Давайте просто поболтаем о типах повествования

На примере сериалов «Перевал» и «Архив 81» предлагаю порассуждать о том, какие разные подходы могут использовать авторы, когда рассказывают вам историю.

Давайте просто поболтаем о типах повествования

Привет, ребят.

Наверное, этот материал будет немного сумбурным.

Я думаю, нет смысла говорить, почему. В последние недели, полагаю, у многих из нас довольно схожее внутренее состояние: смятение, расстерянность, тревога.

Но в отчаяние впадать нельзя. Творчество, работа, деятельность — это то, что позволит каждому из нас взять себя в руки. Позволит вернуть хоть мизерное, но чувство контроля.

Так получилось, что примерно месяц назад я одновременно посмотрел два сериала: немецко-австрийский сериал Der Pass («Перевал»), который я смотрел в одиночку, и «Архив 81» от Netflix, который мы посмотрели вместе с женой.

И способы повествования, которые используют эти шоу, кардинально различаются. Настолько, что стало интересно порассуждать: есть ли преимущества у какого-либо из этих подходов, или все это — вкусовщина (спойлер — да, вкусовщина). В чем их отличие, когда лучше применять, и как они помогают сценаристам рассказать историю.

Начнем с «Перевала»:

В заснеженных Альпах, на самой границе между Германией и Австрией, полиция находит труп мужчины. При осмотре выясняется: мужчину приволокли сюда уже мертвым, у него поддельные документы, а в руках — хвост из конского волоса. Расследовать загадочное преступление берутся два детектива из соседствующих стран.

«Перевал» — это мрачный сериал в духе выдающегося скандинавского детективного сериала «Мост».

Он неспешный и довольно тяжелый. Фокус на персонажах и истории.

Мне понравился этот сериал — поэтому, еслю любите подобное, советую не пропускать.

Он талантливо написан, в его основе довольно харизматичные персонажи (отлично сыгранные, кстати, не особо известными широкому зрителю актерами). Он красив: изобилует крупными планами природы, необычными операторскими приемами и мрачными тонами.

Что же касается его типа повествования, то я бы назвал его «Речь не идет о неожиданности».

Несмотря на то, что сериал — детектив, тайны в нем нет. Авторы буквально с первых серий не скрывают от нас тех, кто совершает преступления (я не думаю, что если начнете смотреть, это будет спойлером).

Напротив, они являются одними из главных действующих лиц.

Казалось бы, зачем?

Ведь детектив предполагает загадку, расследование, неожиданные повороты. И концовку, которая переворачивает все с ног на голову.

Но не в этом случае.

Все зависит от той задачи, того посыла, который хотят донести авторы. И в данном конкретном случае, сценаристам сериала интересно другое.

Их цель — не удивлять зрителя, а шокировать его. Заставить его не размышлять о том, почему происходит то или иное действие, а в напряжении всматриваться в экран, в надежде, что то, что неминуемо должно произойти в ближайшие минуты, все-таки не случится.

И это очень хорошо работает, потому что сценарий «Перевала» не сосредоточен на расследовании или маньяке, он сосредоточен на детективах. На том, как на них отражается происходящее, как события воздействуют на них, изменяя их личность и проверяя убеждения.

И на мой взгляд, данный подход к повествованию очень удачно смотрится в этом случае: он больше фокусирует нас не на предположениях и догадках, а на наблюдении. Мы знаем то, чего не знают герои сериала — и все, что нам остается, это бессильно наблюдать.

Это приводит к тому, что мы больше внимания обращаем не на «что», а на «почему».

И да, поверьте, в сериале есть неожиданные повороты: просто связаны они, опять же, не с самой историей, а с персонажами, и впечатление производят довольно сильное. Потому что не предвосхищают, а обманывают ожидание зрителя.

На другой чаше весов — «Архив 81», сериал, который фокусируется на других вещах и использует совсем другой тип повествования.

Пожалуй, назовем его: «Хрен знает, что там за углом».

Дело в том, что для сценаристов «Архив 81» не так уж важны сами персонажи (в сравнении с «Перевалом», к примеру): им важнее то, что они делают, а не то, что чувствуют или кем являются.

Расследуют, спят, бегут — главное, что все их действия направлены на одну простую, однозначную для зрителя цель: понять, что, черт побери, происходит.

В отличии от «Перевала», в котором то, что происходит и будет происходить, известно нам чуть ли не с самого начала.

И чем дальше, тем больше появляется вопросов.

«Архив 81» — это сериал, который фокусируется на событиях. Думал понимаешь, что происходит — а как тебе такое? А это ты ожидал? И так далее.

И поэтому, не так уж и важно, кто герои этой истории — важно, куда она ведет. Поэтому, сериалу не обязательно фокусироваться на персонажах: уделять много времени их раскрытию, мотивам или тому, как происходящие события воздействуют на них.

Главное — не стоять на месте, ведь недостаток глубины нужно обязательно компенсировать постоянными неожиданными поворотами: чтобы у зрителя не пропадал интерес.

Плохо ли это?

Вовсе нет. Если сценарий делает упор на тайну и загадочность, в этом нет ничего плохого. Главное — сделать это хорошо. Нешаблонно, логично, вовремя. Тогда, недостаток глубины вполне можно компенсировать неожиданным развитием сюжета.

Личное мнение о «Архив 81»: на мой взгляд, как раз это у него не очень удачно получалось. То есть, тип повествования то был выбран логично — просто исполнен не слишком удачно. Поэтому, сериал получился довольно проходным.

Можно ли объединить два этих подхода, чтобы избавиться от недостатков каждого из них, и усилить преимущества?

Можно, вот только тогда нужно очень грамотно балансировать историю.

Мне кажется, идеальным примером является «Настоящий детектив», который полностью фокусируясь на персонажах и том, как события меняют их, мог при этом постоянно поддерживать интригу в напряжении.

А ответить на вопрос, какой подход к повествованию из двух вышеописанных ближе лично вам, довольно прост: это конечно же, вкусовщина.

Если честно, я до конца не знаю, какую цель преследовал, когда писал этот материал. Наверное, выйти из небольшого застоя.

Но и тема, конечно, огромная и крайне интересная.

Пишите в комментариях ваши мысли по этому поводу, а также, если есть желание — подписывайтесь на мой телеграмм канал (думаю, в последние дни эта фраза уже успела порядком надоесть, но все же)

https://t.me/perfectpastime

Оптимистичного вам дня, ребят.

 

Источник

Читайте также