Подробнее об ошибках «Террора» вы можете прочитать в статье Александра Башкирова. Но пусть вас не обманывает словосочетание «первые впечатления от сериала», ведь в первую очередь тот текст — это признание гения Симмонса. После ознакомления обязательно попробуйте прочитать оригинальный роман (или какой-нибудь «Гиперион»), про существование сериала лучше забыть.
А вот у AMC память довольно хорошая, так что уже 12 августа вышла первая серия второго сезона. Его шоураннерами стали Макс Боренштейн («Конг: Остров черепа») и Александр Ву («Настоящая кровь»). Сеттинг сменили с ледяных просторов XIX века на лагерь для японцев в США времен Второй мировой войны. Единственное, что роднит сезоны — подход, где паранормальные элементы оттеняются межличностными драмами.
Сюжет начинается с самоубийства женщины в японской общине на острове Терминал, что в Лос-Анджелесе. Способ она выбрала необычный — проткнула мозг через ушной канал при помощи кандзаси (традиционное японское украшение для волос). Из-за этого пошли слухи, что в лагере завелся бакэмоно — мстительный дух, изменяющий форму. С его убийственным нравом предстоит познакомиться семейству Накаяма и главному герою Честеру.
Если вы ожидаете от второго сезона достойную хоррор-составляющую, то лучше пересмотрите еще раз «Призраков дома на холме». Мстительный дух в сериале — до невозможности банальный и невыразительный сценарный элемент, служащий лишь катализатором некоторых событий.
Вдвойне обидно, что японский фольклор полнится самыми разными существами, а второму сезону «Террора» досталось одно из самых обычных. Бюджет на спецэффекты так и не нашли, потому некоторые действия бакэмоно выглядят максимально дешево. Благо, в первой серии дух появляется не так часто, чтобы начать раздражать, но в будущем готовьтесь именно к этому.
А пока сериал пытается развлекать проблемами жизни молодого японца, который хочет покорить Америку, но общественные настроения ему все время препятствуют. Все-таки на дворе Вторая мировая, а Япония — главный враг США. Достаточно лишь небольшой искры, чтобы проблема расизма перешагнула за критическую отметку, но вместо нее загорается Перл-Харбор, последствия которого всем хорошо известны.
Стоит признать, что все составляющие для отличного сериала у сеттинга есть. Яркий и броский вид Америки 50-х контрастирует с серостью и унынием жизни иммигрантов. Да еще и про японскую эстетику не забыли. Даже чисто визуально второй сезон «Террора» мог бы несказанно привлекать. Мог бы, но почему-то этого не делает.
Создается впечатление, что все усилия сценаристов и постановщиков ушли на репрезентацию японцев и усиление акцентов на «белом грехе». В ответ на спасение жизни начальник отца главного героя забирает у семьи дорогой автомобиль, а девушка Честера отказывается сбежать с ним из скучной жизни и не уверена в их совместном будущем. Зато японцы изображены максимально культурными и вежливыми. Даже местный алкоголик внешне похож на интеллигентного поэта или публициста.
Первый сезон «Террора» хотя бы конфликт умудрился построить с первой же серии, второй проваливается и в этом. Когда нам ясно очерчивают, кто здесь хороший, а кто — плохой, особых переживаний внутри не возникает.
Жизнь семейства Накаяма якобы полна невзгод и проблем, но нам их особо не изображают. Дом у них ухоженный, все члены семьи выглядят прилично, даже респектабельно. А сам Честер развлекается с друзьями в явно дорогом борделе. Вероятно, так нам должны подчеркнуть лишения в будущем, однако тон с самого начала задается на совсем верный для подобной истории.
Но страшнее, что сериал будто сам не знает, чем завлекать зрителя. Сеттингом? Он пока существует лишь на словах. Драмой? Она банальная и вымученная. Сверхъестественными элементами? О да, именно поэтому их от силы минут пять на часовой эпизод. Пока ближайшие ориентиры — это история восстания против мнения общества и поиска своей судьбы. Фабула, честно признаем, далеко не новая, да и обыгранная во многих произведениях на недосягаемом уровне качества.
Возможно, «Террор: Бесчестье» пострадал от болезни «первой серии». Замахнувшись на слишком большое количество сюжетных линий, авторы не сумели с самого начала представить их должным образом. Не исключено, что в будущем ситуация изменится. Верится слабо, но все же.
Можно даже выделить два элемента, в которых проглядывается потенциал сериал. Первый — это, как ни странно, хоррор-часть. Пара моментов в первой серии выглядела если не жутко, то точно неприятно и отталкивающе. А тот факт, что главный герой — фотограф, позволяет реализовать один из самых удачных приемов фильмов ужасов — жуткие искажения на снимках, которые одновременно притягивают и пугают.
А второй — тот самый японский колорит, причем находящийся под постоянным давлением западной культуры. Ведь японцы — народ до крайностей консервативный, что проскакивает и в сериале. Из конфронтации идей, мотивов и взглядов на жизнь Запада и Востока вполне способно родиться захватывающее действо с шансом превзойти даже накал страстей на корабле в ледниках из оригинального «Террора».
Но это все лишь догадки, которые «Террор: Бесчестье» пока подбрасывает слишком неохотно. Первый эпизод выглядит набором бессвязных фрагментов, из которых никак не вяжется зачин увлекательного сюжета.
Учитывая, что события остальных серий развернутся в «военных центрах перемещения» после интернирования японцев в США, то есть в исключительно американских декорациях, чудес ждать не стоит. Вопросы расизма снова затмят все остальное.
Даже чисто эстетически второй сезон проваливается (и проигрывает первому с его вполне аутентичными костюмами и декорациями). Вот японцы, вот их домики — наслаждайтесь. Этого мало? Ну, держите урезанную версию чайной церемонии и традиционные маски театра Но. Да, красиво, но как-то бессмысленно.
Ведь любой стилистический элемент должен работать в непосредственной связи с историей, чтобы привлекать по-настоящему. А во втором сезоне «Террора» даже того самого бакэмоно вставили, кажется, лишь ради красивого слова. Замените его на «мстительного духа» — и ничего не потеряете. Если японская культура так и продолжит оставаться всего лишь бесцельным реквизитом, то толку от нее будет не много.
И пока кажется, что такая судьба ждет и «Террор: Бесчестье» целиком. У второго сезона нет ни одной достойной причины для существования, а первая серия их не подбрасывает. Хотелось бы верить, что это просто такой медленный старт, но что-то подсказывает, что из провала 2018 года шоу плавно перетечет в провал 2019-го. И никакое распитие сакэ со всемогущими ками авторам сериала не поможет.
- Первый сезон «Террора» занял второе место нашего топа худших сериалов 2018 года. Но кто же на первом?
Источник