинальный сюжет, который раскрывается в процессе. Люди оказались “зажаты” между молотом и наковальней. Тут не просто демоны где-то копошатся — тут целые две расы (Хтонийцы — классические демоны, и Эфириалы, больше похожие на призраков) пытаются прорваться в этот горемычный мир с элементами стимпанка, используя людей как доноров, либо как сосуды, поэтому мрачность и безысходность тут даже зашкаливает. Сам проект Grim Dawn уже завершен — к игре вышло два аддона, контента в игре предостаточно.
Уф… в общем — вот такой вот я, фанат Grim Dawn. Зацепил проект, чего уж тут.
Игра получает предсказуемо 5 фанбойско-хтоническо-эфириальных ужасов из 5-ти. Любителям ARPG смотреть обязательно!
Вердикт?
«Дьяблоидов» сейчас хватает. На любой вкус и цвет. Да, среди них встречается и далекие от шедевров игры, но, как мы видим, есть парочка очень даже достойных представителей. Даже среди вышеперечисленных, два-три проекта смогут увлечь вас без всяких шуток про “второй сорт не брак”.
В итоге, для любителей классического (скажем так) Diablo 2 я бы все же советовал Grim Dawn — мне игра из всех больше понравилась потрясающе поставленным геймплеем. Также интересен Path of Exile, как более долгоиграющий проект с онлайном и постоянно обновляющимся контентом. Я с огромным интересом буду ждать как Path of Exile 2, так и то, что выкатят создатели Grim Dawn в будущем. Ну и Diablo 4 ждём, куда же без неё.
А что думаете вы? Что говорят вам про эти игры ваши, по-геймерски чуткие и волосатые ноздри?