История одного пожара и его последствий.
14 февраля Universal признали частичную потерю мастер-записей 19 артистов и коллективов во время пожара 2008 года. В числе пострадавших от пожара числятся Nirvana, Sonic Youth, R.E.M., Soundgarden, Jimmy Eat World, Slayer, Элтон Джон, Шерил Кроу и другие. Это признание – ответ на коллективный иск, поданный в адрес компании музыкантами и их представителями в 2019 году. И, по сути, это первая крупная информация касаемо пожара, которую UMG раскрыли спустя долгие годы.
День, когда всё сгорело
Утром 1 июня 2008 года на территории комплекса Universal Studios произошёл крупный пожар. В тот день рабочие обновляли битумную черепицу на фасаде одного из зданий с помощью газовой горелки. Согласно протоколу, они пробыли на месте работы ещё час, чтобы убедиться, что черепица остыла. Однако сама крыша осталась горячей, и спустя 40 минут после их отбытия загорелась.
Огонь довольно быстро перекинулся на другие объекты и располагавшиеся рядом аттракционы. Среди прочего, частично сгорело здание Courthouse Square, известное по фильмам «Убить пересмешника» и «Назад в будущее», уличные площадки Нью-Йорк Стрит, Браунстоун Стрит и Нью Инглэнд Стрит, полностью сгорел аттракцион «Кинг Конг», а также видеохранилище, содержавшее дубликаты всей фильмографии Universal. Сам пожар длился не меньше двенадцати часов, а в его устранении было задействовано 516 пожарных и два вертолёта.
Изначально после пожара представители Universal заявили об утере 40‑50 тысяч архивных копий фильмов и материалов, часть из которых была вековой давности. Помимо прочего, утерянными оказались архивные копии сериалов CBS «Закон и порядок», «Офис» и «Полиция Майами».
Казалось, что на этом всё и закончилось.
Расследование Джоди Розена
В июне 2019 года, спустя 11 лет после пожара, журналист The New York Times Джоди Розен выпустил крупное расследование, в котором утверждалось, что Universal умолчали о самом главном.
Согласно этому расследованию, пожар уничтожил корпус 6197, прилегавший к аттракциону «Кинг Конг». Этот корпус являлся хранилищем аналоговых аудиозаписей огромного количества артистов каталога Universal и её дочерних лейблов – Chess, Decca, MCA, Geffen, Interscope, A&M, Impulse! и других. По примерным подсчётам, пострадало от 118 до 175 тысяч записей, среди которых были как мастер-версии альбомов и синглов, так и огромное количество неизданного материала (бисайды, альтернативные версии, анрелизы, демо-версии, живые выступления, инструменталы и прочее). В общей сложности сгорело материала на полмиллиона композиций.
Среди прочего, в расследовании утверждалось, что из-за пожара оказались безвозвратно утеряны почти все версии материалов из каталога лейблов AVI Records, Decca и Chess. Таким образом, предположительно сгорела коллекция работ Чака Берри, Мадди Уотерса, Хаулина Вульфа, Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд. Считались полностью утерянными все мастер-записи Билли Холидей.
Несколько дней спустя Розен выпустил дополнение к своей статье, в котором рассказывалось о ещё 700 музыкантах, чьи записи оказались утеряны в результате пожара. Тем не менее, он отметил, что сейчас трудно в точности сказать, кто и сколько потерял от этого пожара, из-за несоответствий в документах разных лейблов
С полным списком артистов, пострадавших от пожара, можно ознакомиться в статье из англоязычной Википедии. Например, там можно найти t.A.T.u., выпускавшихся на Universal Music Russia и дочернем Interscope.
После расследования
Меньше чем через две недели после расследования Розена в адрес Universal был подан коллективный иск. Hole, Soundgarden, Стив Эрл, фонд Тупака Шакура и фонд Тома Петти хотели коллективно отсудить у NME убытки, которые им принёс пожар. Впоследствии Hole отказались от претензий – представители UMG утверждали, что мастер-каталог группы уцелел. Аналогичные заявления были высказаны о каталогах Стива Эрла, Тупака Шакура и Тома Петти. Единственными записями, сохранность которых оставалась под вопросом, оставались работы Soundgarden. Судебное разбирательство было отложено в августе для выяснения обстоятельств. Сами Universal на фоне отказа от иска со стороны Hole пытались замять дело, утверждая, что информация о сгоревших записях была предоставлена Soundgarden ещё в 2015 году. Но Soundgarden не дали делу закрыться, и представители UMG попросили суд предоставить им больше времени на расследование.
14 февраля 2020 года было объявлено, что записи Soundgarden оказались в числе сгоревших. Несмотря на наличие цифровых и физических реплик в других местах, оригинальные мастер-записи не только Soundgarden, но и других групп оказались безвозвратно утеряны. Это первое официальное признание последствий пожара со стороны UMG спустя 11 лет после случившегося – и это в перспективе может откликнуться всей индустрии.
И чем это чревато?
Прежде всего в глаза, естественно, бросается тот факт, что 19 артистов, озвученных Universal суду, никак не сочетаются с цифрами, озвученными Джоди Розеном. Позиция Universal по поводу расследования до сих пор оставалась весьма расплывчатой – они отвергли обвинения Розена, но за прошедшее с расследования время не предоставили никаких опровергающих его обвинения доказательств.
Чревато это в первую очередь тем, что к иску Soundgarden в перспективе могут подключиться практически все музыканты лейбла и их представители. Как минимум – с целью проверить сохранность каталогов, а в случае, если он оказался уничтожен – с целью возмещения убытков. Потеря каталога для музыкантов (особенно старых) значит в первую очередь невозможность выпускать ремастер-версии старых альбомов и раритетный неизданный материал, наверняка оставшийся на сохранении у лейбла. К тому же, это может стать крупным ударом по репутации Universal – со слов некоторых исполнителей, никто из представителей лейбла не уведомил их о случившемся, пока не вышло расследование Розена.
Если (или когда) выяснится, что список Розена оказался хоть сколько-нибудь правдивым, то это будет огромный удар не только по репутации лейбла, но и по истории музыки и всему наследию музыкального мира – безвозвратно утерянными окажутся не только оригиналы десятков тысяч работ, но и неисчислимое количество неизданного материала, так и не дошедшего до слушателя.
И, судя по развитию событий и первому признанию свершившегося со стороны UMG, эта история ещё очень далека от своего завершения.