Dex: лучшая RPG в жанре киберпанк… о которой вы никогда не слышали

Пиксель-арт, метроидвания и просто красавица.

Dex: лучшая RPG в жанре киберпанк… о которой вы никогда не слышали

Знакомство с девушкой

Whether by wire or spitting lead,

There is no techno evolution for the dead.

Psychotic dreams, a rising dread,

I see the world in neon red.

Miracle of Sound
«Neon Red»

Когда вы просыпаетесь от того, что голос самого лучшего хакера Сети звенит в вашей голове словами: «Проснись! Проснись! Они идут за тобой!» – у вас в целом имеется всего две возможности. Во-первых, вы можете подойти к зеркалу, проверить свое дыхание на наличие алкогольных паров и отправиться спать в надежде, что ни один другой кошмар больше не потревожит ваш сон.

Или же вы можете, не имея имплантов, силой мысли подключиться к лифту, заблокировать таким образом пришедших по вашу душу наемников тайного мирового правительства, и, выпрыгнув из окна, броситься в безумную гонку по крышам окрестных зданий в надежде спасти свою жизнь.

Если вы выбрали второй вариант, то мои поздравления! Вас зовут Дэкс, у вас синие волосы, и вы самая недооцененная киберпанк-РПГ в истории человечества!

Как волосы отращивают своих девушек

I’ve gone from pillar to pariah in the slide,

In seas of doubt I swim against the turning tide.

Miracle of Sound
«The Natural Heart»

Пожалуй, перед тем как приступить к рассказу о самой Dex, среднестатистического игрока стоит ознакомить с причинами его неосведомленности о существовании данной игры. А для этого стоит обратиться к истории ее разработки и сложного релиза.

Чешская студия Dreadlocks Ltd никогда не претендовала на лавры крупного игрока видеоигрового сегмента. Сформированная из группы выпускников Пражского технического университета студия даже сейчас остается крохотной, а в 2011 году на момент своего основания им и вовсе не могли предрекать создание чего-то великого. Все что у них было – это страсть, огонь в глазах и собственный движок, написанный для дипломной работы.

Первой игрой Dreadlocks стала вышедшая для Windows Phone 7 и базирующаяся на скандинавской мифологии Rune Legend. Несколько режимов игры, мультиплеер и наличие одиночной кампании позволили игре продаться неплохим тиражом и даже стать победителем пятого AppParade, соревнования разработчиков мобильных приложений из Словакии и Чехии.

Это был более чем хороший дебют для команды бывших студентов, и потому они не стали останавливаться на достигнутом.

Анонс Dex, нового проекта студии, состоялся в 2012 году в рамках Game Developers Session, конференции разработчиков из Центральной Европы.

Тут стоит уделить внимание одной тенденцией, фоном витавшей в индустрии в те года.

В те времена CD Projekt Red еще не заполонили информационное пространство своим Cyberpunk 2077, однако трудно отрицать, что интерес к киберпанк-стилистике уже тогда проклевывался благодаря успешному запуску Deus Ex: Human Revolution.

Сейчас этот период помнят плохо, однако его можно назвать «Серебряным веком видеоигрового киберпанка» (в «Золотом» мы de facto проживаем уже сейчас, но об этом позже). Тогда многие независимые студии и даже крупные издательства пытались попасть в тренд, создавая игры, действие которых происходило в мрачном кибернетическом будущем. Часть была удачная, часть — нет. При этом многие из них были шутерами, например, Hard Reset от Flying Wild Hog или Syndicate от Electronic Arts, что с одной стороны неплохо, однако демонстрирует частичное непонимание истоков успеха возрожденного Deus Ex.

Игра Eidos Montreal брала не только сеттингом и сюжетом. Важен был еще и комплексный геймплей и левел-дизайн жанра immersive sim, удачно повторить который пытались только единицы.

Однако Dex, с ее миром антиутопического будущего, вдохновленного «Нейромантом» и «Бегущим по Лезвию», позиционировалась именно как метроидвания с элементами immersive sim, что, гипотетически, должно было сыграть проекту на руку.

Изначальный релиз был запланирован на 2013 год, однако студия вскоре изменила свои планы, и в ноябре 2012 запустила Kickstarter-кампанию по сбору средств. Цель была невысока, всего 14000 $, и как позже вспоминал Михал Червенка, Dreadlocks уже тогда имела средства, чтобы полностью профинансировать разработку. Настоящей же целью кампании был набор преданной фан-базы, и, как показала история, это решение оказалось чрезвычайно дальновидным. Под конец сборы более чем в 2 раза превысили первоначальный запрос (30647 $), а суммарное количество бэкеров достигло отметки в 1930 человек.

Анонсирующий трейлер для Kickstarter. Ряд представленных в нем наработок (например, сцена с побегом от VTOL) в финальную версию не вошла.

Летом 2014 года Dex оказалась в раннем доступе, и уже меньше чем через год состоялся официальный релиз на ПК. Что же ждало Dex на выходе? Какие награды она собрала и как громко прогремела на весь мир?

Well…

Оценки официальной прессы были смешанными в лучшем случае. Критике подвергалось абсолютно все: геймплей, история, графический дизайн – издание Arcade Sushi и вовсе раскритиковала журнал заданий и систему сохранений (не спрашивайте…). Тем не менее отношение к вышеперечисленным пунктам варьировались от обзора к обзору. Кто-то хвалил историю и ненавидел геймплей. Кто-то любил механики и называл сюжет клишированной банальщиной.

Мнений было множество, однако в одном вопросе сходились без исключения все: игра слишком рано вышла из раннего доступа, была плохо оптимизирована и отличалась огромным количеством багов и глитчей.

Игровые издания, по сути, поставили крест на игре, а инди-природа проекта не позволила активно вложиться в продвижение и рекламу, серьезно сократив пользовательскую базу и возможности «сарафанного радио». Оставались лишь бэкеры Кикстартера, и перед Dreadlocks встал непростой выбор: забросить проект и переключится на находящуюся в препродакшене Ghost Theory или же потратить скудные средства на пост-релизную полировку и отлов багов.

Червенка и его команда решили пойти по второму пути, и когда их работа наконец была завершена…

…получилась одна из лучших киберпанк-игр в истории.

Синие волосы, неоновые огни

Your secret science conquers nature’s cruel laws

But inside your wires lie a million mortal flaws.

Electric sleep I dream inside my honeycomb,

I stay alive inside my hive of skin and chrome.

Miracle of Sound
“The New Black Gold”

Если перейти на страницу Dex в Steam, то можно обратить внимание на радикальное несоответствие пользовательского отношения и совокупной оценки, полученной от критиков. 87% положительных отзывов из 2030 за все время с момента релиза. Если отталкиваться от первого параметра, то Dex на сегодняшний день дышит в спину нынешнему мастодонту жанра, Deus Ex: Human Revolution (91%), и на голову опережает его сиквел, Deus Ex: Mankind Divided (72%).

В чем же крылась причина столь внезапной любви к проекту небольшой пражской студии?

Что ж, как ни странно, все дело в том, что вопреки своей поначалу слабой технической составляющей, Dex обладала всем тем, что разработчики пообещали в ходе своей краудфандинговой кампании.

Несмотря на ограниченность ресурсов, Червенка и его команда создали по-настоящему крепкую метроидванию во вручную проработанном открытом мире, с комплексной ролевой системой, красивой и работающей на атмосферу 2D-графикой, и, что крайне важно, взрослым философским сюжетом с отлично прописанными и озвученными диалогами.

Dex – это ода любви создателя к своему творению, и стоит пройтись по каждому из описанных критериев, чтобы понять, что делает ее таковой.

Сюжет, диалоги и заложенные идеи

The ghosts of order dot the eye and tilt the three,

I stalk the trinity into conspiracy.

They painted masterworks and set them all alight,

The scars of persecution always harden into spite.

Miracle of Sound
“The Natural Heart”

Недалекое будущее, город Харбор Прайм. Простая девушка по имени Декс в ужасе просыпается посреди ночи. В ее квартиру ломятся до зубов вооруженные неизвестные, и единственный способ спастись — это послушаться Рейкаста, вышедшего на связь лучшего хакера эпохи. По наводке неожиданного союзника перепуганная Декс, несмотря на отсутствие имплантов, силой мысли взламывает компьютерную панель лифта, и сбегает в поисках Деккера, единственного человека способного обеспечить ей защиту. В последствии Декс понимает, что охотится за ней не кто иной, как «Комплекс», тайная организация, контролирующая большую часть правительств и крупных корпораций Земли.

Но что Комплекс хочет от Декс? Почему она умеет взламывать компьютеры силой мысли? Можно ли верить Рейкасту? И так ли все однозначно, как кажется на первый взгляд?

История в Dex базируется на клубке интриг и тайных связей и держит в напряжении вплоть до самого финала, с каждым шагом подбрасывая все больше поворотов и вопросов философского характера.

Как эволюция уживается с цивилизацией? Каковы границы научной этики? Нужно ли контролировать информацию? Есть ли в полной мере свобода воли, если наши поступки продиктованы предустановками нашего прошлого и общественной средой?

Dex – это киберпанк, а киберпанк – жанр философский в силу как заложенных в него идей трансгуманизма, так и близости к нынешнему временному периоду.

В какой-то степени наш биологический вид уже достиг начала описываемой эпохи, и потому вопросы, которые поднимают произведения навроде Dex, все менее похожи на художественные абстракции. Один лишь контроль информации и отношение к нему – вызов современному обществу уже здесь и сейчас, и не стоит думать, что технический прогресс в ближайшее время не подстегнет еще больше вопросов морали и общественной этики.

В некоторых обзорах нарратив Dex критиковался за клишированность ряда поднимаемых тем. Но, во-первых, эти темы встречаются повсеместно в жанре не потому, что авторы о них не знают, а потому что эти вопросы актуальны сейчас как никогда. А во-вторых, в художественном произведении значение имеет не только то, какой вопрос задается, но и то, как он задается.

Сценаристы Dreadlock проделали огромную работу, стремясь прописать диалоги так, чтобы они звучали органично и живо, а персонажей – как личностей со своими особенностями речи, поведения и манер. Тут стоит сказать спасибо не только сценаристам, но и актерам, подарившим персонажам свои голоса. Каждый герой в игре озвучен на довольно высоком уровне, и это в рамках небольшого бюджета проекта.

В сумме, история Dex – хороша как на базовом, так и идейном уровне, а сравнительно небольшая продолжительность (12-15 часов на все основные квесты, побочки и эксплоринг) не позволяет сюжету буксовать и успеть наскучить игроку.

Разумеется, так же не стоит забывать, что Dex – это RPG, где свобода выбора поставлена во главу угла. Ваши решения имеют последствия вплоть до доступности двух из трех имеющихся концовок, и большая часть квестов имеет множество возможных исходов, строящихся не на одном конкретном выборе, а целой череде таковых.

Геймплей и ролевая составляющая

Pushing the reflex,

Pressure the defects,

Breaking down is inevitable!

Spraining the rivets,

Straining the limits,

Breaking down is inevitable!

Miracle of Sound
“The Natural Heart”

За пределами многоступенчатых диалогов ключевыми геймплейными элементами Dex являются прокачка, боевая система и метроидвания с заметной примесью immersive sim.

В теории, с начала первого акта игроку тут же становится доступен для посещения каждый из районов Харбор Прайм, однако на практике все, ситуация заметно сложнее. Определенные участки локаций будут заблокированы для посещения, пока вы не разовьете тот или иной навык или не установите необходимый имплант.

Тем не менее подобное ограничение редко является строгим. Хотите попасть за запертую дверь квартиры на пятом этаже, но не вкладывались во вскрытие замков? Пойдите в клинику, установите себе механические ноги и пропрыгайте по балконам до нужного окна.

В локации много врагов, а вы посредственный боец? Войдите в режим расширенной реальности и силой мысли взломайте турели на потолках. Геймплей Dex подталкивает к экспериментам и эксплорингу, и доступные возможности чаще ограничены внимательностью, нежели прокачкой.

Кстати, о прокачке. Развитие персонажа происходит как через получение очков навыков при наборе опыта, так и через покупку новых аугментаций. Стоит иметь в виду, что бонусы, даваемые первыми и вторыми, пересекаются редко, а возможности перенастройки в игре нет. Билд персонажа стоит продумывать заранее, подстраивая под собственный стиль прохождения.

Хотите быть хакером? Вкладывайтесь в фокус и возможности для взлома. Хотите встречать врага во всеоружии? Купите себе руки со встроенными электрошокерами. Вариантов много, и каждый имеет свои достоинства и недостатки.

Последний из столпов Dex – это боевая система и ее разнообразие, позволяющее разделение данного сегмента на бой в реальном мире, дополненную реальность и киберпространство.

В материальном мире хрупкая девушка способна постоять за себя как в рукопашной схватке, используя растущий при прокачке арсенал приемов, так и при помощи разных видов огнестрельного оружия от парализующего пистолета до лазерной пушки. Некоторых противников к тому же можно убить по-тихому, подкравшись со спины, что дает определенное пространство для маневра.

По другому дело будет обстоять, если вы хотите пойти по пути хакера, где вашим основным полем боя станет дополненная реальность. При нажатии на Alt время останавливается, и вы покидаете свое физическое тело, путешествуя по локации в любом доступном направлении. В этом режиме появляется возможность взламывать различные объекты на локации, отключать камеры и мины и временно выводить из строя органических врагов.

Тем не менее, взлом тут же привлечет внимание вирусов и охранных систем, которые попытаются воспрепятствовать процессу. Здесь игра превращается в цветастый топ-даун шутер, и игроку необходимо отстреливаться от бесконечно наступающих орд врагов до завершения процесса взлома.

Киберпространство в целом является углубленной версией расширенной реальности с большим числом возможностей, но и с более сложными и разнообразными противниками. В отличие от дополненной реальности, киберпространство — это лабиринт, полный ходов, ловушек и секретов. В нем стоит быть осторожным, а иначе рискуете утонуть в черной дыре или попасться на глаза крайне назойливой турели.

Мир, дизайн и атмосфера

A glaring neon glow illuminates this street,

Breathe in these human vapors, sweat and heavy heat.

Hi-tech cathedrals rise and fall in great ravines,

Colossal steeples to the gods in the machines.

Miracle of Sound
“The New Black Gold”

Повествование в любой игре — кроме, пожалуй, совсем уж текстовых квестов в духе Choice of Games, — не ограничивается одним лишь текстом. Геймплей и «повествование через окружение» играют не меньшую роль, особенно когда речь касается второстепенных сюжетных линий.

Одним из главных рассказчиков в Харбор Прайм выступает сам город Харбор Прайм. Dreadlock проделали огромную работу, чтобы наполнить его движением и жизнью. Это не просто статичная декорация: прохожие идут по своим делам, драконы-голограммы в китайском квартале кружатся на воротах, две проститутки в престижном борделе обжимаются напоказ публике – в жилых районах города в кадре постоянно что-то движется, создавая ощущение многолюдного мегаполиса, где нет места мира и покою.

Однако, чем беднее район, тем меньше приличных горожан встретишь на улице. Здесь куда проще нарваться на следы запустения и бандитов, а с победой над последними окрестности и вовсе наполняются гнетущим одиночеством.

Харбор Прайм — это многоликий город, изучать который хочется не только в поисках полезного лута, но и с целью насладится атмосферой мегаполиса будущего.

Не меньшую долю атмосферы создает и музыка. В оружейном магазинчике, где продавец – любитель антиквариата, играет легкий рок 80-ых, а Трущобы звучат тяжелым давящим амбиентом. На улицах слышен гомон человеческой речи и проезжающих машин. Каждая локация в Dex звучит и выглядит по-своему, и это создает ощущение живого, продуманного и дышащего мира.

В этот мир веришь. В нем может и не захочется жить, но на него приятно смотреть и он создает ощущение реальности. А это уже больше, чем пытаются сделать некоторые соратники по индустрии.

В сухом остатке, Dex — это крайне удачная атмосферная РПГ, сочетающая в себе отличный сюжет, атмосферу и разнообразный геймплей. И пусть ее герой предустановлен, она дает огромный простор для отыгрыша роли. Большое достижение для студии, не имевшей за спиной ничего кроме мобильной игры.

Заключение и выводы. Сложные перспективы Dreadlocks и проблески Золотого века

Close my eyes as I descend

To the gold rush at it’s end.

Take me back to before…

This isn’t human anymore!

Miracle of Sound
“The Natural Heart”

Dex так и не было суждено заслужить любви мейнстримной игровой прессы. В течение нескольких лет после релиза Dreadlocks портировали свое творение на разные платформы, однако ни на PS4, ни на Xbox One, ни даже на PS Vita ее оценки так и не поднялись выше желтой зоны, а где-то даже опустились в красную. Сейчас Dex планируется к выходу на Nintendo Switch (24 июля), и вполне возможно, что это даст игре новую жизнь. А возможно, полностью похоронит студию ее создателей.

Неудача релиза Dex не сильно ударила по Червенке и его группе в свое время – помогли маленький бюджет и сборы на Kickstarter, – однако последующие события во многом напоминали немногочисленные обзоры их лучшего проекта. Они были «смешанными».

С одной стороны, студии в 2015 удалось приобрести разработчика мобильных игр Silicon Jelly (создателя весьма удачных Mimpi и Mimpi Dreams) и поручить ей разработку сиквела их первого проекта Rune Legend.

Но с другой, у самих Dreadlocks начались большие проблемы с их собственной игрой, Ghost Theory.

Как и в случае с Dex, разработчики снова пошли на Kickstarter и даже собрали нужную сумму, однако разработка затянулась, вести с полей перестали поступать, а в начале 2019 года и вовсе появилась информация о закрытии проекта из-за неудачных переговоров с компанией Crytek.

Но что же насчет самой Dex? Что ж, несмотря на ни на что, Dex в памяти тех, кто о ней знает, остается одной из лучших RPG в киберпанковом сеттинге на сегодняшний день. На сайтах, посвященных RPG, любое упоминание Dex часто сопровождается восклицаниями вида «Жаль, что не оценили» или «Непонятый шедевр».

Dex — это попытка маленькой студии воспроизвести и приумножить успехи тогдашнего корифея жанра. В чем-то она получилась неказистой, где-то вредили баги и детские болячки, но если смотреть на ситуацию в целом, то Dex — это шедевр, рожденный из страсти, старания и крохотных ресурсов. И ныне он забыт несправедливо.

Тем не менее, я вполне допускаю, что в ближайшее время ситуация вполне может измениться в лучшую сторону. Выше уже писалось о возможном наступлении «Золотого века видеоигрового киберпанка». И пусть, я и не причисляю себя к любителям игр CD Projekt Red, я не могу отрицать, что Cyberpunk 2077 уже сейчас пробуждает у разработчиков по всему миру заметный интерес к жанру кибернетической антиутопии.

Уже вышел удачный Cloudpunk, в разработке находится любопытная мне Gamedec, а Tencent пытается выехать на хайпе, анонсируя Syn, шутер не то от первого, не то от третьего лица (судя по анонсирующему трейлеру они сами не знают от какого…). И это далеко не полный список. Может быть, в ближайшие годы мы даже услышим об оттаивании замороженного Deus Ex, что было бы неплохо, однако сейчас необходимо в первую очередь следить за будущими результатами CP2077.

Кто знает, может на волне успеха поляков Dex получит новую жизнь на какой-нибудь «киберпанк-распродаже» в GOG или Steam?

Что ж, поживем-увидим.

Конец.

Slave to the new black gold, there’s a heartbeat under my skin,

Search my electric soul for the hidden man within.

Miracle of Sound
“The New Black Gold”
 

Источник

Читайте также