В 2017 году нельзя делать автосимулятор по шаблону.
С самого анонса Forza Motorsport 7 продвигают, как главный эксклюзив Xbox One X. Как игру, которая продемонстрирует все возможности новой консоли. Игра для этого прекрасно подходит: объёмное освещение, динамическая смена погоды, блеск корпуса и детализация салона машин отражают достижимую графику на системе.
Но есть ли в игре что-то ещё? Какая-то идея? Всё-таки она выходит в том числе на ПК.
Forza Motorsport 7 — лучшая игра для Xbox One X. Даже у самой Microsoft среди готовящихся к выходу игр ни одна не смогла бы также хорошо раскрыть потенциал «самой мощной консоли в мире». А вот фанатов автосимуляторов ей удивить нечем.
Истории о вымышленных гонщиках
Впрочем, начинается игра интригующе. С идеи, что каждый гонщик может рассказать множество историй — о первой гонке, победе, чемпионстве.
Стартует карьера с гонок легенд автоспорта — Михаэля Мюллера, Марии Росси, Юкайо Такаги. Игра сразу же демонстрирует разнообразие: здесь и красивейшая городская трасса в Дубае, и гонки грузовиков, и автодром Suzuka под дождём.
Вот только есть одна проблема. Все эти «легенды» — не настоящие. Тот же Росси был основным соперником в Forza Motorsport, пока в пятой части не ввели драйватаров, «призраков» других игроков. Та же история с Мюллером и Такаги. Если не знаком с автоспортом, то есть риск принять их за реальных гонщиков.
А ведь идея-то отличная: дать игроку возможность побывать известными пилотами прошлого и настоящего. Уже ради этого стоило бы играть.
В Gran Turismo 6 можно было пройти через разные этапы становления гонщика Айртона Сенны. А единственным поводом запускать Sébastien Loeb Rally Evo был режим, позволяющий повторить путь Себастьена Лёба, прославленного чемпиона ралли. Но в Forza Motorsport 7 — в основном лишь «знаменитости» из предыдущих частей серии.
Карьера Forza Motorsport 7 умеет заинтересовать любопытными чемпионатами и соревнованиями. Вот ты участвуешь в турнире на одном из классических болидов 1967 Eagle-Weslake, вот дрифтишь на модифицированном Ford Gymkhana Focus против Кена Блока, а вот уже сбиваешь кегли на лимузине Cadillac XTS по тестовому треку Top Gear.
Проблема в том, что всё это было не только в прошлых выпусках серии, но и в других автосимуляторах. Джимхана Кена Блока была в DiRT 3. Тестовый трек Top Gear — в Gran Turismo 5 и предыдущих Forza Motorsport.
Больше всего карьера напоминает о TOCA Race Driver 3. Гонка Codemasters тоже демонстрировала автоспорт с разных сторон: от чемпионатов на машинах класса GT, до состязаний грузовиков и монстр-траков.
Разница лишь в подаче: TOCA через сюжет показывала жизнь гонщика за пределами трассы, чем побуждала проходить карьеру.
Вынужденное коллекционирование машин
Ключевой мотиватор продвигаться по карьере в Forza Motorsport 7 — коллекционирование автомобилей. Это универсальный приём, он работает в любой гонке. Игрок проходит соревнования, зарабатывает деньги и репутацию, копит на нужное авто для следующего состязания или на машину мечты.
Коллекционирование машин в карьере идеально подходит и серьёзным автосимуляторам, если в них не ограничивают автопарк для других режимов. Так, в Gran Turismo 5 для одиночных гонок было доступно лишь порядка пятидесяти автомобилей из тысячи. Остальные приходилось открывать.
Forza Motorsport 7 страдает от той же проблемы. Если машины нет у вас в гараже, то с ней нельзя делать ничего, кроме как ездить на ней в свободных заездах или мультиплеере.
Любой из семисот автомобилей можно арендовать на гонку или чемпионат, но лишь в исходном виде. Скажем, я хочу проехаться на Ferrari F12tdf, а она доступна только в голубом цвете. Голубая «Феррари»? Нет, спасибо, для меня настоящие «Феррари» ярко алые или хотя бы жёлтые. Но ничего не поделаешь.
Более того, пока я не куплю Ferrari F12tdf, её не получится рассмотреть во всех деталях в режиме Autovista, посидеть в ней, послушать рёв мотора. Даже дилеры в автосалоне позволяют рассмотреть машину и посидеть в её салоне бесплатно.
Остаётся зарабатывать кредиты в карьере и одиночных гонках или покупать «призовые ящики». Ящики обычно содержат случайную машину, экипировку для гонщика или модификации, которые увеличивают получаемые в заездах опыт и деньги, если выполнять заданные условия. К примеру, пройти соревнование с видом из кабины или не вылететь ни разу с трассы в течение круга — в таком духе.
В Forza Motorsport и раньше была подобного рода лотерея. С каждым повышением уровня пилота выдавали билет в призовую игру, оформленную под своеобразную рулетку. Вращаешь барабан — выигрываешь всё те же машины, модификации или кредиты. Но вместе с тем формат упрощенного развлечения из казино добавлял соревнованиям азарта.
Ящики же нужно покупать и открывать в отдельной вкладке меню. И они вызывают отторжение, потому что выглядят как элемент монетизации из F2P игр. Да к тому же, похоже, что потом их можно будет приобретать за реальные деньги — на это намекает закрытый пока раздел «Магазин».
Вождение превыше всего
Фанаты покупают автосимуляторы в первую очередь, чтобы кататься на машинах. Их вряд ли заинтересует карьера Forza Motorsport 7: все гонки в ней очень короткие — протяжённостью от двух до пяти кругов. В игре нет квалификаций, потому все соревнования придётся стартовать с заданной позиции — обычно в середине или конце пелотона.
В таких условиях ни о какой равной борьбе корпус в корпус не может быть и речи, особенно на самой высокой и низкой сложности. Когда у тебя всего несколько кругов, чтобы прорваться с десятого места на первое, ты скорее затормозишь в последний момент и кое-как втиснешься в колонну поворачивающих машин. В худшем — сбавишь скорость в столкновении с одним из соперников.
К риску ещё больше подстёгивает перемотка времени. При каждом столкновении и вылете с трассы будет появляться сообщение «нажмите Y для перемотки назад». Для симулятора это слишком роскошная возможность исправлять свои ошибки. Потому лучше отключить функцию в меню, если предпочитаете изучать трассу и работать над собой.
Противники в Forza Motorsport 7 по-прежнему самые непредсказуемые в жанре. Драйватары копируют манеру вождения других игроков и потому умеют как агрессивно атаковать и подрезать, так и ездить аккуратно. Каждую гонку они подбираются случайно из ваших друзей и случайных людей, так что в теории все заезды должны получаться уникальными.
На практике выходит, что каждый драйватар непредсказуем и чуточку отличается от остальных. Однако все драйватары не умеют подстраиваться под вождение других пилотов. Это приводит к заторам в поворотах и внезапным авариям с их участием. К тому же адаптивный ИИ перенимает не только лучшие черты от игроков. А потому может так же врезаться и выталкивать вас с трассы, как вы это делаете по отношению к компьютерным противниками.
Физика машин в Forza Motorsport 7 неоднозначная. С одной стороны, тут нет ситуаций из Project CARS 2, когда отдельные авто просто невозможно нормально водить. С другой — им не хватает характера и кажется, что их подгоняли под общую модель поведения. На геймпаде и с электронными помощниками автомобили легко уходят в занос на поворотах и слишком просто в нём управляются.
На руле всё сложнее. Без электронных помощников машины страдают от избыточной поворачиваемости. Даже болиды порой проходят повороты боком. Складывается впечатление, что шины на виражах слишком быстро теряют сцепление с асфальтом. Со стороны это выглядит, будто автомобиль скользит по воде.
В непогоду непокорность машин, напротив, смотрится куда более естественно. Лужи затормаживают и разворачивают автомобили, а колёса по мокрому асфальту правдоподобно пробуксовывают. Всё, как и должно быть.
Отчасти удержать авто на нужной траектории не помогает слабая обратная отдача. На стандартных настройках не всегда можно понять разницу между поребриком и травой, не говоря уже о чувстве веса машины.
Многие проблемы решаются в настройках — полистайте этот форум, если не хотите долго подбирать параметры сами. Для любителей симуляторов копаться в ходовой автомобилей или конфигурации устройства управления — привычное дело. Вот только в других играх жанра есть хотя бы автоматические инструменты по калибровке руля, а здесь их нет.
Шансы в киберспорте
Для серьёзных соревнований игра пока что не подходит. В сетевых заездах сейчас правила задаются по умолчанию игрой и почти никак не наказывают за срезки и столкновения. Первые круги каждой гонки превращаются в хаос: часть участников по неопытности или наглости врезаются в других или проезжают повороты напрямик.
В Project CARS 2, iRacing и Assetto Corsa за такое сразу выписали бы солидный штраф ко времени круга или попросили бы уступить позицию. За ряд нарушений принудительно отправили бы в боксы или выгнали из сессии.
Чуть позже в Forza Motorsport 7 добавят «Лиги». В них можно будет самому создавать сессии и задавать правила. К примеру, организовать гонку на выносливость протяжённостью в несколько десятков кругов. Или запретить врезаться и сделать так, чтобы машины проезжали друг сквозь друга, как призраки.
В официальные лиги участники будут подбираться по результатам, показанным в предыдущих сетевых соревнованиях. Если вы, к примеру, ездили агрессивно, то только против таких же водителей и сможете состязаться.
Критерий условный и не идёт в сравнение с гоночными лицензиями из других симуляторов. Чтобы на равных тягаться на киберспортивной арене с ними, игре Forza нужна более строгая рейтинговая система. Хотя бы что-то на уровне Minorating для Assetto Corsa.
Впрочем, чемпионаты по Forza Motorsport 6 разработчикам помогали проводить по меньшей мере ESL и телеканал Fox. Подобного рода турниры уже позволят новой Forza остаться в своей нише. Остановятся ли Turn 10 на этом или шагнут дальше — увидим в ближайшее время.
И тут нужно понимать, что следующий уровень — регулярные трансляции с комментариями профессионалов, как у Project CARS 2 и iRacing. Или Gran Turismo Sport, где лучшим по итогам сезона будут вручать лицензии ФИА.
Хотя Forza Motorsport 7 вышла на ПК, её не стоит напрямую сравнивать с другими компьютерными автосимуляротами. Особенно с iRacing и Assetto Corsa. Она ближе гонкам Codemasters вроде GRID и F1. Лучше всего ощущается на среднем уровне сложности и с геймпадом. В Forza нужно быть готовым к условиям, когда в одиночной игре противники немного поддаются, а в мультиплеере правила каждый устанавливает для себя сам.
Больше всего расстраивает, что в новой игре Turn 10 нет ключевой идеи. В прошлой части серии достойно реализовали дождь и аквапланирование машин по лужам. Project CARS 2 поражает погодой и возможностью проехаться по знаменитым трассам зимой. Gran Turismo 6 была про любовь к автомобильной культуре. Forza Motorsport 7 же будто сделана по шаблонам предыдущих выпусков, просто чтобы продемонстрировать возможности новой консоли Microsoft.
Тем не менее это отличный автосимулятор для будущих владельцев Xbox One X и новичков в жанре. Остальные не найдут в нём ничего нового.
Источник: DTF