Мало с какой игрой меня связывает большее количество воспоминаний чем с Diablo 2 Lord of Destraction. Посоперничать с ней могут наверное Heroes of Might and Magic да Morrowind. Поэтому сразу же после первого открытого теста игры, я оформил предзаказ. Сил сопротивляться такой мощной ностальгии у меня явно не было. Но просто рассказать о том какой ремастер красивый и как он не тронул ядро геймплея было бы слишком скучно, этому посвящена большая часть обзоров. Поэтому я хотел бы поговорить о тех вещах, что и сделали Diablo 2 великой игрой. Какие идеи прошли проверку временем, хотя бы в рамках жанра, а какие нет. Но сначала поговорим о более отвлечённых и личных вещах.
Моё знакомство с Diablo 2 случилось весьма рано, лет в восемь. Тогда своего компьютера у меня ещё не было и регулярно играл я в основном у лучшего друга. И вот в один из дней я пришёл к нему и увидел на рабочем столе новую иконку, и название было таким зловещим, сразу намекающим, что игра о чём то тёмном и мрачном. При первом запуске мы вообще не разобрались в игре. Создали почему-то паладина, и не прочитав куда надо идти, сразу пошли в каменные поля, которые новорожденному герою оказались не по зубам. Ох, если бы тогда записывалось, всё что мы высказали об этом герое, то отмыться от обвинений в расизме мне не удалось бы и по сей день.
Следующим нашим совместным выбором стал некромант призыватель, за которого мы продвинулись дальше по сюжету. Хотя полностью игру так и не прошли, уже не припомню почему. А где-то через год у меня появился собственный компьютер, и угадайте какую игру я установил одной из первых. Тогда-то я впервые и прошёл сюжет, за всё того же некроманта. А потом ещё раз за друида и его ходячий зоопарк, и снова за волшебницу и её метеориты падающие с небес. В то время я прошёл Diablo наверное раз пять, но вот сложность Ад мне так и не далась. Несколько героев продирались через Кошмар лишь для того, чтобы понять, что первые же противники на Адской сложности слишком суровы для них.
А потом я случайно удалил игру расчищая место под новые проекты, и как то к ней не возвращался. Я играл в игры разных жанров, исключая наверное только гонки и разнообразные симуляторы, но наследники Диабло надолго остались в моей памяти. Хотя ни одна игра, так и не смогла приблизиться по силе эмоционального воздействия к самой Diablo 2. Даже первая часть, в которую я кстати поиграл слишком поздно, и которая, как скажем и Nox показалась мне слишком примитивной по механикам. Ну ещё бы, ведь на тот момент я уже активно играл в Sacred и Titan Quest, а может быть и в первый Torchlight, тут уже точно не помню.
Да много позже вышла и Diablo 3, релиз которой я как то пропустил. Играл уже в консольную версию со всеми дополнениями. И это была хорошая игра, что бы там не говорили. Вот только она не вызывала желания перепройти себя, попробовать какую то новую интересную сборку. И тут я понял, что схожие чувства испытывал и при прохождении других диаблоидов, даже самых качественных. Вот скажем осилил я в детстве первый Sacred за боевого мага, и у меня даже мысль не возникла попробовать поиграть за кого то иного. Настолько я успел устать от игры. Что уж говорить о неудачных экшен РПГ которые бросались задолго до финала.
И вот уже совсем недавно я поставил Path of Exile который очень многие люди называли истинным наследником Diablo. Я прошёл его сюжетный режим и снёс игру. Примерно то же самое случилось когда я захотел всё-таки пройти Titan Quest, который в детстве я забросил на схватке с Тифоном. Да сейчас я получил от его прохождения определённое удовольствие, и это всё ещё хорошая игра. Но создам ли я в ней нового персонажа? Почти точно нет. Ведь то что мне было интересно я от игры уже получил. Или вот прям перед Diablo я играл в маленький проект Victor Vran. Довольно необычный представитель жанра с самобытными механиками, наверное надо нём будет написать. Но в него я тоже никогда не вернусь.
К чему я это всё виду, я только что прошёл Diablo Ressurected, пока на нормальной сложности, сейчас нахожусь на стадии прохождения Кошмара. И я уже понимаю, что через какое-то время вновь вернусь в неё. У меня уже крутятся в голове идеи новых персонажей и схемы их развития. И на мой взгляд этим то Диабло 2 для меня и уникальна. Это игра в которую постоянно хочется возвращаться. А вот почему это хочется делать я и постараюсь понять в рамках этого текста.
Сюжет и мир
Но начнём мы пожалуй с вещей которые сложно назвать безоговорочными достоинствами игры. Думаю найдётся не слишком много людей искренне любящих историю рассказанную в Диабло. Да она впечатляет своей масштабностью и некой обречённостью, но вот качество проработки у неё посредственное. Авторы всегда делали именно игру в которой приятно просто уничтожать орды монстров, сюжет лишь даёт вам легитимный повод этим заниматься. Скажу больше главный герой Diablo 2 даже полноценный участник своей истории, он чистильщик убивающий всех вокруг уже после того как интересные события уже произошли. Игра почти не акцентирует внимание на личности этого самого героя, ведь он всего лишь инструмент в борьбе со злом. Да за каждым классом персонажа стоит определённая сюжетная нагрузка, но в игре вы услышите лишь пару уникальных фраз относящихся к каждому герою.
Так может второстепенные персонажи прописаны столь гениально, что безликий главный герой уходит на второй план. И да и нет, многие важные для сюжета личности действительно надолго остаются в памяти игрока. Вот только делают они это не из-за какой-то небывалой сценарной проработанности, а из-за своей вовлечённости в геймплей. Игровые сессии в Diablo 2 построены таким образом, что мы на протяжении акта контактируем с определённым, на самом деле небольшим кругом лиц. В любом поселении обязательно есть торговцы, один из которых обязательно окажется кузнецом, а другой ходячим казино. Есть некий командир предлагающий нам нанять его бойцов себе в наёмники. И есть персонажи выдающие немногочисленные квесты. Тут уж волей-неволей запомнишь каждого НПС.
Сквозных героев у всей этой истории не слишком много. Есть Декард Каин, последний представитель ордена харадримов и архангел Тираэль. Это личности влияющие на ход истории постоянно, к тому же их обоих можно считать своеобразными наставниками главного героя. Но к счастью сюжет Диабло не ограничивается внутриигровыми событиями. Ведь у нас есть ещё и шикарные катсцены посвящённые Тёмному Страннику, Мариусу и их увлекательному путешествию по миру. И именно через эти катсцены проще всего понять в насколько же удручающем состоянии находится мир Санктуария. Да и в целом, идея подобных роликов рассказывающих предысторию основного сюжета, мне очень понравилась.
Если же говорить о предыстории самого мира, то она прописана со времён его сотворения, но для понимания сюжета совсем не нужна. Всё что нужно знать простому игроку, выражается буквально парой фраз. Есть ад, есть рай — они воюют между собой. Есть мир людей в который время от времени прорываются демоны стремящиеся его захватить. Да география Санктуария прописана и мы знаем какую то информацию даже о тех местах, где героям не доводилось бывать ни в одной части игры. Знаем мы какую то информацию и об организациях действующих в этом мире и об самых знаменитых его исторических личностях. Но всё это подаётся максимально ненавязчиво, если остановитесь и послушаете истории персонажей вы узнаете что-то интересное, не остановитесь ну никто вас не осудит.
По сути именно вторая часть Диабло задала стандарт для большинства ARPG последующих лет. Актовую структуру с обязательной сменой места действия подхватили не только прямые потомки в лице Path of Exille или Titan Quest, но и игры смежных жанров. И в самой Diablo 2 таких актов было всего четыре, правда с дополнением Lord of Destruction пришёл и пятый. И да это дополнение настолько идеально расширяет оригинальную игру, что уже давно воспринимается её неотъемлемой частью. Даже не могу представить по каким причинам человек может захотеть установить именно ванильную версию игры. И да акты отличаются друг от друга не только визуальным стилем, но и населяющими их монстрами. Да даже жители городов хабов принадлежат к разным культурам Санктуария.