Действительно ли у Nintendo острые правовые претензии против Yuzu?

Эмуляция «превращает общие вычислительные устройства в инструменты для массового нарушения интеллектуальной собственности Nintendo[…]».

Действительно ли у Nintendo острые правовые претензии против Yuzu?

Компания Nintendo подала иск против Tropic Haze LLC, разработчиков популярного эмулятора Yuzu, который, по словам производитея Switch, «способствует пиратству в колоссальных масштабах».

Федеральный иск, поданный в понедельник в окружной суд Род-Айленда и впервые освещенный Стивеном Тотило, стал самым масштабным и важным аргументом против технологии эмуляции, которая, как утверждается, «превращает общие вычислительные устройства в инструменты для массового нарушения интеллектуальной собственности Nintendo и других авторских прав». Nintendo просит суд запретить разработчикам работать, продвигать и распространять эмулятор Yuzu, а так же выплатить компенсацию в соответствии с DMCA.

В случае успеха, аргументы в этом деле смогут помочь отменить многолетний правовой прецедент, который защищал саму технологию эмуляции, но запрещал её использование для целей пиратства.

«Nintendo по прежнему придерживается позиции, что эмуляция сама по себе незаконна», говорит адвокат Foundation Law и специалист по цифровым медиа John Loiterman. «Хотя это и не основа в этом деле.»

Просто следуйте этому (сложному) руководству

Основная часть юридических аргументов Nintendo основывается на способности Yuzu обходить многочисленные уровни шифрования, защищающие программное обеспечение Switch от копирования и/или воспроизведения неавторизованными пользователями. Используя так называемые «prod.keys», полученные с настоящих консолей, Yuzu может динамически расшифровывать защищённые ROMы игр во время выполнения, что, по мнению Nintendo, и противоречит Закону о авторском праве в цифровую эпоху (DMCA), который запрещает обход защиты ПО.

Однако важно то, что сам эмулятор с открытым исходным кодом не содержит копии этих «prod.keys», которые, согласно иску Nintendo, пользователи должны предоставлять самостоятельно. Этим Yuzu отличается от эмулятора Dolphin, который был удален из Steam в прошлом году, после того, как Nintendo указала, что программа сама содержат копию общего ключа Wii — он используется для расшифровки файлов игр.

Если бы эмулятор не обладал способностью к обходу DRM, то попал бы под действие десятилетнего юридического прецедента, устанавливающего право эмулировать одно железо на другом с помощью методов реверс-инжиниринга. Однако, принцип Yuzu «дай свои ключи» не является надёжной защитой.

В иске Nintendo широко цитируется краткое руководство по запуску, которое Yuzu размещает на своем сайте. В этом руководстве есть подробные инструкции о том, как «начать играть в коммерческие игры» с Yuzu, взломав ваш (старый) Switch, чтобы получить ключи для дешифровки. В этом руководстве так же содержатся ссылки на ряд сторонних инструментов, которые напрямую взламывают консоли и/или игры.

В этом руководстве, как утверждает Nintendo, «разработчики Yuzu нагло признают, что для использования их программы требуется взломать Switch». Nintendo так же указывает на Discord-сервер Yuzu, где разработчики эмулятора и его пользователи обсуждают, как запустить на эмуляторе игры, защищённые авторским правам, а так же, публичные данные телеметрии, которые показывают, что разработчики знают о широком использовании их программы для пиратства (как писали разработчики Yuzu в июне 2023 года, «Tears of the Kingdom самая играемая игра на Yuzu»).

Хотя Loiterman утверждает, что «инструкции и указания — это не обход», он добавил, что «чем больше уровней косвенности между ПО Yuzu и распространением ключей, тем безопаснее». Подробные руководства, Discord и осведомленность о пиратстве, по меньшей мере проблематичны.

Можно ли обвинить Yuzu [в обходе методов защиты], просто предоставив руководство пользователя — вот, я думаю, главный вопрос в этом деле. — продолжает адвокат.

В своем ответе на Discord, команда разработчиков написала: «Мы не знаем ничего, кроме публичного заявления, и не можем обсуждать этот вопрос в данный момент».

Что делать с моими бэкапами?

В своем иске, Nintendo утверждает, что «не существует законного способа использовать Yuzu для игры на Nintendo Switch». Но в этом утверждении есть несколько потенциальных дыр, которые могут послужить возможной защитой для разработчиков эмуляторов.

Например, Бюро по авторским правам США обычно разрешает пользователям делать бэкапы законно приобретенного ПО для целей архивации, но с некоторыми оговорками. Доступ к этим личным архивам может стать законным способом использовать Yuzu.

В своем иске Nintendo прямо заявляет, что покупка игры для Switch означает, что у вас «есть разрешение Nintendo на воспроизведение этой копии на немодифицированной консоли Switch». Любая другая копия, по определению, является «несанкционированной», утверждает Nintendo, даже если она сделана покупателем для личного пользования.

Более того, Nintendo утверждает, что использование Yuzu для воспроизведения законных покупок на Switch на другой платформе (например, на Android или Windows) также запрещено. «Nintendo имеет право решать, выходить ли на рынок игр для других платформ или нет», — пишет компания.

При этом Loiterman считает, что аргументы Nintendo, вероятно, заходят слишком далеко. «Nintendo хочет сказать, что лицензионное соглашение для всех пользователей ограничивает использование игры только на Switch», — сказал он для Ars. «Это проблематично, потому что 37 CFR § 201 содержит ряд исключений и ограничений в отношении того, насколько далеко идущими и применимыми могут быть подобные лицензионные условия».

Хоумбрю и доступность

Защитники Yuzu также могут указать на способность эмулятора запускать широкий спектр хоумбрю игр и приложений для Switch — от программ для отслеживания погоды до традиционного порта Doom. Запуск этих программ через Yuzu — законное использование, которое не требует нарушения шифрования Nintendo или авторских прав на программное обеспечение.

Однако в своем иске Nintendo утверждает, что «подавляющее большинство пользователей Yuzu используют его для игры в пиратские игры». Например, в иске приводятся данные о том, что утечка копии The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom была загружена 1 миллион раз за полторы недели до релиза игры, и в этот период времени на Patreon Yuzu появились «тысячи дополнительных платных патронов». По мнению Nintendo, Yuzu несет «вторичную ответственность» за «побуждение» к подобному нарушению.

Если не принимать во внимание аргументы о побуждении, наличие некоторых легальных вариантов домашнего использования может помочь Yuzu. «У нас есть множество вещей, которые можно использовать как законными, так и незаконными способами, но владение или использование которыми не запрещено», — сказал для Ars адвокат и аналитик игровой индустрии Mark Methenitis. «Например, у отмычек есть как вполне законные, так и незаконные варианты использования, и мы не ограничиваем владение ими… Но это — баланс, который должен учитывать суд в контексте всех представленных аргументов».

Но и это не надежная защита. «Альтернативные варианты использования, конечно, помогают, и дальнейшие исследования могут выявить несколько интересных прецедентов, но я скептически отношусь к тому, что одна только возможность использования homebrew станет защитой, если суд установит факт противодействия защитам или незаконному обороту [согласно DMCA]», — говорит Loiterman. Когда речь идет о законных случаях использования homebrew, «я бы сказал «чем больше, тем лучше», [но с юридической точки зрения] я сомневаюсь, что существует четкое, яркое правило на этот счет».

Разработчики Yuzu также могут аргументировать существование эмулятора как инструмента, помогающего сделать игры Switch доступными для людей с ограниченными возможностями, которые не могут напрямую использовать консоль. В своих постановлениях об исключениях из DMCA от 2021 года Бюро по авторским правам разрешило обход защит, который «позволяет людям с ограниченными возможностями использовать альтернативные устройства ввода для игры в видеоигры».

«Я думаю, что Nintendo будет трудно возразить против законных случаев использования [например, доступности]», — сказал Метенитис. «Конечно, этот спор будет связан с вопросом о том, насколько доступна консоль… но я также признаю, что вы можете сделать гораздо больше и потенциально использовать другие устройства или программное обеспечение для обеспечения доступности, если запускаете что-то на ПК».

Однако, чтобы оспорить это исключение в суде, «Yuzu придется привести какой-нибудь реальный пример доступности», — говорит Лойтерман. «Я не думаю, что идеи о том, что доступность может быть обеспечена или улучшена абстрактно, будет достаточно».

Предупредительный выстрел

На данный момент у Nintendo уже есть опыт защиты своих произведений, защищенных авторскими правами, путем преследования фанатских игр, сайтов для распространения ROM и аппаратных моддеров. Но сами создатели эмуляторов до сих пор оставались в безопасности от правового гнева Nintendo.

Иск Nintendo, если он будет удовлетворен в суде, может создать новый прецедент, который будет иметь тревожные и далеко идущие последствия для практически всех остальных разработчиков эмуляторов. Но Loiterman сказал, что он «скептически относится к тому, что дело дойдет до суда. Если только у Yuzu нет очень глубокого кошелька, я думаю, что они, скорее всего, уберут эмулятор, и программа будет жить, но не будет централизованно распространяться разработчиками».

Подобный отказ от эмуляции под угрозой судебного иска мог бы послужить легким примером для других производителей консолей, которые захотят поставить юридические препоны на пути развития эмуляции. Но дело против Yuzu также несколько отличается тем, что речь идет об эмуляции консоли, которая все еще продаётся. Это делает повод Nintendo для преследования Yuzu несколько иным, чем, скажем, потенциальный стимул Sony для преследования создателей эмулятора PSP в 2024 году.

«[Nintendo] должна чувствовать значительный риск пиратства, чтобы начать это дело», — отмечает Methenitis. И хотя Methenitis заявил, что судебные иски против эмуляторов «в общем и целом… не были успешными в прошлом», по его словам, Nintendo может получить юридическую поддержку благодаря таким делам, как успешный иск Blizzard против бота WoWGlider из World of Warcraft и недавние успешные иски Bungie против создателей читов для Destiny 2.

«Я вижу в этом угрозу с практической точки зрения, если не с юридической», — добавил Loiterman. «Nintendo не атакует основную концепцию законности эмуляции. Они атакуют инструменты и методы, необходимые для того, чтобы эмуляция действительно работала. Существует целая цепочка вещей, необходимых для работы эмуляции, и Nintendo не нужно уничтожать все звенья этой цепочки».

Оригинал: How strong is Nintendo’s legal case against Switch-emulator Yuzu, Ars Technica, 2024.

 

Источник

Читайте также