Мнения разработчиков, издателей и инвесторов.
С началом «специальной военной операции» многие зарубежные компании начали покидать российский рынок. Не только ритейлеры, но и производители софта закрыли свои представительства в стране, а платёжные системы перестали обслуживать клиентов из РФ.
Всё это сильно сказалось как на геймерах, которые больше не могут покупать игры привычными способами, так и на разработчиках. По данным Forbes, в мае-июне 2022 года работу потеряли более 2 тысяч сотрудников игровых студий. Кроме того, об уходе из России объявили такие компании как Plarium и Game Insight.
Мы поговорили с несколькими людьми из индустрии, чтобы узнать, какие перспективы ждут отечественный геймдев, сможет ли ему помочь государство, а также о том, что делать тем, кто остался без работы.
Что ждёт российскую игровую индустрию
Все спикеры, опрошенные DTF, сходятся во мнении, что ситуация на рынке крайне тяжёлая и, в то же время, неопределённая. Руководитель издательства tinyBuild (Hello Neighbor) Алекс Ничипорчик озабочен, в частности, чисто практическими вопросами: как завозить «железо» и как делать это надёжно.
Евгений Кистерев, основатель студии Mandragora (Skyhill), и вовсе отмечает, что прогнозировать что-то больше, чем на месяц, — в текущих условиях трудно.
Илья Еремеев, сооснователь венчурного фонда The Games Fund, также отмечает проблемы с платежами, которые возникают у разработчиков при работе с зарубежными компаниями. По его словам, сейчас у работодателей остались только «серые» схемы вроде оплаты посредством криптовалюты — иных способов перевести деньги сотрудникам фактически не осталось. Кроме того, из-за курса доллара компаниям стало невыгодно нанимать разработчиков в России.
Другая проблема, о которой говорят в индустрии — культурная. Многие международные компании отказываются работать с Россией. Сильнее всего, считает продюсер Owlcat Games (Pathfinder: Kingmaker) Максим Фомичев, этот отказ сказывается на «среднем и малом» геймдеве, так как магазины могут закрыть глаза на российский офис крупной компании с миллиоными оборотами.
Другое дело, сотрудничество непосредственно с командами из РФ, а также привлечение ими инвестиций.
С Фомичевым солидарен и Ничипорчик.
Отсутствие финансирования из-за рубежа, уход международных компаний, укрепление рубля — всё это неминуемо влечёт за собой сокращение рабочих мест. Как отмечает Ничипорчик, если раньше у России было преимущество в плане затрат на разработку, то теперь регион этого преимущества лишился.
По словам Еремеева, ситуация на рынке вакансий уже кардинально изменилась.
Максим Фомичев считает, что специалисты junior-middle уровня, которые остались без работы, будут либо уходить в другие сферы, теряя экспертизу в геймдеве, либо сидеть в ожидании вакансий, затрудняя вход в индустрию для новых кадров. «В любом случае, зарплаты будут падать, а цены в магазинах будут расти», — заключает Фомичев.
Что до игроков, то, по мнению Ильи Еремеева, «они не пропадут» и так или иначе будут получать контент. «Локальные» разработчики, то есть ориентированные на российский рынок, будут получать больше трафика, хотя и без того имеют миллионы долларов в месяц. «Условно, аудиторию CoD заберет Warface», — говорит Еремеев. В то же время основатель The Games Fund ожидает роста пиратства.
Способно ли государство помочь геймдеву
Во второй половине июня «Ведомости» и «Коммерсантъ», со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, сообщили, что чиновники готовят законопроект о поддержке игровой индустрии. В частности обсуждаются налоговые льготы, выдача грантов и заморозка комиссии в магазинах приложений.
Почти все спикеры, с которыми мы поговорили, считают, что государственная поддержка не способна спасти российский геймдев. По словам Ничипорчика, огромное количество свободных кадров обычно привлекает инвестиции извне и влечёт создание новых стартапов. Однако в РФ ситуация сложная, так как сокращения связаны с макроэкономическими факторами, мешающими нормальной работе.
Макрофакторы также влияют на уже принятые властями меры. Так, Евгений Кистерев напоминает о решении правительства освободить IT-компании от налога на прибыль до конца 2024 года. Однако в текущих условиях, когда компании по сути не получают эту самую прибыль, льготы особенно не спасают.
Илья Еремеев, в свою очередь, уверен, что господдержка может помочь корпорациям, но не коммерческому геймдеву. Основатель The Games Fund уверен, что поддержка должна заключаться, в первую очередь, в коммерческих грантах и обучении кадров. «Поддерживать откровенный бред и распил, на мой взгляд, это ужасно и только вредит», — говорит Еремеев.
По его словам, есть два пути развития российского геймдева в нынешней ситуации и с государственным участием.
Наиболее скептически к государственной поддержке относится Максим Фомичев. Он считает, что в текущих условиях власти вообще ничем не могут помочь индустрии.
Что делать разработчикам
Напоследок, мы попросили спикеров поделиться советами с разработчиками, которые потеряли работу. И Ничипорчик, и Еремеев рекомендуют заняться развитием языковых навыков — учить английский и китайский.
Илья Еремеев отмечает, что без знания языка невозможно привлекать инвестиции.
Максим Фомичев рекомендует «демпинговать» зарплатами, потому что прежнего уровня дохода в России уже не будет. Кроме того, продюсер Owlcat советует найти работу в ближайшие месяц-два, потому что «дальше будет хуже».
Напутствие Евгения Кистерева более обнадёживающее.
Ситуация, которая сложилась в российской игровой индустрии, мягко говоря, не радужная. Неизвестно, сможет ли геймдев перестроиться под новые условия. Но, исходя из того, о чём нам рассказали спикеры, ясно, что прежней отрасль уже не будет.