Давайте еще раз поговорим о трилогии сиквелов "Звездных войн"

Давайте еще раз поговорим о трилогии сиквелов "Звездных войн"

Непопулярное мнение

Только что я закончил «Скайрокер… хех, прости Энакин, в смысле Скайуокер. Восход», и это было… интересно, причем на протяжении последних лет я читал и смотрел десятки обзоров на новую трилогию, но, знаете, исходил из позиции Кроша из «Смешариков» — необязательно что-то пробовать, чтобы сказать, что тебе это не нравится. Поэтому хотя и было интересно время от времени попадать на комментарии типа «Да, Люк в эпизоде VIII изменился, но это нормально», но в целом я не считал трилогию сиквелов продуктом, достойным моего времени. Надо признать, мое мнение изменилось.

Я в целом не фанат «Звездных войн», моя позиция очень близка к тому, что писал Олег в своем мини-обзоре на «Хана Соло» — я больше по Стар Треку, чем по Войнам. Душа намного больше лежит к философской научной фантастике, чем к сказочной космоопере. Но при всем этом я видел все 9 номерных фильмов (Изгоя и Соло — нет, может быть доберусь, хотя если хотите впечатления после сиквелов — они не мотивируют смотреть спин-оффы (и почему это Соло провалился в прокате, хм?), правда, я знаю-знаю, что в Изгое, наконец, напомнили про уиллов и мне очень понравилась из обзоров эта концепция монаха с его «Силой всегда со мной», трагичностью и всем остальным, но короче пока нет), часть арок «Войн клонов», большинство серий «Повстанцев» (1 сезон one love, никаких Вейдеров, минимум других старых героев, интересная подача Таркина, «быт» Империи, чем дальше шло, тем меньше радости было от сериала, за исключением серии с Молом и Оби-Ваном, да, спасибо!), всего «Мандалорца», немного «Бракованной партии», некоторые истории TOR и KOTOR (но в сами игры не играл), ну и много разборов комиксов и книг от Александра Аммосова. У него, кстати, по новой трилогии Трауна вчера вышло видео, которые лично мои надежды на то, что Тимоти Зан мог бы написать сценарии к новым фильмам гораздо лучше Абрамса и Джонсона, немножко пошатнули.

Ну, По Демерон — это, кажется, заимствование из комиксов, которое Айзек просто «экранизирует» — лучший пилот Сопротивления. И все. Он пилотирует. Делает это неплохо.

«Старкиллер» — неплохая задумка. И над ним успевают поиздеваться еще в самом фильме («Все каким-либо образом взрывается»). Причем существенного акцента на нем с долгими полетами вокруг его уязвимой части нет, что также хорошо. Очень интересно было слышать от Хакса, что «Республика потворствует Сопротивлению», у меня лично в голове сложилась картинка, что формально теперь галактику объединяет Республика, что не мешает, однако, таким организациям, как Первый Орден, существовать. Довольно интересный взгляд, если начинать высасывать из пальца, показывающий сложность политики после падения Империи. С такой точки зрения все более-менее стыкуется и с «Мандалорцем», где Новая Республика прописана более вменяемо.

Новые темы Рей и Кайло хорошо гармонируют со старой музыкой. Возвращение Сокола тысячелетия выглядит странно, как и в целом то, что с новой техникой в постимперской далекой-далекой галактике беда, но. У меня на этот счет вот какой взгляд. Трилогия приквелов получались не очень хорошей. Простой пример: после сиквелов у меня появилось желание пересмотреть сцену, где Энакин переходит на темную сторону, отрубая руку Мейсу Винду. И просто включите эту сцену в русском дубляже. Посмотрите от момента «Я — ваш Сенат» и до «Я присягаю на верность вашему учению». Мне кажется, вы, как и я, словите нехилый фейспалм от актерской игры и от диалогов. Это — типичная проблема приквелов, на которую жалуются многие, для меня это не слишком большая проблема, но просто бросилось в глаза, что тот эмоциональный момент, который я в первую очередь захотел пересмотреть, вызвал такие ощущения. Тем не менее, Лукас делал приквелы не для того, чтобы продемонстрировать высокое качество актерской игры или диалогов, я думаю, что в первую очередь он решил показать широкую экспозицию своей вселенной, ее устройство, в том числе политическое, вдохновляясь выходившими во времена оригинальной трилогии предысториями от иных авторов. Так вот, Лукас не стал бросать свои фильмы и вместе с Филони сделал «Войны клонов» (ну, там была дольше история, был Тартаровский, неважно), в результате чего противостояние Республики и сепаратистов оказалось очень проработано. Многие элементы из приквелов были раскрыты достаточно подробно. На эту тему относительно недавно вышло видео от Форсюзера и плеяды других авторов.

Так вот, а где подробный рассказ о штурмовиках, технике времен Империи и всем том, что было показано в оригинальной трилогии? В «Повстанцах»? Ну, «Повстанцы» начали выходить параллельно сиквелам. Так что, ничего плохого в Соколе тысячелетия я не вижу — его возвращение, если смотреть с такой точки зрения, даже полезно франшизе.

Комедийных моментов в меру немного. Это, конечно, не шутка, но больше всего улыбнуло, когда Кайло докладывали о дроиде, о сбежавшем Финне, но именно когда он услышал о девушке, то рассвирепел и спросил: «Какая девушка?» У вас там Империя уничтожила всех девушек, кроме Леи и Рей, что ты так реагируешь? У меня, судя по оригинальной трилогии и по сиквелам, складывается ощущение, что так оно и есть — честно, не вспомню вменяемых женских персонажей, кроме них. Хотя и в приквелах была Падме и мать Энакина и… Все. Ну еще джедай, которую убили на какой-то грибной планете во исполнение Приказа 66.

Жаль, что «Пробуждение Силы» сложно смотреть в отрыве от предыдущих и последующих фильмов и изначально в моем мозгу на него наклеился ярлык «завязка». Ни «Скрытая угроза», ни, конечно, «Новая надежда» такого себе не позволяли.

«Последние джедаи»: «а ведь он сказал то, в чем мы не решаемся друг другу признаться»

Я считаю «Последних джедаев» лучшим из сиквелов. Ну то есть сиквелы лично для меня хуже всех приквелов, а приквелы — хуже оригинальной трилогии, но и там, и там ненамного, и даже «Скрытую угрозу» я смотрел лишь с чуть меньшим удовольствием, чем «Возвращение джедая», а «Последних джедаев» лишь с немного меньшим энтузиазмом, чем «Войны клонов» (эпизод II, не сериал). Причина? А вы помните сюжет KOTOR 2? Вот, можете примерно вспомнить.

Цитата из «Иронии судьбы» кмк лучшим образом характеризует этот фильм. Не важно: ситхи, джедаи, повстанцы, Империя — не живи прошлым. Джедайское учение должно быть забыто, потому что джедаи погрязли в самодовольстве и на пике своего могущества проморгали Дарта Сидиуса — именно джедай ответственен за появление Дарта Вейдера. 2 цитаты — Кайло и Люка. И фильм показывает, что они и правы, и неправы одновременно. Кайло показывается как персонаж, который не хочет быть ситхом-ради-того-чтобы-быть-ситхом (что, я считаю, было присуще Рену в версии Абрамса), он хочет быть хозяином своей судьбы, свободным от страха — перед Сноуком, Люком, своим отцом и даже Дартом Вейдером. В версии Джонсона Кайло убивает отца именно ради того, чтобы не быть связанным им, «ненависть тут не причем», и Рен противопоставляет свой выбор мечте Рей о возвращении ее родителей (у меня лично ассоциация с «тварью дрожащей» Достоевского). Сноука он убивает, потому что тот признал, что Бен не может быть Вейдером, тем самым унизив того до глубины души и превратив страх к Верховному лидеру в ненависть. Маску («намордник» по словам Сноука) — символ Дарта Вейдера — Кайло разбивает. Но финал фильма показывает, что вот страх перед Люком и ненависть к нему Рен не может преодолеть — он ни к чему не приходит, хотя совершает целых 4 акта, дабы стать хозяином судьбы. Мне очень понравилась сцена, где Рей в «последней видеосвязи» закрывает э-э дверь (?), шлюз (?) Сокола, оставляя его в одиночестве. Кайло, стремясь преодолеть разницу между ситхами и джедаями (в какой еще части франшизы они боролись плечом к плечу? Хотя, конечно, там было явно показано, что Рей полагала, что Рен перешел на светлую сторону, поэтому это не совсем то, что хотелось бы, но все же), но все-таки остался ситхом, берущим свои силы из ненависти, страха, отчаяния, самого по себе насилия. Люк попытался прервать свою связь с Силой, перестать быть джедаем, но… Какая-то девушка пришла и заставила его помочь Сопротивлению, проявить самопожертвование, спокойствие, веру и остальное, чем горды джедаи. Герои, стремившиеся побороть Силу, не смогли это сделать. Разве это не напоминает KOTOR 2?

Выйти за рамки джедаев и ситхов, показать серых героев — пожалуй, то, что крайне необходимо «Звездным войнам». Этого можно было бы не делать, если бы Лукас изначально сделал 3 фильма-сказки и сказал «хватит», или же сделал еще 3 приквела с более серьезными политикой и общей экспозицией и на этом бы закончил, не продавая ничего Disney. Джонсон постарался это сделать, причем еще и показав, что с другой стороны, как бы все в жизни ни было сложно и неоднозначно, можно нащупать единые ориентиры, чтобы отнести нечто к добру или злу. За одно это нужно сказать спасибо.

Если фильмы Абрамса, эпизоды VII и IX, это — сказки, похожие в том числе на мультфильмы Disney, то эпизод VIII — это фильм-высказывание, который не стремится просто рассказать вам историю о мрачном ситхе и светлой джедайке. Джонсон старается охватить и тему бедности (Роуз), и тему Силы, которая может быть (почти) у каждого (Лея, мальчик), и тему важности иерархии и подчинения (Холдо). Бывает, что это делается очень клишированно, как с бунтом По, но момент с тем, как взломщик сдал их, мне очень понравился — «Не волнуйся, сегодня они вас, завтра вы их» — «Ты не прав» — «Возможно». На этих словах закончилась история этого взломщика — он просто ушел с деньгами, никакой мести (ну, пока нет продолжений). Так прав ли он? Правилен ли его поступок? Когда Лендо сдавал Хана, фильм прямо это осуждал. Здесь Джонсон этого не делает. Как и в случае с Холдо, которая просто из антипатии к По (хотя она потом говорила о симпатии, ну ладно), не стала делиться с ним планом, это мне кажется довольно жизненной штукой.

Серость лично для меня проявилась и в сцене битвы Финна с Фазмой. Финн убивает Фазму довольно… не-погеройски. Как и в случае Дарта Вейдера в «Повстанцах», у нее разламывается маска и под ней мы видим глаз персонажа. Но если для Вейдера это демонстрировало связь Асоки с Энакином, то здесь… я как зритель начинаю очеловечивать Фазму. И ее фраза: «Что ты за отродье?» и ответ: «Повстанческое», для меня лично не выглядят как разговор злодея с героем.

Стиль, с которым снят фильм — особенно сцены с островом — мне тоже зашел. Джонсон, в отличие от Абрамса, не стремится к тому, чтобы было и много экшена, и в меру спокойствия (ну это у Disney Абрамс такой, в нашем Star Trek он экшен врубал на максимум), он показывает, как хочет — долго остров, с красивой музыкой, беседы Кайло и Рей — тоже здорово вышли. Пожалуй, 2 самых эмоциональных для момента фильма — прикосновения Бена и Рей и сожжение библиотеки Йодой — происходили именно на острове. По поводу библиотеки — я ожидал какой-то чепухи о том, что знания должны быть забыты, но нет, Йода говорит, что они мешают конкретно Люку и тот должен передать Рей свой личный опыт, свои ошибки, и «мы — это те, кого должны превзойти». Я считаю, что в целом Джонсон немного переборщил с уничтожением знаний, но зато какие эмоции это вызывает! Фух! Ну и драка на палках между Рей и Люком — сразу подумалось: бой, который мы заслужили.

У многих персонажей хорошо прописан бэкграунд и им лично я сопереживал, как Роуз, сестру которой мы видели в начале фильма, как Рену с его опять «Звездные войны» со своими любовными линиями, песком, «я не буду стоять между вами — он мой брат». По сути каждому значимому персонажу попытались дать какую-то историю. Если вы смотрели фильм, просто посмотрите на этот список и назовите, какая проблема была у каждого: Рей, Финн, По, Роуз, Кайло, Люк, Лея. А теперь попробуйте сравнить свои ответы с ответами по эпизоду IX. Разница, я думаю, есть.

Мне лично понравилось вот еще эти парни

Не замечаете схожести с?

Хотя это лично моя параллель (понятно, что «Мандалорец» вышел позже, но это же, насколько я понимаю, общая форма всех повстанцев). Такая же, как параллель между тюремными дроидами Новой Республики из «Мандалорца», штурмовиками Империи и клонами Старой Республики. Ничего не меняется.

Конечно, я вновь почти ничего не говорю о проблемах фильма, количество которых лучше не вспоминать на ночь.

«Скайуокер. Восход»: Палпатин!

Че-то вы, ребята, скучные. Мне нравилась идея старого канона о клонах Палпатина и его возращении. Конечно, в эпизоде VI он зашел потусить, будучи простым картонным персонажем, «бескомпромиссным злодеем», начальником злодея, злодеем злодея, злым злом — не знаю, как еще объяснить свою мысль. Его наличие позволяло Вейдеру найти искупление. Но в трилогии приквелов он фактически стал олицетворением франшизы не меньше, чем Дарт Вейдер. Вся политическая составляющая фильмов в принципе вела к нему. Было бы реально круто показать, во что он превратился, достигнув своей цели править галактикой железной рукой вместо несправедливой бюрократической машины, показать, как один маленький поступок Энакина окончил его долгую тиранию и жизнь, но, я твердо убежден, что для этого Лукас должен был бы запретить снимать продолжения или, по крайней мере, самостоятельно и жестко провести идею его невозвращения. Во всех остальных случаях я не вижу, каким образом он бы не принял участие в сиквелах с таким-то послужным списком.

Рей — внучка Палпатина? Блин, как это здорово. А ты слышал когда-нибудь легенду о Дарте Плегасе Мудром? Ну о том, кто смог обмануть смерть и, что иронично, не смог спасти себя от руки Палпатина? Идея вечной жизни для Императора — на поверхности, начиная с «Мести ситхов». Появление у него наследников дает огромные возможности показать, как этим наследникам придется жить, и главное — как сам Император к ним отнесется. Это ведь уже показывали в играх по SW на примере императора Валкориона и его детей. Достаточно интересно показано, как Император в принципе-то заставляет Рей согласиться стать его наследницей (в обмен на переселение душ — прикольная идея, а можно поподробнее? Нет? Ну ладно, Абрамс), но потом обнаруживает, что может излечить себя и: а все, ты мне больше не нужна, спасибо. Рей, конечно, удается победить Палпатина и под радостную музыку назвать себя Скайуокером (последним Скайуокером, демонстрируя этим, что ты можешь называть себя кем захочешь, не привязываясь к крови, тем более когда все члены семьи, в честь которой ты себя называешь, мертвы :)). Но сколько возможностей это открывает! На самом деле главный плюс «Скайуокера. Восход» — это возможность дать Рей теперь настоящую историю. Ну, настоящую, как у Люка или Энакина, не вашу эту Мери Сью. Надеюсь, с течением времени Lucasfilm откажутся от идеи самостоятельных фильмов (но сейчас нужны именно они — согласен), и выпустят новую трилогию. Не знаю, будет ли она про Рей, я бы скорее взял (очень) Старую республику, но продолжение этой истории прям-таки и напрашивается, и в этом сила идеи Рей Палпатин.

Абрамс, с одной стороны, развивает то, что было сказано Джонсоном: Кайло говорит, что убил Сноука, убьет Палпатина, реально собирается его убить — короче, он растерял часть своего страха и заместил его на желание убить все, что мешает перетащить Рей на темную сторону. Но вот это последнее как раз и напрягает — в эпизоде IX, как по мне, снова теряется мотивация персонажа, что я особенно ощутил в сцене битвы на Звезде смерти II. В относительно недавнем обзоре «Мести ситхов» (кажется, в нем, но, может, и в обзоре предыдущих приквелов от того же автора) мне понравилась одна идея: автор говорит, что эмоционально понимает, что стоит за сценой битвы на световых мечах между Вейдером и Оби Ваном, а вот что стоит за битвой Энакина и графа Дуку? Э-э, это махач какого-то джедая с каким-то сепаратистом? Что вообще выражает граф Дуку? Сепаратизм? Это плохо? Нет, конечно, Дуку — ситх, «зло», стремящеемся одолеть «добрую» Республику, но нет между ним и Энакином той эмоциональной связи, что была между Вейдером и Оби Ваном, Вейдером и Люком. Зато драки на мечах в приквелах красивее, не надо говорить обратного мне тут!

Так вот, я вообще не понимаю, почему Рей и Рен (удобно, одну букву изменил и все) дерутся на мечах конкретно в этом фильме, конкретно на второй Звезде смерти. Так или иначе, сцена с лечением Кайло — красивая, никогда еще джедай не лечил ситха. Да ладно, никто никогда никого не лечил, там, из того, что первое приходит мне на ум, полнометражный мультик «Войны клонов» с сыном Джаббы на этом построен (Палпатин Вейдеру: ну, я мог залечить твои раны, но знаешь, ты мне больше нравишься в костюме).

Возвращение маски Кайло для меня не знак возвращения Абрамса к своей концепции. Кайло, с точки зрения моего восприятия, просто попал в тупик в конце эпизода VIII, и Абрамс продолжает эту мысль — герой вновь ищет утешения в Вейдере, причем, надо заметить, он лишь смотрит и… *_* кажись, гладит маску, но не приклоняется перед ней, как было в эпизоде VII. Да, веселые высасывания из пальца. А вот сцены с Люком, где он открыто признает, что ошибался — все-таки откат к идеям Абрамса. Жаль.

Еще одно высасывание из пальца и закончу с этим — довольно интересно, что Палпатин говорит, что покончит с джедаями и восстановит баланс или что-то такое, что в принципе старались сделать и джедаи в приквелах, надеясь уничтожить всех ситхов. Но мне больше всего понравились ребята в капюшонах, которые пришли на ритуал передачи власти — они зашли отдохнуть, расслабиться, увидеть становление Новой Империи, а вместо этого…

Красивая сцена с голосами джедаев — особенно Энакина. Красивые сцены с переходом Рена на светлую сторону — от «Я знаю, что нужно сделать, но не знаю, хватит ли сил» (Абрамс, ты что бессовестно взял фразу «Я не знаю, что я должен сделать, но что я могу сделать, знаю» из Стартрека: Возмездия? Нет, я параноик, наверное, но главное — что это возвращение к эпизоду VII и смерти Хана) до смерти Кайло, которая, кажется, осталась где-то на фоне. Красивая завершающая сцена.

Я не испытал кринжа ни от флота Палпатина (у меня было, есть и будет стойкое ощущение, что он его наколдовал, поэтому я к нему отношусь толерантно), ни от того, что Сопротивлению прибыла подмога. На самом деле сцены битвы Сопротивления с Последним орденом, назовем это так, как хотелось Абрамсу, вызвали у меня… новогодние чувства. Чувства рождественской сказки. А ведь это положительные эмоции.

Ну и здесь никто не умер, кроме Леи (зато это обыграли довольно красиво, как будто посвящают Кэрри Фишер весь фильм), правда, и все второстепенные персонажи появлялись, чтобы появиться, ну и все.

А, голокрон! Теперь и в фильмах появляется, спасибо за то, что, хотя и максимально медленно, все, что нужно и не нужно, переносите в фильмы!

Меня на «Скайрокере, да блин, влияние Асоки, простите, Скайуокере» особенно заинтересовало то, что единственный обзорщик, которого я знаю, из тех, что хвалил 2 предыдущих эпизода, — Форсьюзер, сказал, что не готов терпеть фильм, который представляет собой набор извинений (видео называется «Извинения приняты?», но It’s a Trap!, это ирония). Но мне лично кажется, набор извинений — это вещь скорее положительная, чем отрицательная.

Написать этот пост меня заставило вот что. Я не любил и продолжаю не любить трилогию сиквелов, как не могу полюбить «Дискавери» или «Пикара». Но меня задело, что Ридли говорит, что получила от процесса съемок много положительных эмоций, а вот от фанатов — массу отрицательных, и тем не менее, они не считает свою работу плохой. Я не берусь утверждать, что Абрамс и Джонсон не устраивали производственного ада, но, сев вчера смотреть «Пробуждение Силы», я вдруг подумал: а ведь это может быть сделано просто с любовью к «Звездным войнам». Да, сделали, как смогли. Но с искренней доброй любовью. Как со стороны режиссеров, так и со стороны актеров. Не, поймите, для нас, треккеров это очень обидные слова — когда Абрамс и Куртцман пришли в «Звездный путь», они сказали: нам не нравится ваша скучная научная фантастика, мы никогда не получали от нее вдохновения, никогда не увлекались ею в детстве. В отличие от «Звездных войн». И вот, Абрамс сделал свои Star Wars. Кое-что получилось. Ридли, Драйвер, Айзек, Боега (боже, прости), и, конечно, Фишер (которая тут почти что главная героиня всех 3 фильмов), Хэмилл, Форд, Макдермит (не помните его имя? He is the Senat, вы чего, с эпизода VI еще) — они делали то, что могли. Часто с душой.

Сниматься и снимать ЗВ крайне сложно. Если вы в теме, вспомните мальчика, сыгравшего Энакина в эпизоде I. Если нет, ну, достаточно сказать, что Лукаса многие называют крайне посредственным автором, хотя. Он. Сделал очень многое. Для кино. Для разных жанров. По сути это для нас, треккеров, все равно, что был бы жив Джин Родденберри и он продолжал бы снимать, а мы бы говорили, что он стал посредственным мудаком.

Давайте на минутку, вот эту минутку, можете засечь, забудем, какую фигню они сняли, что ее надо выбросить из канона (хотя такое говорили и о приквелах, пока не смирились), что ни в коем случае такое нельзя поощрять деньгами. Отбросим это. И искренне, честно и твердо скажем всем им спасибо. Спасибо за ваш вклад, когда он был искренним. Спасибо! (Так и слышу голоса: «Нееет»). Ну, я хотя бы предложил.

Ну и из приквело-оригиналов немножко

 

Источник

Читайте также