Цифровая религия: введение в цифро-теологию

Введение

Цифровая теология — это область исследований в религии, которая сосредоточена на взаимодействии веры и цифровых технологий. Как эти технологии меняют человеческое восприятие Бога? Как Его участие в мире можно объяснить, обращаясь к информатике? Всё это по сути — предмет цифровой теологии. В данной статье мы вкратце рассмотрим её основы.

Для начала — что такое теология?

Теология — в буквальном смысле — это наука о Божественном. Разумеется, это гуманитарная наука. В отличие от естественных наук, предмет гуманитарных наук, как правило, связан с субъективным опытом. Не у всех нас есть прямой доступ к религиозному опыту, но мы имеем доступ к текстам, фиксирующим этот опыт, или к логическим умозаключениям, которые из него выводят. Теология берёт своё начало отсюда. Она у́же, чем религиоведение, и сосредоточена на отдельной интеллектуальной традиции, например, на христианской философии.

Теологией до сих пор интересуются даже крупные философы из Оксфорда и Кембриджа. Вся фишка в том, что обращение к Богу объясняет должное в мире — каким мир должен быть с точки зрения цели и всеобщего блага. Естественные же науки описывают мир только как сущее, то есть независимо от цели или блага. Человек не может жить одной только биологией, он создаёт культуру, ищет целесообразность, поэтому естественные науки — ещё не всё.

Интерес к теологии растёт на фоне «трудной проблемы сознания». Она потому и «трудная», что её практически невозможно решить с помощью естествознания. Филипп Гофф, аналитический философ сознания, сначала пришёл к панпсихизму, а потом — к вере в Бога, так как не смог объяснить, почему бездушная материя, не имеющая никакой благой цели, порождает разумную душу, способную такую цель искать? От того, какое место разум занимает во вселенной, зависит то, существует ли вечный разум или нет.

В теологии никуда без информатики

Сегодня даже традиционно настроенные верующие не могут полностью исключить общение с компьютерами. Очень многое в нашей жизни пронизано «цифрой». Более того, древние философы, которые заложили основы теологии, не могли даже представить, что можно сделать с помощью математики и кода. Для современных теологов это — вызов.

Хотя термин «цифровая теология», или по-английски Digital theology, возник сравнительно недавно, его корни можно проследить в более ранних попытках соединить религию и технологии. Уже в середине XX века богословы размышляли о влиянии медиа и массовых коммуникаций на церковное сообщество. С развитием интернет-технологий эта тема стала ещё актуальнее, появились новые вопросы.

В начале нашего века британский теолог Питер Филипс предложил систематизировать исследования в этой области, что дало начало цифровой теологии как отдельному проекту. С тех пор она стала объектом изучения в академических кругах, особенно в Великобритании и США. В РПЦ цифровой теологией занимается протоиерей Владимир Шмалий, интервью с которым опубликовано на канале «Теоэстетика».

Влияние цифровизации на религию

Базовая часть цифровой теологии — это, конечно, про то, как технологии помогают верующим. Цифровизация преобразила многие аспекты религиозной жизни. К примеру:

  1. Онлайн-богослужения. Пандемия COVID-19 продемонстрировала важность цифровых платформ для религиозной практики. Церкви, мечети и храмы начали проводить службы через Zoom, YouTube и другие платформы.

  2. Доступность священных текстов. С появлением цифровых библиотек, таких как Bible Gateway, доступ к религиозным текстам стал значительно проще.

  3. Социальные сети как инструмент евангелизации. Религиозные лидеры и организации активно используют платформы, такие как Instagram и Telegram, для привлечения новых последователей.

  4. Виртуальная реальность. Создание виртуальных храмов и религиозных мероприятий в VR позволяет людям участвовать в религиозной жизни, не выходя из дома.

Надо полагать, что в будущем мир ждёт появление роботов, которые дополнят или заменят труд священников. Пока это трудно себе представить, но консервативные устои — понятие гибкое, а поколения меняются. Религия кажется очень традиционной частью культуры, но в действительности она разнообразна.

Этические и онтологические вопросы

Подлинный шарм цифровой теологии — в том, что она касается этических и онтологических вопросов, которые очень скоро встанут перед человечеством:

  • Может ли искусственный интеллект быть не только сознательным, но и способным испытывать религиозный опыт?

  • Какое место цифровые данные занимают в религиозной телеологии, если она есть?

  • Как технологии влияют на человеческую свободу воли?

Не так давно Дэвид Чалмерс предположил, что наша материя может иметь цифровую основу. Да и сами мы, если подумать, по отношению к Богу, если Он создал нас, были бы именно искусственным интеллектом. Развитие ИИ показывает, что условно «живую» систему можно создать на основе цифровых данных и поддерживающей её физики. Безусловно, такая система нуждается в субъективном опыте, чтобы быть полноценно живой, но успехи уже многообещающие.

Может ли наш мир быть своего рода нейросетью, которую Бог сотворил и в настоящее время обучает? Такая концепция объясняла бы, откуда в мире, сотворённом совершенным Богом, существует зло, — ведь мир, в отличие от Него, пока ещё недостаточно совершенен. Кроме того, мир, как большая искусственная нейросеть, мог бы не совсем подчиняться Богу, быть инаковым. Всё это выглядит фантастичным для простого человека, но для теолога это — масса возможностей для понимания взаимоотношения Творца и творения.

Заключение

Благодаря цифровой теологии религия и информатика могут взаимно обогащаться, не теряя своей специфики. Важно помнить, что, несмотря на все достижения технологий, у них есть пользователь, и они не имеют никакого смысла, если за ними не стоит разум и субъективный опыт. Перефразируя одного из основателей крупнейшей в мире религии, «не человек для технологий, а технологии для человека». Возможно, в будущем цифровая теология будет невероятно популярной темой для дебатов между атеистами и верующими. Так это или нет, покажет время.

 

Источник

Читайте также