Жизнь и творчество одного из самых загадочных деятелей русского авангарда.
Второго февраля 1942 года в тюремной больнице блокадного Ленинграда умер поэт Даниил Хармс. В 1920-1930-х годах Хармс был известной фигурой в культурной жизни Ленинграда: одетый как английский денди, он часто появлялся на художественных выставках, сам выступал со сцены — сначала как поэт-авангардист, а позже как автор талантливых детских книг. После смерти он не был забыт — детские книги Хармса переиздавались регулярно и пользовались популярностью. Но как деятеля авангарда, создателя творческого объединения ОБЭРИУ, советский читатель его практически не знал.
Лишь в 70-80-х годах, когда сначала в самиздате, а после и в официальной печати стало появляться его «взрослое» творчество, Хармса открывают заново — теперь уже в качестве одного из самых оригинальных писателей 20-го века. Его новаторские стихи, авангардная проза и драматургия, предвосхитившая появление европейского театра абсурда, становятся предметом многочисленных исследований как российских, так и зарубежных филологов.
Своеобразие творчества Хармса не только в неподражаемом стиле его абсурдных рассказов, но и в их внутреннем, герметичном содержании. Существует серия анекдотов про Пушкина, которые часто путают с рассказами Хармса на аналогичную тему; скорее всего анекдоты эти и писались под впечатлением от Хармсовских зарисовок. Но скопировать Хармса нельзя — за причудливой формой его произведений стоит индивидуальность поэта-мистика, стремление высвободить скрытую силу слова, способного, подобно заклинанию или заговору, влиять на реальность. «Стихи надо писать так, что если бросить стихотворением в окно, то стекло разобьется» — утверждал Хармс. Он был глубоко убеждён, что реальность лежит за гранью обыденного рассудка, привычной логики и мышления; что поэзия — это путь творческого постижения истины.
Юность
Отец Даниила Хармса был человеком необычным: Иван Павлович Ювачёв в молодости вступил в боевой отряд Народной воли, который планировал совершить покушение на царя. Вместе с остальными участниками покушения он был арестован и приговорён к смертной казни, но приговор смягчили и казнь была заменена каторгой. В одиночной камере Петропавловской крепости Иван Ювачёв обретает веру, начинает молиться, читает Библию. На Сахалине занимается строительством, помогает составлять карту побережья, пишет рассказы, знакомится с Чеховым, который в 1890 году посетил каторгу и написал о своей поездке книгу «Остров Сахалин». В 10-й главе он упоминает отца Даниила Хармса, характеризуя его как «трудолюбивого и доброго»; также Иван Ювачёв стал прототипом революционера в повести Чехова «Рассказ неизвестного человека». После освобождения с каторги Иван Павлович печатается в журналах, пишет воспоминания и очерки о Сахалине, заводит знакомство с Львом Толстым, женится на дворянке Надежде Колюбакиной.