«Да будет исполнено!»: обзор киносерии «Исполнитель желаний»

«Да будет исполнено!»: обзор киносерии «Исполнитель желаний»

В 1997 году к списку киношных монстров добавилось существо, которое было неподвластно ни раю, ни аду; существо, олицетворяющее всё самое порочное, что есть в человеке; существо, которое питалось грехами и алчностью; существо, обладающее непомерным могуществом, но ограниченное человеческой волей; существо, которое исполняло желания. Джинн. Забудьте про доброго духа из диснеевской сказки с голосом Робина Уильямса. Джинн — это настоящее чудовище, которое желает превратить землю обетованную в её кошмарное подобие; оно извращает человеческие желания, а души его жертв томятся навеки вечные в его дьявольском измерении.

“Исполнитель желаний” — это нередкий пример того, как замечательная идея со временем превратилась в жалкий конвейер. Точнее, попыталась превратиться — её жизнь (если это можно было назвать жизнью) оборвалась на четвёртом фильме. Удивительно, что многие держались пять или шесть фильмов, а эта померла так же быстро, как и родилась. Оно и не удивительно — за первую часть брались настоящие ветераны жанра, в то время, как сиквелы ваяли люди, далекие от ужасов, а третью и четвертую часть так и вовсе далекие от кинематографа.

Исполнитель желаний, 1997 г. (Wishmaster)

Сотни лет назад коварный Джинн пытался уничтожить Персию, но придворный маг сумел заточить демона в Кровавый Опал и спрятать камень внутрь статуи Ахуры-Мазды. В наши дни из-за несчастного случая в порту, камень попадает в руки хитрому рабочему, и впоследствии попадает к ювелирному оценщику Алекс. Во время исследований Алекс случайно пробуждает к жизни Джинна. Демон, следуя пророчеству, должен выведать у девушки три желания, по истечению которых он сумеет вырвать из-за заточения своих собратьев и превратить мир в Ад. Но пока Джинн слаб, ему нужны души, и поэтому в облике человека он находит себе потенциальных “клиентов” и обращает их собственные желания против них самих.

Первый фильм заслуженно считается классикой ужасов. В нём грамотно всё: и манера съемок, и незамысловатый сценарий, и спецэффекты, а самое главное в нём орудует харизматичный злодей с нестандартными способами “убийства”. Оно и неудивительно, у руля стоял сам Уэс Крейвен (который зачем-то притворялся продюсером), сценарий написал Питер Аткинс — тот самый, что на пару с Клайвом Баркером руководил съёмками “Восставшего из Ада”, музыку сочинил бессменный композитор “Пятницы 13-ой” Гарри Манфредини; а в роли коварного Джинна щеголял Эндрю Дивофф, который большую часть своей карьеры играл всяких отморозков, а в будущем станет лучшим другом единственного и неповторимого Александра Невского.

Начальная же сцена задает тон всему фильму: кровь, насилие, жестокость, абсурдные и пугающие превращения и прочий бодихоррор. Кто-то насильно впечатывается в стену; кто-то раздирает на себе кожу; чей-то скелет вырывается из бренного тела и начинает терзать случайную жертву; кто-то и вовсе превращается в уродливое подобие крокодила. Крик, паника, ужасы. И это первые минуты фильма! Это тот самый случай, когда взгляд зрителя невольно приковывается к экрану и держится до самого финала. Это тот самый случай, когда авторы не изменяют себе до самого конца — это жестокий, мистический, местами чернушный фильм про зло, которое неумолимо движется к своей цели. Особенно ярко вспоминается финальная погоня с участием оживших статуй и картин, которые без всякой жалости расправляются с бедными посетителями вечеринки и охранниками.

Структурно сюжет может разделить на две части. В первой главная героиня — Алекс — пытается понять, как остановить Джинна и, если это возможно, отсрочить свою встречу с ним; во второй Джинн пытается найти информацию о девушке и попутно выполняет желания каждого встречного человека. Всё это заканчивается мясорубкой и, свойственной для такого жанра, финальной битвой.

Фишкой же Джинна оказываются его способности цинично извращать человеческие желания, даря людям боль и страдания в обмен на желаемую душу. Я не буду перечислять, каким образом демон извращал желания (а это, поверьте, главное достоинство фильма!), но приведу абстрактный пример: какой-нибудь бродяга просит себе много золота; Джинн с циничной улыбкой произносит: “Да будет так”, и в следующую секунду в бедолагу врезается инкассаторская машина! А через несколько дней его душа оказывается в адских потемках с перспективой провести там целую вечность. И таких моментов тут на полфильма.

Сам же Джинн оказался на порядок харизматичным, не лишённым дьявольского шарма злодеем, причём, как в своём обличии, так и в обличии человека. Эндрю Дивоффа, несмотря на солидную фильмографию, будут помнить только как Натаниэля Демереста (человеческий аватар Джинна), и это, наверное, справедливо. Его холодный, иногда самоуверенный взгляд, вечная злодейская улыбка, тяжёлый, может быть инфернальный голос, его коронная “Да будет исполнено” не забудутся никогда.

Ещё “Исполнитель желаний” просто богат на камео ветеранов малобюджетных, но культовых фильмов ужасов. Если вы фанат этого жанра, и если вы знаете таких личностей, как Роберт Инглунд, Тони Тодд, Кейн Ходдер, Ангус Скримм (читал заглавный текст), Рэджи Бэннистер, Джозеф Пилато и Тэд Рейми, то можно пол-фильма сидеть, как ДиКаприо в “Однажды в Голливуде” и с удивлением тыкать пальцем в экран. Из подобного мне, почему-то, вспоминаются “Лунатики”, где в одном кадре засветились Стивен Кинг, Клайв Баркер и Тоуб Хупер.

Если вам нравятся ужастики с запоминающимися злодеями, если вам хочется интересную, незамысловатую и местами пугающую историю, и если просто хотите качественный фильм ужасов, то “Исполнитель желаний” это ваш выбор. По впечатлениям он ничуть не уступает “Чернокнижнику” или “Фантазму”, а это дорогого стоит.

Но, к сожалению (или к счастью), первый фильм кажется самодостаточным во всей серии, и не только из-за сюжета, но и качества. С производства второго фильма ушли все творцы оригинала, да и вышел он, как ни странно, только на видео, хотя первый фильм при солидных 5 млн собрал втрое выше.

Исполнитель желаний 2: Зло не умрёт никогда, 1999 г. (Wishmaster: Evil Never Dies)

Во время ограбления музея, двое воров случайно освобождают Джинна из заточения, и тот, снова взяв на себя личину Натаниэля Демереста, отправляется в тюрьму. Его цель — 1000 и 1 душа и три желания от девушки Морганы — той самой воровки, которая разбудила демона. А тем временем Моргана на пару со своим другом священником ищут способы остановить Джинна, пока тот не соберёт свою дань.

На первых порах, вторая часть кажется вполне смотрибельной. Спецэффекты хоть и стали беднее, но глаз не режут; сценарий давно забил на серьёзность и пытается пойти по виражам абсурдного чёрного юмора (много ли вы знаете фильмов, где демон сидит в тюрьме, общается с петухами и корешит с russian mafia vodka balalaika?), особенно это касается исполнения желаний (ярче всего вспоминается адвокат, который *кхе-кхе* сам себя)? Но зло, как говорится, кроется в деталях, и при пересмотре как бы я снисходительно не относился к сиквелу, минусов там всё же больше, чем плюсов.

Самое главное — его скучно смотреть. Все сцены с желаниями кажутся выжимкой сценарного гения, сценарий очень сильно сдаёт на середине и тянет резину до самого финала; сюжетные линии с Морганой и Джинном хочется проматывать до посинения. Если Алекс из первого фильма казалась ярким и интересным персонажем со своими страхами и мотивами, то Моргана 90-то процентов времени сидит и плачет о своей несчастливой жизни (и, хоть актриса поначалу и щеголяет в нижнем белье или мини-юбках, спасает это мало). А пока Джинн толкает зэков на исполнение желаний (сами желания такое себе, а под конец с ними вообще всё худо), герои катаются к нему в тюрьму и задают вопрос: “Почему?”.

Да и вообще у меня сложилось впечатление, что под конец у создателей кончились деньги. “Желаний” стало меньше, крови заметно поубавилось, а что-то и вовсе оставили за кадром. Правда, финальная сцена с Лас-Вегасе хоть и возвращает прежний интерес к фильму, но до уровня “вечеринки” из первой части ей очень далеко.

Плюс, это самая “русская” часть во франшизе. Загибайте пальцы: Джинн корешит с русской мафией, разговаривает на русском языке (!); есть сцена с калинкой-малинкой в типичном русском ресторане (!!), ну и до кучи единственная религиозная нитка в фильме связана с православной церковью (хотя эта тема ни к чему и не привела). Совпадение? Я не знаю.

Но сиквел нельзя назвать откровенно плохим. Да, он снят за три копейки, да, шарма оригинала там нет, как и присущей ему жестокости и цинизма, да, Джинн пьёт водку… но в нём есть дух тех самых дешёвых видео-сиквелов, которые в разы хуже оригинала, но пытаются… стараются не скатиться в тотальный, неудобоваримый абсурд. Да и Дивофф тут всё такой же злодейский злодей, которого всегда тянет с кем-то поговорить; но прежняя харизма на месте! Кстати, из плюсов ещё отмечу отношения Джинна с разбудившим его человеком — оказывается, последний в каком-то смысле проклят: он не может умереть от слова совсем. Интересный ход, один из немногих, который стоит внимания.

К сожалению, каким бы спорным не был сиквел, это последний хороший фильм в серии. Потому что дальше пошёл адский ад…

Исполнитель желаний 3: Камень дьявола, 2001 г. (Wishmaster 3: Beyond the Gates of Hell) и Исполнитель желаний 4: Пророчество сбылось, 2001 г. (Wishmaster 4: The Prophecy Fulfilled)

Эти фильмы настолько ужасны, что я решил не уделять им много текста, обойдусь парой абзацев.

Режиссёром обеих частей выступил некий Крис Энджел — что это за тип не знает даже английская википедия. Снимали их практически последовательно, а значит команда там одна и та же. Эндрю Дивофф ушёл из франшизы, и на его место пришёл некий Джон Новак, отчего серия только проиграла — прежней харизмы у Джинна уже не было (демон даже лишился своей фирменной улыбки), а вместо сложнейшего грима создатели почему-то обошлись резиновым костюмом (или мне так показалось — демон выглядел просто ужасно).

В чём их беда? Во всём. Третий фильм можно называть как угодно: комедией, мелодрамой, боевиком, эротикой… но только не ужастиком. Все действия происходят днём, спецэффектов тут кот наплакал, страшных сцен нет, а все “желания” попахивают натуральной халтурой и бутафорией. Пример: девушка хочет спрятаться. Что делает Джинн? Пихает её в коробку с крысами — гениально! Сам Джинн превратился в трепача и неврастеника — орёт, злиться, докапывается до жертв и чуть ли не насильно требует с них желания. Кстати, Джинна-человека сыграл Джейсон Коннери — сын знаменитого Джеймса Бонда, и, пожалуй, он единственный, кто пытался играть. Но. Джинн, который преподает уроки? Джинн, который постоянно кривляется? Джинн, который прыгает, скачет, бегает? Джинн, который самолично дошёл до убийств? Джинн, который машет мечом аки Дарт Вейдер? Увольте, на это стыдно смотреть.

Вишенкой на торте стала попытка сценаристов связать происходящее с религией (что пытались сделать во второй части). Теперь соперником демона стал сам архангел Михаил, боец из которого так себе… Зато есть крутая драка на мечах. Точнее, крутая с точки зрения группы толкиенистов. Актрисы? Их тут нет. Может, поэтому режиссёр компенсирует никакую актёрскую игру постоянной обнажёнкой (в исполнении Эммануэль Вожье, она же мисс “NFS: Carbon”).

А сюжет? Чуть ли не копипаста первого фильма. Джинн снова приходит в наш мир, ищет ту самую, которая его разбудила, чтобы выполнить её три желания… и так далее. Поехали дальше.

Чётвёртый фильм, на удивление, вышел получше третьего, но все равно до уровня второго не дотягивает. Да, количества тупизны поубавилось, но прибавилось кое-что другое — романтики. Сюжет вращается вокруг… задержите дыхание… попыток Джинна осознать любовь!!! Дело в том, что разбудившая его девушка хочет влюбиться в своего адвоката (в которого и “переоделся” Джинн), а демон просто-напросто не может не нарушить желание и ему приходится “соблазнять” свою жертву. Постельная сцена в наличии. Ой вей!

Содержание скрыто

Показать

Впрочем, имей фильм больший сюжет, получше постановку и нормальный актёров, то получилось бы вполне небезыдейно, но, увы… Даже если б сюжет имел вменяемый твист, это не спасло бы его от провала. Снова резиновый Джинн, снова драки на мечах (на этот раз в лесу — боже, как это убого выглядит…), снова архангелы…

Зато желания стали чуточку получше, и исполнение их уже не такое кошмарное, как в третьем. Больше всего запомнилась одна девушка, которая хотела поцелуй и теперь была вынуждена целовать каждого встречного — да, чёрный юмор вернулся, что не может не радовать.

Итак, плюсы серии:

— Харизматичный злодей с циничными идеями оборачивать желания жертв против них самих;

— Ни одна из частей не связана друг с другом; можно включить любую и ничего не потерять;

— Симпатичные девушки на заглавных ролях во всех фильмах;

— Много крови, жестоких сцен;

Минусы:

— К сожалению, хорош только первый фильм. Вторая, с натяжкой, ещё может как-то порадовать (хотя, если бы не Дивофф, то ситуация была бы хуже), остальные вообще вспоминать не хочется;

— Во всех фильмах природу Джиннов раскрывают очень поверхностно.

Рекомендую ли я? Да, первый фильм, хранить и ценить вечно. Остальные — по желанию.

Спасибо за внимание!

#ретро #обзор #ужасы

 

Источник

Читайте также