Или же Far Cry от Sony. Мнение.
Вспоминая предыдущий год, вам на ум вряд ли придет Days Gone, созданная Bend Studio. Оно и ясно: сам проект, мягко говоря, получился довольно неоднозначным.
Bent Studio, в свою очередь, всегда была в тени своих более популярных коллег. Можно сказать, что Days Gone – это их билет в большую «игру» (ну вы поняли).
Анонс и релиз
Помню реакцию людей на анонс Days Gone. Игроки сразу увидели вторичность во всем проекте: игра выглядела как неумелый клон The Last of Us, с открытым миром а-ля Far Cry и топорной стрельбой.
Чем нас пытались заманить? Самая главная фишка Days Gone — это орды (зомби) фриков. Нам обещали сотни врагов на экране, и, забегая вперед, мы это получили. Еще нас пытались растрогать трейлерами, в которых нам показывали отношения главного героя со своей женой.
Также образ главного героя, Дикона, необычный. Он — байкер со всеми соответствующими внешними атрибутами. Правда в самой игре это особо не раскрывается: есть только пару упоминаний похождений героя в клубе, да этим все и заканчивается. Но все равно, это определенно добавляет колорита и кого-то шарма персонажу. Но не об этом.
Игра вышла. И мы… получили то, что ожидали. Качественную, но второсортную игру с полупустым открытым миром и средним геймплеем. Но в принципе Days Gone приняли неплохо, да и продажи были неплохие.
Но вот смог ли проект Bend Studio сдержать марку качества игр Sony? По мне так, нет, но парни очень сильно старались. Нехватка опыта и творческого запала очень сильно видна: Bend Studio будто хотели доказать руководству Sony, что они не хуже каких-нибудь Naughty Dog и понабрали элементов откуда попало. В том числе и у самих создателей The Last of Us.
Но почему же я пишу о Days Gone? Да потому что эта игра, в которую я умудрялся играть с захлебом по 5 часов в день, но которая оставила после себя глубокое чувство разочарования, подобное которому я давно не испытывал. И мне есть про что рассказать.
Начало апокалипсиса
Главный герой, Дикон Сейт-Джон — байкер, он состоит в клубе, все время катается на своем «железном коне» и тусуется с таким же татуированными парнями, как он сам. Но есть в его жизни один человек, который привносит частицу спокойствия в его развязную жизнь. Жена Дикона — Сара.
В один не очень приятный день начался буквально конец света. Вспыхнула неизвестная инфекция, которая превращала людей в безмозглых и агрессивных существ. Одним словом, в зомби, но разработчики старательно избегают этого слова.
Начались массовые эвакуации. Дикон, его друг по кличке Бухарь и Сара в суматохе пытаются добраться до точки сбора, но девушку ранят. Они все-таки добираются до места эвакуации, но в вертолете места только для двух людей. Главный герой сажает раненую жену, а сам решает остаться с Бухарем, считая, что он один не выживет в образовавшимся аду.
Что случилось с Сарой дальше — неизвестно. В принце, что делали дальше байкеры, нам тоже подробно не рассказывают. Дикон и Бухарь искали Сару в лагере, куда ее должны были привести, но он оказывается пустым и разрушенным. Герой считает жену погибшей.
Двое друзей теперь колесят по Оригону и выполняют задания для образовавшихся лагерей. Но Дикон все еще живет прошлым; иногда даже посещает могильный камень Сары в лагере, в котором он ее должен был встретить и как бы разговаривает с женой, рассказывая ей новости.
И вот однажды Дикон замечает, пролетающий мимо, вертолет. Что вертолет делает в мире, пережившем катастрофу? Герой задает тот же вопрос и выслеживает летательный аппарат, но его встречают только выстрелами из автомата. В итоге, байкер выясняет, что ученый, который был в ту ночь, выжил, а значит, могла и Сара. Так он пытается выяснить, что произошло, выполняя задания для этого ученого (О’Брайан), пока тот еще сведения о девушке.
Приключения в потерянном мире
Собственно, больше половины игры мы неспешно ищем Сару и выполняем задания для поселений. Первое, это поручения от О’Брайана, в которых мы следим за организацией, на которую он работает. Интересно ли это? Вообще-то не особо, и единственная интересная вещь, которая в этом есть, это то, что мы узнаем немного больше о фриках: как они устроены и так далее.
Второе, это работа на лагеря. В 90% случаях это обычный гринд: вычисти банду мародеров там, сожги гнезда тут, спаси пленника здесь и тому подобное. Редко, происходит что-то сюжетно важное, что уже вызывает какой-то интерес. Вот так проходит 2/3 игры, после чего история движется вперед, и мы… продолжаем делать тоже самое, что и до этого. Да, в этом плане Days Gone — катастрофа, потому что вся игра — бесконечный гринд, который разработчики даже не пытаются маскировать.
Чуть лучше дела обстоят с теми, кто выдает эти задания. Дикон посетит суммарно 4 лагеря и с лидерами каждых у него особые отношения. Ну, почти. Это все еще пустые NPC, цель которых просто выдавать герою задания, но у них есть хоть какие-то характеры. Очень жаль, что разработчики решили не раскрывать тему с устройством лагерей. Можно было хотя бы поверхностно затронуть режимы, в которых эти поселения живут. Но вместо этого, нам просто говорят: «Мол, здесь лидер лагеря, чуть ли не фанатик, который рад, что мир наебнулся, тут вот полутотолетарный режим, где начальница заставляет работать людей день и ночь, а там вот мирный лагерь, который не хочет лезть не с кем в конфронтацию». Что ж, печально.
Но вот что-то все-таки цепляет в этой, на первый взгляд, не примечательной истории. Трудно объяснить, но Days Gone реально увлекает тебя в свой мир. Тебе не все равно, что будет дальше с героями, и, пропуская через себя излишне затянутый гринд, ты ждешь, куда история пойдет дальше.
Одна вещь, которая у разработчиков получилась точно — главный герой. Сначала кажется, что это незаурядный тип, очередной пустой персонаж, подобных которому, в похожих играх было и будет огромное множество, но Дикон умудрятся удивить. Он подкупает своею искренней простотой. Байкер поначалу не хочет спасать мир или строить его заново. Единственное, что мотивирует его делать что-то — это Бухарь и мотоцикл.
Он агрессивный, потому что его мысли все еще в прошлом — вспоминания живы, а жена уже нет. Поэтому, когда появляется шанс, что Сара может быть жива, он цепляется в него обоими руками. Тем более, ему уже нечего терять. Кроме Бухаря, конечно, за которого он готов и свою жизнь отдать и чужую забрать.
К сожалению, на их отношения отводится не так много времени, как хотелось бы. Как часто вы видели по-настоящему проработанную и настоящую дружбу в видеоиграх? Я вот нечасто. Бухарь и Дикон – действительно близкие друзья, особенно это видно в моменте, когда перовому ранят руку. Главный герой начинает метаться и делать все, что угодно, лишь помочь напарнику.
Дикон и Сара
Взаимоотношения Дикона и Сары ключевые в игре. И пусть, это не какая-то сверхпроработанная линия, но у тебя вполне получается сопереживать персонажам. Потому что они получились банально человечными. Без пафоса и натужных соплей, но при этом ощущая значимость героев друг для друга.
Нам показывают и как Дикон и Сара познакомились, и как продвигались их отношения, и как главный герой сделал предложение девушке, и даже невероятно милую сцену их свадьбы. Это все прибавляет вес. Такие, казалось бы, банальные и простые вещи заставляют сочувствовать персонажам, что нечасто происходит (особенно в видеоиграх).
Хочется такого больше, потому что осознание того, что под слоем гринда и пустого открытого мира, разработчики прячут, может и не глубокую, но банально душевную (извините за это слово) историю, печалит. Можно было просто хотя бы игру сделать короче, но в условиях современного мира делать игру с open world’ом менее чем на 40+ часов непозволительно.
Основная сюжетная линия приводит к разочарованию. Дикон выясняет, что случилось с Сарой и это… Неинтересно? То есть меня несколько десятков часов заставляли выполнять однотипные квесты, чтобы герой пришел к этому? А потом меня еще с десяток часов, если не больше, заставляют выполнять однотипные квесты?
Что ж, ладно.
У этой игры потрясающее свойство: ты можешь простить все, лишь бы на экране снова появились Дикон, Сара или Бухарь. Насколько геймлей получился банальным, средним, а иногда и утомляющим, настолько же главные герои получились интересными, естественными и притягательными.
В итоге говоря про сюжет Days Gone в целом, могу заключить, что это вторичная, немного поверхностная, затянутая, но бесконечно цепляющая и запоминающаяся история, только за счет персонажей (в частности, Дикона). Если бы не они, то вся игра бы развозилась на части.
Убей фрика
Как можно охарактеризовать геймплей, который мешает наслаждаться игрой? Наверное, минимум не очень хорошим. Ну вот, в Days Gone геймлей не очень хороший. Он не вызывает какого-то лютого дискомфорта, но и удовольствие особо не доставляет.
Как я и говорил, Bent Studio создали The Last of Us в открытом мире Far Cry. Причем сделали не очень-то и хорошо. Во-первых, сам открытый мир унылый донельзя, пусть и симпатичный. Хотя ощущается пустым, из-за нехватки каких-нибудь построек или городов, которые можно было бы исследовать. Но главная проблема в том, что на такой огромной территории банально нечего делать. У нас есть огромная карта, в которой интересного контента практически 0%.
Даже случайные события, которые иногда происходят — это повторяющиеся скрипты, которые существуют, кажется, только чтобы раздражать игрока. За такими событиями ничего стоит, никаких мини-историй, они есть, потому что надо создать видимость живого мира и растянуть и без того растянутую игру.
Хотя, опять же не могу не отметить, что внешняя оболочка мира, за исключением отсутствия построек, довольно красивая. Кататься на байке и смотреть по сторонам бывает иногда увлекательным занятием. Какой-то созерцательный процесс в Days Gone присутствует. И если честно, то мне даже самому захотелось съездить в Оригон и подняться на какую-нибудь гору. Когда-нибудь так и сделаю.
Но и быть Last of Us у Days Gone получается не очень. Шутерная механика сделана неплохо, но при этом никакого удовольствия от стрельбы не получаешь. Стрелять пусть и удобно, но импакта не ощущаешь. Впрочем, это очень субъективная вещь, может у вас по-другому.
Но вот прогрессия точно абсолютно убитая: пол игры Дикон бегает с неэффективным автоматом, который только царапает противников. От чего создается не фиговый такой диссонанс: вроде бы реалистичный сеттинг, герои выживают в суровых условиях, но при этом, чтобы убить врага надо всадить в него пол обоймы. Да и чтобы получить потом приемлемое оружие, нужно постоянно выполнять побочки. Будто мне в основном сюжете гринда не хватает.
Стелс еще кривее, потому что он банально не работает. Я очень люблю убивать врагов по-тихому, но вот в Days Gone у меня не получилось в скрытом режиме пройти не один лагерь бандитов. Может бы я тупой, и играть не умею, но, мне кажется, в этот раз дело все-таки в геймдизайне. Враги все время тебя замечают (или наоборот, не замечают в упор, но от этого играть легче не становится), а оружие для скрытого прохождения бесполезно от слова совсем: материалы для создания болтов хрен найдешь, а снайперская винтовка оказывается слишком палевной, даже с глушителем.
К чему хочется придираться меньше всего, так это к байку. Это, наверное, лучшая механика езды на мотоцикле не в специализированных симуляторах. Сначала кажется, что его слишком заносит, но к этому быстро привыкаешь.
Но вот убейте, как же сильно достает искать для него бензин. Сначала кажется, что это интересная механика, но спустя несколько часов поиск топлива конкретно так задалбывает. Даже учитывая, что канистры разбросаны на каждом шагу.
Кастомизация тоже оставляет желать лучшего: особо внешний вид байка не поменяешь (вау, можно наклейки налепить, круто), а улучшения сильно мотоцикл не меняют. Самым полезным, очевидно, является увеличение максимального запаса топлива. Но и тут все упирается в гринд. Куда же без него?
Нашумевшая механика орд, которой подорвали игру, без каких-то особых оговорок получилась хорошо . Она действительно занимательная и на фоне остальной игры даже оригинальна. Правда появляется слишком поздно. Точнее орду можно встретить и в начале, но противостоять ей вы не сможете.
У меня лично возникали проблемы при столкновении с армией фриков: я банально не мог их убить. И уже в данном случае, вина лежит не на разработчиках, а на моей криворукости. И меня просто бесило раз за разом пытаться пройти задания с убийством орды (сюжетные). Благо их всего три.
Вы расставляете ловушки, продумываете план перемещения, на ходу придумываете способы убийства — все это очень круто и напряженно, только ведь заебывает на третьей смерти. Но для тех, кто не такой нетерпеливый, как я, это не будет проблемой.
Days Gone одного мальчика
По мере прохождения игры, у меня появлялось свое виденье Days Gone. Конечно, я не разработчик и не на что не претендую, но я бы с большим удовольствием поиграл в свою версию.
Во-первых, нахуй открытый мир! Мой Days Gone полностью линеен, как игры Naughty Dog. Во-вторых, это будет роуд муви. Да, еще один роуд муви от Sony. Эта игра и в моей интерпретации не может похвастаться оригинальностью.
Завязку можно оставить примерно туже: Дикон и Бухарь путешествуют по Америке в постапокалиптичном сеттинге, и однажды у главного героя появляется шанс, что его, как он думал, покойная жена жива. Да даже лагеря можно оставить: только раскрыть их лучше, поднять неоднозначные темы. Например, хотя бы как это делает серия «Метро».
Мой Days Gone куда более кинематографический и упор делается на повествование. Я бы подался в проработку отношений между байкерами и дал бы еще большую значимость Саре. И ее судьбу я бы тоже переделал. Только вот не знаю, что делать с геймплеем: все, что мне приходит на ум, слишком похоже на The Last of Us. Но это уже не мое дело.
Хотя, например, байк можно оставить таким, какой он есть.
В итоге
Я верю, что Bent Studio очень старались. Все-таки это их первый полноценный ААА проект. Но отсутствие оригинальных идей слишком сильно бьет по качеству. Уж не знаю, хотели сами разработчики угодить руководству или Sony на них надавила, но получился не очень удачная игра с неплохим сюжетом, средним геймплеем и пустым открытым миром.
Но почему-то мне кажется, что следующий проект Bent Studio будет чем-то по-настоящему крутым, будь то сиквел Days Gone (надеюсь, что нет) или что-то совершенно новое. Я вижу в этих парнях не раскрытый потенциал, им просто нужно дать еще один шанс.
Ближе к концу гринд меня утомил, утомил и скучный геймплей, да и сюжет уже непонятно куда скатывался, но я играл. Играл по 5 часов в день, получая самые разные эмоции и впечатления. Одно можно сказать точно: Days Gone, каким бы вторичным он бы ни был, мне точно не забудется.
Время вечеринки
Теперь я предлагаю вам заглянуть в мой телеграм-канал. Что я там делаю? В основном говорю, и в основном о кино. Пытаюсь делать так, чтобы мой канал отличался от 1000 других каналах о кино. В первую, я пытаюсь говорить развернуто (а не пару строчек а-ля «хороший фильм», смотреть можно), но и без лишней воды. Также делюсь музыкой, моментами из фильмов и вообще всем, что придет в голову.кпкп
Мы очень маленькие и молодые, так что будем рады любому!
P.S. Извините за такое количество ошибок, которые присутствовали в данной статье. Я пытался минимизировать их число, но многое, уверен, проглядел. Также извиняюсь за корявость текста; формат больших статей для меня новый, так что я пока учусь. И я сейчас себя не оправдываю — большинство камней, которые в меня прилетят, скорее всего, заслужены, но я просто хочу чтобы вы это учитывали.