Спойлеры и оскорбления. Личное мнение. Грубость и маты. Свинское поведение и наплевательское отношение к читателю. Я вас предупредил.
Подбираясь к финалу, я собирался написать об игре.
Пройдя второй раз, я ещё раз собрался написать об игре.
Наиграв ещё 50 часов, добив ачивки и побродив по миру, посмотрев на достопримечательности и пройдя всякие секретные квесты, я…
Я передумал.
И передумал вновь. Прокрастинация, знаете ли.
Я разочарован. Я покупал несколько иную игру. Не строил больших надежд. Был уверен во многих проблемах. Но в конечном итоге получил не то, что мне рекламировали, не то, о чём мне рассказывали.
Я думаю, мои чувства к игре амбивалентны.
Я получил удовольствие от прохождения. Я могу включить Never Fade Away и пролистывать скриншоты, вспоминая всё, что я делал на пути к трагичной концовке.
Но я всё равно разочарован.
Сейчас сложно восстановить в памяти, какой я представлял игру, но чётко помню мысль «Они прыгнут выше своей головы».
Мне отчего-то казалось, что они собираются сделать проект больше и круче GTA 5 или уровня RDR 2. Я поражался их амбициям и ждал игру.
Критическое мышление делало своё дело и остужало трахание. Ждал я в основном только доп. квесты, сюжет и персонажей. А над новостями типа «У нас тут игровой мир нового поколения» я недоумевал. Сделать мир живее, чем в RDR2? Они совсем там зазвездились? «У нас не будет багов». Ага, а людям для нормального функционирования есть не нужно.
Никогда, знаете ли, не любил полноценно Ведьмаков.
Первого прошёл только после второго. Второго прошёл только с третьего раза. Эти игры были слишком польскими для меня. Прорываясь через кривизну, я проникся ими. И уже в приподнятых чувствах к серии ждал третьего.
Когда он вышел, целый год я генерировал только и разговоров, что о третьем ведьмаке.
В каждую бочку затыкивал «О, а в ведьмаке это сделано вот так».
Игра оставалась польской, но сделана была на совершенно новом качественном уровне… для поляков.
Когда видишь прогресс от первого до третьего ведьмака, ждёшь, что C77 будет ещё лучше. Больше квестов. Круче сюжет. Новые мини-игры. Геймплей-геймплеище.
Но ожидания не оправдываются.
Сюжет короче. И только он начинает разгоняться, как тут же кончается.
Квестов мало. И интереса твоего личного в них особо нет.
Нет и мини-игр. В мире продвинутых технологий, азарта и потреблядства, уставший человек даже в пачинко не может засесть.
Ты приходишь в мир C77 и оказываешься фрустрирован. Хочешь себя реализовать, но не можешь и к концу прохождения остаёшься опустошён.
Ты можешь создать персонажа, подобрать правильный голос, вставить уродливые глаза. Можешь даже вкинуть очки в какую-нибудь характеристику, чтобы герой пару раз вякнул «А я и сам своего рода знаток в #название_характеристики», на что любой услышавший это непись ответит «Круто, чё».
Ты можешь создать своего Ви. Даже не так. Своего собственного V.
Букву. Ничто. Куклу.
Куклу, в которую хочется полноценно проникнуть и заложить своё мировоззрение.
Но ты этого не можешь. V – это не ты, даже если стараться изо всех сил.
V не убивает беременных. V не оскорбляет Панам. V не может убивать всякий пустошный скам в лице контрабандистов и налётчиков…
То, что хорошо работало с «книжным» Геральтом, выбешивало меня в C77.
Я не хочу очередного Геральта. Я хочу быть собой.
Я не хочу давать этой манде сигареты. Я не хочу с другой мандой взрывать электростанцию и АВИ. Я хочу сразу же после предательства вырезать каждого представителя этих гнилых детей вуду.
Но мне нельзя. Единственная свобода открывается в спорах со второй личностью в твоей голове. Ему ты можешь ответить 3-4 разных варианта, но не тупой пизде Панам.
«Ты такая классная. У тебя всё так хорошо получается».
Игра настолько пытается задовлеть над тобой, что не даёт сесть на пассажирское сидение в её машине. Кто из вас встречал водителей, трепетно относящихся к своей машине, к своему месту, которое не дай бог будет отрегулировано чуточку не так, а подушечка сместится на сантиметр? Я встречал. Но меня в игре нет. Поэтому мне приходится сильной и независимой отвечать:
«Уступаю место профессионалу»
или
«Какая ты нетерпеливая, Ар-р».
И ладно, если вы подстилка, каблук, шестёрка, куколд… просто мазохист, желающий раствориться в чужой власти, вам может понравиться подобное обращение и ограничение вашей свободы. Через дополнительные квесты вы сможете даже обрести «друзей».
Например Керри Евродина, который предлагает всего лишь уничтожить собственность, не знаю, какой-нибудь Монеточки, или Гавр Гуры, сломать компьютер Андрея Апанасика. Впишитесь в это?
Или квест от местной эмо-суецидницы-унылки-тян, в котором вы должны сделать грязную работу, чтобы кто-то ебал каких-то шлюх, а кто-то другой получал с этих шлюх деньги. Звучит как дело всей вашей никчёмной жизни. Вписываемся?
Или помочь той же Панам, которая вновь хочет проводить свои ночи в тесных палатках с вонючими грязными мужиками. Она явно хочет вновь оседлать член Скутера. Поможете ей? Ну, как тут не вписаться, а?
Все персонажи прописаны хорошо. В них можно поверить. Они эгоисты, мрази, предатели, иногда даже добрые и понимающие люди.
Но друзьями, которые некогда были у Геральта, они не становятся. А квесты, которые слабо мотивируют игрока, лишь усиливают отторжение.
Кроме этих «дружеских» веток есть ещё несколько квестов, в которых вы вроде как что-то делаете, и которые вроде как запоминаются. Но их крайне мало. Что вы запомните? Как Лиззи-Писи попросила труп выкинуть или как бармен попросил активировать пару игровых скриптов, связанных с его «женой»?
Оригинальный голый Ведьмак 3 давал тебе намного больше заданий, историй, судеб людей. А C77 даёт тебе кучу жёлтой и голубой активности.
Что хорошо… но не в ущерб интересным полноценным квестам.
Если бы квестов было больше, жёлтые заказы спрятались бы в звонки от фиксеров, а синие в интерфейс полицейской машины, вы были бы только рады, что кроме всего вот этого интересного про людей и их быт в мире киберпанка, есть ещё и мишура, чтобы пострелять, развеяться.
Увы, мишурой ты начинаешь заниматься, потому что больше ничего уже не остаётся.
И заниматься ей можно разнообразно и весело, а можно скучно, муторно, с ленцой и нарастающим раздражением.
Жёлтые заказы я проходил разнообразно и наслаждался процессом. Подъезжать на машине к мега-башне. Продираться через толпу людей, через дым сигарет и запах якисобы, вызывать лифт, и пол минуты ехать на нужный этаж, попутно перезаряжая оружие и подготавливая гранаты. Когда двери откроются, только ты, твоё задание и будущие трупы.
Неписи становились трупами у меня в основном из пистолетов. И стрелять мне было приятно.
Но если смотреть футажи, то игра выглядит не слишком эффектно. Не хватает какого-то потока (flow), я не знаю, как это описать. Чтобы ты ловко прыгал, делал подкаты, взрывал, разрубал, чтобы это всё смотрелось, как единый непрерывный танец. Но на футажах все эти действия смотрятся совершенно отдельными проигрывающимися анимациями.
Он прыгнул. Он выстрелил. Он прыгнул. Он кинул гранату.
Если сравнивать с тем же Ведьмаком третьим, во время сражений пируэт плавно перетекал в контр-атаку, Геральт перебрасывал меч из одной руки в другую, тут же кастовал аксий, кидал бомбу, кувыркался и отбивал стрелы. Сражение ощущалось и выглядело одним целым.
Про драки холодным оружием в С77 ничего сказать не могу.
Про драки на кулаках ничего сказать не хочу.
Хакинг даёт почувствовать себя крутым, когда убиваешь амбар животных с соседнего здания, и никто даже хрюкнуть не успевает. Но его механика не слишком увлекательна, всё что ты делаешь, это кликаешь на одну из доступных кнопочек и смотришь результат. Ни мини-игры, ни какого-то противоборства с файрволлами и вирусами.
Кроме боевых механик есть механики передвижения, езды, чтения записок и прочего всем нам привычного. Они выполнены на обычном уровне по программе минимум.
Ничего лишнего, можно сказать… даже если хочется.
Но в игры CD Projekt RED играют не ради застреваний в каждом заборе, скача на Плотвишке, и не ради спама быстрой атаки.
В них играют ради Пиздатейшего «ФАКИН» погоди-погоди «АРАСАКА» Киану Ривза.
Я считаю, он великолепен. Его мягкий, но прямой голос, который постоянно звучит в твоей голове. Джонни всё время монотонно зудит тебе об энтропии, Микоши, Арасаке, корпоратах, принципах, членах… О чём только этот мудак не пиздит.
Ваши отношения в начале натянуты, но потом этим рокером можно проникнуться. Можно не соглашаться с ним. Можно затыкать его и посылать нахуй.
«Чувак, да пошёл ты нахуй. Хочу полировать значок копа, я буду полировать, а ты станешь этому свидетелем».
Ну, знаете, по-дружески вы посылаете друг друга, обмениваетесь факами и в обнимку продолжаете ваше приключение.
Джонни Сильверхенд – лучшее, что есть в игре, на мой взгляд. Настоящий друг, который говорит прямо и действует быстро. Он может обидеть любого, он не толерантен, он мудак, но он искренний мудак.
Кроме Джонни есть ещё классные герои.
Это конечно же Бестия. Горячая бабуля, с которой, увы, нельзя провести жаркую ночь. Она определённо мой тип бой-бабы. Она просто крутая и профи. Она просто делает свою работу. Её не нужно никому ничего доказывать. Обожаю таких.
Мисти – приятная девушка, с которой хотелось бы провести больше времени. Хочется мистическую цепочку квестов с ней, а то все эти исчезающие монахи и таро в городе совершенно незначительны.
Джекки… я бы мог упомянуть сейчас, будь пролог становления его дружбы с V раза так… раз так в пять-десять длиннее.
Горо-сан. Глупый комичный япончик, который рос в бомжатне, но стал телохранителем императора, которого тошнит от любой синтетической жратвы, и который вообще ничего нормально сделать не может. Как бы разрабы не пытались сделать его аляповатым, он приятный персонаж. Я даже на романтические отношения с ним надеялся.
Хочется ещё упомянуть Джошуа с его приводящим в ступор самопожертвованием, Эвелин, которую так хотелось спасти, пусть она и сама себе на уме, Элизабет и Джефферсона, довольно харизматичную парочку с огромными проблемами, Деламейна, который вновь начинает познавать мир.
Они мне понравились, как внешне, так и внутренне.
Заметьте, ни одного номадского скама. Жаль, этих защеканцев убить нельзя. Кто вообще играет за этих обосанных бомжей?!
Как бы там ни было, с героями, упомянутыми выше, и не только, рассказывается простенький тинейджерский сюжетец о том, как пацаны к успеху шли.
Но на самом деле с этими героями рассказывается довольно гнетущий сюжет о неминуемой смерти. И он меня увлёк. Я смог проникнуться неизбежностью и отчаянием. Борьбой за жизнь. Стремлением во что бы то не стало отвоевать своё.
Галопом по Европам мы участвуем в классно поставленных главных квестах, а в конце выбираем исход своего жизненного пути.
Концовка за Джонни – настоящий драйв.
А концовка за Арасаку, с подписанием контракта, – самая лучшая.
Хотя, жаль, что всех школьников не обломали тем, что спасти жизнь V может только злая корпа, а всякие «я уеду с тян в закат и среди песков и грязи найду способ не умереть» остались бы прямой дорогой лишь к загробной жизни.
Звонки на титрах мне не понравились. Мало кто позвонил, мало что менялось от твоих действий. А если ты не вписываешься, то и звонить не будут. Ну, и как я по мнению CD Projekt RED должен узнать, что унылка-тян вскрылась?
Вещи, которые хотелось бы узнать (чё там с киберпсихами, а как дела у Лиззи-Писи), так и остались не раскрыты.
В концовке даже не грусть испытываешь, а смирение и опустошение. Музыка этому способствует. Been good to know ya тянется красной линией по всему сюжету и правильно его завершает.
Вообще с музыкой всё хорошо у C77. The Rebel Path и Wushu Dolls качают меня, кого-то качают другие композиции. В меню композиция хороша, да и Never Fade Away классная, опять же.
На радио я бы выделил лишь Hole In The Sun. Бомбическая.
Хотя, катаясь по городу я бы предпочёл что-нибудь поспокойнее.
Город прекрасен. Раздражает небольшая заковыка, что он абсолютно мёртв, но это уже по лекалам Ведьмака Три, можно сказать «традиция».
Город невероятно красив и разнообразен. В нём много закоулков, ям, лифтов, вторых и пятых этажей. Изучать есть что. Огромные небоскрёбы, постоянно летающие ави, красиво стелящийся свет, дымка и горы мусора формирует непередаваемый вид города.
Серьёзно, это единственный видеоигровой город, в котором я хотел бы пожить. Настолько он приятен моему глазу. Но, скорее всего, был бы неприятен моему носу)
Подводя итог хочется поговорить об оценивании игры в сравнении с другими играми.
Например, с Ассассинами, пусть будет Ориджинс. Хорошие ли в нём сюжет/задания/персонажи/диалоги? Нет, ни в коем разе. Может постановка? Мимо. До сих пор вздрагиваю от миссии с Клеопатрой и Цезарем. А может в игре боёвка хороша? Мммм, нет. Ощущается она странно. Графика мира – мыло. А музыка… я только одну тему приметил, не помню, как звучит. Единственное, в чём выигрывает Ориджинс, на мой взгляд, – качество и удобство.
Можно сравнить с артхаусом Ластухой второй, где сюжет – две остервенелые ебанашки ищут смерть для себя и для близких людей. Где гений сценарист очень ненавязчиво вписывает синагогу в сюжет, где постоянно приходится искать обход закрытых дверей, а игра мучает тебя вторым прохождение за персонажа, который не всем понравится. Но не буду умалчивать про качество, вылизаннось, кучу деталей и в целом улучшенный геймплей. В чём-то лучше в чём-то хуже, как по мне.
Ну, а можно ещё сравнить с какой-нибудь No Way Out (https://store.steampowered.com/app/572010/No_Way_Out/)
Игра, которую с большей вероятностью нормальный и адекватный человек назовёт говном, нежели C77. Если вы разбрасываетесь подобным эпитетом в сторону C77, я желаю вам всю оставшуюся жизнь играть в No Way Out’ы. Кажись, играя в подобное, мучения продлятся не долго.
В конце концов я хоть и был разочарован (ну кто из нас не хотел получить отличную игру, изумительную игру, превосходную игру?!), но не могу назвать Cyberpunk 2077 плохой, да и средней лишь с большой натяжкой. Это хорошая игра, большая, красивая, с сочной музыкой, со стильным дизайном, с прописанными персонажами, с крутой постановкой, с кат-сценами от первого лица, с отличными диалогами, с кучей деталек, моделек, текстурок и прочих фигнюшечек. Вы можете в магазин зайти и сказать продавщице, что она толстая. Разве не ради этого мы играем в игры?! Разве не поэтому их любим?!
К сожалению, C77 прошла через некоторый польский ад, что оставило на ней значительные следы: ожоги, раны, ампутированные части, которые до сих пор можно почувствовать фантомной болью.
Её разработка была болезненной, но в конце концов игра дошла до релиза. И работа многих талантливых людей не пропала даром. Стоило ли придержать игру? Я считаю, что нет. Она и так долго варилась в польском аду. Такой огромный проект наверняка высосал все соки из разработчиков, убил киберльоны нервных клеток. Да и деньжат потратил не мало. Уверен, он всех заебал. А заебавший проект, откладывай хоть пять раз, только большую ненависть взрастишь в сотрудниках.
Компании CD Projekt RED хочу дать несколько советов: впредь не пиздеть, не звиздеть, не пиздеть, анонсировать незадолго до выхода, не пиздеть, нанять пару толковых геймдизайнеров, видеоигровых сценаристов (шоб как у Лариан) и дизайнеров интерфейсов, не пиздеть и, конечно же, патчи делать почаще и потолще.
Гештальт закрыт
Душа уволена
Ничто не истина
И все дозволено