Даже из самой мелкой искры может разгореться разрушительное пламя — обзор-мнение Tales of Arise

Даже из самой мелкой искры может разгореться разрушительное пламя —  обзор-мнение Tales of Arise

Триста лет ненависти и предубеждений так легко не забываются.

Я не играл в предыдущие игры серии Tales of (которые, вроде бы, и не связаны между собой), так что в этом аспекте сравнить не могу, а потому буду отталкиваться от своего опыта в Scarlet Nexus (предыдущая крупная игра студии, не jRPG, но имеет много общего) и Yakuza: Like a Dragon (последняя крупная jRPG, в которую я играл). Tales of Arise – это история о двух планетах-близнецах, Дане и Рене, и их жителях, одни из которых оказались в подчинении других в результате вторжения. Это история о восстании против угнетения, избавлении от оков рабства, примирении с самим собой и поиске такого решения, которое позволило бы всем жить в мире, несмотря на существующие между ними различия. И в этом игра хороша.

Это всё ещё типичное аниме (есть даже опенинги и анимированные эпизоды) с перерывами на фансервис, но свой основной посыл игра доносит весьма чётко, по ходу истории развивая его и показывая сложившуюся ситуации с разных сторон, в результате чего к финалу понимаешь, что в игре, по сути, нет однозначных злодеев и каждый из персонажей в той или иной мере жертва. Немаловажным аспектом является и то, что Tales of Arise отлично подойдёт тем, кто только знакомится с жанром jRPG – боёвка в реальном времени, исследование мира без лишнего гринда, простая и понятная система предметов и экипировки, достаточно низкий порог вхождения и большой акцент на сюжет, который, как я уже обозначил, выполнен отлично.

По части технического исполнения в игре всё хорошо – даже бюджетный ПК с 1050Ti (как мой, например) спокойно потянет игру на высоких-максимальных настройках с 60 FPS в большинстве сцен. Впрочем, кое-какие проблемы всё же были — иногда случались подвисания фонового эмбиента на несколько секунд, что происходило весьма нечасто, но всё же мешало. Ну, и вторая проблема, с которой я столкнулся — иногда во время боя при использовании командных добиваний после прожатия комбинации игра замирала (но не зависала) на пару секунд словно бы требовалась загрузка нужной анимации.

Memories broken

The truth goes unspoken

I’ve even forgotten my name

I don’t know the season

Or what is the reason

I’m standing here holding my blade

Жители миров-близнецов – планет Даны и Рены развивались отдельно друг от друга и самостоятельно строили своё общество, но в определённый момент Рена начала полномасштабную экспансию. Обладая более продвинутыми технологиями, вроде звездолётов или силовой брони, рениане смогли захватить власть на Дане и обратить её жителей в рабство, вынуждая тех работать для добычи астральной энергии – ценного ресурса, который захватчики использовали в своё ритуале – борьбе за корону.

В каждом из пяти крупных регионов Даны назначался правитель-ренианин, который собирал астральную энергию этой местности (энергию огня, света, земли, воздуха или воды) в особое вместилище – ядро духа. Такая борьба за корону длилась семь лет и победитель, сумевший собрать больше всего энергии, становился правителем Рены. При этом в ход шли любые средства, от использования вспомогательных машин до каторжного труда и даже массовых убийств, высвобождавших большое количество энергии. Так продолжалось триста лет.

Спустя три сотни лет мы знакомимся с протагонистом, которого все зовут Железной маской – он не помнит ни своего имени, ни того, кто он такой, его нашли год назад в беспамятстве и теперь в качестве раба герой вынужден трудится в рудниках Кэлаглии, одного из пяти регионов, имеющего предрасположенность к астральной энергии огня. Впрочем, от других узников его отличает еще одна особенность — он не чувствует боли. По счастливой случайности именно неподалеку от места, где работал герой, рениане решили везти одну из своих ценных пленниц, а подполье даниан – отбить её.

Видя девушку в беде, протагонист решает ей помочь и связывается с данианским сопротивлением. Выясняется, что героиню зовут Шион и с самого рождения она «защищена» шипами, которые появляются при любой попытке к ней прикоснутся. Девушка, невольно причиняющая боль при любом прикосновении и юноша, не чувствующий боли – кажется, что их встреча должна была случиться. Шион – ренианка, но изгой среди своего народа, а потому она хочет победить всех пятерых лордов, собрать их ядра духа и прекратить борьбу за корону. Пара объединяется и с помощью сопротивления выступает против Болзефа, лорда огня и правителя Кэлаглии. В сражении с лордом часть маски протагониста ломается, и он вспоминает своё имя – Альфен. Использовав мощь огня он разрушает огромную стену, отделявшую Кэлаглию от других королевств и вместе с Шион начинает освобождение Даны.

В своих путешествиях героям предстоит посетить все королевства, найти новых друзей и союзников и освободить даниан из рабства. Важно отметить, что в отличие от западных игр, где, зачастую поднимается мысль в духе «угнетение — это плохо, панятнинька?» в Tales of Arise нам дают взглянуть на это с разной перспективы – если изначально мы сталкиваемся с классическим рабством, то в дальнейшем предстоит разобраться с более неоднозначными формами угнетения – будь то повсеместная слежка и тоталитаризм, вынуждающий доносить на соседей пока они не донесли на тебя, полное подчинение воли или даже мирное сосуществование двух народов, скрывающее все ужасы в закулисье. Всё это раскрывается в должной мере — как в рамках основного сюжета, так и во второстепенных диалогах.

Тут нелишним будет сравнение со Scarlet Nexus — если в случае с «брейнпанком» у нас была какая-то визуальная новелла с говорящими головами, то в Tales of Arise постановка явно лучше и большинство разговоров представлены в виде динамичного подобия комиксов, что не даёт заскучать. Помимо основного сюжета в игре просто тонны диалогов, что активируются как на отдыхе у костра, так и просто всплывают во время путешествий, а их тематика варьируется от планов по спасению мира до способов приготовления оладьев.

И кстати, если вы думали, что все вышеописанные события это вся игра, то вас ждет приятный сюрприз, это лишь «первая половина сезона», после чего вас ждет новый опенинг, рефлексия по уже произошедшим событиям и новые проблемы. Как и в Scarlet Nexus, неожиданных поворотов здесь насыпали с лихвой и каждый последующий переворачивает происходящее с ног на голову, но за счёт большего хронометража это не выглядит так топорно.

Даже из самой мелкой искры может разгореться разрушительное пламя.

Геймплейно, всё довольно просто – помимо боёвки в реальном времени, для которой есть наборы приёмов, суперприёмы и командные взаимодействия, имеется шесть игровых персонажей, четыре из которых принимают участие в сражении, а два выполняют роль поддержки. Менять состав партии и переключаться между героями можно в любой момент через меню. Система снаряжения простая – оружие, доспех (или его эквивалент) и аксессуары, всего три предмета. То же самое и с расходниками – несколько видов лечилок и восстановления энергии (использует в бою для лечения и некоторых приёмов), пара-тройка постоянных усилителей и всё, никаких проблем для новичка в жанре.

Мир поделен на отдельные зоны и изобилует различными врагами и ресурсами. Как и в любой уважающей себя jRPG есть готовка (которая зависит от персонажа-повара), ферма с животными и, конечно же, РЫБАЛКА (рыбы-боссы в комплекте).

Теперь давайте детальнее. Изначально мы начинаем лишь с одним Альфеном и лишь затем собираем целую команду. Как несложно догадаться, каждый из персонажей представляет тот или иной архетип не только сюжетно, но и имеет определённый геймплейный класс. Ничего нового игра не изобретает: Альфен — мечник, предпочитающий ближний бой и атаки по области, Шион использует свою винтовку, бомбы, астральные приёмы и лечение, иными словами отдаёт предпочтение дальнему бою и, вместе с тем, является главным хиллером в команде. Ринвелл же представляет магов — для этого у неё имеется широкий арсенал заклинаний самых разных типов и, что логично, в ближний бой она старается не встревать, Лоу же, напротив, действует только в ближнем бою и сражается врукопашную. Дохалим является одновременно и магом, использующим астральные приёмы, и бойцом ближнего боя, орудующим посохом, вдобавок к этому он ещё может лечить союзников, пусть и не так эффективно как Шион. Ну, и Кисара, что забавно, является танком, владеет щитом в полный рост и способна прикрывать союзников.

Как я уже сказал, в бою можно управлять любым персонажем, переключаясь через меню, в этом же меню можно задавать тактику для остальных героев, которые сражаются сами по себе — использовать приёмы по максимуму отдавать предпочтение лечению не использовать предметы и всё в таком духе. При этом у каждого персонажа есть особая вспомогательная способность которую можно использовать в любой момент боя — лишь бы соответствующая шкала была заряжена. Помимо того что все эти способности наносят урон они также могут быть «открывашками» для определённых видов врагов: Альфен поджигает врагов и выводит их из равновесия, Ринвелл может прервать выполнение магических атак и «красть» эти приёмы, Лоу пробивает защиту слишком уж бронированных врагов и т.д.

Впрочем стоит начать с основы боевой системы — это обычное комбо из спама квадрата (или крестика если у вас геймпад от бокса) и использование кучи спецприёмов. И у того и у другого есть ограничения. Максимальное количество ударов в комбо ограничено как и его урон, а спецприёмы потребляют специальный ресурс, выраженный через шкалу приёмов (сокрашённо ШП), что восстанавливается со временем (да, это своего рода стамина). В дополнение к этому повторение одних и тех же атак снижает их дальнейшую эффективность и урон. В результате имеем боевую систему, которая требует играть максимально разнообразно если хотите наносить максимум урона — в чём-то это схожа с боёвкой из DMC, но без дополнительных поощрений и с репетативностью.

Изначально боёвка немного напрягает, в основном из-за малого количества спецприёмов и ещё меньшего количества ШП — тот же Альфен начинает с двумя единицами, а при касте магии и астральных приёмов персонажи и вовсе должны стоять неподвижно а их приёмы легко прервать. Впоследствии это компенсируется приличным набором навыков, которые можно будет организовать в два набора или же и вовсе использовать через меню, а количество ШП растёт в несколько раз, как и способы его восстановления.

Тут игре на помощь приходит прокачка, которая выполнена не совсем стандартно — вместо получения очков опыта за уровни и квесты герои получают ОН — очки навыков, а вместо общего дерева прокачки есть титулы. Они открываются на протяжении всего прохождения, могут быть привязаны как к сюжету, так и к определённой деятельности и у каждого персонажа свои. Каждый титул открывает доступ к набору из пяти навыков — один выдаётся при получении титула, остальные нужно прокачивать отдельно. Выбор достаточно богатый — увеличение ШП, возможность пережить смертельный удар с 1 ХП, прыжки и увороты в воздухе, новые приёмы а также специфичные для каждого персонажа навыки. Подобная система мотивирует изучать все аспекты игры поскольку никогда не знаешь, когда получишь новый титул и что он принесёт.

Теперь поговорим немного о врагах. Для достижения победы над очередным противником не всегда нужно опустить его шкалу ХП до нуля, поскольку существует альтернатива — заполнить другую шкалу, ну, скажем, оглушения, которая быстрее заполняется если выполнять разнообразные приёмы и постоянно прессовать оппонента. При заполнении шкалы враг на время будет обездвижен а героям откроется возможность для совместного добивания — нажав на крестовине направление, соответствующее конкретному герою игрок запустит красивую анимацию, в которой два персонажа нанесут сокрушительный удар, фатальный для обычных врагов и наносящий приличный урон боссам. Сами же враги весьма разнообразны и заставляют использовать весь арсенал возможных приёмов, хотя и страдают от классического игрового «перекрашивания», когда для такой масштабной игр слишком накладно делать кучи новых моделек а потому просто беруться старые но с другим окрасом и парой новых приёмов.

Помимо совместного добивания у каждого персонажа есть свой ultimate — для этого нужно во время боя специальным образом активировать режим сверхсилы, в котором спецприёмы не тратят ШП, а затем, выполнив ещё одно условие, активировать приём комбинацией клавиш — и вот ваш персонаж уже проводит красивое добивание, наносящее иногда колоссальный урон.

И вот исходя из всего, что я описал выше, может сложится впечатление, что никаких проблем у боевой системы нет — это не совсем так. Дело в том, что повторять из раза в раз базовое комбо и шесть назначенных приёмов постепенно наскучивает, конечно, можно поменять приёмы, но механически ничего не изменится, просто будут другие эффекты и анимации. Да, можно менять персонажей, это вносит значимое разнообразие, но и к этому быстро привыкаешь. За те 80 часов, что уходят (лично у меня) на прохождение сюжета и большинства сайдквестов боёвка попросту выдыхается — что-то подобное было и в Scarlet Nexus, но из-за вдвое меньшего хронометража проблема обошла её стороной. Забавно, но у игры есть для этого решение — в настройках боя можно… включить автоматический режим, тогда даже подконтрольный вам персонаж будет сам вести бой. Можно ли так просто пропускать бои, наблюдая со стороны? Да. Но назвать это панацеей довольно сложно.

Вторая проблема (по крайней мере для меня) — эффекты. Они красивые и разнообразные, но порой банально мешают нормально видеть противников, что не в новинку для японских игр. Но это ещё полбеды. Основная проблема кроется в том, что нередко враги и союзники применяют одинаковые приёмы с одинаковыми эффектами. Как понять, что вот это энергетическое поле создал противник и в него лучше не влезать? Да никак, из-за того, что Tales of Arise бои проходят в реальном времени, схватки с несколькими противниками превращаются в настоящую свалку, в которой порой сложно разобраться.

Ну, и третья проблема, что, пожалуй, классическая для jRPG — разница в уровнях, а именно, если враг выше вас на несколько уровней, то эффективность ваших атак по нему стремится к нулю и единственный способ серьёзно навредить — вернуться позже с более высоким уровнем. Причём тут имеется неочевидная кривая сложности, которая зависит не только от разницы в уровнях, но и от вида врага, с которым вы сражаетесь, поскольку атаки некоторых из них просто будут ваншотать персонажей.

Впрочем, игру есть за что похвалить, а именно — за «удобство». Она не пытается лишний раз испытывать терпение игрока а потому всячески ему помогает — быстрое перемещение доступно почти всегда а точки разбросаны практически на каждой локации, система крафта максимально проста и понятна, снаряжение по ходу игры банально меняется на более мощное, без какого-либо заигрывания с характеристиками, гринд облегчается тем, что при последовательных боях у команды заполняется отдельная шкала, увеличивающая шансы выпадения ценных предметов, дополнительные активности вроде фермы или рыбалки просты в своей основе но несут немало пользы…

Отдельно хотелось бы затронуть косметику в игре. Не всё находимое снаряжение влияет на внешний облик персонажей, лишь оружие всегда будет меняться, доспехи же и их эквиваленты — не более чем увеличение характеристик. Чтобы менять внешний вид героев нужно выполнять различные сайдквесты, получая особые костюмы, а также находить сов, каждая из которых открывает какой-либо аксессуар, вроде очков или крыльев. Тут я ещё раз отмечу удобство игры, если в том же God of War (что я проходил как раз перед Tales of Arise) схожий «квест» с поиском воронов Один был выполнен отвратительно, поскольку их поиск без гайдов был чистым задротством, то здесь можно посмотреть, в каком регионе ещё не найдены все совы, уже встреченные птицы отмечаются на карте, а при входе на локацию, где есть сова, будет своеобразное «уведомление», как и при приближении к самой птице. В чём ваша проблема, Santa Monica?

Но вернемся к косметике. Даже если вы выполните все квесты, то помимо пары сюжетных нарядов получите лишь пару-тройку особых и банальные ретекстуры основных. Почему так? Потому что лучшие костюмы надо продавать в DLC, очевидно же! И это, на самом деле, печалит. Не сказать, что в дополнениях тонны косметики, но всё же она выгодно выделяется на фоне того, что может предложить базовая игра. Но даже если купите самое полное ультимативное издание то вскоре выясните, что тут входят далеко не все из доступных DLC. Ну, вы знаете эти неультимативные ультимативные издания, та же Юбисофт могла бы уже продавать NFT методички по изданиям своих игр.

Мир, который мы знали с рождения, — жалкая декорация, театр, полный лжи и обмана.

Не выделяясь особой технологичностью игра поражает своим визуалом. Каждое отдельное королевство это новый мир, не похожий на остальные – каменная пустыня, ледяные равнины, цветущие города, морские пляжи, технологичные постройки – лишь малая часть того, что можно встретить в путешествии. Игра буквально до самого финала подкидывает всё новые и новые локации. Аниме вставки достаточно редкие, но весьма стильные, я бы не отказался от полноценного сериала как это было со Scarlet Nexus. То же самое касается и дизайна врагов — совсем уж дикой японщины, вроде букетов с женскими ногами, как это было в Scarlet Nexus, вы тут не найдёте, но запоминающиеся образы всё же гарантированы.

Если вы знаете, что такое хорошее звуковое сопровождение в японской игре, то не вижу смысла расписывать больше – здесь именно оно.

Tales of Arise – это:

👌 Цветы в космосе

👌 Совы — именно то, чем кажутся

👌 Пляжный эпизод

👌 Эпизод в сауне

👌 Конкурс на лучшие оладьи

👌 Тайна американской космической программы

👌 Кабаны из Готики

Отличная возможность познакомится с жанром jPRG и прекрасная, многогранная история, до самого финала несущая мотив о том, как важно всегда оставаться человеком и не забывать о чувствах других, выполненная в шикарных декорациях разнообразного мира.

Диагноз – Firewalk with me

Спасибо за внимание, надеюсь, данный текст был для вас полезным или интересным. Ещё вы можете найти меня в Стиме, где я регулярно пишу обзоры (и где вышел оригинальный, пусть и куда меньший по объёму, текст данного обзора), выкладываю скриншоты, сто часов подряд исследую мир Elden Ring и веду прочую активность.

#talesofarise #anime #обзор #мнение

 

Источник

Читайте также