Девять дней (Nine days, 2021)

Бессмысленная философская драма о появлении у человека души

Каждый день Уилл сидит перед горой, стоящих друг на друге, телевизоров. Он наблюдает за жизнями людей. Каждый телевизор демонстрирует жизнь человека из его глаз. Однажды один из наблюдаемых людей погибает. Теперь Уиллу потребуется решить, кто из восьми претендентов должен начать свою жизнь на земле.

По синопсису кажется, что это очередной фильм христианской направленности, такие как “Интервью с Богом” (2018) или нашумевшая “Хижина” (2017). Но в данном случае, дебютант Эдсон Ода, замахнулся на более широкую тему. Он решил рассмотреть вопрос, как выбирается душа для рождения. Без каких либо привязок к религиям.

Перед ним предстают восемь человек разного возраста (все взрослые), с уже сформировавшимися характерами и мнениями. Они ничего не знают о реальной жизни, но в то же время понимают аналогию “это опасно, как если бы ты дрался с медведем голыми руками”. Они спрашивают его, что с ними (как личностями) будет на той стороне и он отвечает “Вы останетесь собой”. Что уже вычеркивает образование, воспитание и окружение из уравнения формирования личности.

Идея отбора кажется интересной, и первая задачка действительно такая. “Представь, что ты военный пленник. С тобой 15-летний сын. Утром он попытался сбежать и его поймали. Садисты-тюремщики надевают ему петлю на шею, ставят на стул и кричат, чтобы ты убрал стул под ним. Иначе они убьют не только его, но и всех пленных. Что ты будешь делать?”. С таким началом задаётся тон, что каждое задание будет своеобразным испытанием. Пусть разговорным, но заставит немного подумать. Но, к сожалению, последующие задания ребята просто сидят перед телевизорами и должны то записывать происходящее, то найти самое интересное в увиденном, то найти самое раздражительное. В конце каждого дня Уилл признаёт одного из испытуемых не годным на рассматриваемую “вакансию”.

Помимо основной линии с отбором, есть линия с “расследованием”, почему ранее отобранная им душа, человек с этой душой, погибли. Она короткая, и такая же бессмысленная, как и весь фильм. Бессмысленность заключается в том, что сценарист-режиссер в очередной раз пытается нам сказать “Посмотри на мир вокруг, все мелочи в нём великолепны, получай от них удовольствие”. И когда один из персонажей говорит “Каждый день кто-то причиняет боль другому человеку, кто-то отбирает жизнь другого человека”. Ему в ответ озвучивают “Почему ты фокусируешься на этом?”. Именно под таким углом постановщик и смотрит на всю историю. Он рассказывает о том, как человек отбирает другого человека для жизни на земле. Да, отборщики это души, которые уже прожили свою жизнь. И по сути эта история об Уилле, но его изменение кажется притянутым за уши, т.к. происходит в самом конце. Никто не задаёт неудобных вопросов. Даже если не акцентироваться на глобальных моментах, даже локально – никто не объясняет зачем Уиллу нужно наблюдать за жизнями отобранных им душ. Кажется, что этот элемент добавлен лишь для того, чтобы он мог порефлексировать и дать развить второстепенную историю связанную со смертью его фаворитки-души.

Все минусы не перебивают хороший актерский состав, качественная постановка и трогательные моменты прощания с душами, которые не прошли отбор.

 

Источник

Читайте также