Немного критики и собственный опыт.
Прежде всего хотелось бы сказать, что данная статья родилась как реакция после следующего субъективного мнения. После прочтения появилось желание выделить и расписать некоторые спорные моменты и рассказать какой опыт игры мне удалось испытать на протяжении почти 200 часов игры
Escape from Tarkov и кор-механики
Самое первое, что мне пришло в голову – это сравнение данной амбициозной игры со Star Citizen. Не ознакомившись с «Побегом из Таркова» и постепенным развитием продукта можно подумать, что это очередной случай того как разработчики просто собирают дань с поверивших на слово игроков, хотя точно можно сказать, что это не так. Это видно как минимум по достаточно частым обновлениям и по наличию постоянной связи девелоперов напрямую с комьюнити посредством социальных сетей. Прогресс конечно ведётся достаточно медленно если смотреть глобально, но я на своей шкуре прочувствовал те изменения, которые пришли в игру с момента покупки (это было 2 года назад). Как постоянно обновляющийся проект, «Тарков» развивается большими шагами, старается залатать все свои существенные дыры, старается обновлять контент и менять его в лучшую сторону — игра уже находится на стадии разработки, где она продвинулась намного дальше, чем множество амбициозных идей, сгинувших в зародыше.
Некоторые называют «Тарков» таким феноменом, которому нету замены и поэтому кличут монополистом, однако российская компания-разработчик проделывает очень неплохую работу, особенно для нашего рынка, при этом не забывая и про зарубежных игроков. Честно говоря без понятия что происходило в конце 2016 года и насколько ожидания не соответствовали тому состоянию игры, но мне кажется очень важно понимать, что в роликах и трейлерах игра практически всегда предстаёт в концептуальном виде и разработчики сами не знают останется ли какая либо механика в игре, через неделю любая механика может оказаться бесполезной и её вырежут с потрохами, но следы её нахождения в игре все равно будут мучать фанатов. В случае с «Тарковым» многие кор-механики были перенесены в том или ином виде, кроме этого и по сей день добавляются новые возможности.
Самое наверное спорное утверждение из приводимой статьи, что в «Таркове» не существует корреляции скилла и результата «забега», мол всё упирается в тайминги, кемпинг по кустам и рандомные ваншоты в голову, однако это вовсе не так. В «Таркове» очень важна позиционка, личный скилл в механическом нажатии кнопок, умение владеть ситуацией и уж точно результат игры не основывается только на одном везении. Мне кажется главная проблема из-за которой происходят такие непонятные моменты всё-таки состоит в подборе игроков абсолютно разного уровня игры, ведь если столкнуть матёрого ветерана с новичком, то даже в одинаковом снаряжении у новичка будет намного меньше шансов из-за отсутствия опыта, а опыт имеет очень важное значение конкретно в «Таркове».
Опыт нужен для того чтобы знать как вести себя в разных ситуациях в различных местах локации, расположение ценных предметов и снайперов, знание злачных мест определённой карты и особо горячих точек, умение обращаться с оружием и так далее. Кроме этого становится намного проще играть если ты знаешь ценность предметов (для удобного и максимально выгодного залутывания локации), нахождение важных, квестовых предметов. Каждый для себя может составить выгодный маршрут для максимального профита, при этом существуют и типовые, наиболее популярные.
Превращается ли после этого игра в бесконечную скучную ММО? Конечно, если ты будешь следовать соответствующему плейстайлу, однако я бы не сказал, что сама игра форсирует тебя к этому из раза в раз. «Тарков» имеет очень высокий порог входа в игру для новых игроков, однако позволяет постепенно наслаждаться процессом, не задумываясь о всём сразу. Escape from Tarkov – точно не обыкновенный аркадный шутер, в котором ты заходишь на карту и в любой точке карты может произойти столкновение 5х5, каждый раз генерируя разные ситуации. Она более размеренная и напряженная, определённо имеет свой темп и не похожа на какой-нибудь Counter Strike, хоть и есть похожие аспекты.
Насчёт комьюнити хотелось бы отметить, что «Тарков» это всё-таки многопользовательская игра и ветераны для того и являются ветеранами, чтобы знать и уметь больше только что пришедших новичков, и в этом случае корить их за использование «Меты» и их накопленных знаний очень странно. В моём понимании «мета» это какой-то определённый оптимальный путь для достижения определённых целей, однако от новичка эта мета точно не требуется, и так называемая «мета» уж точно не позволяет тебе получить большее количество удовольствия от игры. Честно говоря я не очень понимаю этих игроков, которые обвиняют «Тарков» в репетивности, ведь со временем любая игра начнёт надоедать. Это уже твой выбор – бегать по оптимальному маршруту и собирать максимальное количество денег или заниматься своими каким-то делами, исследуя игру самостоятельно, получая при этом удовольствие. Тут же главный недостаток скорее кроется в статичности места спавна лута, при динамическом же спавне такой проблемы возможно не было бы, но при этом всё-таки ты сам выбираешь свой стиль игры и это не значит, что надо идти обязательно лутать LEDX’ы в санаторий.
По поводу хардкорности и реализма всё неоднозначно. Игра сама позицинирует себя смесь хардкорного FPS и ММО с бесконечным накоплением благ с многочисленными квестами, прокачкой, собственным убежищем и так далее. Однако тут важно учесть баланс, чтобы геймплей игры не проседал и чувствовал себя гармонично на фоне 20-минутных сборов снаряжения в рейд. Он в принципе работает неплохо, учитывая игровые условности, и позволяет комфортно играть, правда конечно случаются моменты безысходности, когда например бот может сваншотить тебя в голову и ты даже не успеешь понять откуда, такое же может происходить и с игроками. На этом моменте важно осознавать, что «Тарков» не совсем честная игра и случается «казино».
Под «казином» я подразумеваю случаи, когда ты вне зависимости от собственных действий нелепо и внезапно умираешь, попав в засаду со всех сторон или просто вовремя не соориентирововшись. Или например просто спавнишься рядом с другим игроком/диким и получаешь сразу же пулю в череп. А после этого ещё какое-то время находишься в недоразумении. В этом моменте игра по степени фрустрации напоминает Dark Souls, однако у «Таркова» нету паттернов, которые можно заучить для того чтобы в следующий раз точно со 100% вероятностью остаться в победителях. У тебя остаётся только возможность со временем нарабатывать опыт, личный скилл и интуицию, которые тоже не гарантируют успех.
С модификациями ситуация стоит достаточно просто, но остро. Есть оптимальные и эффективные сборки – ты можешь использовать самые популярные и не заморачиваться, или постараться собрать что-то на свой лад подешевле и посамобытнее. По этому поводу разработчики вроде как собираются сделать баланс и пофиксить эту проблему «оптимальной сборки», но мне не кажется это уж таким большим минусом. Кастомизация в любом случае настолько обширна, насколько это вообще возможно на данный момент, и в чём тогда проблема, что более дорогие патроны и более дорогие модификации приносят больше профита игроку? А всякие «эксперименты» в модификациях и геймплее и не должны быть поощряемы, потому что ты по дефолту идёшь каким-то неизвестным и неоптимальным в общем случае путём, который сам по себе и является поощрением. В случае же наполнения и ознакомления со всей инфой при помощи гайдов ты пропускаешь самостоятельный этап познания через игру. Тот кто хочет — изучает, кто не хочет — смотрит гайды и популярные сборки.
Тарков очень сильно по своей геймплейной составляющей напоминает чем-то рогалик – каждый забег отличается твоим выбранным снаряжением, местом спауна твоего персонажа и присутствует рандом в самом спауне лута, при этом в некоторых местах спавнится особо ценный гир, а в этих местах сосредотачивается основной замес, обычно всё это дело происходит в особых местах, всё ещё сохраняющих дух прошлого России. К слову по поводу атмосферы — она невероятно хороша, возможно не такая гнетущая и проникающая как например в «Сталкере», но свой оттенок в игре точно имеет. К примеру, после рейда ты не только имеешь доступ к продавцам, своему схрону, но и убежищу, в котором есть множество разных функций. В их число входит производство самогона, крафт одних предметов с помощью других, периодические рандомные лутбоксы за разные суммы денег и прочие плюшки. Даже если добавить те фичи, которые я описал ранее (динамический спавн лута, нормальный матчмейкинг для игроков и т.д.), то все равно рано или поздно игра будет начнёт казаться бесконечной безжизненной губкой для впитывания твоего времени и эмоций, однако до этого момента «Тарков» является очень даже увлекательным методом времяпрепровождения.
Если формулировать точку зрения по отношению к игре, то всё не так плохо, как некоторые описывают. Игра конечно всё ещё очень сырая и требует множества доработок и в кор-механиках самой игры, и в технической части, однако является добротным продуктом по моему мнению и мнению не одной тысячи игроков. Казалось бы можно на этом и закончить, но я решил, что без собственного опыта статья не будет полной, поэтому постарался кратко описать чем я занимался на протяжении 200 часов в игре.
Собственный опыт
С «Тарковым» я познакомился случайно и купил самую базовую версию где-то 2 года назад, тогда ещё в целом было как-то попроще. Для меня изучение игры и постепенное понимание её основных аспектов – это вообще самый главный кайф, который можно получить на старте. Скроллишь предметы по разным менюшкам, изучаешь арсенал продавцов, разбираешься в своём схроне и после каждого рейда мне было интересно сортировать полученные предметы (на базовой версии это очень важно, потому что места очень и очень мало). Если выходить за пределы стартового меню, то немалое удовольствие приносит игра когда ты начинаешь изучать карты, местоположения лута, отмечать для себя какие-то полезные вещи и геймплейные моменты. Азы и основы игры познавать самому со временем невероятно залипательно и даже не задумываешься первое время, что есть какие-то гайды, по которым можно оптимально и быстро всё понять, а не самому по 10 раз залетать на таможню и по пол часа бродить, не понимая где ты вообще можешь находиться. Однако, через какое-то количество часов это всё элементарно приедается, внимание обращается на более какие-то уже детальные аспекты – как оптимально ходить в рейды и куда чтобы стабильно выносить много ценного гира, какие моды ставить чтобы можно было эффективно и комфортно себя ощущать и так далее. Поэтому мне кажется, что ты получаешь удовольствие до тех пор, пока сам себя не загоняешь в эти дебри оптимального геймплея и не заставляешь себя играть по мете, для того чтобы достигнуть какой-то цели, хотя это всё-таки ММО и можно качаться чуть ли не бесконечно.
Тогда, 2 года назад, часов где-то через 50 мне как-то поднадоело играть в «Тарков», для меня на тот момент внезапно любимым занятием было рейдить на «Диких», потому что это был беспроигрышный вариант, а время отката «дикого» было настолько мизерным, что во время раскладывания лута он мог уже откатиться. И при всём этом в «диком» всегда спавнится рандомный лут, то есть это практически как открывать лутбоксы, не зная при этом что на этот раз тебе попадётся. Не только игра играет с тобой в «казино», но и ты с ней тоже, иногда. Очень нравилось выполнять квесты, изучать в первый раз открывшуюся барахолку и барыжить всяким хламом, собирая себе какой-то капитал. Прикольно осознавать какие вещи более ценны на рынке и собирать только самое важное. После десятков проведённых часов в игре ты уже вроде бы осознанно играешь и «Тарков» не кажется таким уж сложным. С коопом игра ещё больше расцветает, становится интересно бегать по локациям, даже если они уже давно приелись.
Через 1.5 года (где-то осенью 2019) вышел большой патч, который добавил убежище и в этот момент «Тарков» снова меня заинтересовал и на старте патча было весьма интересно играть, особенно находясь в общей волне игроков после вайпа. Новым занятием, которое меня почти полностью поглотило стало собирание капитала на расширение своего схрона и улучшение убежища, мне казалось это очень завлекающим занятием. Вообще, для меня как-то так сложилось, что сама «шутерная» основа игры меня не то чтобы вообще сильно волновала. Мне было интересно шариться по локациям и собирать всякий хлам, иногда конечно было прикольно и побегать с другом, попадая в различные интересные замесы. И вот через некоторое время я подумал, что наверное есть очень много гайдов где оптимально фармить «РУБЛИ» и в тот момент я узнал о LEDX и топористах, которые буквально поднимают невероятные суммы (для меня на тот момент) за кратчайший период времени, при этом ничего не теряя. Мне показалось это невероятно крутым местом для моих новых забегов и началось изучение карты «Санаторий». Сначала я бегал как нормальный человек и изучал всё подряд, однако в какой-то момент всё окончательно надоело и я решил, что наверно топористом бегать будет намного проще и быстрее. Таким образом я и стал тем самым «мета» игроком. После этого прошло ещё наверное несколько недель периодической игры в «Тарков» и нескольких попыток найти себе интересный вид деятельности, но я понял, что после 150+ часов игры пора остановиться.
Этим летом «Таркову» снова удалось привлечь моё внимание и я снова засел за него с новыми силами, на этот раз просто хотя бы поглядеть что изменилось и провести какое-то время. Для себя я заметил, что игра в целом не особо поменялась: добавили новые возможности в виде постобработки, обновили карты, новое вооружение и так далее… Но игра по своей сути оставалась такой же,как и была. Поэтому после быстрого ознакомления со всеми нововведениями я начал обновлять внимание на минусы, которые начинали всё больше и больше бесить со временем. Так вот, дальше будут проблемы игры, которые она испытывает и на данный момент в текущей итерации. Игра официально вышла в расширенный доступ в конце 2016 года и для 2020 года игры загружаются очень долго (особенно на HDD). Когда начинаешь играть в «Тарков» большое количество часов залпом, то эти долгие загрузки убивают весь запал ещё больше чем кривой сетевой код и регистрация попаданий. Иногда мне приходилось ждать по 5 минут, чтобы меня наконец-то прогрузило на Таможне, при этом с SSD та же самая карта может грузиться вплоть до 2-3 минут. На HDD буквально невозможно становится играть, потому что не только время ожидания больше, но и грузит тебя позже, чем всех остальных и ты просто банально не успеваешь на нормальные точки лута. SSD не иметь на данный момент конечно нонсенс, но при отсутствии покупать его сугубо для одной игры мне кажется это не лучшая трата денег. Кроме этого вне зависимости от характеристик компьютера иногда могут проскакивать внезапные и иногда критические фризы, просадки фпс, которых вроде бы не должно уже быть спустя годы оптимизации.
Со временем конечно уже начинают подбешивать такие вещи как несовершенность ганплея, поверхностность модификаций, непонятные и скучные однотипные квесты, иногда попадающиеся читеры (но случаются и большие наплывы, когда в игру лучше вообще не заходить неделями), отсутствие сюжета и так далее… Но есть ещё один момент, который мне не понравился и он возникает на самом раннем этапе — этапе покупки игры.
Изначально тебе предлагают купить несколько версий игры, чем лучше — тем больше твой схрон и защищённый контейнер, остальное не очень значительные плюшки. В данный момент по моему ощущению на стандартной версии игры стало играть намного сложнее чем раньше. Барахолка теперь стала доступна только на 10 уровне и до этого момента все предметы можно продавать только вендорам по сравнительно низкой цене, при этом ты вряд ли сможешь таким образом собрать нормальное снаряжение хотя бы на один полноценный забег, при этом у тебя всегда не хватает денег, а они нужны для апгрейда схрона. А в один момент инвентарь может просто забиться всяким хламом и ты будешь разгребать его по 20 минут для того чтобы освободить хоть маленький кусочек пространства. Все внутриигровые изменения, связанные с барахолкой и схроном, вроде бы как направлены на нормальных и честных игроков, но они не всегда одинаково проецируются на игроков всех категорий и новичкам точно приходится очень и очень худо.
Можно ещё упомянуть, что защищённый контейнер на базовых версиях невероятно маленький, играть ну вот просто неудобно по сравнению с контейнером за самую дорогую версию игры.
Для нового игрока вся эта совокупность факторов может превратиться в бесконечный круг мучений, из которого можно просто не найти выход и забить на игру. Найдутся конечно и люди, которым это не покажется такой большой проблемой, но первые часы в «Таркове» в любом случае суровы, но и приносят свою долю удовольствия.
Пол года назад я бы только посоветовал играть со стандартной версией, потому что там присутствовал необходимый баланс, который не позволял тебе утонуть на старте и чем дальше ты прогрессировал тем становилось интереснее играть. Но в настоящее время игра как бы сама пушит тебя к приобретению самой дорогой версии, что точно не является плюсом для игроков.
Подводя итог и учитывая все недостатки хочу сказать, что игра точно стоит своих денег, но находится в таком состоянии, что она ещё точно не достигла своего потолка и есть огромное пространство для дальнейшего развития, при этом в «Таркове» чуть ли не каждый найдёт для себя интересное занятие.
Сейчас для меня Escape from Tarkov стал такой ММО, в которую есть смысл возвращаться время от времени, получая свою порцию удовольствия и конечно интересно как он будет развиваться в будущем. Хотелось бы пожелать удачи и хорошей игры не только компании-разработчику, но и всем игрокам. Уверен, что «Escape from Tarkov» ещё не раз сгенерирует о себе массу интересных статей и эмоциональных отзывов не только в плохую сторону, но и в хорошую.