Думаю, у каждого из нас бывают довольно странные приступы игровой ностальгии, когда мы хотим поиграть во что-то похожее на игру нашего детства, но при этом сама игра юности уже настолько затерта до дыр, что надоела. То есть хотим новую игру, но, чтобы она была такая же, как старая.
И разработчики с удовольствием удовлетворяют эти наши порывы. И наиболее представлены в игровой индустрии ныне ретрошутеры и олдскульные РПГ. О первом упомянутом явлении я расскажу как-нибудь в другой раз. А сегодня поговорим об одном ярком представителе РПГ под олдскул.
В целом жанр РПГ в своем развитии прошел невероятно длинный и разнообразный путь. И выходит так, что любой человек, что сейчас читает этот пост под термином «олдскул-РПГ из детства» понимает что-то свое. Для кого-то РПГ начались с Балморы и путешествия в рудную долину, кто-то начал с партийных CRPG на Infinity engine, кто-то впервые познакомился с жанром на выходе из тринадцатого убежища, ну а кто-то начинал с того, что превращал Ксин в полноценную планету. И примечательно тут не только то, что эти игры удивительно разняться между собой, но и то, что эти тайтлы и их идеи не только не заброшены, но и вполне себе популярны.
И сегодня я чуть подробнее расскажу об одной из таких игр. О наполненном ностальгическим духом, проекте, недавно вышедшем в ранний доступ — Colony Ship: A Post-Earth Role Playing Game.
Конкуренты
Уже по одному названию ясно, что игра вдохновлена классическими частями серии Fallout. И, например, для того чтобы заинтересовать меня и определенный круг лиц этого уже было достаточно. Но сейчас сложилась такая ситуация, что нельзя сказать о том, что в индустрии имеется некий недостаток последователей и подражателей серии Fallout. В первую очередь есть собственно воскресший прародитель Fallout – серия Wasteland, есть известные и признанные Atom RPG с продолжением Trudograd, есть любопытная Encased, готовятся к выходу Space Wreck и The Ascent. В общем, конкуренция высока. И какие же козыри есть у Colony Ship на фоне конкурентов?
Разработчик
Для начала, за разработку Colony Ship отвечает Iron Tower Studio. Фанаты РПГ могут знать ее по широко известной в узких кругах игре The Age of Decadence и ее спин-оффом Dungeon Rats. По сути, Colony Ship – это их следующий крупный проект. И если вы некогда уже играли в Age of Decadence, то можете справедливо предположить, что в Colony Ship нас ждут проработанный мир, вариативность и весьма недружелюбная боевая система. И уже сейчас по раннему доступу можно судить, что все это в игре есть.
Сюжет
Далее стоит отметить то, как игра прописана. Если вкратце, то история повествует нам о жителе космического корабля, который когда-то давно был отправлен в глубокий космос для заселения Проксима Центавра. Этот самый житель не был на Земле и ему не суждено побывать на Проксима Центавра. То есть мы играем за человека, которому судьба уготовила прожить всю жизнь на корабле, где некогда случился разрушительный бунт и теперь на еле живом ковчеге главенствуют три фракции.
Звучит не слишком свежо, согласен. Но в качестве козыря игры я указал вовсе не сам сюжет, а то насколько он прописан. В Colony Ship огромное количество текста и возникает ощущение, что в игре описана и прописана каждая мелочь. И прописана качественно. Текст интересен не только в практическом, но и в художественном плане. Многие диалоги не только информативны, но и при этом их реально интересно читать. Возникает то самое приятное ощущение погружения в мир. В нем столько деталей, что он чувствуется реально существующим.
Сейчас в раннем доступе трудно говорить о том, как сюжет и мир игры будут развиваться на протяжении всей, довольно-таки продолжительной в перспективе игры. Но завязка и общая направленность сюжета уже цепляют. Но цепляют вовсе не оригинальностью, а глубиной проработки.
Если говорить понятиями, которые невозможно измерить, то Colony Ship невероятно атмосферная игра. Очень ясно ощущается окружающий упадок. Ты будто бы сам, заглотив маслянистый самогон в местном баре, болтаешь с барменом о том о сем, а затем, проходя мимо клиники, заглядываешь туда в поисках работы и цепляешься языками с местным специалистом. Диалоги тут скорее характерны для книг, нежели для игр. Но, разумеется, не все.
Ролевая система
Что касается ролевой системы — здесь разработчик не стал изобретать что-то новое и система навыков, статов и перков крайне напоминает хорошо знакомый S.P.E.C.I.A.L. Но главная фишка тут в том, что навыки растут не по мере повышения уровня, а по мере использования этих навыков, примерно такая же система была в Dungeon Siege. Стреляешь из винтовок – качаешь винтовки, все просто. Единственное, что эта система не столь наглядна и понятна в небоевых навыках. Правда и прокачка по уровням тоже есть. То есть, грубо говоря, уровни дают перки, а умения надо качать за счет их использования.
Я выше сказал, что данная система нагляднее для боевых навыков, но это вовсе не значит что «дипломаты» и «воры» остались за бортом. Заговорить зубы тут можно любому — скиллчеки в диалогах сделаны как надо. Ну и стелсить под носом у врага можно более чем комфортно. Единственное, что стелс бои, как это часто бывает, более продолжительны, чем открытые столкновения, и нередко заканчиваются неудачей, а сохраниться можно только вне боя, что неудобно при такой тактике.
Бои
Пару слов стоит сказать о боях. Разработчик в какой-то момент выкатил пост что, мол, да бои у нас очень сложные смиритесь с этим, менять не будем, но дадим пару советов. И по сути, они там далее говорят о том, что надо качать, чтобы стать гуру именно в боях и рекомендуют вообще идти в дипломатию, если бои не вывозишь. Видимо, они собрали фидбек и многие игроки пожаловались на сложность именно боевой системы.
И знаете, да, бои и правда не простые, но они и не излишне сложные. Они классические. Сама механика знакома по десяткам игр и ничего нового в ней нет. Да, какое-то время уйдет на то, чтобы привыкнуть к тому, как игра работает в этом аспекте, найти свою тактику, но взамен каждая победа приносит реальное удовлетворение. Те, кто знаком с подобными играми, вряд ли найдут бои слишком сложными. Но, видимо, вокруг игры скопилось большое количество новой аудитории, которая игру, мягко говоря, не поняла.
Итог
Age of Decadence была в разработке 11 лет, два из которых была в стадии раннего доступа. Colony Ship уже пять лет находится в разработке, и по словам разработчиков, с момента появления в раннем доступе 6 апреля 2021 года проведет там еще 18 месяцев. На данный момент в игре 3 локации из 12 и геймплея часов на 8.
Игра уже выглядит весьма приятно. Проработанный мир, рабочие ролевая и боевая системы. Пускай и не самый оригинальный, но прописанный сюжет. И вопрос тут один: стоит ли ее брать прямо сейчас? Если вы интересуетесь жанром и любите Age of Decadence, то да. Ибо все равно возьмете рано или поздно, а так хоть, может, сэкономите, ведь скорее всего, обзаведясь контентом, она подорожает на релизе. Если же вы не следите за жанром и просто хотите «РПГ про постапокалипсис», то стоит подождать релиза, а пока поиграть в Wasteland 3 и Atom RPG.
Спасибо за внимание.