Экранизация книг о младшей сестре прославленного детектива, поставленная режиссёром «Дряни» и с Милли Бобби Браун из «Очень странных дел» в главной роли.
«Шерлок Холмс» остаётся одной из самых часто экранизируемых франшиз в мировой культуре, однако в XX веке у неё появилось новое прочтение — истории про сестру Шерлока. 23 сентября на Netflix вышла экранизация этих книг — «Энола Холмс». Как можно понять, знаменитому сыщику тут отведена исключительно второстепенная роль. Да и по настроению «Энола» отличается от привычной «холмсианы» — это скорее приключенческий фильм, нежели детективная история.
Кто такая Энола Холмс
Если вы никогда не слышали о том, что у Шерлока была младшая сестра, не удивляйтесь — Энола Холмс впервые появилась в серии подростковых книжек писательницы Нэнси Спрингер, выходивших в издательстве Penguin Young Readers во второй половине нулевых.
Во второй половине десятых права на экранизацию приобрела студия Legendary. Фильм должен был выйти в широкий прокат, но из-за пандемии права на его дистрибьюцию приобрёл Netflix, и вместо кинотеатров «Энола Холмс» дебютировала на потоковом сервисе.
«Энола Холмс» основана на первой книге серии, вышедшей в 2006 году — романе «Дело исчезнувшего маркиза». По сюжету, пятнадцатилетняя Энола, поздний ребёнок, лет на двадцать моложе своих старших братьев, живёт с овдовевшей матерью в запущенном сельском имении где-то в английской глубинке.
Не выносящая стереотипы и ограничения викторианского общества мать воспитывала Энолу по-своему. Поэтому, вместо того, чтобы учиться носить чепчик и корсет, деликатно смеяться, шить и становиться послушной женой, Энола читала, занималась единоборствами, фехтовала, стреляла из лука, ставила научные эксперименты, расшифровывала криптограммы и играла в теннис посреди заставленного картинами, скульптурами и прочим барахлом помещения.
Однажды, в день шестнадцатилетия Энолы, её мать таинственным образом исчезает, оставив после себя несколько зашифрованных посланий. Энола обращается за помощью к своим старшим братьям, которые в последний раз навещали отчий дом много лет назад.
Однако ставший её опекуном на время отсутствия матери Майкрофт, кажется, больше заинтересован в том, чтобы отправить «дикую» сестричку в пансионат для благородных девиц. Ну а Шерлоку и вовсе нет дела ни до чего, кроме его собственных расследований.
Отчаявшись дождаться помощи от братьев и столкнувшись с неминуемой угрозой отправки в пансион, Энола сбегает из дома и отправляется в Лондон на поиски матери. Однако та совсем не подготовила дочку к опасностям и сложностям большого мира, и Лондон оказывается совсем не таким, как ожидала Энола.
К тому же, по пути девушка знакомится с ещё одним бунтарём, сбежавшим от собственной семьи — юным маркизом Тьюксбери, наследником огромного состояния и места в Палате лордов, которого больше интересуют цветы, ботаника и мир вокруг. Маркизу грозит смертельная опасность, и Энола вынуждена отвлечься от поисков матери, поскольку уверена, что никто кроме неё юноше не поможет.
Энергия и четвёртая стена
Адаптацией «Энолы Холмс» для экрана занимались известный британский драматург и сценарист Джек Торн («Тёмные начала», «Гарри Поттер и проклятое дитя»), а также постановщик «Дряни» и «Убивая Еву» Гарри Брэдбир.
И Брэдбир принёс с собой ту же бешеную энергию, динамику, смесь юмора и абсурда и постоянную манеру главной героини ломать четвёртую стену, которой так прославилась «Дрянь». Подобно Дряни, Энола напрямую обращается к аудитории, путается в показаниях и заговорщически подмигивает зрителям.
Благодаря кипучей динамике и неиссякаемой энергии главной героини, большая часть двухчасового хронометража смотрится на одном дыхании, чередуя смешные, трогательные, драматичные и напряжённые моменты. Бредбир знает, где нагнать саспенса, а где разбавить напряжение удачной шуткой. Ну а постоянные обращения к зрителям заставляют аудиторию чувствовать себя участниками представления.
Да, двухчасовой хронометраж кажется слегка чрезмерным, долгую концовку стоило бы слегка сократить, а детективная интрига выглядит недоработанной: Энола разгадывает шифры, переодевается, работает под прикрытием, дерётся и совершает акробатические трюки, но вот именно расследований повествованию не достаёт.
В отличие от известного брата, к правильным выводам героиня приходит благодаря не дедукции, а эмоциональным озарениям, просветам в памяти, расшифрованным пазлам и тактическому манёвру, который можно описать словами «идти напролом».
Кроме того, повествованию немного мешает, что Энола постоянно отвлекается на два отдельных дела: поиски матери и спасение маркиза. И героиня, и аудитория вполне способны одновременно уследить сразу за двумя расследованиями, но сюжет не даёт углубиться ни в одно из них. К тому же, картина явно делалась с расчётом на сиквел, и разгадка одной из тайн отставлена на продолжение.
С другой стороны, «Энола Холмс» едва ли в принципе задумывалась как детектив — скорее, это развлекательный семейный фильм с нехитрой моралью. Однако в этом случае из общей картинки несколько выпадает третий акт, где расследуемое Энолой дело внезапно теряет весь налёт легкомысленности и обретает смертельно серьёзный (с ударением на «смертельно») оборот.
Бенефис Милли Бобби Браун
«Энола Холмс» может похвастаться блестящим актёрским составом. Хелена Бонем Картер в образе матери Холмс, Генри Кавилл и Сэм Клафлин в роли Шерлока и Майкрофта соответственно. Но главным сокровищем картины стала сыгравшая заглавную героиню Милли Бобби Браун.
В «Эноле Холмс» звезда «Очень странных дел» раскрывает все грани своего таланта. В зависимости от сцены, Энола может быть дерзкой, резкой, смешной, собранной и уязвимой, и Браун блестяще передаёт все особенности характера своей харизматичной героини.
У неё сложилась настоящая экранная химия с сыгравшим роль юного маркиза Луисом Партриджем (намеки на романтическую линию тоже есть, но дальше этого дело не заходит), но роль настоящего эмоционального якоря для главной героини играет её брат Шерлок в исполнении Гэнри Кавилла.
Шерлок у Кэвилла получился тоже довольно оригинальным: он слишком прилизанный, безынициативный и… эмоциональный, а за внешней безразличностью скрываются истинная любовь и беспокойство за сестру.
Фанаты персонажа могут обвинить авторов в неканоничности, но вот какой нюанс: не так давно создателей фильма обвинили в нарушении авторских прав наследники Артура Конан-Дойля.
Причиной претензий стала именно эмоциональность главного героя: наследники считают, что эта черта Шерлока ещё не перешла в общественное достояние, поскольку таким Шерлока Холмса впервые изобразил сам Конан-Дойль в самых поздних, ещё защищённых авторским правом рассказах. Однако на взгляд стороннего наблюдателя этот судебный иск больше смахивает на попытку подзаработать, пока есть возможность.
Феминистическая история
Многие западные рецензии хвалят «Энолу Холмс» за феминистический настрой и радуются, что наконец-то в «холмсиане» появилась хоть одна достойная женщина за исключением миссис Хадсон и Ирэн Адлер.
И действительно, конфликт патриархальных викторианских ценностей и новых прогрессивных идей на экране присутствует и весьма умело встроен в сюжет. Собственно говоря, на нём держится вся детективная интрига. Кстати, довольно иронично, но главными защитниками патриархальных традиций становятся сами женщины.
Но справедливости ради стоит отметить, что феминистический посыл был и в первоисточнике. Энола и в книге сбегала из дома, чтобы избавиться от корсетов, пансионатов для благородных девиц и перспективы превратиться в благочестивую матрону. А её мать и вовсе исчезла… чтобы избавиться от викторианских предрассудков и поселиться с цыганами.
Фильм даже как-то заглушает отдельные идеи первоисточника: мать Энолы теперь бросает дочь не ради вольной жизни, а ради её будущего. Кроме того, если в книгах оба брата Энолы — закосневшие в стереотипах патриархального общества консерваторы, то на экране косным болваном показан только Майкрофт, в то время как Шерлок проявляет хоть какое-то внимание к желаниям сестры.
Правда, это не спасает его от обвинения, мимоходом брошенного одной из прогрессивных героинь, держащих академию женских единоборств под прикрытием чайного дома: по её словам, безразличие Шерлока к политическим вопросам вызвано не его интеллектуальным превосходством, а отсутствием необходимости менять мир, потому что он ни разу не сталкивался с бессилием и беспомощностью.
«Энола Холмс» — это яркое, энергичное и лишь самую малость затянутое кино. Это в первую очередь развлекательная история, а потому детективная интрига тут слабовата. Но главное достоинство фильма — блестящая игра Милли Бобби Браун, ради которой «Энолу» захочется пересмотреть ещё не раз. По крайней мере, пока не выйдет следующий сезон «Очень странных дел».