Неоднозначный проект, держащийся на плаву, лишь благодаря былым заслугам студии. Оправдано ли?
Киберфальш
Игра, которую анонсировали 8 лет назад, была сильно ожидаемой среди фанатов жанра RPG, а после выхода The Witcher 3 и вовсе перешла в статус культовой, не успев появиться на прилавках. Но уже после релиза она заставила многих усомниться в том статусе, который ей пророчили фанаты CD Projekt Red.
Если верить слухам о том, как проходил процесс разработки, то можно составить примерную картину: после стадий множества утверждений и концептов активная разработка началась лишь в 2018 году. Но сразу же возникает вопрос: кто из верхушки CRPR вообще додумался поставить дату выхода на апрель 2019 года? Чтобы потешить поднять акции на рынке? Или же напомнить о себе, как о студии, которая не забывает о своих фанатах?
Перенос за переносом. На показах игра выглядела удручающе. Консольные версии скрывались до самого последнего момента. Обзорщики получали игру лишь для компьютеров, а пиарщики заранее спрашивали, какая будет использоваться конфигурация. И вот, наступает тот момент, когда каждый желающий получает игру на руки. Происходит фиаско, полнейшее фиаско с оптимизацией. Причём багов настолько полно, что они зачастую настолько одинаковые, что можно назвать их частью «запланированного» геймплея, а ведь вы не только столкнётесь с ними в одном и том же моменте, но даже ваш друг, коллега и собеседник из игрового чата будет описывать одни и те же казусу, встреченные по ходу игры.
Консольные версии прошлого поколения оказались неиграбельными, кроме более-менее PRO-моделей и карент-ген консолей. Такое положение дел можно списать лишь на нехватку времени, но совершенно никак нельзя сказать про общее качество игры, ведь тут она закончена от и до. И её уже ничто и никто не исправит.
Кибершарж
Когда создавался Cyberpunk 2077, каждый считал своим долгом упомянуть, что игра делается по одноименной настольной игре с богатой, но конечно, узконаправленной фанбазой. А ещё автор этой настольной игры курирует проект! Проект мечты, настоящий киберпанк!
Это классно. Мне очень нравится, как это звучит в буковках всех апеллирующих мне фанатов в беседе игрового чата, но это не значит, что я, как человек, который тоже любит жанр киберпанка и не готов уходить в какие-то подуровни жанра, чтобы познать ту или иную отсылку для «фанатов», не имею права критиковать эту игру. Cyberpunk 2077 — это лишь плоская карикатура на киберпанк.
Да, тут есть футуристичный город. Есть люди, разодетые как маргиналы из нашего времени, которые стремятся носить Balenciaga, есть злые и очень богатые корпорации, которые, прости Господи, унижают простых людей! Но я во всё это не верю. Совершенно не верю. Ни по прошествии двух часов, ни про прошествии 10 часов, ни даже по прошествии 20 часов! Это абсолютная пародия на жанр киберпанка и на то, как человек вообще может представлять себе будущее.
Игра больше походит на то, словно собралась кучка подростков, горящих одной идеей, решивших воплотить идею в одном едином фанфике. Вот только этот фанфик будет интересен только им и точно таким же подросткам «в теме», но не людям, желающим увидеть по-настоящему интересный взгляд на будущее.
Разработчики стремились показать город будущего при солнечном свете? Окей, тут есть город будущего при солнечном свете. Но есть ли у этого города хоть что-то запоминающееся, кроме солнечного света и бетонных коробок, сливающихся в единое аляповатое пятно? Может, какие-то достопримечательности? Пфф, совершенно ничего из городской архитектуры не врезается в память. Лишь мегабашни с цветными обводками да неоновыми вывесками.
А что насчёт «точек интереса» в геймдизайне города? Мест к которым бы тянуло ваше внимание попросту нет. Так что все «интересные» точки отмечены на карте. Решиться исследовать город в поисках визуально-интересных мест, которые могут быть сопряжены с интересными событиями, не получится. Только звонки контр-агентов будут напоминать вам о том, что поблизости можно выполнить очередной унылый квест по зачистке. Но всё же спасибо геймдизайнерам, что старались трудиться над городом, пусть и до конца не продумали городскую среду. Не зря же месяцами пропадали в офисе!
Также город разочаровывает и в плане вертикальности. Его хочется исследовать не только по горизонтали, но и по вертикали. Разработчики обещали и неоднократно заявляли о вертикальности города, но по итогу закрыли доступы ко многих интересующим игрока местам колючей проволокой или невидимыми стенами. Из-за этого необычный вид на город можно понаблюдать только в специально отведённых для этого местах. Ведь если импланты на двойные или высокие прыжки помогут преодолеть колючую ограду, то залезть на торговые центры в той же Пасифике будет невозможно из-за непреодолимой невидимой стены.
Так, ну если город не рассказывает свою историю визуальными достопримечательностями, так может быть персонажи делают это? Ох, персонажи… они как-раз таки запоминаются, но представляют из себя шаблонных кукол, говорящих шаблонные диалоги без какого-либо выхода этих образов. Всё по прописанной тропинке.
Вот у нас есть отвязная стерва, готовая наступить на любого своим каблуком — забавно, но подобный образ уже описывает сразу нескольких персонажей. Хотя это же «жестокий город будущего», тут сразу же на ум приходит образ отвязной стервы, да и большинство парней, основная целевая аудитория, будут отыгрывать именно свои сексуальные фантазии. Отчего сразу же становится понятно, почему в игре полно таких образов героинь.
Меланхоличная маргиналка, которая нужна, чтобы сбить накал в истории, наподобие той, кому нужно сопереживать? Есть.
Вроде как враг, но после отличный напарник — есть.
Вечно надоедающий персонаж, с которым можно потрепаться, да и ещё в своей голове — ЕСТЬ. Да даже злодей типично-вычурный, каких мы уже видели и не раз.
Каждый персонаж Cyberpunk 2077 — это не только «в каком же произведении я это уже видел?», но и его шаблонное развитие, от которого никак не хочется верить или сочувствовать его судьбе. Болванчики на скриптах, да и только, которым баги добавляют ещё больше пародии, чем они изначально являются.
Cyberpunk 2077 словно состоит из цитирований, словно старается угодить фанатам жанра, но не желает предоставить что-то своё, по-настоящему глубокое и уникальное. Причём цитирование не только в мелочах, но и в целых сюжетных арках. Всё в сумме выглядит как Франкенштейн, собранный из кусочков популярных произведений.
Особенно странно выглядят события игры, если заранее посмотреть «Джонни Мнемоник» с тем же Киану Ривзом. Для тех, кто не знает: это фильм в жанре киберпанк, где главному герою необходимо перенести в своём мозгу данные, за которые начинается охота. Звучит знакомо?
Сам сюжет поднимает в принципе интересные темы, да и некоторые игровые моменты, такие как похищение людей ради брейндансов, говорят, что если будущее и будет «киберпанкнутым», то такое вполне может быть, ровно, как это происходит и в нашем времени, когда похищенных людей используют ради самых отвратительных утех на чёрном рынке. Но получить положительные эмоции от игры можно, если сильно в это верить или любить исследовать этот условный внутриигровой мир. А Cyberpunk 2077 постоянно напоминает о себе, что это игра.
Кибермеханика
Геймплею Cyberpunk 2077 пророчили переворот в жанре, считалось, что игра напрочь забьёт последний гвоздь в крышку гроба Deus Ex, вобрав в себя всех фанатов. Революции не случилось, геймплей растерялся где-то впопыхах сборки кода бета-версии.
Перемещение по городу осуществляется либо на своих двоих, либо на авто, вызываемом телефоном. Прокачивать или модернизировать личный транспорт нельзя, а вот покупать — всегда пожалуйста. Кстати, самое мерзкое, что есть в игре — непредвиденные смс-ки с предложением купить транспорт или же звонки с желанием пообщаться, особенно во время выполнения заданий или общения с сюжетным персонажем. Если люди будущего считают, что нормально вот так вот вторгаться в личное пространство со своей глупостью, то они глубоко ошибаются. Забавно ещё и то, что когда персонаж профессионально растёт по ходу сюжета, то к нему всё так же продолжаются относиться как к мальчику на побегушках, которому срочно нужно продать «дырявое ведро» на колёсах.
Прокачка персонажа — это точно такой же ужас, как и сам интерфейс. Кажется, только ленивый не написал об этом, но я совершенно не понимаю, зачем делать так плохо, имея за спиной опыт в крупных RPG-играх. Мало того, что прокачка добавляет невзрачное повышение характеристик, так и не добавляет каких-либо видимых перков — лишь пассивные и не особо нужные, за которыми по ветке могут скрывать более-менее полезные. А сами перки приобретаются за деньги при установке имплантов, у рипперов. Но эти же внутриигровые деньги ещё нужно раздобыть — выполняя однотипные второстепенные задания с сутью «принеси, подай», либо же зачищая «лагеря врагов». Хотя можно заняться крафтом, чтобы через ещё доступные баги нагриндить с продажи вещей. И вот скажите, чем этот опыт лучше игр от Ubisoft, которые критикуют за гринд?
Глупый, глупый и ещё раз глупый искусственный интеллект. Если играть в игру по меркам жанра — аккуратно, вскрывая камеры и взламывая терминалы, врагов и вон ту дальнюю турель — то игра неожиданно ломается на таком, краснеет и не знает, что ответить. Стелс совершенно невозможен, ведь враги зачастую могут вас заметить сквозь стены, поднять тревогу и всем сбродом бежать взламывать вашу черепушку. Прятать трупы по углам тоже не получится: враги всегда знают, куда идти, чтобы увидеть мёртвого товарища и поднять тревогу, если вы не спрятали его тело в контейнер. Но если играть с наскоком, как в бравом шутере наподобие DOOM, то игра приободряется и начинает с вами диалог. Пусть и не совсем чёткий — она всё еще глупенькая, не забывайте про баги и не доработанный интеллект — но всё равно отвечает! Предлагая вам доминировать.
А вот если попробовать поиграть в Cyberpunk 2077, как в GTA, то игра не принесёт никакого удовольствия. Зато напихает звёздочек и отряд полицейских прямо за спину вашему персонажу. Искусственный интеллект правоохранителей порядка не умеет пускаться в погоню, поэтому легче всего скрыться от розыска, запрыгнув в машину и отъехав на пару-сотню метров. Особенно подобное знание помогает, если под ваши колёса попал случайный мирный житель. Они охотно любят телепортироваться под колёса вашего транспорт, так же неожиданно, как и полицейские за вашими спинами. Видимо, просто непонятная странность будущего.
Пусть игра и не подразумевает разнообразные выборы, а сами диалоги особо ни на что не влияют. Всё равно есть парочка моментов, когда диалоги с персонажами меняют ход некоторых событий. Обманувшись иллюзией выбора в начале, вы не осознаете это в будущем, ведь каждый раз до этого, когда вам хочется выбрать понравившийся ответ, игра всё равно приводит к нужной строчке, заставляя выбрать именно её. Но когда случается какой-то переломный момент, то вот тут-то оказывается, что выбор был, и он был сделан не вашу пользу. Абсолютно глупая и, кажется, не совсем нужная система выбора диалогов — когда не понятны пути развития того или иного ответа.
Кибердостало
Настолько плохой продукт в наше время, который стоит поддерживать деньгами? Ну, ведь игру обязательно поправят, — как мантру повторяют фанаты CDPR.
Баги поправят, но ничего в итоге не изменится. Да, управление транспортом на приемлемом уровне, саунд-дизайн достоин похвалы, атмосфера погружающая и графика в принципе красивая, но долгострой должен радовать чем-то ещё. Особенно во времена игр-сервисов.
Что мы по факту имеем: однотипные второстепенные квесты с минимальными отсылками «для фанатов», сюжетная история, которая кишит цитированиями, следуя по изъезженным тропам, болото из багов, плохая оптимизация — всё это лишь показывает, насколько плохой может быть идея выпустить игру раньше, чем можно себе это позволить.
Cyberpunk 2077 уже ничего не исправит. Она ничего не изменила в игровой индустрии и уже не изменит. Cyberpunk 2077 не превзошёл жанр киберпанка. Это просто средняя игра, на один раз, про которую можно забыть после одного прохождения.