Цифровое будущее. Эдмундо Пас Солдан

Фотография не сообщает (не обязательно сообщает) о том, чего уже нет, но исключительно и наверняка о том, что было.

Camera lucida. Ролан Барт

Цифровое будущее. Эдмундо Пас Солдан

В эпоху Тик-Тока, Инстаграма и дипфейков цифровая фотография, и тем более коллажи, уже не кажутся, чем-то уникальным. Но коннотация осталась прежней. Фотография — это память. Но она жива пока существуют носители, не важно цифровые или нет. А это уже соблазн (или чья-то необходимость?) для манипулирования историей и коллективной памятью.

В «Сто лет одиночества» Гарсиа Маркеса властные структуры, чтобы скрыть информацию об оппозиционных выступлениях, изымали целые куски истории, сохраняя удобную себе информацию. И, через некоторое время, после естественной смерти очевидцев, осталась исправленная хронология событий. Но, если раньше правились исторические документы, а иные исчезали, то в эпоху цифры можно исправить практически всё: звук, фото, видео. Собственно, чем и пришлось заниматься герою «Цифровых грёз» Себастьяну. Неугодные власти люди по щелчку мыши исчезали с фото. А как мы помним по известному рекламному ролику:

Не запостил — не было!

Нет фото и документов — нет памяти, а нет памяти — человека не существует. Вот только нет никакой гарантии, что цифровой художник сегодня, не станет — пустым местом на снимке завтра. А, если процесс твоего стирания, станет заметен в бытность твоего существования, то это может выглядеть воистину пугающе и заставит сомневаться в своем собственном существовании.

В фильме «Стрингер» герой гонялся за новостями, манипулируя реальностью ради сенсационного видео. В «Цифровых грёзах» похожим образом поступила Инес, чтобы иметь красивую фотографию самоубийцы. Манипулирование реальностью для великолепных снимков или видео или корректировка фото для обеления бывших диктаторов — две грани одной монеты. И то, и то приводит к страданию и нарушению свобод людей, а как мы помним императив Канта в интерпретации Поппера:

свобода каждого человека была ограничена, но не далее тех пределов, которые необходимы для обеспечения равной свободы для всех.

Открытое общество и его враги. Карл Поппер

Что собственно и проиллюстрировал Эдмундо Пас Солдан. Действия Себастьяна вернулись к нему бумерангом, и проследить его существование теперь задачка со звёздочкой.

 

Источник

будущее, Пас, Солдан, цифровое, Эдмундо

Читайте также