Devilman: Сrybaby — секс, насилие и культурная значимость

Как главный хит зимнего сезона воскресил одну из самых влиятельных франшиз в истории аниме.

5 января на Netflix вышел сериал Масааки Юасы Devilman: Crybaby, экранизация легендарной манги Го Нагая. Аниме моментально стало хитом сезона и вполне может оказаться главным тайтлом года.

Рассказываем, почему Devilman: Crybaby стоит посмотреть всем, кто ещё не успел. Ведь за кровавым сериалом о демонах стоит полувековая история, повлиявшая на всю современную культуру Японии.

Плакса

Акира Фудо — обычный японский школьник, застенчивый и добрый. Он избегает конфликтов и очень чутко воспринимает чужое горе, поэтому в школе его называют плаксой и не принимают всерьёз. Однажды к Акире приезжает друг детства, Рё Аска. Он открывает парню страшную правду о демонах, которые обитают в мире и скрываются среди людей. Акира соглашается помочь Рё собрать доказательства.

В результате в героя вселяется Амон, однако чистая душа «плаксы» одерживает верх. Акира обретает мощь самого сильного и кровожадного из демонов, не утратив человеческое сердце. Но ничто не проходит бесследно. Теперь Акире приходится бороться не только с монстрами вокруг, но и с внутренним демоном.

Если вы не знакомы с франшизой Devilman, можете ошибочно принять его за супергеройскую историю: Акира пользуется новообретённой силой, чтобы защищать людей от монстров. Подвох в том, что и оригинальная манга, и новый сериал плевать хотели на супергероев.

А ещё на добро, справедливость, психику впечатлительных и чувства верующих.

Devilman быстро открывает свою истинную природу. Это мрачное и жестокое шоу, оно не стесняется показывать всю грязь этого мира. Секс, наркотики, безобразные монстры и гротескное насилие обрушиваются на зрителя во всех неприглядных подробностях. Такое могло выйти только на Netflix: настолько откровенного контента в других аниме-сериалах вы даже близко не увидите.

Поначалу может показаться, что Devilman: Crybaby — бессмысленная бойня, которая пытается впечатлить злых школьников. Верно лишь отчасти: эстетика сериала действительно бросает вызов ханжам. Аниме упивается людскими пороками. Но у всего этого есть цель.

Пока Акира и Рё сражаются с демонами, нам показывают, чем живут люди вокруг них. Например, школьники занимаются эстафетным бегом. Подруга героя, Мики Макимура, настолько хороша, что её называют ведьмой. А её тёзку называют Мико (младшая жрица) просто потому, что она хуже бегает. На улицах ошиваются юные рэперы, а христианская семья Мики очень набожна.

В Crybaby немало сюжетных линий и второстепенных героев, но всего за десять эпизодов им найдётся применение. Потому что Devilman — не супергероика. Здесь даже схваткам Акиры с монстрами уделено не так много времени. Вместо этого сериал показывает людей и демонов, чтобы провести параллели и обозначить границы. Первого оказывается куда больше.

Жестокость и разврат в Crybaby работают на идею и оправданы сюжетом, но это понимаешь не сразу. Поначалу на передний план выходит яркая подача и ставка на шок. Работает безупречно. Зимний сезон только начался, но у Devilman просто нет достойных конкурентов: пока это самый стильный и зрелищный сериал года. И не удивительно.

Юаса предпочитает минимализм, его аниме игнорирует стандарты. Он может не использовать тени, искажать пропорции тел, выбирать изобретательные ракурсы и ограничивать цветовую палитру, чтобы передать общий тон сцены и сделать кадр выразительным. Devilman: Crybaby это тоже касается, особенно поначалу. В несерьёзной сцене он обязательно добавит гротеска.

Например, после слияния с Амоном главный герой начинает бегать в такой вот абсурдной манере.

Вы быстро заметите, что это всё намеренно: сериал меняет тон в такт развитию сюжета. Когда Devilman перестаёт заигрывать с людскими пороками, выставляя их в ироничном свете, постановка соответствует. Если Юаса хочет, чтобы вы воспринимали сцену всерьёз, он не будет отвлекать вас кичливыми ракурсами и прочими экспериментами.

Многих режиссёрское видение может отпугнуть не меньше, чем обилие жестокости. Юаса показывает много обнажёнки, но делает её непривлекательной. Юаса рисует роскошных в своём уродстве чудовищ, которые мутируют на глазах — но из-за стилизации им недостаёт чувства осязаемости, реальности. Но когда всё это приходит в движение, быстро перестаёшь замечать: анимация наполняет местный гротеск жизнью и просто завораживает.

Поэтому пресловутая расчленёнка не так уж страшна: в ней больше чистой эстетики, чем мерзкого реализма. Когда у очередной химеры половые органы превращаются в пасти и пожирают людей, а Дэвилмен разрывает чьи-то челюсти, упиваясь кровавой баней, забываешь моргать. Со временем ещё и замечаешь нюансы. Например, когда блики скользят по машине в такт музыке: Юаса использует много тонких приёмов, которые не всегда очевидны, но погружают в происходящее с головой.

Впрочем, не всегда. По меркам режиссёра это не только самое дружелюбное к зрителю аниме, но и во многом самое сдержанное. Если прошлогодний фильм «Весенняя ночь коротка» каждый кадр превращал в ожившую картину, в Devilman: Crybaby порой встречаются стандартные непримечательные сцены и экономия на анимации. Но это мелочи: стоит вам привыкнуть к необычному стилю, Crybaby окажется одним из самых красивых аниме последних лет.

Сюжет, в свою очередь, развивается стремительно и со временем начинает обрушивать на зрителя настоящий шок. Не только визуальный, но и смысловой. Ведь самая мрачная, жестокая и бескомпромиссная сторона Devilman — его история. И особенно концовка, главная прелесть и причина, по которой оригинальная манга стала настолько влиятельной. Сериал нужно посмотреть хотя бы ради того, что происходит в последних эпизодах. Не гарантирую, что вам понравится, но оно того стоит.

Я буду весь текст хвалить концовку, но ни слова о ней не скажу

Многих Devilman: Crybaby привёл в восторг (да и меня тоже), а порой рецензенты называют его шедевром. На самом деле, у сериала есть проблемы, не связанные с нестандартным подходом и вкусовщиной.

Сюжет оригинального Devilman адаптировал Окоти Итиро, сценарист Code Geass. Он проделал хорошую, пусть и не безупречную работу. В десять серий уложил насыщенную пятитомную мангу, адаптировал её под современность, удачно ввёл новых персонажей и уделил достаточно времени большинству прежних героев.

Crybaby одновременно держит интригу, шокирует мрачным содержанием и раскрывает характеры. Поначалу происходящее может показаться хаотичным, но со временем складывается общая картина. Это странное решение: в манге вся основная экспозиция подаётся в начале, чтобы вы сразу понимали ситуацию предельно ясно. Crybaby некоторые важные моменты раскрывает буквально в последних сериях.

Некоторым персонажам манги, особенно демонам, уделено даже меньше внимания и времени, чем в манге. Не велика потеря, но драматизма убавляет

Однако и без откровенно слабых мест не обошлось. Десять эпизодов — всё равно мало для такой истории. Чувствуется, что сериал торопит события и не успевает показать достаточно. Порой создается впечатление, что из сценария вырезаны кусочки, которые добавили бы происходящему больше веса. Сделали бы события и поступки героев понятнее, позволили лучше привязаться к некоторым второстепенным персонажам. Поэтому не все драматичные и даже трагичные сцены выстреливают так, как должны. Но эту проблему компенсирует шоковый фактор: если в Devilman происходит что-то важное, это всегда изобретательно и очень круто поставлено.

Несмотря на недостатки сценария, Devilman: Crybaby идеально подходит даже для тех, кто не смотрит аниме. Он избегает отталкивающих жанровых штампов, развлекает обилием изощрённого шок-контента и уникальным стилем, а на выходе рассказывает далеко не безупречную, но хорошую, яркую историю. Злую, жестокую и очень смелую. Поэтому если вы ещё не успели посмотреть сериал, несмотря на весь шум вокруг него, самое время наверстать упущенное.

Но не это делает его по-настоящему важным.

Предыстория

Го Нагаи (настоящее имя — Киёси Нагаи) родился в 1945 году. В детстве брат дал ему почитать мангу Осаму Тэдзуки Lost World, и Нагаи решил стать мангакой.

Если совсем коротко, Lost World рассказывала об исследовании дикой планеты, на которой правят динозавры. Первобытный мир, древние чудовища и жестокость эволюции нашли прямое отражение в творчестве Нагаи.

Перед поступлением в университет 19-летний Киёси Нагаи заболел колитом. До установления диагноза он три недели страдал диареей и думал, что умирает. Парень хотел оставить после себя хоть что-нибудь: написал свою первую мангу, Kuro no Shishi («Чёрный лев»). В ней юный ниндзя мстит бессмертному самураю. Манга привлекла внимание Исимори Сётаро (создатель Cyborg 009 и Kamen Rider), и Нагаи стал его учеником.

Так начался путь одного из самых влиятельных людей в индустрии аниме.

В 1968 году открылся новый журнал манги категории сёнэн (для подростков): Weekly Shonen Jump. Сейчас это крупнейший журнал манги. В дебютном номере стартовала первая большая работа Нагая, Harenchi Gakuen («Школа бесстыдников»). Пошлая школьная комедия с элементами лёгкой эротики, она породила весь жанр этти, а зачастую её называют пионером современного хентая. Журнал в первые же дни разошёлся тиражом в миллион копий, а Нагаи стал звездой.

Когда-то эта картинка была скандальной

И вызвал волну протестов со стороны родительских комитетов. Мангу публично сжигали, а «Ассоциация родителей-учителей» (РУА) саботировала распространение журнала и требовала запретить аниме-адаптации. Нагаю пришлось прекратить выпуск манги, поэтому он поспешно написал концовку, в которой конфликт учеников с учителями перерастает в кровавую бойню. В итоге все герои погибают от рук РУА (своеобразный ответ реальной РУА).

Комедия внезапно оборачивается кровожадной трагедией.

Это повлияло на всё его дальнейшее творчество. Раньше Нагаи в основном рисовал комедии, но в 1970 году начал выпускать хоррор-мангу. Его первый значительный хоррор-сериал, Maou Dante («Данте, властелин демонов»), появился в 1971 году. Это была дерзкая провокация — и ответ на травлю со стороны сердобольных.

Вдохновившись творчеством Гюстава Доре (особенно иллюстрациями к «Божественной комедии»), Нагаи решил бросить вызов не только табу на жестокость и эротизм в сёнэн-манге, но и моральным устоям.

Одна из иллюстраций Гюстава Доре, вдохновивших Нагая. Впоследствии этот стиль перенял Кэнтаро Миура, создатель Berserk

Школьника Рё Уцуги преследовали кошмары, в которых жуткий демон убивает первобытных людей. В конце сна демон обретал лицо Рё. Однажды в путешествии в горах герой слышит голос существа, которое называет себя демоном Данте, и идёт на его зов. Демон телепортирует его в пещеру, где рассказывает, что когда-то он был Иудой Искариотом. Взяв разум парня под контроль, демон освобождается из ледяной тюрьмы, убивает и поглощает Рё. Но не в прямом смысле: Рё остаётся заперт в теле демона и борется за контроль над ним.

Maou Dante был не просто провокацией, но настоящей пощёчиной. В ней Нагаи выступает адвокатом дьявола, прямо критикует религию и всех, кто оправдывает жестокость благими намерениями. Главным злодеем оказывается Бог, а люди ставятся на один уровень с демонами. Единственная проблема: журнал быстро закрылся, и манга осталась коротким наброском без концовки. Всю историю Нагаи изложил только в 2002 году в ремейке под названием Shin Maou Dante.

Важно другое. Maou Dante — прототип манги, которую сам Нагаи считает главной работой своей жизни. Devilman.

В 1972 году обычный японский школьник открывал свежий выпуск Weekly Shōnen Magazine. А там — плаксивый парень Акира Фудо с подачи друга Рё захватывает тело демона, становится круче яиц и подавляет свою агрессию, купаясь в крови других демонов. Отрывает им конечности, рвёт когтями и забивает насмерть, злобно ухмыляясь.

Но есть подвох. То, что начиналось как очень жестокий и жуткий супергеройский сериал с «монстрами недели» и налётом лавкрафтовских ужасов, во второй половине резко превращается в масштабную апокалиптическую трагедию, завязанную на библейских мифах, сатанизме и «Божественной комедии».

Devilman вывел наработки Maou Dante на новый уровень, включая эротизм и жестокость: это была самая кровожадная и откровенная манга для своего времени. Она бесцеремонно бросала в лицо читателя шок-контент, не жалея и сюжетных персонажей, и даже маленьких детей. Причём насилие и эротизм вплетались в мифологию сеттинга и работали на темы, которые Нагаи хотел раскрыть. В Devilman не было правых и виноватых: демоны могли возвыситься над людьми, люди — пасть ниже демонов, а всеблагой творец был пассивным наблюдателем с комплексом бога. В конечном счёте, манга выступала против войны и любых идеологий, способных её оправдать.

В лоре Devilman хочется выделить три ключевых элемента.

Первый — способность демонов приспосабливаться через слияние с другими формами жизни и друг с другом. Так демоны становились уродливыми, но могущественными химерами.

Второй — сам Дэвилмен. Будучи чистой душой, полной сострадания, Акира смог подчинить себе самого могущественного и опасного из демонов, Амона. Он вынужден постоянно бороться с внутренней тьмой, но находит ей благородное применение: защищать слабых от агрессии сильных. Осознавая борьбу с Амоном, Акира способен сохранять рассудок и подавлять постоянную жажду крови. Тогда как обычные люди могут отринуть здравый смысл и поддаться первобытным инстинктам, потому что не умеют сдерживать внутренних «демонов» и находят своим кошмарным поступкам оправдание. Тот же принцип, что в «Повелителе мух».

Акира не был первым антигероем: его опередили как минимум киллер Golgo 13, вор Люпен III и хулиган-боксёр Джо Ябуки (Ashita no Joe). Но Дэвилмен олицетворяет зло, которое направлено против зла. Важной темой манги была стёртая граница между двумя видами: людьми и демонами. Как переходное звено, Дэвилмен мог видеть в демонах и красоту, и даже благородство.

Третий важный элемент — концепция мира. Земля здесь напоминает ад, и бог — по большей части безразличный пассивный наблюдатель, чьё вмешательство всегда оборачивается только катастрофами. Садист, не способный прощать. А главным сюрпризом Devilman стала концовка, которая переворачивала всё это с ног на голову. Она была резкой, необычной, провокационной. Умудрялась шокировать даже на фоне всего, что происходило в манге.

А происходило немало всякого.

Параллельно с Devilman Го Нагаи решил писать что-нибудь лёгкое и непринуждённое. Просто выпустить пар. Однажды в дорожной пробке его посетила идея: а что, если сделать мангу про робота, которым ты управляешь как машиной? До этого в манге про роботов показывали либо роботов с ИИ, либо с дистанционным управлением.

Maou Dante снова пригодился: там лицо главного героя было на лбу у монстра. Нагаи запустил мангу, в которой кабина пилота помещалась во лбу большого робота, внешность которого была основана на Демоне Данте, Дэвилмене и самурайских доспехах.

Это был Mazinger Z. Первая манга, в которой использовалось слово «меха». Первая манга, в которой пилот управлял роботом изнутри. Манга, которая определила облик меха-жанра, породила бешеный спрос на игрушки. В последствии производители игрушек даже попросили Нагая сделать первого робота, который собирается из маленьких роботов и трансформируется.

Популярность Mazinger Z превзошла даже Devilman. Сам Нагаи был удивлён, что его главная работа оказалась в тени халтурки, над которой он не особо трудился. Отчасти это была проблема цензуры и неудачного стечения обстоятельств. В аниме-сериале нельзя было отразить всю полноту жестокости и безысходности Devilman, который и в мире манги был своеобразной революцией. От этого же страдали работы мастера ужасов Кадзуо Умэдзу, «отца» Дзюндзи Ито: его хоррор-манга так и не получила нормальную экранизацию.

Devilman закончился необычно, но вполне однозначно. Это была сравнительно короткая (всего пять томов) и завершённая история. Редкость для сёнэн-манги, которая обычно идёт до тех пор, пока её не перестанут читать. Тем не менее, Го Нагаи продолжил развивать франшизу. Теми же методами, что многие другие мангаки тех лет: его работы напоминают супергеройские мультивселенные в западных комиксах. Нагаи выпускал множество кроссоверов, а персонажи частенько наведывались из одного тайтла в другой. Акира сталкивался и с Мазингером, и с героиней Cutie Honey, и много с кем ещё.

Впрочем, у Devilman есть полноценные сиквелы.

Первым стал Violence Jack («Жестокий Джек»). Тут нужно сразу оговориться: Нагаи сам признал, что это не канон и вообще самостоятельная история. Манга стартовала в 1973 году и рассказывала про путешествие злого верзилы Джека по постапокалиптичному миру. Сюжет строился эпизодически и вообще не играл особой роли: Violence Jack был примитивным боевиком, который ещё дальше растягивал границы допустимого насилия и эротики. Лишь в конце оказывалось, что Джек — это Акира из, скажем так, альтернативной реальности. С 2005 по 2008 год выходило продолжение, Shin Violence Jack, которое развивало связь с Devilman.

Следующий Devilman появился в период с 1979 по 1981 с выходом короткой манги Shin Devilman («Новый Дэвилмен»). Но и здесь не всё так просто: события происходят между 2 и 3 томом оригинала, а герои путешествуют во времени, чтобы остановить демонов, которые пытаются изменить курс истории. В путешествии по эпохам они встречают много интересных людей. Здесь даже есть Гитлер.

На деле Shin Devilman — эдакая альтернативная версия. Интересная, несерьёзная, но с по-своему сильной концовкой.

Настоящий сиквел появился в период с 1997 по 2000 год, когда Нагаи опубликовал мангу Devilman Lady («Леди-дьявол»). Поначалу кажется, что это перезапуск и вообще альтернативная история. Молодая учительница Дзюн Фудо едет со школьной теннисной командой в поездку в горы. Там на них нападают демоны, начинается резня. Дзюн насилует демон, и в процессе в ней пробуждается скрытая сила — как у Дэвилмена.

Высвободить силу ей помогает загадочная блондинка Лан Аска, которая впоследствии направляет Дзюн в борьбе со зверодемонами, в которых мутируют люди. Что особенно забавно, в мире Devilman Lady существует аниме Devilman, и Дзюн называет себя именно в честь главного героя.

Манга относительно длинная (17 томов) и по большей части эпизодическая, поэтому может показаться затянутой и незамысловатой. Традиционное для Devilman ультранасилие дополняется теперь уже откровенно вызывающей эротикой (попробуйте при чтении считать количество изнасилований), но в этот раз Нагаи уделил больше внимания раскрытию персонажей и лора.

Davilman Lady расширяет мифологию Devilman и объясняет ключевые для понимания общей концепции вещи, а во второй половине соединяет собственный мир с миром оригинала и даже с Maou Dante. По традиции Нагая, манга закончилась необычно и безумно. Только на сей раз концовка принесла больше разочарования, чем шока.

Нет, это не концовка

Однако никаких принципиально новых идей она не привнесла, а старые на новый уровень не вывела. Devilman Lady уступает оригиналу во всём, кроме качества рисунка и объёма шок-контента.

Не считая кросс-овера с Мазингером (Devilman vs. Hades), вольного глупенького ремейка Devilman Grimoire и прочей мелочи, есть лишь ещё один сиквел, достойный упоминания — Devilman Saga. В нём снова всё перемешано: 2025 год, высокие технологии, демоническая броня. Новые герои с похожими именами, сюжетные параллели. Нагаи пишет её с 2014-го, но пока вышло всего восемь глав. Если успеет завершить (сейчас ему уже 72 года), Devilman Saga должна увенчать историю франшизы настоящей концовкой.

Также Нагаи написал короткую мангу с предысторией Амона, Akuma Kishi («Рыцарь-дьявол»), которая объяснила происхождение демонов и самого Сатаны. Получилось своеобразное мрачное фэнтези.

Ещё одна общая черта Devilman с комиксами: Нагаи даёт посторонним авторам работать над франшизой. Так в 1999 году появился небольшой сборник историй разных авторов Neo Devilman и спин-офф Ю Кинутани Amon: Devilman Mokushiroku («Амон: Тёмная сторона Человека-Дьявола»). Это ещё одна альтернативная версия развития событий: после одной из ключевых сцен оригинала Акира поддаётся отчаянию, Амон захватывает контроль над ним и начинает убивать всех подряд. Впоследствии Кинутани написал ещё одну небольшую мангу, в которой основной конфликт Devilman показан глазами подростковой рок-группы дэвилменов.

В Devilman Grimoire Мики — буквально ведьма, и именно она вселяет Амона в Акиру. Получилось глупо, но весело

Оригинальный Devilman был прорывной работой для своего времени, но у Нагая будто не было особого желания достойно развивать его дальше, а идеи закончились. Поэтому все продолжения и спин-оффы наследуют эстетику, расширяют лор, но в разной степени паразитируют на оригинальной истории и ни на что не претендуют. Кроме шокирующего насилия и расширения сеттинга.

Экранизации

С Devilman вышла забавная ситуация. Студия Toei Animation захотела снять аниме по Maou Dante, но попросила Нагая немного убавить пыл с аморальными идеями и сделать главного героя более человечным. Тогда автора посетила идея написать Devilman. С Toei он договорился заранее, поэтому сериал стартовал уже через месяц после дебюта манги, в 1972 году.

Разумеется, он не мог следовать её сюжету, да и не пытался: из первоисточника перекочевали только некоторые ключевые персонажи и демоны. Аниме рассказывало свою историю. Если это можно так назвать: в первой серии Амон вселился в труп Акиры и начал жить его жизнью. Он влюбился в Мики и… всё. Весь сериал — милая эпизодическая супергероика, в которой Дэвилмен расправляется с очередным демоном. Сейчас про это аниме и слова ласкового не услышишь, но для своего времени — популярное и качественное детское шоу.

Именно детское, поэтому из него выпала вся обнажёнка и почти вся жестокость. Для детского мультика Devilman мог быть на удивление мрачным и жестоким, но не более того. Акира, как ни странно, оказался даже злее, чем в манге: порой избивал невиновных.

В целом, за сериал говорит его опенинг.

В 1973 году вышел первый анимационный кроссовер Mazinger Z vs. Devilman, который наследовал стиль детского сериала.

На этом детском Devilman выросло поколение мангак и аниматоров, поэтому его заслуги в популяризации героя не стоит недооценивать. К тому же, представьте себе: ребёнок смотрит детский мультик, покупает мангу — и видит настоящего Дэвилмена. На таком контрасте манга становилась ещё эффектнее.

В 1983 году Мамору Осии дал дорогу новому формату аниме: его мини-сериал Dallos стал первым OVA (Original Video Animation). Аниме, которое выходит сразу на физических носителях, минуя кинотеатры и телевидение. Новый формат открыл дорогу для множества экспериментов разной степени бюджетности и откровенности содержания. Появился шанс показать на экранах настоящего Дэвилмена.

В итоге, в 1987 и 1990 годах студия Oh! Production выпустила два OVA-фильма. Devilman: Tanjou-hen («Человек-дьявол: Рождение») и Devilman: Yochou Sirene-hen («Человек-дьявол: Птица-демон Сирена»). Они пересказывали события первого и второго томов манги, но с небольшими нововведениями: за основу была взята новеллизация, написанная братом Нагая. Сам мангака активно участвовал в создании фильмов.

Если в прошлом веке вам довелось смотреть аниме на VHS, есть вероятность, что этот Devilman — один из ваших любимцев.

OVA не только безупречно передали атмосферу и стиль манги: они её улучшили. Контрастные нуарные цвета, великолепный дизайн монстров и брутальные сцены жестокости. Кэндзи Каваи написал подходящую мистическую музыку, а для сцены шабаша использовал песни японской хэви-метал группы Anthem. Обе OVA одновременно жуткие и запредельно крутые.

Если бы OVA продолжили выпускать, мы бы получили идеальную адаптацию Devilman. Не сложилось. Основной сюжет Devilman начинается с третьего тома. Самые жестокие, шокирующие, напряжённые и трагичные моменты, и особенно легендарная концовка, остались за кадром. В 1991 году всё те же люди выпустили комедийный спин-офф CB Chara Go Nagai World, в котором сталкиваются герои Devilman и Mazinger. Даже Жестокий Джек засветился. На этом всё заглохло.

Нечто вроде продолжения дилогии вышло в 2000 году усилиями студии Live и совсем другого коллектива. OVA на 45 минут называлась Amon: Devilman Mokushiroku («Амон: Апокалипсис Человека-дьявола»). За основу она взяла вышеупомянутую мангу Кинутани с альтернативным развитием событий: после ключевого события манги Амон взял верх над разумом Акиры и начал убивать всех подряд. Что забавно, концовку фильм взял из Shin Devilman.

Когда-то давно Amon многие считали третьей OVA из единой серии, что, конечно же, неверно. Его действительно создавали с оглядкой на дилогию, но в таком контексте он провален: слишком большой хронологический прыжок между второй OVA и началом Amon. Без знания событий манги невозможно понять, что происходит в той самой ключевой сцене. И не только это: многие события Amon в отрыве от первоисточника превращаются в кашу. Не говоря уже об альтернативной концовке.

Но у Amon есть и другие достоинства. Даже сейчас это стильный олдскульный хоррор и хорошее дополнение к франшизе. Он больше внимания уделяет ужасу, который пережил Акира, и его душевным терзаниям. В некотором смысле это недостающее звено в оригинальной истории: Нагаю стоило добавить похожий мотив в оригинальную историю.

По Devilman Lady в 1998 году вышел сериал на 26 эпизодов, но отчасти повторилась история аниме семидесятых. TMS Entertainment запустили проект в производство задолго до завершения манги, поэтому сюжет писали почти целиком с нуля, сохранив лишь ключевых персонажей и общую основу.

Режиссёром выступил Тосики Хирано, а за адаптацию сюжета отвечал Тиаки Конака, сценарист Serial Experiments Lain и Texhnolyze.

Советовать сериал очень сложно. Он дешёвый и вялотекущий, а первые серии навевают смертную скуку. Devilman Lady не могла себе позволить зверскую жестокость и эротику манги, но больше сосредоточилась на душевных терзаниях Дзюн и лесбийской романтике, а после нескольких эпизодических стычек с демонами начала рассказывать связную и в меру интересную историю, депрессивную и трагичную. Она обыгрывала сюжет оригинального Devilman, но добавляла свои мотивы.

Несмотря на почти полное расхождение с сюжетом манги, сериал хорошо отразил её ключевую тему: сочувствие к демонам. В центре самой истории была неизбежность эволюции. Как и многие другие работы Конаки, аниме пропитано давящей окололавкрфтовской атмосферой и чувством скорого апокалипсиса. Это очень проблемный и сильно устаревший сериал, но его достоинства незаслуженно принижают.

Похожая участь постигла Maou Dante: в 2002 году по нему вышел аниме-сериал, который завершил историю и развил характеры персонажей. Но он настолько дешёвый и беззубый, что смотреть мало кто захочет. Впоследствии Нагай использовал наработки сериала в ремейке манги.

В 2004 году Devilman пытались превратить в фильм. Я ничего не буду о нём говорить, просто посмотрите трейлер.

В 2015 году вышел очередной кроссовер, на сей раз — со вселенной Киборга 009. Так и называется: Cyborg 009 VS Devilman. Как ни странно, создатели отталкивались от эстетики манги. Даже показали сцену шабаша, пусть и в довольно детском стиле. Это неплохой развлекательный мини-сериал для неприхотливых фанатов обеих вселенных, но не более.

Как видите, последние полвека Devilman не очень везло. Манга утонула в эксплуатационных сиквелах, спин-оффах и кроссоверах. А единственная попытка достойно экранизировать оригинальную историю оборвалась, не успев показать лучшее, что есть в первоисточнике. Поэтому за пределами Японии Devilman не получил ту степень признания, которой достоин. Незавидная участь для одного из самых значимых произведений в истории современной японской культуры.

В фильме Юасы «Весенняя ночь коротка» есть эпизод на ярмарке подержанных книг. Там к главной героине подходит Бог ярмарки и рассказывает, что все книги на полках связаны нитью причинно-следственных связей, влияния и заимствования. Завораживающая сцена.

Devilman идеально иллюстрирует эту мысль.

Влияние на аниме

Го Нагаи не был первым мангакой, который изображал насилие и эротику. Но всего лишь самым популярным, скандальным и вызывающим — во многом потому, что публиковал свои работы в сёнэн-журналах. Он раздвинул грани допустимого в манге, вдохновил множество авторов и дал им возможность экспериментировать с контентом и жанрами.

Обычно разговоры о влиянии Devilman сводятся к Berserk и Neon Genesis Evangelion. Это принижение заслуг манги. Я тоже не буду сильно углубляться и приведу лишь поверхностные примеры, но для составления общей картины этого хватит.

В 1982 году писатель Хидэюки Кикути издал свой первый роман, «Синдзюку — город-ад», в котором злой маг призывает в наш мир полчища демонов, а антигерой мешает ему уничтожить мир. Уже через год Кикути пишет «Ди, охотник на вампиров»: историю дампира, который защищает людей от вампиров в постапокалиптичном мире. Книга становится хитом, и в 1985 году на её основе выходит первое настоящее хоррор-аниме Vampire Hunter D. Дешёвая OVA обрела огромную популярность и показала, что на жанр есть спрос.

Оригинальным иллюстратором новеллы был Ёситака Амано, но OVA не унаследовала его стиль и вообще была уродлива. Зато впоследствии вышел потрясающий фильм «Ди: Жажда крови», который всё исправил

Не только общая концепция, но и дизайн монстров напоминает Devilman. Впоследствии Кота Хирано напишет Hellsing, мангу про самого могущественного вампира, который истребляет других вампиров. В её эстетике злость Devilman чувствуется особенно сильно.

А уже через год выходит первая OVA по манге Violence Jack (как вы помните, это часть вселенной Devilman). В ней жестокость граничит с садизмом, а откровенная обнажёнка и секс — с хентаем. Впоследствии OVA получила два продолжения, которые вместе стали, вероятно, самым жестоким аниме вообще. А Devilman OVA показали, как делать демонический боди-хоррор стильным.

Вскоре жестокого и эротичного аниме про демонов становится всё больше, и почти в каждой работе можно увидеть отпечаток стиля Нагая. Одной из первых стала Maryuu Senki про трансформирующихся демонов.

Впоследствии волна демонических хорроров будет только расти: от Youma до Genocyber, от Bio Hunter до Blue Gender. От Battle Royal High School до Kiseijuu. Даже современные подростковые хиты — Tokyo Ghoul и Ajin — пересказывают Devilman.

Манга Kiseijuu дебютировала в 1988, но аниме по ней появилось лишь пару лет назад

Но демоны — лишь верхушка айсберга.

Спин-офф Дэвилмена, Violence Jack, открыл моду на постапокалипсис в манге. В 1983 году появилась манга Hokuto no Ken («Кулак полярной звезды»). По большому счёту, это Violence Jack с эстетикой «Безумного Макса».

Вы знаете Hokuto no Ken.

В 1984 году Хирохико Араки издал мангу Baoh. Про подростка, в которого помещают биологическое оружие — паразита, дающего сверхсилу. Парень сбегает, и его пытаются уничтожить, чтобы предотвратить распространение паразита. Но каждый раз, когда героя атакуют, его тело трансформируется, а сам он звереет и рвёт противников в клочья. Очень напоминает Devilman.

Кстати, уже через год Ёсики Такая пишет мангу Kyoushoku Soukou Guyver («Гайвер: Совершенное Био оружие»), которая общей идеей подозрительно похожа на Devilman и Baoh. Впоследствии по ней вышли два голливудских фильма. В первом сыграл Марк Хэмилл.

Дальше все истории о мрачных трансформирующихся героях будут наследовать идеи Devilman. От The SoulTaker до Zetman. От Blassreiter до Kill La Kill.

Да, именно Kill La Kill. Кадзуки Накасима, создатель Tengen Toppa Gurren Lagann и Kill La Kill, обожает Devilman. В обоих тайтлах есть немало отсылок к манге Нагая, а дизайн Гуррен-Лагана и Сэнкэцу напрямую вдохновлён Дэвилменом и Мазингером.

В Kill La Kill параллелей с Devilman намного больше, чем кажется

Сам Baoh был первой работой Араки, полной гротескного насилия. В 1986 году, набив на ней руку, он начал писать JoJo’s Bizarre Adventure («Странное приключение ДжоДжо»), в котором заметно, в числе прочего, влияние «Кулака полярной звезды».

Сейчас это самая меметичная аниме-франшиза.

Самым ярким и очевидным наследником Devilman стал, конечно же, Berserk. По нему у нас есть отдельный подробный текст. Важно одно: Кэнтаро Миура позаимствовал из Devilman архетипы персонажей, многие элементы дизайна демонов и событие, которое сделало Berserk легендой.

Без Devilman мы бы не увидели Затмение.

Не увидели бы и самую шокирующую концовку в истории аниме: The End of Evangelion. Рассказывать про неё не буду, но если посмотрите, удивитесь тому, насколько у них с Devilman много общего.

Впрочем, не концовкой единой. Хидэаки Анно, создатель Evangelion, огромный фанат Нагая в целом и Devilman в частности. Он даже снял игровой фильм по Cutie Honey. Большинство работ, повлиявших на Анно, так или иначе связаны с наследием Нагая, прямо или косвенно. Например, Densetsu Kyojin Ideon («Легендарный Бог-гигант Идеон»), главный источник вдохновения Анно, навеян франшизой Mobile Suit Gundam, но добавляет к ней некоторые нотки Devilman. Сериал прославился небывалым для меха-аниме обилием смертей персонажей, общей депрессивностью и вызывающим трагизмом.

«Еве» приписывают слияние жанров Super Robot и Real Robot, но Ideon пытался сделать это до неё. А заодно добавил столько смертей, что его сравнивают с «Игрой престолов»

Но важнее прямое влияние Devilman на «Евангелион»: достаточно посмотреть сцены, в которых Ева 01 входит в состояние берсерка и пожирает ангела. Сюда же — религиозные аллюзии, извращение жанровых стереотипов и апокалиптический настрой. Всё это повлияло на популярность «Евы». Всё это было в Devilman.

Кстати, с 2007 года выходят полнометражные фильмы с общим названием Rebuild of Evangelion. Формально это ремейки. На самом деле — нечто куда более интересное, но рассказывать подробнее без спойлеров я не могу. Важно одно: это ещё один след Devilman.

В свою очередь, Neon Genesis Evangelion разделил всю индустрию аниме на «до» и «после». До 1995 года по японскому телевидению показывали, по большей части, два типа аниме: либо рекламу манги, либо тайтлы со ставкой на продажу игрушек. Во многом — из-за экономического кризиса.

Смелый, провокационный, шокирующий сериал Анно перевернул игру. Его оглушительный успех привёл к тому, что аниматорам стали давать больше творческой свободы. Появились странные, необычные сериалы (обычно их отличает продолжительность в 13 или 26 эпизодов). Без «Евы» мы бы не получили ни Serial Experiments Lain, ни Ergo Proxy, ни вообще любой сколь-нибудь смелый сериал. «Ева» воскресила индустрию, дав дорогу новым талантам и идеям.

Если бы не «Ева», никто бы не рискнул дать Синъитиро Ватанабэ огромные деньги на создание Cowboy Bebop. Его бы вообще не было

Сам Evangelion вдохновил множество работ. Например, в 1998 году Кохэй Кадоно, любитель «Евы», JoJo и (угадайте) Devilman, написал Boogiepop wa warawanai. Книга породила повальную моду на ранобэ (короткие романы) и мрачное городское фэнтези. Она, в свою очередь, вдохновила Киноко Насу на написание Kara no Kyoukai. В итоге его творческие потуги привели к появлению визуальных новелл Tsukihime и Fate/Stay Night (можете почитать о ней здесь). А каждое второе аниме современности — экранизация ранобэ.

Шокирующая концовка Devilman вдохновила не только Анно и Миуру: она повлияла на чуть ли не все трагедии от мира аниме. Включая главную звезду жанра: Гэна Уробути. Любители визуальных новелл знают его по Saya no Uta, Kikokugai и Phantom of Inferno. Всемирную славу Уробути принесли аниме Fate/Zero, Mahou Shoujo Madoka Magica и Psycho-Pass.

После знакомства с Devilman удивляешься, насколько в Saya no Uta много влияния Го Нагая

Работы Уробути объединяют две вещи: жестокость и трагедия. Чем больше вам нравится персонаж, тем кошмарнее будет его судьба. А концовка истории Уробути не бывает однозначно счастливой, даже при самом светлом раскладе остаётся горечь. Многие критикуют автора за нарочито злой подход и ставку на шоковый фактор, а в народе его прозвали «Уробутчер». На самом деле, всё это время он всего лишь пересказывал Devilman.

Уробути признавался, что манга Нагая определила его подход к созданию историй. В ранних работах автора главный герой — всегда аутсайдер и маргинал, способный совершать страшные поступки. А главный сюжетный поворот в финале «Мадоки», который всё переворачивает с ног на голову, особенно сильно навеян мангой Нагая.

Мадока многие сюжетные элементы взяла из токусацу Kamen Rider Ryuki, но главную прелесть унаследовала от Devilman

То же говорил о влиянии Нагая Ryukishi07, создатель визуальной новеллы Higurashi no Naku Koro ni, которая начинается как легкомысленная комедия, но вскоре оборачивается кровожадным хоррором в необычном сеттинге.

А после прохождения открывалась версия, стилизованная под старый сериал: менялся облик Дэвилмена, саундтрек и даже анимация ударов. Концовка воспроизводила последнюю серию аниме.

Это занимательный реликт для фанатов, но игра очень плохо сохранилась, да и харизму Дэвилмена не передавала: слишком дёшево, не слишком круто. Создатели даже не додумались заменить тревожные завывания на тяжёлую музыку во второй главе.

С тех пор не было и этого: полудемону пришлось довольствоваться камео, кроссоверами, мелкой мобильной игрой и патинко.

Зато на видеоигры он повлиял значительно. Многие персонажи вдохновлены героями Нагая: от карт в Yu-Gi-Oh до Зеро из Mega Man. Гоити Суда назвал Violence Jack своей любимой мангой, а чёрный юмор Нагая повлиял на его работы.

Думаю, вас уже давно не покидает мысль о Devil May Cry. Могущественный полудемон Данте (помните Maou Dante?). Стильный и задиристый, он крошит монстров с огромным удовольствием под тяжёлую музыку. Умеет трансформироваться в демоническую форму и даже пустить скупую мужскую слезу.

Внушительный чеклист.

Такой должна быть игра по манге Devilman: крутой, агрессивной и мрачной. Больше всего на работу Нагая похожа Devil May Cry 3, в которой Данте молод и особенно норовист. Самая мрачная, кровавая и стильная игра серии, она особенно хорошо передавала чувство скорого апокалипсиса. И даже заканчивалась на не слишком светлой ноте.

К четвёртой части серия ещё и сделала выпад в сторону религии: местный Орден оказывался не таким уж благочестивым.

Но этот мотив куда лучше передала наследница Devil May Cry.

Bayonetta особенно забавно рассматривать в контексте творчества Нагая. Как и Devilman Lady, она наследует стиль предшественника, но меняет главному герою пол и делает ставку на вызывающий эротизм. А заодно рассказывает о ведьме, которая борется с ангелами и местным божеством: потому что добро и зло относительны. В этом плане Bayonetta по духу ещё ближе к Devilman.

Дизайн Jubileus очень хочется сравнить с одним из персонажей Devilman, но спойлерить не буду. Кстати, у неё куда больше общего именно с аналогичным персонажем в аниме Devilman Lady

Мотив борьбы с богом — один из древнейших штампов JRPG. В Final Fantasy VI он особенно сильно отдаёт некоторыми идеями Devilman. Но манга Нагая оставила куда более конкретные следы в истории жанра.

В 1986 году на волне популярности демонов и киберпанка Ниситани Ая написал роман Digital Devil Story: Megami Tensei («Легенда о виртуальном дьяволе: реинкарнация богини»), первый из трилогии. Через год по нему вышло аниме, ставшее одним из первых в волне хоррор-OVA.

Книга рассказывала об Акэми Накадзиме, гениальном школьнике-программисте, который решил отомстить за издевательства. Он написал программу призыва демонов и приказал ей убить обидчиков. Программа работает, и на просьбу школьника является Локи.

Мотив мрачного антигероя прямиком из Maou Dante работает как часы: после явления демона Накадзима не растерялся и после казни с радостью предложил Локи жертву. Он заманил свою учительницу в демоническое киберпространство, где Локи её изнасиловал и подчинил её разум себе. Впоследствии школьник раскаялся в своих действиях, но с моральными границами у него большие проблемы.

В 1987 году молодая студия Atlus выпустила свою первую игру с тем же названием. Отталкиваясь от третьей книги трилогии, она частично пересказывала её сюжет и унаследовала эстетику на стыке киберпанка и оккультизма.

Разработчики черпали вдохновение из Wizardry, а чтобы игра не казалась клоном, придумали механику, которая произвела революцию в жанре. Игрок мог вербовать демонов себе в отряд. Впоследствии из этой задумки выросла серия Pokemon. А благодаря идее переговоров с противниками появилась, в частности, Undertale.

Переговоры с демонами перекочевали в серию Shin Megami Tensei: Persona

Существ нельзя было прокачивать, но игра позволяла скрещивать демонов, порождая более могущественные формы: это разработчики подсмотрели напрямую в Devilman. Напомню, там демоны способны сливаться с разными существами, превращаясь в более сильных химер. Например, Амон стал таким могущественным, потому что слился с драконом и антропоморфным волком.

В сиквеле, Digital Devil Story: Megami Tensei II, от книги решили абстрагироваться. Игра показывала постапокалиптичный Токио, а история вращалась вокруг битвы между Люцифером и Богом. У игры было две концовки, в зависимости от того, чью сторону примет герой. Причём, это был выбор не между добром и злом, а между порядком и хаосом: бог в MegaTen не такой уж добрый и всеблагой. Разработчики бросили вызов классической чёрно-белой морали видеоигр и разрушили один из расхожих штампов JRPG.

Atlus никогда не скрывали любви к Нагаю. Например, сценарист Рётаро Ито в интервью признался, что на MegaTen II напрямую повлияли Devilman и Violence Jack. Причём, ещё до его появления в команде: сеттинг разработали Кадзунари Судзуки и художник серии Кадзума Канэко.

Влияние Нагая на Atlus иллюстрирует забавный факт. Разработчики слышали, что в период работы над Devilman мангака изгнал злого духа с помощью богини Кисимодзин. Вдохновившись этой историей, команда начала посещать храм богини в Токио.

Devilman глубоко пустил корни в серию. Доходило до прямых отсылок. Например, в Shin Megami Tensei If… есть персонаж Акира Миямото. Агрессивный парень, который жаждет отомстить демонам. В игре его убивает демон Амон, после чего вселяется в парня и помогает герою. На повтором прохождении Акиру можно добавить в отряд.

Темноволосый парень с повязкой — Акира

Дизайнер Масаюки Дои признался, что в основе всей этой сюжетной линии лежит OVA «Амон: Апокалипсис Человека-дьявола».

Одержимый Акира

Ещё один забавный момент, связанный с демоном. В Shin Megami Tensei: Strange Journey Redux дизайн рук Амона напрямую навеян всё той же OVA.

Подобные следы и отсылки можно найти во всей серии. По совместительству, Shin Megami Tensei выделяется среди большинства JRPG нетипичной мрачностью, хардкорной сложностью, неоднозначным подходом к вопросам морали и чёрным юмором. К тому же, неизменной чертой серии стали провокационные темы и откровенно сексуализированные демоны.

Кадзума Канэко с самого начала изображал многих существ обнажёнными, но ему не дали пропустить оригинальный дизайн в игры. По крайней мере, не целиком. Настоящая обнажёнка появилась разве что спин-оффе Giten Megami Tensei: Tokyo Mokushiroku. Но SMT и без неё всегда выглядел вызывающе.

Особенно далеко зашла Shin Megami Tensei: Nocturne, самая мрачная игра серии. Помимо общей атмосферы и сходства в концепции мира, она позаимствовала у Devilman ключевые мотивы сюжета. В самом начале игры Люцифер помещает в главного героя демона-паразита, чтобы превратить парня в полудемона, существо с демонической силой и сердцем человека.

А через год после выхода игры появилась Shin Megami Tensei III: Nocturne Maniax, эдакая режиссёрская версия с дополнительным контентом. В числе прочего, она добавила ещё больше сходств между Люцифером и одним из персонажей Devilman.

Серия Shin Megami Tensei стала одним из главных имён в жанре JRPG, а её ответвление, серия Persona, в представлении вовсе не нуждается.

Но Devilman вдохновил не только Atlus. Ещё один яркий пример — серия Shadow Hearts. Она выросла из Koudelka, любопытной смеси survival horror с JRPG, и унаследовала как общий мрачный стиль манги, так и образ антигероя.

Юрий — наглый, бесцеремонный парень, который умеет сливаться с побеждёнными демонами, чтобы получать их способности. Он даже может превращаться в поглощённых монстров. А одной из особенностей серии стал счётчик психической устойчивости: если битва затягивается, персонажи выходят из-под контроля и начинают действовать непредсказуемо.

И это не просто параллели. Мацудзо Матида, создатель серии, открыто называл источник вдохновения.

Наконец, нельзя не упомянуть Dark Souls и Blooborne. Одним из главных источников вдохновения From Software был Berserk Кэнтаро Миуры. Но сам Berserk слишком многим обязан манге Нагая: как Maou Dante, так и самому Devilman.

На самом деле, Хидэтака Миядзаки в одном интервью сам признался, что черпал вдохновение из обеих работ.

И снова Crybaby

Даже сейчас оригинальный Devilman на удивление увлекательный, но время никого не щадит, и мало кто сможет пробиться через простенькую рисовку. Масааки Юаса стряхнул пыль с древней манги и постарался максимально эффектно передать её прелесть. Это не дословная адаптация, но первая, передавшая в полной мере её идеи. Первая, показавшая ту самую концовку, которую уже полвека пересказывают другие произведения.

Но в процессе некоторые достоинства манги теряются некоторые. Не все персонажи одинаково удачно адаптированы. Например, в манге Мики была боевой девчонкой и даже лезла в драку с хулиганами. Когда застенчивый Акира стал злым и грубым, Мики начала увиваться за ним и носить его сумку, что логично: она ценит силу и характер. Сериал сгладил углы, сделав её более рассудительной, но от этого и скучной.

С другой стороны, Мики стала более приятным персонажем, не утратив силу характера: постоять за себя и за других она всё ещё может

Это мелочи. По-настоящему пострадал тольно образ Рё. В Crybaby он с первой же серии кажется подозрительным парнем, который манипулирует Акирой. Очень показательна сцена шабаша на дискотеке: в манге Рё открыто объясняет Акире ситуацию и предлагает рискнуть жизнью ради силы демона и шанса спасти человечество. Парень соглашается. В сериале друг просто подставляет Акиру.

В итоге это плохо сказывается на дальнейшем развитии характера Рё и смазывает впечатления от его сюжетной арки. Да и сама динамика отношений между друзьями из-за этого кажется странной. Если бы сериал сохранил завязку манги, он бы от этого только выиграл.

Из-за изменений в завязке испарился и ореол загадочности вокруг Рё, и налёт лавкрафтовского хоррора. Почему-то Юаса решил сделать первую серию максимально кичливой и несерьёзной

Зато изменения в стиле прошли на ура. Crybaby отлично адаптировал обстановку манги под современные реалии. Причём, одновременно технологические и социальные.

В оригинале обыгрывались напряжённые отношения с СССР, здесь же в Белом доме США сидит кто-то похожий на Трампа, а Россию пытаются обвинить во всех грехах при первой возможности. Всё это на фоне подростков, которые все свои мысли сливают в сеть, а на вечеринках закидываются таблетками.

Причём, создатели держали в уме, что распространять сериал будут на Netflix, поэтому многие новые мотивы аниме отражают западную повестку: в одной сцене подростков защищают от полицейского. К вызывающим аспектам добавлены гомосексуальные отношения, а высказывание против ксенофобии сериал подкрепляет, в том числе, высказываниями против расизма.

Показательный момент — шабаш. Оригинальная манга выглядит как иллюстрация к творчеству какой-нибудь метал-группы. Забавный факт: Дэвилмен даже попал на обложку сингла Super-Charger Heaven группы White Zombie.

Поэтому в OVA играл хэви-метал. Это было круто и уместно. Но шабаш — место, куда приходят разлагаться отбросы общества. Так что в Crybaby он выглядит и звучит совсем иначе. Некоторым это не понравилось, но все подобные изменения в сериале выглядят органично, поэтому с задачей справляются.

Единственная проблема адаптации под современность — английская речь. Дубляж на Netflix проигрывает японской озвучке, но когда японский сэйю Рё говорит на английском, акцент режет слух. Причём, один русскоязычный персонаж в японской версии звучит внятно, а в английском дубляже несёт какую-то тарабарщину

Crybaby одновременно осовременивает историю и оставляет налёт ностальгии. Здесь по телевизору крутят старый детский сериал Devilman, а в саундтрек попал ретровейв вперемешку с готическим ужасом. У Crybaby один из лучших аниме-саундтреков за последнее время.

Особенно бесподобный кавер на песню из того самого сериала 1972 года.

Работу со сменой поколения отлично иллюстрируют гопники, которые надоедают Акире. В манге это были кожаные куртки, стереотипные для своего времени. Теперь на их место пришли юные рэперы. С ними сериал обращается потрясающе: рэп исполнен круто сам по себе, а содержание строчек оттеняет происходящее в самом сериале и подчёркивает характеры парней. А когда один из гопников переходит на любовные стихи, чтобы выразить чувства к девушке, получается на удивление трогательно. Вместе с тем, парни получили больше внимания и стали человечнее, поэтому их сюжетная арка куда лучше освещена, чем в манге.

На этом всё не заканчивается. Юаса начинил Crybaby отсылками к тайтлам, которые сами вдохновлены Дэвилменом. И органично вплёл их в повествование. Приведу свой любимый пример. В The End of Evangelion есть сцена, в которой Синдзи мастурбирует возле Аски, пока та лежит в коме. Сцена шоковая и провокационная: в ней можно увидеть плевок в лицо похотливым зрителям, для которых фансервис важнее всего. После оригинальной скомканной концовки «Евы» Анно получал письма с угрозами, и на The End of Evangelion всё это могло повлиять.

В Crybaby нечто подобное происходит с Акирой: Амон превращает парня в агрессивное похотливое животное, которое еле сдерживается, чтобы не изнасиловать подругу.

Впоследствии Акира насилует демонессу. Прямо в полёте над городом. Одновременно с этим рвёт её на куски, упиваясь процессом. Эта сцена одновременно отсылается к Devilman Lady (секс демонов в полёте) и самой первой странице Berserk, но при этом идеально вписывается в антураж и иллюстрирует неприглядные перемены в характере Акиры.

С этим она справляется удачнее, чем оригинальная манга. Не считая Рё и мелких упущений, Devilman: Crybaby гораздо лучше поработал с персонажами. Даже демоны зачастую лучше освещены и имеют больше отношения как к сюжету, так и к самому Акире.

После сериала особенно заметно, что манге недоставало концентрации на персонажах и последовательности, отчего новые действующие лица появлялись спонтанно, а внимания им уделялось недостаточно. Нагая больше увлекла глобальная картина и экспозиция.

Впрочем, основную социальную картину манги Crybaby передаёт и в чём-то даже усиливает

Сериал же на экспозицию скуп. Например, вы не узнаете напрямую, почему демоны вселяются в людей именно в клубах и как Акире повезло стать вместилищем Амона. В манге Рё это сразу объяснял, а впоследствии эта особенность сыграла важную роль в сюжете и дополнила тематическую ось истории. Из сериала эта мелочь пропала совсем. И не только она: Нагай гораздо больше внимания уделил лору. Поэтому и некоторые вызывающие сцены в нём кажутся уместными, а в Crybaby — провокацией ради провокации. Только кажутся.

Чтобы понять, что без похоти и насилия Devilman не имел бы смысла, нужно лишь сложить два плюс два: отсылки к нескольким библейским сюжетам здесь вполне простые и очевидные

Сериал не передаёт все детали сеттинга, поэтому после него есть смысл наверстать мангу или хотя бы старые OVA (к тому же, они до сих пор не растеряли свой шарм). Но при внимательном просмотре Crybaby рассказывает больше, чем может показаться. Он самодостаточен и не требует знания первоисточника.

А ещё между Crybaby и оригинальным Devilman есть одна принципиальная разница. Во второй половине манга ударяется в антивоенный посыл. Сериал Юасы больше про аутсайдеров и ксенофобию. Поэтому кульминация, пусть и одинаковая в главном, различается во многих деталях. В целом Crybaby от этого только выиграл. Из-за большего акцента на героях события кульминации обретают больший вес.

Devilman — парадоксальная франшиза. Одновременно большая и бесконечно маленькая. Невероятно влиятельная, но малоизвестная. Поэтому Crybaby важнее, чем может показаться. Сериал не только осовременил старую мангу: он вернул Devilman заслуженную популярность за пределами Японии и дал новым зрителям возможность увидеть историю, которая вдохновила целое поколение творцов.

 
Источник: DTF

Читайте также