Делюсь спорными впечатлениями об одном из самых дорогостоящих фильмов Netflix, в котором схлестнулись невозмутимый Райан Гослинг и усатый Крис Эванс.
В конце следующей недели на стриминговом сервисе Netflix выходит «Серый человек» с Райаном Гослингом и Крисом Эвансом в главных ролях. В некоторых кинотеатрах мира фильм уже пустили в ограниченный прокат, и мне свезло побывать на одном из сеансов. Пользуясь случаем, хочется не столь кратко поведать о том, чего стоит ожидать от грядущей цифровой премьеры.
Картина основана на одноимённом шпионском романе Марка Грини, чью историю планировалось перенести со страниц на экраны ещё со времён далёкого 2011-ого года. Перебиравшись от одной студии к другой, шанс экранизировать работу Грини ушёл онлайн-кинотеатру Netflx. Режиссёрами столь амбициозного проекта стали Братья Руссо, ответственный за фильмы о «Капитане Америке» и «Мстителях» в рамках киновселенной Marvel. Дуэт сразу заявил, что нацелен выстроить полноценную франшизу, ведь цель стриминговой платформы заключается не только в получении огромной прибыли, но и в значительном расширении своей аудитории при помощи образования шпионской киновселенной.
Сюжет экранизации рассказывает о Курте Джентри (Райан Гослинг), заключённом, вызволенным ЦРУ ради его дальнейшего внедрения в программу «Серый человек» — отряд профессионально обученных киллеров для выполнения тёмных операций. Курт получает кодовое имя Шесть и быстро вливается в роль правительственного убийцы, но в ходе устранения очередной цели натыкается на серьёзный компромат, связанный с самой верхушкой своего начальства. Джентри подаётся в бега, осознав, что его собственные люди готовятся зачистить «Серого человека». Агентство тем временем узнаёт о решении Курта и идёт на отчаянные меры, доверяя ликвидацию своего самого ценного кадра психически нестабильному Ллойду Хэнсену (Крис Эванс) — контрактному наёмнику, который славится маниакальной манерой идти напролом, игнорируя всевозможные риски.
Удивительно, что два самых коммерчески успешных режиссёра в Голливуде, по-видимому, никак не могут нащупать почву для создания приземлённого и сурового кино, а не масштабных событий в супергеройской жанре. Головокружительные съёмки с дрона, непрерывный хаос и колоссальный ущерб вокруг центральных конфликтов заставляют фильм больше походить на катастрофу, чем на историю о противостоянии спецагентов. Ставки всё время растут до такой степени, что персонажи по умолчанию становятся сверхлюдьми, выживая во взрывающихся грузовых самолётах и сходящих с рельсов троллейбусах. Рассказ с бешеной скоростью несётся вперёд, то и дело выдавая абсурднейшие экшн-сцены, будто бы выдернутые из монтажной комнаты нового «Форсажа».
Впрочем, реализм здесь не обязательно выступает в качестве гигантской проблемы, на самом деле она кроется совершенно в другом — «Серый человек» является сборником изживших себя клише в жанре экшн-триллера. Если вы ожидали застать атмосферу шпионажа и лихо закрученных политических интриг, то братья Руссо пошли в кардинально противоположном направлении.
В сюжетном плане их новая работа до ужаса проста, она не ищет никаких способов внести в жанр новое слово или хотя бы соблюсти его сегодняшнюю планку, заданную последними фильмами серий «Миссия: Невыполнима» и «Джон Уик». Потому местная беготня неизбежно упирается в наивные диалоги, (как точно подметил один западный критик в своём отзыве — они будто бы написаны нейросетью), невероятно предсказуемые решения персонажей и максимально неправдободный взгляд на поведение профессиональных убийц, годами учившихся скрывать свои эмоции и держать ситуацию под контролем. В здешнем представлении они больше походят на десятилетних детей, устроивших соревнование в духе «круто круче».
Однако в то же время у «Серого человека» есть много живых, хорошо сделанных моментов: умное использование зеркальных отражений, демонстрация особых навыков Шесть, которые позволяют тому ловко выпутываться из смертельных ситуаций, а также присутствует очевиднейший оммаж «Схватке» Майкла Манна — в одной из сцен персонаж Гослинга оказывается прикован к скамье, посреди просторной площади в Праге. С одной стороны к нему подбираются вооружённые до зубов наёмники, посланные Ллойдом, с другой местный спецназ, отреагировавший на стрельбу в городе. Пока между двумя группировками завязывается динамичнейшая, ярко поставленная перестрелка, Шесть всячески старается выбраться из этой ловушки.
С разнообразностью и продуманностью локаций проблем также не найдётся. Праздничный Бангок, где разворачивается первая схватка фильма, просторная Вена, туманный Баку, и множество других стран со своими уникальными чертами дизайна, несомненно, смотрятся завораживающе. Иными словами, никогда не пропадает чувство, что сюда был вбухан крайне солидный бюджет.
Но красивого визуального ряда и впечатляющего каста явно не хватает, чтобы окупить собой невероятно глупый сюжет с тоннами логических противоречий и несуразных моментов, от которых голова идёт кругом. К примеру, один из персонажей, наёмник, хладнокровно убивает трёх полицейских, пытающихся его задержать. Вскоре мужчина прибывает к своему союзнику, Ллойду и узнаёт, что последний держит в плену юную девушку и намеривается её убить. Данный факт заставляет наёмника переметнуться на сторону хороших ребят с репликой: «Эти люди не знают понятие чести …». Спрашивается, а ты, чёрт возьми, знаешь?
Большинство актёров просто-напросто сковано необходимостью стремительно перескакивать от одной сцены к другой без длительных человеческих моментов. Стоит режиссёрам прийти в себя, слегка притормозить повествование и отослать нас в десятиминутный флэшбек о прошлом Курта Джентри, как нас резко выдёргивают из него и возвращают обратно, в самый эпицентр урагана. Виной тому сумбурный монтаж, мешающий как сближению с героями, так и восприятию достойной боевой хореографии, труды которой мигом испаряются из-за двадцати кадров за восемь/десять секунд. Порой доходит до того, что образуется впечатление сильно обрезанного хронометража, ибо отдельно взятые диалоги ощущаются максимально хаотичными, ни к чему не приводящими. Кое-как спасают положение Гослинг и Эванс, явно получившие массу удовольствия от своих ролей. Крис прекрасно смотрится в роли надменного и неуравновешенного плохиша, стреляющего в трупы собственных бойцов из-за того, что те упустили главного героя.
«Серый человек» страдает от основного синдрома Netflix — стриминговый гигант прекрасно справляется с подачей приземлённых, авторских проектов, о которых в итоге мало кто слышит, а при создании крупнобюджетных фильмов неизменно повторяется ситуация с коряво прописанным сценарием (он бы идеально подошёл для начала 2000х годов), и горой упущенных возможностей с действительно интересным материалом на руках.
Фильм постоянно куда-то спешит, не пользуется талантом актёрского состава, устраивая на на экране сюжетную кашу и не предлагая занятной истории, после просмотра которой захотелось бы сразу получить продолжение. Оно, судя по всему, неизбежно, ведь с коммерческой точки зрения потенциал для франшизы тут действительно крупный. Остаётся лишь надеяться, что Руссо учтут противоречивые отзывы публики. Глупо отрицать, что «Серый человек» найдёт своего зрителя, желающего провести два часа на диване с отключённым после работы сознанием, но всё-таки от таких режиссёров, от такого то каста и уж тем более такого бюджета ожидаешь гораздо большего, чем одноразовой, очень своеобразной жвачки.
#серыйчеловек #thegrayman #netflix #крисэванс #райангослинг #премьеры