Все-таки Интернет — удивительное место. Кто бы мог подумать, что главным мемом января, который заметят даже МТС и «Альфа-банк», станет маленький и пухленький Наклз, рассказывающий с африканским акцентом о нелегкой жизни в Уганде? Для SEGA его популярность стала поводом напомнить людям о возможности пожертвовать деньги в угандийские благотворительные фонды. Мы же решили немного помочь культурной экспансии этой страны и рассказать про ее кинематограф. Встречайте — Вакаливуд.
Если вы каким-то чудом пропустили Наклза, Уганду и VRChat мимо себя, то советуем почитать о них в нашей заметке. Учитывая то, как этот мем пихали во все подряд в январе, маловероятно, что вы с ним не знакомы, но мало ли.
Вакаливудом в народе называют студию Ramon Film Productions. Такое название взялось из сочетания, очевидно, Голливуда и бедного пригорода Уганды — Вакалиги. Управляет процессом съемки Исаак Набвана, который умудряется в одном лице совмещать пост режиссера, сценариста, оператора, монтажера и продюсера.
Студия основана в 2010 году и за столь короткое время исхитрилась снять свыше двадцати низкобюджетных боевиков. Причем «низкобюджетных» — это мягко сказано. На самый известный фильм студии, «Кто убил капитана Алекса?», потратили всего 200 долларов!
Но картина произвела настолько сильное впечатление, что Алан Хоманис, организатор различных кинофестивалей в Нью-Йорке, приехал в Уганду и снял документальный фильм Wakaliwood: The Documentary. Кстати, с тех пор Алан выступает продюсером всех картин студии. Его даже приняли в местный клан Нкима и дали имя Ссали.
Давайте сразу проясним: даже по нынешнему курсу 200 долларов — это около 11 тысяч рублей. По курсу 2010-го — 6 тысяч. Шесть. Тысяч. Рублей. Вдумайтесь в эту сумму. Много ли вы себе можете позволить на эти деньги? А вот Ramon Film Productions сняла целый фильм продолжительностью в 64 минуты.
Тут Набвана заткнул за пояс даже Роберта Родригеса с его El Mariachi — легендарно низкобюджетным американско-мексиканским боевиком видеокассетной поры, на съемки которого ушло аж семь тысяч — причем долларов. Причем по курсу 1991 года.
Конечно же, ради этого пришлось пойти на многочисленные ухищрения. К примеру, бутафорское оружие и пули делаются из дерева, и лишь для ключевых сцен и актеров — из металла. По словам самого Набвана, пластмассовое оружие он не использует, ведь оно слишком легкое и не позволяет актерам вжиться в роль. Вот это подход!
И к приемам, позволяющим сократить расходы, приходится прибегать практически во всем. Если в сцене видна выпивка — это обычная подкрашенная вода. Одежда взята из личных вещей, а самих актеров набирали буквально с улицы. Съемки проходили на закоулках Вакалиги, а если сцене не хватало масштаба, то режиссер снимал тех же людей, только в масках и с другого ракурса.
Отдельный вопрос касался крови. Набван старается сделать свои фильмы максимально реалистичными, поэтому в ранних работах он использовал коровью кровь. Правда, из-за тотальной антисанитарии один из актеров впоследствии заразился бруцеллезом, так что в будущих кинолентах кровь делали полностью при помощи компьютерной графики.
CGI здесь отвечает практически за все спецэффекты. Взрывы, раны, выстрелы, полет вертолета — это и многое другое сделано исключительно на компьютере. Причем как сделано! В рецензии на «Бахубали» я писал, что в индийском кино все плохо с компьютерной графикой. Так вот, забудьте. Творения Болливуда и Толливуда — шедевры визуального искусства и венцы технологий на фоне Вакаливуда. В видео все наглядно показано. Это неповторимое ощущение телевидения поздних 80-х…
Давайте теперь взглянем на основные творения студии и оценим их сполна.
Who Killed Captain Alex? («Кто убил капитана Алекса?», 2010)
Тот самый фильм, принесший Вакаливуду мировую известность. В нем повествуется о противостоянии местной армии, которую представляет лучший ее солдат — капитан Алекс, и Тигровой мафии под предводительством Ричарда. Как ясно из названия, Алекс погибает, а мстить за него приезжает брат — шаолиньский монах Уганды (да, именно так). Ему и предстоит раскрыть тайну смерти родственника, попутно убив не один десяток человек.
Интересно, что режиссер творчески подошел даже к такому простому сюжету, поэтому ответ на главный вопрос фильма оказывается достаточно простым, но в то же время и необычным. Сами съемки давались тяжело, а оригинальная запись картины навсегда утеряна из-за перебоев электроэнергии. Но лента нашла своего зрителя, раскрыв миру прелести кинематографа Уганды.
Фильм, кстати, лежит в открытом доступе. Любой желающий может с ним ознакомиться хоть сейчас (с комментариями режиссера!).
Bad Black («Плохой черный», 2016)
Международная премьера фильма Bad Black состоялась на фестивале Fantastic Fest в Остине, Техас. Там он получил приз зрительским симпатий и награду за «Лучшего режиссера». А один из западных критиков написал восторженный отзыв на картину исключительно капсом. О чем же она?
Да все о том же! Много трупов, взрывы, автоматы, непобедимый главный герой. Главного злодея же сыграл тот самый документалист Алан Хофманис, он же активно участвовал в продюсировании и продвижении фильма.
Сама история Алана крайне интересная. Он уехал в Уганду после того, как девушка бросила его в день, когда он хотел сделать ей предложение руки и сердца. Парень до сих пор принимает активное участие в жизни студии. О его впечатлениях можно прочитать в треде на Reddit, в котором он отвечал на вопросы пользователей форума.
Operation Kakongoliro! The Ugandan Expendables («Операция „Каконголиро“! Угандийские неудержимые»)
Фильм должен стать самым масштабным произведением студии. Деньги на него собирали на Kickstarter, изначально попросив всего 160 долларов. Но фанаты расщедрились аж на 13 тысяч! Конечно же, авторы не могли не растрогаться от подобной суммы. Они пообещали, что собранные деньги станут основой для нового этапа развития киноиндустрии Уганды. Помимо улучшенного качества съемки, студия также побеспокоится об актерах и жителях города, предоставив им пищу и медицинское обслуживание.
Правда, о самом фильме уже давно ничего не слышно. Надеемся, мы все же его когда-нибудь увидим.
Bukunja Tekunja Mitti: The Cannibals («Они не едят растения: Каннибалы», 2012)
А еще Вакаливуд подарил нам самый настоящий зомби-хоррор! Причем основан он на местных легендах о Ночных Танцорах — людях, которые ночью при полной луне срывают с себя одежду и убивают других людей, чтобы съесть их.
Да, классический «ужастик» про зомби. Правда, помноженный на гарант качества Вакаливуда. Сцены с ожившими мертвецами, пожиранием плоти и магией, которая взялась не совсем понятно откуда, выглядят своеобразно.
Как видим, кинематограф Уганды понемногу расправляет плечи. Да, создателям еще предстоит многому научиться у своих западных коллег и побороть пиратство, которое губит и так небольшую прибыль, но рвение студии заслуживает одобрения. Большинство фильмов основаны на воспоминаниях режиссера о гражданской войне в Уганде, только он не превращает их в трагедии, а подает откровенно трэшово и с задором.
Потому можно сколько угодно смеяться над актерской игрой, компьютерной графикой, декорациями и общим качеством фильмов Ramon Film Productions. Но сам факт, что в Уганде существует своя киноиндустрия, дарящая возможность проявить себя местным жителям и даже вышедшая на мировой уровень, наглядно показывает, что для искусства нет никаких преград — было бы желание.
Потому если вы хотите поддержать развивающееся угандийское кино, то можете сделать это на Patreon. Ведь титул «supa-исполнительный продюсер» звучит гордо!
P. S. Ждем фильм про Наклза?
Источник